Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
Опрос является наиболее распространенным методом сбора социологической информации по сравнению с наблюдением, анализом документов, экспериментом. Основными видами опроса являются анкетирование, интервью и социометрия.
Анкета (от фр. – расследование) – упорядоченная по содержанию и форме система вопросов и высказываний, выполненная в виде опросного листа. Содержание анкеты должно строго соответствовать цели, задачам и гипотезам, сформулированными в программе исследования. Вопросы анкеты должны быть предельно понятными респонденту, исключать двусмысленное толкование и психологическое давление на респондента.
В зависимости от цели вопросы подразделяются на Типы: содержательные и функциональные. В содержательных Вопросах различаются: вопросы О событиях (фактах), которые может припомнить респондент; вопросы О мнениях (оценках), которые может выразить отвечающий.
По Форме Вопросы делятся на такие виды: Закрытые, полузакрытые, открытые; Прямые И Косвенные.
Среди функциональных вопросов выделяются Виды: Функционально-психологические, имеющие предназначение снять напряжение, усталость, вопросы – Фильтры И Контрольные Вопросы.
Анкета представляет собой определенную систему вопросов и каждая часть анкеты имеет свое функциональное предназначение. В ней можно выделить четыре структурные подсистемы.
Вводная часть – Обращение и инструкция по заполнению, направленные на создание положительной мотивации респондента к участию в исследовании, даются гарантии соблюдения анонимности опроса.
Основная часть Включает контактные, содержательные, функционально-психологические, контрольные вопросы и вопросы – фильтры. Эта часть начинается с контактных вопросов. Содержательные вопросы, если их много, чередуются с функционально-психологическими «разгрузочными». Контрольные вопросы ставятся на некотором удалении от тех содержательных вопросов, к которым они относятся.
Заключительная часть, «паспортичка» – просьба сообщить о себе: пол возраст, образование, стаж работы, род занятий, семейное положение и т. п.
В современных исследованиях используются различные виды анкетирования: раздаточное, телефонное, почтовое и прессовое. Чаще всего используют раздаточное анкетирование: оно обеспечивает активность, оперативность и удовлетворительный возврат заполненных анкет.
К телефонным опросам прибегают при необходимости немедленного получения информации о состоянии общественного мнения по какому-либо злободневному вопросу (по избирательной компании, по проекту закона и т. п.)
Заполнение анкеты, как правило, не должно занимать более 30 минут. Для заполнения анкеты необходимо создать благоприятные условия, возможность отвечать на вопросы без вмешательства посторонних лиц.
Для проведения опроса социолог:
Получает разрешение на проведение опроса у руководителей;
Представляется респондентам и, объяснив цель исследования и правил заполнения анкеты, заручается согласием респондентов отвечать на поставленные вопросыв случае вопроса типа «Почему опрашивают именно нас?» доступно объяснить принцип случайной выборки и заинтересованности исследователей в информации обобщенного характера (без указания фамилий респондентов).
При сборе анкет проверять (по возможности) каждую анкету, объяснив еще раз, что анкеты анонимны, и доступ к ним имеет только социолог.
Для того чтобы обеспечить
доверительные отношения с
Специфика анкетного опроса предполагает соблюдение следующих принципов:
1. Учет психологии восприятия
культуры и практического
Не допускать «подсказки» в самих вопросах, очередности постановки одобряемых официально или большинством населения и «девиантных» мнений меньшинства и т. п.
2. Соблюдение соразмерности
смысловых «блоков» опросного
лист, например, о работе, о семейной
жизни, общественной
3. Верстка анкеты должна отвечать требованиям простоты и удобства и для респондента и для последующей статистической обработки анкеты: а) все смысловые разделы начинаются особыми вступительными пояснениями, которые выделяются шрифтом; б) отдельные вопросы сопровождаются (если необходимо) инструкцией, как на них отвечать; в) для оживления теста могут использоваться шутливые рисунки: собеседников, циферблата часов, сигналы «Стой!», «Внимание!» и т. п.
Для проверки качества анкеты проводятся пробные («пилотажные») опросы на небольшом количестве респондентов (30-50 чел), представляющих основные категории из предлагаемого большого массива опрашиваемых.
О типичных недостатках анкеты (или организации опроса) сигнализируют следующие признаки, обнаруживаемые в «пилотаже»: более 5% отвечающих «не знаю», уклонившихся от заполнения анкеты, ответы типа «все или ничего», нелогичность и чрезмерный разброс мнений в ответах, множество дополнительных записей и замечаний к закрытым вопросам.