Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
Общество как целостная
система представляет собой сложное
сочетание различных видов
В обществе функционируют сотни соц. институтов, имеющие различные типологию, однако чаще всего соц. институты подразделяются на группы по сферам деятельности этих институтов. Выделяют: соц.-полит., соц.-экон., социально-культурные институты, а также институт семьи с примыкающими институтами брака, развода.
Для поддержания общественного
порядка и обеспечения
Социальные институты
могут быть рассмотрены как организованные
социальные системы, характеризующиеся
своей структурой, интегрированностью
их элементов. С точки зрения социальных
связей основными элементами социальных
институтов выступают системы ценностей,
норм, идеалов и образцов деятельности
и поведения людей. Эта система
гарантирует сходное поведение
людей, согласовывает и направляет
в определенное русло стремления,
устанавливает способы
С точки зрения организации
различаются формальные и неформальные
институты. Деятельность формальных институтов
и все социальные связи внутри
этих институтов основаны на строго установленных
предписаниях ( к ним относятся
право, устав, инструкции). Такими институтами
являются государство, суд, армия). Формальные
институты играют огромную роль в
современном обществе с точки
зрения социальных связей. Не менее
важную роль, особенно в сфере межличностного
общения в малых группах, играют
неформальные институты. Например, если
отношения в армии
В разные исторические времена
на передний план выходили разные социальные
институты: в первобытнообщинном обществе
— семья играла особую роль, в
феодальном обществе базовым институтом
являлась религия, в советском обществе
— полит. институты и прежде всего
партия, в капиталистическом обществе
ведущая роль принадлежит экон. институтам.
Гармоничная и сбалансированная
система социальных институт, обеспечивающих
основные потребности общества и
прежде всего в обеспечении
19.ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
Многие социологи 19 и 20вв как на западе, так и в России считали главным объектом исследований социальные институты. Они обосновывали приоритетность изучения социальных институтов тем, что фактически все многообразие взаимоотношений, складывающихся в обществе как между индивидуумами, так и между группами, реализуются через социальные институты. В обществе функционируют сотни соц. институтов, имеющие различные типологию, однако чаще всего соц. институты подразделяются на группы по сферам деятельности этих институтов. Выделяют: соц.-полит., соц.-экон., социально-культурные институты, а также институт семьи с примыкающими институтами брака, развода. К тому же каждое общество как в плане исторического развития (древнее, средневековое) так и разные современные общества составляющие человечества различаются характером и даже набором социальных институтов. В разные исторические времена на передний план выходили разные социальные институты: в первобытнообщинном обществе — семья играла особую роль, в феодальном обществе базовым институтом являлась религия, в советском обществе — полит. институты и прежде всего партия, в капиталистическом обществе ведущая роль принадлежит экон. институтам. Поэтому, изучая социальные институты, социология получает представление не только о характере взаимодействия людей, но и том как эти взаимодействия проистекают в разных обществах, а тем самым исследовать чем данное общество отличается от других. Под социальным институтом принято понимать исторически сложившиеся, устойчивые, получившие определенную формализацию взаимоотношения людей. Раскрывая это понятие мы фиксируем основные черты, присущие соц. институтам. Во-первых присуще более или менее длительные исторические процессы формирования, в частности, если мы рассматриваем наиболее типичные соц. институты играющие важную роль в любом современном обществе, то они подтверждают данную особенность. Соц. институты начали складываться еще при переходе от первобытного общества к первым цивилизациям. Первые цивилизации характеризовались именно наличием таких институтов — государства, городов. А само государство так или иначе форма власти — монархия, например. Разумеется государства проделали за это время длительный путь и современные отличаются от древних. Однако основные атрибуты государства — власть, законы, армия в измененном виде существуют и сейчас. Деньги как экон. институт существуют в измененном виде и сейчас, пройдя путь от черепков, золотых монет до современных форм, не утративших своих функций — быть основным платежным средством. Наконец один из самых древних соц. институтов, семья исторически пройдя путь развития, изменения и существует в настоящее время. Из этого вытекает вторая характерная черта соц. институтов — устойчивое соц. взаимодействие. Между людьми возникают самые разные отношения, но лишь те из них обретают статус соц. института, которые характеризуются устойчивостью.
Обязательность, неизбежность определенных видов взаимоотношений их повторяемость на протяжении длительного промежутка времени приводит к тому, что эти отношения приобретают характер одинаковых, определенным образом оформленных отношений, т.е. они становятся организованными. Соц. институты любой формы лишь тогда сформируется, когда все общество или его часть имеет потребность в формировании данного института.
Для того, чтобы соц. институты выполняли свои функции необходимо чтобы они обладали средствами, которые можно структурировать в 3 категории:
Наличие 3 или 2 видов средств присуще любому соц. институту.
Таким образом, можно сформулировать характерные черты соц. институтов:
20.ИНСТИТУТ СЕМЬИ
Семья — самый древний, самый первый соц. институт и возник еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшего их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства. Семья имеет несколько определений с т. зр разных наук и подходов. Ее типичными и важнейшими чертами являются:
Структуру семьи составляет совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций.
С точки зрения функционирования семьи как системы в социологии рассматриваются проблемы:
Сейчас соц. исследования идут в направлениях:
Для понимания семьи как
социального института большое
значение имеет анализ ролевых отношений
в семье. Семейная роль — один из
видов социальных ролей человека
в обществе. Семейные роли определяются
местом и функциями индивида в
семейной группе и подразделяются на
супружеские (жена, муж), родительские
мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра),
межпоколенные и
21.ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ
Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям. Через возникновение первых школ до современных институтов. Институт образования представляют собой многоуровневую структуру (дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, различные виды подготовки и переподготовки кадров).
Главная функция системы образования — накопление и передача теоретических знаний, практических навыков и опыта, соц. ценностей новым поколениям. Но система образования имеет и др. функции. Сорокин отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой соц. статус. Еще один момент — образование осуществляет соц. контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.
Чем больше усложнялось общество в процессе развития и более значительным становился объем знаний, тем более усложнялся процесс образования:
Институт образования включает в себя определенную сферу деятельности, группы лиц уполномоченных для выполнения тех или иных управленческих и других функций на основе установленных прав и обязанностей, организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (ректор, проректор, директор, завуч, преподаватель, студент, школьник и т.д.), материальные средства (общественные здания, оборудование и т.д.) Например, структура высшей школы включает в себя работников Министерства образования, преподавательский состав, администрацию, общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, научно-лабораторные здания, библиотеки, оборудование и т.д.) Основная цель (функция) высшей школы — удовлетворение общественной потребности в подготовке специалистов высшей категории.
Для современного общества проблемой
является качество обучения. Институт
образования нуждается в