Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 13:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ (билеты).docx

— 96.21 Кб (Скачать)
  1. Характеристика основных тенденций в демографической ситуации в России
 
 
 
  1. Функции и типы семьи, формы  брачных отношений

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая гр, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, отношение между мужем и женой, родителями и детьми. В соц исследованиях важно учитывать средний размер семьи, сост семей, осуществляемый по различным основаниям (числу поколений в семье, числу и полноте супружеских пар, числу и возрасту несовершеннолетних детей), деление семей по соц - классовым признакам. Функции и типы семей. Для семьи как малой соц гр характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; опосредованность совместной деятельности. Характеристиками семьи, которые во многом определяют ее потенциалы, считаются: психологическое здоровье, функционально-ролевая согласованность, социально - ролевая адекватность, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Наиболее распространенной считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной или: неполной, образовавшейся в результате развода, овдовения, рождения ребенка вне брака. Если семейная структура помимо супругов и детей включает др родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной. Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству. По характеру распределения семейных обязанностей и по тому, кто в семье является лидером, выделяют 3 основных типа семьи. 1. Традиционная (патриархальная) семья, где под одной крышей проживают минимум 3 поколения, и роль лидера отводится старшему мужчине. Здесь существует экономическая зависимость женщины и детей от супруга; четко закреплены мужские и женские обязанности; безусловно, признается мужское главенство. 2. Нетрадиционная (эксплуататорская) семья: при установках на мужское лидерство, жестком распределении мужских и женских в семье, ролей в семье, разграничении обязанностей между супругами, за женщиной закрепляется еще и право на участие в общественном труде на ряду с мужчиной. Вполне естественно, что в такой семье из-за чрезмерной занятости женщины, ее перегрузок появляется свой комплекс проблем. 3. Эгалитарная семья (семья равных), в которой домашние обязанности пропорционально делятся между супругами, др членами семьи, решения принимаются совместно, эмоциональные отношения пронизаны заботой, любовью, уважением, доверием. Известны и др типы семей, где роль матери выполняет отец, старший брат или сестра. Эти тенденции заставляют соц работников по-иному оценивать готовность определенной семьи реализовывать предписываемые ей функции и выбирать способы оказания ей помощи. Выделить наиболее актуальные для соц работы типы семей: многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, малообеспеченные и бедные семьи, неблагополучные семьи, неполные семьи и т.д. Сфера семейной деятельности весьма сложна и находит сове содержательное выражение в выполняемых ее функциях. Таким образом, выполняя такое количество функций, семья является основой общества, гарантией его стабильного состояния и развития. Нарушение какой-либо из функций семьи ведет к неизбежным проблемам и конфликтам как внутри семьи, так и за ее пределами. Неспецифические функции семьи. Связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжении и самосохранению "Я" каждого, и др - отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.

  1. Основные направления социологического изучения семьи

При изучении семьи как соц-психологической гр взаимосвязь Л и общества рассматривается на уровне первичных, межличностных отношений. Проводимые исследования взаимоотношений в семье концентрируются на взаимодействиях членов семьи в различных соц и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как гр.

  1. Гендерная проблематика в современной социологии

Гендерная социология спец соц теория, изучающая закономерности дифференциации мужских и женских соц ролей, разделения труда по признаку пола, культурные символы и соц-психологические стереотипы мужественности и женственности, их влияние на разные стороны общественной жизни. Объектом исследования ГС являются исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин и соответствующий им патриархальный образ соц реальности. Предметом исследования ГС является гендерное неравенство и соц несправедливость в отношении женщин, которые наиболее полно проявляются в соц стратификации, по признаку пола на микро- мезо- и макроуровнях. Как спец теория, ГС является частью соц знания в рамках любой из существующих парадигм (функционалистской, марксистской, субъективистской), с разной степенью радикализма решая проблемы женщин. Новая соц парадигма, признающая необходимость кардинального пересмотра всего соц знания под углом зрения признания исторически сложившегося взаимоотношения полов несправедливым и включения уникального научного и повседневного опыта женщин в соц знание. Подчиненные гр общества, включая женщин, не могут выразить себя и нуждаются в новых формах знаний об обществе и соц отношениях вообще. Необходимость переосмысления под углом зрения гендера всех традиционных проблем С (соц стратификации, разделения труда, проблем власти и собственности, социализации Л) и дополнения соц знания новыми проблемными узлами (теми проблемами, которые прежде всего релевантны с точки зрения женщин). В настоящее время проблематика, разрабатываемая в ГС, включает выделение пола как важной дифференцирующей переменной в анализе разделения труда, соц структуры, образа жизни, поведения в семье и в сфере профессиональной деятельности. Относительно новым является анализ сексуального насилия над женщинами в семье и сексуальных домогательств на службе, изучение неоплачиваемого домашнего труда женщин в качестве важного дополнения к труду вне дома, создающему прибавочную стоимость, сравнительный анализ отцовства - материнства (включая совмещение этих ролей). В ряде стран со смешанным этническим составом исследуются расовые и этнокультурные аспекты тендерных проблем. Широко распространены исследования соц положения женщин, выполненные на стыке С с другими дисциплинами. Эмпирические исследования по гендерной проблематике имеют большое практическое значение и существенно дополняют имеющиеся знания по многим аспектам соц жизни. ГС действительно заполняет существенный пробел, ибо сегодня С нуждается как в новом теоретическом подходе, так и в эмпирических исследованиях для изучения этого вопроса. Выбор методов исследования - также важная проблема современной ГС. В отечественной ГС широко применяются традиционные методы опроса, изучения документов, привлекается соц статистика. Теоретико-методологические основы проводимых гендерных исследований с необходимостью должны принимать во внимание особенности исторического развития страны, ее соц-экономический уровень развития и специфику культуры. Некоторые положения и результаты, равно как и методы западной ГС не применимы в условиях развивающихся стран Азии, Африки или постсоветских стран Восточной Европы.

  1. Механизм и функции социального контроля

Понятие соц контроля введено Т.Тардом. Соц контроль - это способ саморегуляции соц сист (общества в целом, соц гр и др), обеспечивающий посредством нормативного регулирования целенаправленное воздействие людей и других структурных элементов этой сист, их упорядоченное взаимодействие в интересах укрепления порядка и стабильности. Основное назначение соц контроля - поддерживать порядок и стабильность в обществе, а также обеспечивать соц воспроизводство (преемственность) в направлении, соответствующем избранной конкретным обществом стратегии развития. Благодаря механизмам социализации, предписывания, поощрения, отбора и контроля соц сист сохраняет равновесие. Механизм соц контроля играет важнейшую роль в укреплении институтов общества. Образно говоря, этот механизм - «центральная нервная система» соц института. Соц контроль по отношению к обществу выполняет 2 осн функции: 1. Охранительную функцию. Эта функция иногда мешает соц контролю выступать сторонником прогресса, но в перечень его функций как раз и не входит обновление общества - это задача других общественных учреждений. Так, соц контроль охраняет мораль, право, ценности, требует уважать традиции, выступает против того нового, что как следует не проверено. 2. Стабилизирующую функцию. Соц контроль выступает в качестве фундамента стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведет к аномии, беспорядку, смуте и соц раздору. Отличительные черты соц контроля: 1) упорядоченность, категоричность и формализованность: соц нормы нередко применяются к индивиду без учета его личностных особенностей; др словами, человек должен принять норму только потому, что он является членом данного общества; 2) связь с санкциями -- наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение; 3) коллективное осуществление соц контроля: соц действие часто является реакцией на то или иное поведение человека, а следовательно, может быть как негативным, так и позитивным стимулом при выборе целей и средств их достижения.

  1. Сущность и формы девиантного поведения

Девиантное  поведениесовершение поступков, которые противоречат нормам соц поведения в том или ином сообществе. К основным видам ДП относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, ДП возникает, прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к ДП склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов ДП (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление ДП становится возможным уже при одном только определении индивида как соц отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер. Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, соц норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении Л соц зрелости, которая характеризуется обретением Л интегрального соц статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является ДП - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. К основным формам ДП принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение (ДП) - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением Л к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К ДП могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества. Итак, ДП - это поведение индивида или гр, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. ДП - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и соц взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат др другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной ДП. Учитывая, что ДП может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.

  1. Причины и типы девиантного поведения

В изучении причин ДП существует 3 вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные. 1. Основная предпосылка всех теорий физических типов сост в том, что определенные физические черты Л предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Среди последователей теорий физических типов можно назвать Ломброзо, Кретшмера, Шелдона. В работах этих авторов присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать соц отклонения, осуждаемые обществом. Однако практика показала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, "преступными" чертами лица не мог обидеть и муху. 2. В основе психоаналитических теорий ДП лежит изучение К (конфликта), происходящих в сознании Л. Согласно теории Фрейда, у каждой Л под слоем активного сознания находится область бессознательного - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного "беззаконного" состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние К между Я и бессознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных соц окружением индивида. 3. В соответствии с соц, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, т.к. процессы проходимой ими социализации в гр, бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причём эти неудачи сказываются на внутренней структуре Л. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или гр становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением. Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). По Дюркгейму аномия - это сост, при котором Л не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения. Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и соц одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому соц положению, легальные средства членов общества, для достижения такого состояния, весьма ограничены. Когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом.

Р. Мертоном была разработана  типология поведения  Л в их отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии отношение к целям и средствам любой Л укладывается в след классы: 1) конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества; 2) новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные); 3) ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются; 4) изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (например бомжи, наркоманы, алкоголики); 5) мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую сист норм и ценностей и новые средства для их достижения. При использовании этой типологии важно помнить, что люди никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами. В каждой Л присутствуют в той или иной степени все перечисленные типы. С другой стороны, ДП является одним из путей адаптации культуры к соц изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменения окружающей среды. Но новые культурные нормы редко создаются путем обсуждения и дальнейшего их принятия всеми членами соц гр. Новые соц нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения индивидов, в столкновении постоянно возникающих соц обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, ДП содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами соц гр поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся. Различные виды соц отклонений. Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют, прежде всего, культурные отклонения, то есть отклонения данной соц общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и т.д. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Н – р, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в соц поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные Л полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для Л, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов. Индивидуальные и групповые отклонения. Индивидуальное, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры. Групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной гр по отношению к её субкультуре. Подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. "Подвальная жизнь" кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо гр отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры. Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение Л, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в гр норм, которое социально определяется как девиантное. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к соц одобряемым отклонениям: а) сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к соц одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа соц статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера; б) особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности. в) сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников; г) личностные качества - личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения Л; д) счастливый случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает соц отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось. 

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"