Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 13:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
Итак. На основе сформулированных законов и соц психологических экспериментов вывод: основным источником соц напряжённости конфликтов, является несоответствие микро и макроструктур соц групп. Морено сделал глобальный социометрический вывод, который касается общества в целом: конфликты могут быть ликвидированы путём реорганизации (перегруппировка индивидов таким образом, чтобы рядом оказывались люди симпатизирующие друг другу). В этом и суть социометрической революции в обществе.
Также относятся теории межличностного взаимодействия, которые понимают общество как совокупность взаимодействия людей. Сюда относятся:
1) теория зеркального «Я» (Чарльз Кули).
2) теория символического интеракционизма (Дж. Мид).
3) теория
обмена – ролевая теория
Структурно функциональный метод исследования объектов является общенаучным методом, пришёл в С из естественных наук. Применяется к анализу сложных объектов и связан с системными представлениями объектов в статике.
Внёс америк соц Талькот Парсонс. По его мнению любая соц сист и общество в целом должно быть рассмотрено как функционирующая сист. Любая соц сист предполагает выполнение 4х функций и соответственно существует 4 функциональных безусловных требования, которым должна соответствовать соц сист.
1. Адаптация. Н – р: экономика, как соц подсист, потому что предполагает рациональную организацию и распределение материальных, человеческих и культурных ресурсов с целью адаптации изменяющейся внутренней и внешней среды.
2. Целеориентация. Заключается в определении основных целей развития и функционирования, а также создание условий для их достижения.
3. Интеграция. Институтами соц контроля (госаппарат) и заключается в сохранении устойчивости, солидарности и внутреннего единства соц сист.
4. Поддержание образца. Требование устранения скрытых напряжений в сист личностной мотивации индивидов. Функция поддержания соц образцов и стандартов на должном уровне. Выполняет соц институт (образование и воспитание), церковь, армия.
Это новый этап общества, начал складываться во 2й половине XXв, который идёт на смену индустриальному обществу. Соц теории, изучающие основные тенденции формирования нового общества возникли в 70е гг XXв, смыкаются с футурологией.
Представители: Белл, Бжезинский, Г.Маркузе, Р.Дарендорф, О.Тоффлер («Шоу от будущего» или «Футурошок»).
По Тоффлеру 3 периода:
1.аграрная стадия;
2.индустриальная стадия;
3.стадия 3й волны или цивилизация 3й волны.
Основные черты постиндустриального общества.
1) гибкие информационные технологии. Общество на информации, как основе любого соц взаимодействия.
2) демассифицирование
и деклассирование общества. Утеря
традиционных классовых
3) антицыпарная (превосходящая) демократия. Обеспечивает участие граждан в формировании моделей собственного будущего «живи сам – не мешай др».
4) создание транснациональных соц институтов. Решает глобальные вопросы всего человечества о глобализации в современном мире, которая предполагает отход от национально государственной замкнутости к рынкам, товарам, рабочей силе, идеям и т.д.
5) небывалая соц мобильность индивидов. Не только географическая мобильность, открытость соц переменам и вместе с тем, автономизация индивидуальной частной жизни.
Соц исследование включает 4 сменяющих друг друга этапа:
1) подготовку исследования;
2) сбор первичной соц информации ;
3) подготовку
собранной информации к
4) анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций. Конкретный вид соц исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач.
Именно в соответствии с ними и различают 3 основных вида соц исследования.
1. Разведывательное – решает ограниченные по своему содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии; используется для предварительного обследования определенного процесса или явления.
2. Описательное – более сложный вид соц анализа, позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами; проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками.
3. Аналитическое – ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность. Изучается совокупность факторов. Выделяются факторы основные и неосновные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, контролируемые и неконтролируемые и т.д.
В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике,
могут быть выделены еще 2 вида соц исследования.
1.Точечное исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения.
2.Повторное. В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три этапа и более. Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования самая различная, т.к. общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью.
Программа соц исследования содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса; обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов.
1) Методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования.
2) Методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной соц информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы её обработки. Такая ёмкая структура программы исследования выверена многолетней практикой и помогает избежать ошибок в процессе проведения самого исследования и анализа его результатов. Что касается формулировки и обоснования проблемы исследования, то они возникают в связи с необходимостью получить полное представление о реально существующих противоречиях с расчетом найти оптимальные пути и средства их разрешения. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной общественной проблемы. Вместе с тем причины возникновения проблемы могут лежать и за пределами объекта исследования. Это ведет к расширению его масштабов, чтобы можно было подойти к ее истокам.
В соц исследованиях чаще всего применяются следующие методы сбора первичной соц информации:
1) анализ документальных материалов;
2) наблюдение;
3) опрос;
4) эксперимент.
Анализ документальных материалов. Под документами в С понимаются спец созданные предметы, предназначенные для передачи и хранения информации. Документы подразделяются на: письменные тексты (печатные, машинописные, рукописные), иконографические (кино, видео, фотодокументы, произведения живописи) и фонетические (магнитофонные записи, пластинки, диски). Классифицируются на официальные и неофициальные.
По источнику информации (первичные, вторичные) и по степени пеpсонизации (личные и безличные). Различают 2 способа анализа документов: качественный (умственные операции по интеpпpетации информации, содержащейся в документах, по выявлению их сути) и количественный способы (перевод текстовой информации в количественные показатель).
Наблюдение – непосредственное целенаправленное восприятие и pегистpацию соц процессов, позволяет получить знания о событиях, фактах, о так называемом открытом поведении с помощью непосредственных впечатлений от них социолога. Различают включенное и невключенное наблюдение; открытое и инкогнито.
Опрос –
получение ответов на задаваемые социологом
вопросы, источником информации выступает
словесное сообщение, суждение опрашиваемого;
позволяет получить информацию о мнениях
и оценках респондента тех или иных сторон
действительности, о мотивах его поведения.
Различают 4 разновидности
опроса: анкетирование, интервью, социометрический
опрос, экспертный опрос. Эксперимент
- получение информации об изменении поведения
изучаемого объекта под влиянием управляемых
факторов. Сопоставляются
2 ряда факторов, или переменных. Фактор,
изменяемый и контpолиpуемый социологом,
называется независимой
переменной. Фактор, изменение которого
изучается, называется зависимой
переменной. Особенностью этого метода
является активное воздействие социолога
на изучаемую ситуацию и замер сдвигов
в поведении, происходящих под влиянием
этого воздействия. Различают естественный
(полевой) эксперимент и лабоpатоpный.
Соц структура – сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами соц системы, обусловленных отношениями классов и др соц гр, разделением труда, характером соц институтов. Различают соц структуру общества в целом, охватывающую совокупность всех общественных отношений, и соц структуру отдельных его подсистем и сфер — производства, политики, науки, культуры и т.д. Важное значение в обществе имеет его классовая структура. Потребности соц управления определяют важность изучения социального сост населения с точки зрения и других признаков — профессиональных, национальных, половозрастных, культурных и т.п.
Соц стратификация. Обращаясь к соц структуре общества, важно не только анализировать многообразие соц гр и их классификации, но и их "расположение" в соц пространстве, причем расположение неравное. Последнее делается с помощью теории соц стратификации. Соц стратификация является той же соц структурой общества, в которой соц гр расположены в определенной иерархии, представляющей собой соц неравенство. Главное отличие соц стратификации от соц структуры состоит в том, что первая означает выделение соц слоев и изучение соц неравенства в их положении. Центральным понятием соц стратификации является неравенство.
Термин "социальная стратификация" ввел в научный оборот русско-американский социолог, выдающийся ученый ХХ века Сорокин. Понятие заимствовано из геологии. Стратификация обязательно подчеркивает упорядочивание соц слоев и имеет русский аналог - расслоение.
Итак, соц стратификация - это то же самое, что соц расслоение по определенному критерию.
Такими главными критериями в современной С считаются:
размер доходов,
доступ к власти,
престиж профессий,
уровень образования.
Эти критерии выражают отношения неравенства между людьми. Ни один из критериев нельзя абсолютизировать, использовать их надо комплексно, в сочетании, к тому же значение отдельных критериев может расти и падать вместе с соц изменениями, переживаемыми обществом. Так, в совр росс обществе особую значимость приобрели первые 2 критерия. Итак, соц стратификация позволяет дать весьма конкретный "социальный портрет" любого общества, выразив его своеобразие, достижения и трудности. Стратификационные изменения в росс обществе свидетельствуют о сложном и противоречивом осуществлении рыночных реформ и демократических преобразований.