Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 17:02, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социологии".

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

1.Основные гносеологические функции социологии.

      Гносеологические (или теоретико-познавательные) функции социологии заключаются в полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни, в понимании ее как целостного явления. Это – накопление знаний, систематизация их.

      Гносеологические  функции социологии включают: методологическую, конструктивную, прогностическую и прикладную.

      1) Методологическая  функция социологии предполагает решение задач исследования механизма, форм и методов социального познания.

      2) Конструктивная  функция социологии направлена на определение целей, задач, перспектив и направлений познания социальных объектов и процессов, определение средств познавательной деятельности и последствий результатов социального познания.

      3) Прогностическая функция социологии предполагает воспроизводство перспектив развития социальных отношений. Человечеству сегодня трудно найти правильные решения, если оно не прогнозирует дальнейшие пути развития социума, не вырабатывает модели развития цивилизации в будущем. Социальное предвидение всегда было частью социологического знания, что находило выражение в различного рода утопических, фантастических теориях и т. д. Научное прогнозирование социального развития помогает увидеть перспективы человеческой цивилизации и спроектировать в определенной степени социальную жизнь в желательном для людей направлении.

      4) Прикладная функция  социологии заключается в проведении эмпирических (конкретных) социологических исследований действительности. Она, без сомнения, важна, хотя нельзя сводить к ней все социологические функции, как, к сожалению, у нас нередко делается на практике. В нашем обществе опросы общественного мнения приобрели чрезвычайную популярность и в связи с этим опросно-анкетный метод рассматривается чуть ли не как основной метод исследования социологии как науки.

      Суть  мировоззренческих функций социологии – в определении позиции личности в социуме, нахождении путей и способов воздействия на социальную жизнь, на те или иные ее стороны на основе познания и изучения закономерностей социального развития.  

2. Вклад Г. Спенсера  в развитие социологии.

     Существенно обогатил предмет науки английский социолог Г.Спенсер (1820-1903r.r.). В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. По его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной - неорганические, органические и надорганические (социальные). Социология призвана изучать, прежде всего, надорганическую эволюцию, которая проявляется в количестве и характере разного рода общественных структур, их функциях, в том, на что собственно нацелена деятельность общества, и какие продукты оно производит. В этой связи Спенсер обосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе по мере того, как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной. В качестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый приводит многочисленные примеры зависимости характера человеческой деятельности от географии местности, климатических условий, численности народонаселения и т.д. По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией социальной. Отсюда следует, что качество жизни членов общества. Характер экономических и политических институтов зависит в конечном счете от "усредненного уровня" развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например, регулирования спроса и предложения, или радикальных реформ в политической сфере без учета свойств членов, составляющих общество, с точки зрения ученого, должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями: "Если вы однажды вмешаетесь в естественный порядок природы, - писал он, - то никто не может предсказать конечных результатов. И если это замечание справедливо в царстве природы, то оно еще более справедливо по отношению к социальному организму, состоящему из человеческих существ, соединенных в единое целое".

     На  этом основании социолог не принял ни социализма, ни либерализма за их попытки, хотя и разные - революционные и реформистские - вмешательства в естественный ход эволюции. Спенсер полагал, что человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии. Но отдельно . взятые общества (также как и подвиды в органической природе) могут не только прогрессировать, но и 
деградировать: "Человечество может пойти прямо, только исчерпав все 
возможные пути". При определении этапа исторического развития конкретного 
общества Спенсер использует два критерия - уровень эволюционной сложности и масштабность структурно-функциональных систем, по которым он относит общество к определенной системе сложности - простое, сложное, двойной сложности, тройной сложности и т.д.

     Исследуя  происхождение всех живых тел, а таковым Г. Спенсер считал и общество, он поставил перед собой задачу осуществить как можно больше 
эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Это позволило бы ему утверждать с большей уверенностью, что эволюция совершалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке и искусстве, в религии и философии. Эволюционная гипотеза, считал Спенсер, находит поддержку, как в многочисленных аналогиях, так и в непосредственных данных. Рассматривая эволюцию как переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающей рассеяние движения и интеграцию материй, он в работе «Основные начала» различал три ее вида: неорганическую, органическую и надорганическую.

     Особое внимание Г. Спенсером было уделено анализу надорганической эволюции в другом труде «Основания социологии». Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий существования, важнейшей частью которых может быть соответствующее групповое образование. В борьбе за выживание человек и группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими 
группами, определяются групповые организации и структуры, соответствующие 
институты контроля за поведением членов групп. Такие образования первобытных людей современным людям могут показаться очень странными и нередко ненужными. Но для нецивилизованных людей, полагал Спенсер, они необходимы, так как выполняют определенную социальную роль, позволяют племени осуществлять соответствующую функцию, направленную на поддержание его нормальной жизнедеятельности. Не располагая необходимыми непосредственными данными о функционировании общества как сложной социальной системы (эмпирическая социология появилась лишь в начале XX столетия).

     Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмами обществом как социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в «форме зародышей» и из небольших «масс» путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы. Первобытные общественные группы, подобно группам простейших организмов, никогда не достигают значительной величины путем «простого возрастания». Повторение процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких приводит к соединению вторичных образований в третичные. Таким образом, Спенсер осуществлял типологию обществ по стадиям развития. Главное направление происходящих изменений Спенсер видел в нарастании многообразия внутренней дифференциации общественного развития (социальное расслоение, появление новых организаций и т. д.) при одновременном усилении общественных связей. Спенсер выделил два типа общества: «военное», в котором сотрудничество людей в достижении общей цели имеет принудительный характер, и «промышленное» с добровольным сотрудничеством. Общество как социальный организм, по мысли Спенсера, состоит из трех главных систем: «производящей средства для жизни», «распределительной», «регулятивной». Последняя включает в себя систему социального контроля, который держится на страхе. «Страх перед живыми» поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» — церковью. Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность. 

3.Цель  и задачи социологического исследования.

      Социологические исследования (СИ) – это система  логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить объективные, достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.

      Отсюда  можно сказать, что основными задачами СИ являются:

      - выяснить содержание противоречий  в объекте исследования и определить  предмет исследования;

       - измерить инструментарием социологии исследуемое явление;

      - провести качественный анализ  полученных данных;

      - дать рекомендации по применению полученных данных в социальной практике. 

4.Понятие  общества.

     Общество — 1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений. 3) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями). 

5.Типология  личности в социологии. 

Типы личности:

      1. Традиционалисты ориентированы в основном на ценности  долга,  порядка, дисциплины,  законопослушания,  а  выраженность  таких  качеств,   как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у  этого типа личности весьма низкая.

             2. У идеалистов,  наоборот,  сильно  выражены  критическое отношение к традиционным  нормам,  независимость  и   пренебрежение   авторитетам, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.

  3. Для фрустированного типа  личности  характерны  низкая   самооценка, угнетение, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы  выброшенным из потока жизни.

  4. Реалисты сочетают в себе   стремление  к самореализации  с развитым чувством   долга   и   ответственности,    здоровый    скептицизм    с самодисциплиной и самоконтролем.

       5. Гедонистические материалы ориентированы  в первую очередь на получение  удовольствий «здесь и сейчас»,  и эта погоня за  «наслаждениями  жизни» приобретает,  прежде  всего,  форму   удовлетворения   потребительских желаний.

      В социологии принято выделять также модальный,  идеальный и базисный  типы личности. Модальный тип  личности  –  тот,  который  реально  преобладает  в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к  конкретным  условиям. Это  тип  личности  как  пожелание  на  будущее,  например,  всесторонне   и гармонично  развитая  личность  у  К.Маркса  или  новый  Человек   Э.Фромма. Базисный  тип  личности  –   тот,   который   наилучшим   образом   отвечает потребностям  современного  этапа  общественного  развития.  Иными  словами, социальный тип личности –  это  отражение  того,  как  общественная  система влияет на ценностные ориентации человека и  через  них  –  на  его  реальное поведение. 

6.Определение социальной общности.

      Социальная  общность – это реально существующее, эмпирически фиксируемое множество людей с объемом более единицы, отличающееся относительной целостностью и устойчивостью, выступающее субъектом социального действия. 

7.Толпа и её разновидности.

     Толпа - это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Социальная структура толпы очень проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных. Но толпа - это нечто большее, чем простая агрегация индивидов. Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта. Простое осознание присутствия вокруг других людей ведет к неявному, но богатому впечатлениями взаимообмену, основанному на общении с избеганием контакта глаз, на лицевой мимике, жестах, позах и даже стилях одежды.

     Толпы весьма сильно различаются по характеру  и поведению. Толпа одного типа может  быть быстро трансформирована в толпу  другого типа, например в неистовствующее  сборище. Однако чаще всего толпы имеют определенные общие характеристики:

     1. Внушаемость. Люди, находящиеся в  толпе, как правило, более внушаемы, чем находящиеся вне нее. Они  с большей вероятностью принимают  мнения, чувства и действия большинства. 

     2. Анонимность. Индивид чувствует себя незначительным и неузнанным в толпе. Толпа часто действует как целое, и ее индивидуальные члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов.

     3. Спонтанность. Люди, составляющие толпу,  имеют тенденцию к более спонтанной  манере поведения, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своими действиями и их поведение в толпе зависит исключительно от эмоций.

     4. Неуязвимость. Поскольку люди, составляющие  толпу, анонимны, они начинают  чувствовать себя вне социального контроля, понимая, что до них трудно "добраться". Например, при осуществлении актов вандализма неистовствующими футбольными болельщиками (битье стекол, порча кресел в вагонах метро и другие подобные действия) каждый из участвующих в них снимает с себя за это ответственность, действуя со всеми вместе как одно целое.

     Толпы можно разделить на несколько  видов в зависимости от способа  их формирования и поведения.

     Случайная толпа обладает наиболее неопределенной структурой. Примером такой толпы  может быть обычное собрание людей на улице, где произошло неординарное событие (появление знаменитости, столкновение автомобилей и т.п.). В этом виде толпы людей объединяет либо незначительная цель, либо вовсе бесцельное времяпрепровождение. Индивиды слабо эмоционально включены в случайную толпу и могут свободно отделить себя от нее. Однако бывает, что при изменении условий она может структурироваться и проявлять большую сплоченность.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"