Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 17:02, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социологии".

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

     Обусловленная толпа - собрание людей, заранее планирующееся  и относительно структурированное. В данном случае толпа "обусловлена" в том смысле, что поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее обусловленных социальных норм. Например, толпа, собравшаяся на представление, ведет себя по-разному в театре, на стадионе, на собрании и т.д. Все это - виды обусловленной толпы.

     Экспрессивная толпа - это социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях  личностного удовольствия ее членов и активность людей в которой  сама по себе уже является целью  и результатом. Например, танцы, религиозные собрания, рок-фестивали и т.д.

     Действующая толпа. Под термином "действующая" подразумевается весь комплекс действий толпы. Это беснующееся сборище  или другие формы общностей с  экстремальными типами поведения. Чаще всего при исследовании социальных процессов действующей толпе придается большее значение, чем всем другим видам толпы.

     Одной из важных форм действующей толпы  является сборище -эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Сборища обычно имеют лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих строгого конформизма от всех своих членов. Действия сборища направляются непосредственно на какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер. После этого сборище, как правило, распадается. Распространенным примером сборища является линчующая толпа, которая имеет очень узкую направленность и после достижения цели быстро распадается. Люди, входившие в линчующую толпу, в обыденной жизни могут ничем не напоминать члена жестокого активно действовавшего сборища.

     Другая  важная форма действующей толпы - восставшая толпа. Это насильственный и деструктивный коллективный взрыв. Такая толпа отличается от сборища тем, что при восстаниях поведение менее структурированно, менее целенаправленно и более неустойчиво. Восставшая толпа может состоять из различных групп, преследующих свои цели, но действующих в критический момент сходным образом. Такой вид толпы в наибольшей степени подвержен различным случайным воздействиям, ее действия в большинстве случаев непредсказуемы.

8.Понятие  «управленческое  решение».

     Понятие "управленческое решение" имеет  два основных значения. Во-первых, им обозначается предстоящее действие. Всякое решение фактически является действием в проекции, намерением осуществить некое преобразование. Второе значение понятия "управленческое решение" состоит в том, что процесс нахождения ответа на данную задачу осуществляется посредством выбора одной из возможных альтернатив действия в проблемной ситуации.

     Управленческое  решение, определяется как социальный акт, подготовленный на основе вариантного  анализа и оценки, принятый в установленном  порядке, имеющий директивное общеобязательное значение, содержащий постановку целей и обоснование средств их осуществления, организующий практическую деятельность субъектов и объектов управления. По сути это выражение управленческой воли, движения от познания к практике.

9.Основные  функции социальных институтов.

     Социальный институт - относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества. Социальный институт следует отличать от конкретных организаций и социальных групп. Так, понятие "институт моногамной семьи" подразумевает не отдельную семью, а комплекс норм, реализующийся в бесчисленном множестве семей определенного вида.

     Основные функции, которые выполняет социальный институт: 1) создает возможность членам этого института удовлетворять свои потребности и интересы; 2) регулирует действия членов общества в рамках социальных отношений; 3) обеспечивает устойчивость общественной жизни; 4) обеспечивает интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов; 5) осуществляет социальный контроль.

10.Понятие  «брак». Формы брака.

     Брак - это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их взаимные права и обязанности. В этой связи различают семьи полигамные и моногамные.

     Полигамный (групповой) брак - самая распространенная в мире форма брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной женщиной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полигиния.

     Полиандрия  - это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов.

Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова.

     Полигиния - брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать большую семью и является более характерным для зажиточных классов. Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего Востока. 

11.Характеристика  основных свойств  социального процесса.

       Социальные  процессы протекают, подчиняясь определенным закономерностям. Закономерность - это проявление действия одного или нескольких законов, это законосообразность. Действуя в соответствии с закономерностью, мы реализуем требования объективных законов. В социальных процессах закономерности (действия объективных законов) проявляются как тенденции, как результат противоречивого развития социальных сил. Закономерностями социального процесса являются:

       1. Направленность движения и смена  состояний. Это означает, что социальный  процесс всегда выражает определенную  направленность, целесообразность  деятельности. Его результатом является смена состояния объекта. Всякая ненаправленная на конкретный результат деятельность не является процессом. Цель деятельности определяет содержание и структуру достижения намеченного результата. Конечный результат дает название процессу. Абстрактных безымянных процессов не бывает. Например, от такого конечного результата, как "сплоченность", произошло название процесса "сплочение коллектива". От дисциплины - дисциплинирования, от личности становления личности, от демократии - демократизация и т.д.

       2. Стадиальность процессов. Это  означает, что каждый социальный  процесс развивается по определенным  стадиям. Без завершения предыдущей  стадии, без достижения своего  конечного результата (состояния)  не может начаться, наступить  стадия последующая. Стадия - это период, фаза, ступень процесса, формирующая новое состояние. Стадия - своего рода минипроцесс. У нее свои, свойственные только ей количественные накопления, дающие качественно новое состояние, новый результат. Исходное состояние стадии существенно отличается от ее конечного результата. Возьмем для примера учебный процесс, его стадиями являются: планирование, организация, проведение, результат. Каждая из этих стадий имеет конкретное содержание и может квалифицироваться как социальный процесс. Так, планирование учебного процесса распадается на такие стадии как:

       а) анализ исходных данных для планирования; какого специалиста необходимо подготовить (его профессиограмму); сколько для его подготовки отводится учебного времени; какие дисциплины он должен изучить, их объем, последовательность изучения и т.д.;

       б) следующая стадия - разработка учебного плана и учебных программ по дисциплинам. Затем идет согласование разработанных документов с вышестоящими органами и утверждение у соответствующих руководителей.

       Из  приведенного примера видно, что  результативность социального процесса будет тем выше, чем четче будут  определены его стадии, их содержание и деятельность соответствующих  должностных лиц по претворению  данного содержания в жизнь.

       3. Последовательность. Она характеризует очередность стадий развития социального процесса. Нельзя забегать вперед, пока не созданы условия для последующих действий. Нельзя одновременно вести работы, когда результат одной из них является исходной позицией для другой. Последовательность определяется целью социального процесса, его оптимальностью. Изменение порядка протекания процесса меняет его характер, а, следовательно, влияет на его результат. Продолжим рассуждения об учебном процессе. Последовательность его проявляется, во-первых, в строгом порядке смены стадий: планирование, организации, проведения; во-вторых, в распределении учебных дисциплин по семестрам, курсам таким образом, чтобы на младших курсах дать обучаемым общетеоретическую и методологическую подготовку для освоения на старших курсах специальных дисциплин.

       4. Многофакторность. Это означает, что  социальные процессы являются  результатом действия многих  факторов. Нет ни одного социального  изменения, движения, даже самого  простого, которое осуществлялось  бы под воздействием какой-либо одной силы. Поскольку в социальном процессе обязательно есть субъект, объект, результат, условия в котором он происходит, то это уже говорит о его многофакторности. В свою очередь каждый из перечисленных элементов может быть многофакторным. Поскольку социальный процесс есть проявление действия многих факторов, то его направленность определяется результирующей воздействующих сил. Например, если в процессе развития общества преобладают демократические силы, то этот процесс характеризуется как демократизация.

12. Определение межпоколенной и внутрипоколенной мобильности.

      Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын шахтера становится инженером.

      Внутрипоколенная  мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне  сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли. 

13.Характеристика  бюрократического  типа организации.

     Бюрократия (франц. bureaucratie, букв. - господство канцелярии, от франц. - бюро, канцелярия и греч - сила. власть, господство) специфическая форма социальных организаций в обществе, существо которой заключается в отрыве центров исполнительной власти от воли и решении большинства членов этой организации, в главенстве формы над содержанием деятельности, в подчинении правил и задач функционирования организации целям ее сохранения Проблемами положения бюрократии в обществе занимались многие виднейшие социологи, среди которых и Карл Маркс, и Макс Вебер, и Вильгельм Вундт. Среди ученых были совершенно различные взгляды на бюрократию и ее роль в обществе, а так же ее психологические характеристики.

     Так, по Веберу «Бюрократия - это типичный пример легального господства. Она основывается на следующих принципах:

     1) существование определенных служб,  а стало быть, компетенций, строго определенных законами и правилами таким образом, что их (функции четко разграничены, как и власть принимать решения в целях выполнения соответствующих задач:

     2) защита служащих в выполнении  их (функций в соответствии с  тем или иным положением (несменяемость судей, например). Как правило, служащим становятся на всю жизнь, и государственная служба становится основной прогрессией, а не второстепенным занятием, дополняющим другую работу;

     3) иерархия в выполнении функций,  что подразумевает четкую административную структуру, разграничивающую управленческие посты и подчиненные подразделения с возможностью обращения высших руководящих инстанций к низшим: обычно в такой структуре соблюдается единоначалие, а не коллегиальное руководство и налицо тенденция к максимальной централизации власти:

     4) подбор кадров производится на  конкурсной основе по прохождении  экзаменов или по предпочтению  дипломов, что требует от кандидатов  наличия соответствующего специализированного  образования. Как правило, функционер  назначается (реже избирается) на основе свободного отбора на контрактной основе;

     5) регулярная оплата труда служащего  в виде фиксированной заработной  платы и выплаты пенсии при  уходе с государственной службы; размеры оплаты устанавливаются  в соответствии со штатным  расписанием, учитывающим внутреннюю административную иерархию и уровень ответственности служащего:

     6) право контроля со стороны  администрации за работой подчиненных  (скажем, путем создания контрольно-дисциплинарной  комиссии);

     7) возможность продвижения по службе на основе оценки по объективным критериям, “ не по усмотрению администрации ” полное отделение выполняемой функции от личности служащего. поскольку никакой служащий не может быть собственником своего поста или средств управления.

     Условия бюрократической организации формируют специфический тип личности, главными психологическими и моральными чертами которой является политический, моральный и идейный конформизм, ориентация на выполнение формальных обязанностей, стандартизация потребностей и интересов».

 

14. Основные типы конфликтов.

Основные  типы конфликтов.

     1. Внутриличностный конфликт имеет место внутри индивида и часто по природе своей является конфликтом целей или познавательным конфликтом. Конфликтом целей внутриличностный конфликт становится, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающие цели. Примером внутриличностного конфликта может быть выбор места работы выпускником университета. Внутриличностный конфликт приобретает познавательную окраску, когда индивид признает несостоятельность своих мыслей, расположений, ценностей или своего поведения в целом. Человек начинает ощущать дискомфорт и пытается выйти из этого состояния через изменение своих мыслей, расположений, ценностей и поведения или через получение большего количества информации о проблеме. Определенная степень рассматриваемой несостоятельности существует всегда. В противном случае наш внутренний мир был бы в постоянной гармонии с внешней средой.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"