Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 13:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая гр, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, отношение между мужем и женой, родителями и детьми. В соц исследованиях важно учитывать средний размер семьи, сост семей, осуществляемый по различным основаниям (числу поколений в семье, числу и полноте супружеских пар, числу и возрасту несовершеннолетних детей), деление семей по соц - классовым признакам. Функции и типы семей. Для семьи как малой соц гр характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; опосредованность совместной деятельности. Характеристиками семьи, которые во многом определяют ее потенциалы, считаются: психологическое здоровье, функционально-ролевая согласованность, социально - ролевая адекватность, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Наиболее распространенной считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной или: неполной, образовавшейся в результате развода, овдовения, рождения ребенка вне брака. Если семейная структура помимо супругов и детей включает др родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной. Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству. По характеру распределения семейных обязанностей и по тому, кто в семье является лидером, выделяют 3 основных типа семьи. 1. Традиционная (патриархальная) семья, где под одной крышей проживают минимум 3 поколения, и роль лидера отводится старшему мужчине. Здесь существует экономическая зависимость женщины и детей от супруга; четко закреплены мужские и женские обязанности; безусловно, признается мужское главенство. 2. Нетрадиционная (эксплуататорская) семья: при установках на мужское лидерство, жестком распределении мужских и женских в семье, ролей в семье, разграничении обязанностей между супругами, за женщиной закрепляется еще и право на участие в общественном труде на ряду с мужчиной. Вполне естественно, что в такой семье из-за чрезмерной занятости женщины, ее перегрузок появляется свой комплекс проблем. 3. Эгалитарная семья (семья равных), в которой домашние обязанности пропорционально делятся между супругами, др членами семьи, решения принимаются совместно, эмоциональные отношения пронизаны заботой, любовью, уважением, доверием. Известны и др типы семей, где роль матери выполняет отец, старший брат или сестра. Эти тенденции заставляют соц работников по-иному оценивать готовность определенной семьи реализовывать предписываемые ей функции и выбирать способы оказания ей помощи. Выделить наиболее актуальные для соц работы типы семей: многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, малообеспеченные и бедные семьи, неблагополучные семьи, неполные семьи и т.д. Сфера семейной деятельности весьма сложна и находит сове содержательное выражение в выполняемых ее функциях. Таким образом, выполняя такое количество функций, семья является основой общества, гарантией его стабильного состояния и развития. Нарушение какой-либо из функций семьи ведет к неизбежным проблемам и конфликтам как внутри семьи, так и за ее пределами. Неспецифические функции семьи. Связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжении и самосохранению "Я" каждого, и др - отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.
При изучении семьи как соц-психологической гр взаимосвязь Л и общества рассматривается на уровне первичных, межличностных отношений. Проводимые исследования взаимоотношений в семье концентрируются на взаимодействиях членов семьи в различных соц и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как гр.
Гендерная социология спец соц теория, изучающая закономерности дифференциации мужских и женских соц ролей, разделения труда по признаку пола, культурные символы и соц-психологические стереотипы мужественности и женственности, их влияние на разные стороны общественной жизни. Объектом исследования ГС являются исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин и соответствующий им патриархальный образ соц реальности. Предметом исследования ГС является гендерное неравенство и соц несправедливость в отношении женщин, которые наиболее полно проявляются в соц стратификации, по признаку пола на микро- мезо- и макроуровнях. Как спец теория, ГС является частью соц знания в рамках любой из существующих парадигм (функционалистской, марксистской, субъективистской), с разной степенью радикализма решая проблемы женщин. Новая соц парадигма, признающая необходимость кардинального пересмотра всего соц знания под углом зрения признания исторически сложившегося взаимоотношения полов несправедливым и включения уникального научного и повседневного опыта женщин в соц знание. Подчиненные гр общества, включая женщин, не могут выразить себя и нуждаются в новых формах знаний об обществе и соц отношениях вообще. Необходимость переосмысления под углом зрения гендера всех традиционных проблем С (соц стратификации, разделения труда, проблем власти и собственности, социализации Л) и дополнения соц знания новыми проблемными узлами (теми проблемами, которые прежде всего релевантны с точки зрения женщин). В настоящее время проблематика, разрабатываемая в ГС, включает выделение пола как важной дифференцирующей переменной в анализе разделения труда, соц структуры, образа жизни, поведения в семье и в сфере профессиональной деятельности. Относительно новым является анализ сексуального насилия над женщинами в семье и сексуальных домогательств на службе, изучение неоплачиваемого домашнего труда женщин в качестве важного дополнения к труду вне дома, создающему прибавочную стоимость, сравнительный анализ отцовства - материнства (включая совмещение этих ролей). В ряде стран со смешанным этническим составом исследуются расовые и этнокультурные аспекты тендерных проблем. Широко распространены исследования соц положения женщин, выполненные на стыке С с другими дисциплинами. Эмпирические исследования по гендерной проблематике имеют большое практическое значение и существенно дополняют имеющиеся знания по многим аспектам соц жизни. ГС действительно заполняет существенный пробел, ибо сегодня С нуждается как в новом теоретическом подходе, так и в эмпирических исследованиях для изучения этого вопроса. Выбор методов исследования - также важная проблема современной ГС. В отечественной ГС широко применяются традиционные методы опроса, изучения документов, привлекается соц статистика. Теоретико-методологические основы проводимых гендерных исследований с необходимостью должны принимать во внимание особенности исторического развития страны, ее соц-экономический уровень развития и специфику культуры. Некоторые положения и результаты, равно как и методы западной ГС не применимы в условиях развивающихся стран Азии, Африки или постсоветских стран Восточной Европы.
Понятие соц контроля введено Т.Тардом. Соц контроль - это способ саморегуляции соц сист (общества в целом, соц гр и др), обеспечивающий посредством нормативного регулирования целенаправленное воздействие людей и других структурных элементов этой сист, их упорядоченное взаимодействие в интересах укрепления порядка и стабильности. Основное назначение соц контроля - поддерживать порядок и стабильность в обществе, а также обеспечивать соц воспроизводство (преемственность) в направлении, соответствующем избранной конкретным обществом стратегии развития. Благодаря механизмам социализации, предписывания, поощрения, отбора и контроля соц сист сохраняет равновесие. Механизм соц контроля играет важнейшую роль в укреплении институтов общества. Образно говоря, этот механизм - «центральная нервная система» соц института. Соц контроль по отношению к обществу выполняет 2 осн функции: 1. Охранительную функцию. Эта функция иногда мешает соц контролю выступать сторонником прогресса, но в перечень его функций как раз и не входит обновление общества - это задача других общественных учреждений. Так, соц контроль охраняет мораль, право, ценности, требует уважать традиции, выступает против того нового, что как следует не проверено. 2. Стабилизирующую функцию. Соц контроль выступает в качестве фундамента стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведет к аномии, беспорядку, смуте и соц раздору. Отличительные черты соц контроля: 1) упорядоченность, категоричность и формализованность: соц нормы нередко применяются к индивиду без учета его личностных особенностей; др словами, человек должен принять норму только потому, что он является членом данного общества; 2) связь с санкциями -- наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение; 3) коллективное осуществление соц контроля: соц действие часто является реакцией на то или иное поведение человека, а следовательно, может быть как негативным, так и позитивным стимулом при выборе целей и средств их достижения.
Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам соц поведения в том или ином сообществе. К основным видам ДП относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, ДП возникает, прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к ДП склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов ДП (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление ДП становится возможным уже при одном только определении индивида как соц отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер. Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, соц норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении Л соц зрелости, которая характеризуется обретением Л интегрального соц статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является ДП - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. К основным формам ДП принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение (ДП) - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением Л к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К ДП могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества. Итак, ДП - это поведение индивида или гр, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. ДП - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и соц взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат др другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной ДП. Учитывая, что ДП может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.
В изучении причин ДП существует 3 вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные. 1. Основная предпосылка всех теорий физических типов сост в том, что определенные физические черты Л предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Среди последователей теорий физических типов можно назвать Ломброзо, Кретшмера, Шелдона. В работах этих авторов присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать соц отклонения, осуждаемые обществом. Однако практика показала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, "преступными" чертами лица не мог обидеть и муху. 2. В основе психоаналитических теорий ДП лежит изучение К (конфликта), происходящих в сознании Л. Согласно теории Фрейда, у каждой Л под слоем активного сознания находится область бессознательного - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного "беззаконного" состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние К между Я и бессознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных соц окружением индивида. 3. В соответствии с соц, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, т.к. процессы проходимой ими социализации в гр, бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причём эти неудачи сказываются на внутренней структуре Л. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или гр становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением. Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). По Дюркгейму аномия - это сост, при котором Л не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения. Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и соц одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому соц положению, легальные средства членов общества, для достижения такого состояния, весьма ограничены. Когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом.
Р.
Мертоном была разработана
типология поведения
Л в их отношении к целям и средствам.
Согласно этой типологии отношение к целям
и средствам любой Л укладывается в след
классы: 1) конформист принимает как культурные
цели, так и институциональные средства,
одобряемые в обществе, и является лояльным
членом общества; 2) новатор пытается достигнуть
культурных целей (которые он принимает)
неинституциональными средствами (включая
незаконные и криминальные); 3) ритуалист
принимает институциональные средства,
которые абсолютизирует, но цели, к которым
он должен стремиться с помощью этих средств,
игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии
и правила для него являются основой поведения,
в то же время оригинальные, нетрадиционные
средства им, как правило, отвергаются;
4) изолированный тип отходит как от культурных,
традиционных целей, так и от институциональных
средств, необходимых для их достижения
(например бомжи, наркоманы, алкоголики);
5) мятежник пребывает в нерешительности
относительно как средств, так и культурных
целей; он отступает от существующих целей
и средств, желая создать новую сист норм
и ценностей и новые средства для их достижения.
При использовании этой
типологии важно помнить,
что люди никогда не
могут быть полностью
конформными к нормативной
культуре или быть полными
новаторами. В каждой
Л присутствуют в той
или иной степени все
перечисленные типы. С другой стороны,
ДП является одним из путей адаптации
культуры к соц изменениям. Нет такого
современного общества, которое долгое
время оставалось бы статичным. Даже совершенно
изолированные от мировых цивилизаций
сообщества должны время от времени изменять
образцы своего поведения из-за изменения
окружающей среды. Но новые культурные
нормы редко создаются путем обсуждения
и дальнейшего их принятия всеми членами
соц гр. Новые соц нормы рождаются и развиваются
в результате повседневного поведения
индивидов, в столкновении постоянно возникающих
соц обстоятельств. Отклоняющееся от старых,
привычных норм поведение небольшого
числа индивидов может быть началом создания
новых нормативных образцов. Постепенно,
преодолевая традиции, ДП содержащее новые
жизнеспособные нормы, все в большей степени
проникает в сознание людей. По мере усвоения
членами соц гр поведения, содержащего
новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся.
Различные виды соц
отклонений. Культурные
и психические отклонения. Социологов
интересуют, прежде всего, культурные
отклонения, то есть отклонения данной
соц общности от норм культуры. Психологов
же интересуют психические отклонения
от норм личностной организации: психозы,
неврозы и т.д. Люди часто пытаются связывать
культурные отклонения с психическими.
Н – р, сексуальные отклонения, алкоголизм,
наркомания и многие другие отклонения
в соц поведении связывают с личностной
дезорганизацией, иначе говоря с психическими
отклонениями. Однако личностная дезорганизация
далеко не единственная причина отклоняющегося
поведения. Обычно психически ненормальные
Л полностью выполняют все правила и нормы,
принятые в обществе, и, наоборот, для Л,
психически вполне нормальных, бывают
характерны весьма серьезные отклонения.
Вопрос о том, почему это происходит, интересует
как социологов, так и психологов. Индивидуальные
и групповые отклонения.
Индивидуальное, когда отдельный индивид
отвергает нормы своей субкультуры. Групповое,
рассматриваемое как конформное поведение
члена девиантной гр по отношению к её
субкультуре. Подростки из трудных семей,
проводящие большую часть своей жизни
в подвалах. "Подвальная жизнь" кажется
им нормальной, у них существует свой "подвальный"
моральный кодекс, свои законы и культурные
комплексы. В данном случае налицо гр отклонение
от доминирующей культуры, так как подростки
живут в соответствии с нормами собственной
субкультуры. Первичное
и вторичное отклонения. Под первичным
отклонением подразумевается отклоняющееся
поведение Л, которое в целом соответствует
культурным нормам, принятым в обществе.
В данном случае совершаемые индивидом
отклонения так незначительны и терпимы,
что он социально не квалифицируется девиантом
и не считает себя таковым. Для него и для
окружающих отклонение выглядит просто
маленькой шалостью, эксцентричностью
или на худой конец ошибкой. Вторичным
отклонение называют отклонение от существующих
в гр норм, которое социально определяется
как девиантное. Культурно
одобряемые отклонения. Отклоняющееся
поведение всегда оценивается с точки
зрения культуры, принятой в данном обществе.
Следует выделить необходимые качества
и способы поведения, которые могут привести
к соц одобряемым отклонениям: а) сверхинтеллектуальность.
Повышенная интеллектуальность может
рассматриваться как способ поведения,
приводящий к соц одобряемым отклонениям
лишь при достижении ограниченного числа
соц статусов. Интеллектуальная посредственность
невозможна при исполнении ролей крупного
ученого или культурного деятеля, в то
же время сверхинтеллектуальность менее
необходима для актера, спортсмена или
политического лидера; б) особые склонности.
Позволяют проявлять уникальные качества
на очень узких, специфических участках
деятельности. в) сверхмотивация. Многие
социологи считают, что интенсивная мотивация
часто служит компенсацией за лишения
или переживания, перенесенные в детстве
или юности. Например, существует мнение,
что Наполеон имел высокую мотивацию к
достижению успеха и власти в результате
одиночества, испытанного им в детстве,
или Паганини постоянно стремился к славе
и почету в результате перенесенных в
детстве нужды и насмешек сверстников;
г) личностные качества - личностные черты
и свойства характера, которые помогают
достичь возвышения Л; д) счастливый случай.
Большие достижения - это не только ярко
выраженный талант и желание, но и их проявление
в определенном месте и в определенное
время. Культурно осуждаемые
отклонения. Большинство обществ поддерживает
и вознаграждает соц отклонения, проявляемые
в форме экстраординарных достижений
и активности, направленной на развитие
общепринятых ценностей культуры. Нарушение
же нравственных норм и законов в обществе
всегда строго осуждалось и наказывалось.