Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
Фундаментальные методологические и теоретические проблемы социальной философии решались в теоретической социологии выдающегося русского мыслителя Питирима Сорокина (1889—1968). Его взгляды были выражены в многочисленных научных трудах, в том числе: «Система социологии», «Социология революции», «Современные социологические теории». «Социальная и культурная мобильность», четырехтомный труд «Социальная и культурная динамика» и многих других. Одни из этих работ были написаны в России, другие — в США, где он прожил большую часть своей творческой жизни.
В «Системе социологии» П.Сорокин подробно разъясняет «основы и руководящие принципы» своей теоретической социологии. Суть их сводится к следующему. Во-первых, социология должна строиться по принципу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре», как это было у неокантианцев Виндельбанда, Риккерта и других, не может быть и речи. Различны объекты изучения этих наук, но методы их изучения одни и те же. Во-вторых, недопустимо субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других соображений. В-третьих, социология должна быть «объективной дисциплиной», должна изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению. В-четвертых, социология не должна создавать умозрительные, т.е. не доказанные наукой, построения и схемы. В-пятых, Сорокин выступил против какого-либо философского монизма, т.е. сведения того или иного социального явления к одному началу — материальному или духовному. Вместо монизма он провозгласил последовательный социологический плюрализм [1].
Опора на реальный опыт и
научные данные — это исходные
позиции социологического позитивизма,
обоснованные О.Контом, Э.Дюркгеймом и
другими представителями
Социальная аналитика изучает строение (структуру) социального явления и его основные формы. Социальная механика (или социальная физиология) имеет своим предметом процессы взаимодействия людей, иными словами, — поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов [2].
По мнению П.Сорокина, вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на взаимодействия двух или большего числа индивидов [3].
Вот эти-то взаимодействия людей и объявляются им непосредственным предметом изучения социологии. Речь идет о «психо-рефлекторном» взаимодействии индивидов, проявляющемся внешне в их поведении и деятельности. В этом заключается существенное отличие неопозитивистской социологии Сорокина от классического позитивизма Конта. Если социология Конта направлена прежде всего на изучение общества как целостного социального организма, то предметом социологии Сорокина выступает взаимодействие двух или более лиц, образующих так называемые малые группы. Из такого рода элементарных взаимодействий складываются, как он считал, разного рода социальные процессы. Анализу этих элементарных социальных взаимодействий посвящен, по сути, весь первый том «Системы социологии» П.Сорокина. Во втором ее томе исследуются «сложные социальные агрегаты», разного рода социальные группы, их строение и взаимодействия между собой.
Проблемы неоднородности
общества, его деления на разные
социальные группы нашли свое отражение
в теории П.Сорокина о социальной
стратификации и социальной мобильности.
Согласно этой теории, все общество
делится на различные слои — страты,
которые различаются между
Меняя профессию или вид
деятельности, свое экономическое положение
или политическую роль, человек переходит
из одного социального слоя в другой.
Этот процесс получил название социальной
мобильности. П.Сорокин выделял
Большое значение П. Сорокин
придавал проблеме социального равенства,
указывал на ее сложный и многогранный
характер. Экономическое содержание
данной проблемы заключается в предоставлении
каждому человеку материальных благ
«по степени его личного
В своем труде «Социология
революции» он утверждал, что более
или менее благополучное
В фундаментальном четырехтомном
труде «Социальная и культурная
динамика» П.Сорокин
Это кризис переходного периода, за которым должно последовать новое возрождение западной культуры и общества: чувственная, основанная на материальных ценностях, культура будет заменена «идеациональной культурой», основанной на ценностях религии и вере в Бога. Подобная «замена одной фундаментальной формы культуры другой — идеациональной на чувственную и наоборот», — хотя и очень редки, но все-таки происходят. Этот вывод призван подтвердить теорию исторического круговорота, которую развивал П.Сорокин. Правда, в отличие от Шпенглера и его сторонников Сорокин говорил не о смертной агонии западного общества и не о «закате Европы», а о рождении в муках современного кризиса «новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение — людей будущего» [2].
Большое значение П.Сорокин
придавал общечеловеческим ценностям,
на основе которых возможно сотрудничество
народов. Именно к этому он призывал
как ученый и общественный деятель.
Он выступил с идеей конвергенции,
согласно которой в будущем
Питирим Александрович Сорокин вошел в историю как один из самых выдающихся мыслителей в области социальной философии двадцатого ст