Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:00, шпаргалка

Краткое описание

1.Объект и предмет социологии. Взаимоотношение социологии и других наук.
2. Структура, содержание и социальные функции социологии.
3.Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии.
...
46.Метод анализа документов в социологии.
47.Метод наблюдения в социологии.

Файлы: 1 файл

социология ответы на билеты.docx

— 121.44 Кб (Скачать)

1.Объект и предмет  социологии. Взаимоотношение социологии  и других наук. 

Объект науки:

1) Это реальность, представляющая  тот или иной фрагмент объективного  мира.

2) Область окружающей  действительности, на которую направлен  исследовательский поиск.

3) Поле исследовательской  деятельности. 

Предмет науки:

1) Воспроизведение объективной  реальности на абстрактном уровне, путем выявления наиболее значимых  с точки зрения науки и практики  закономерных связей и отношений  этой реальности.

2) Это результат теоретического  абстрагирования, позволяющий выявить  определенные закономерности, развития  и функционирования изучаемого  объекта, интересующее данную  науку.

3) Модель изучаемого объекта  (как результат абстрагирования), созданная с точки зрения значимой  стороны части аспекта для  данной науки.

4) Более узкое, по сравнению  с объектом, понятия, которое указывает  на какую-либо сторону, аспект, элемент объекта, интересующую  конкретную науку. 

Термин социология переводится  как наука об обществе. Общество является объектом социологии. 

При сопоставлении социологии с другими науками, можно выявить  следующую специфику: 

1) Социология – социальная  философия

Сходство в объекте  заключается в том, что обе  науки осмысливают своеобразие  общества, его отличие от природы  и следуют цели его существования  и развития. Предмет социальной философии, в отличие от социологии, заключается  в изучении общественной жизни сточки зрения, мировоззренческих проблем, главные из которых – смыслообразующие. Если у философии основной метод познания – это умозрительный анализ на основе цепи логических заключений, то для социологии – это эмпирические методы данных статистики, демографии и других дисциплин. 

2) Социология и психология

Сфера психологии – изучение индивидуального «Я», т.е. выявление  индивидуальных психологических особенностей (инстинкты, желания, темперамент), психика  человека как неповторимый уникальный мир, а также иррациональное бессознательное. Сфера социологии – проблема межличностных  взаимодействий, взаимодейтвие личности и групп, в личности социолога интересуют ценностей ориентации, его социальные позиции, ролевые ожидания. 

3) Социология и история

Общим предметом данных наук является анализ социальных фактов –  общей проблемой необходимость  учитывать как наличие определенных социальных закономерностей, так и  существования индивидуальных неповторимых процессов, которые влияют на направление  развития общества. Специфика заключается  в следующем: науки разделяют  на две группы:

a) номотеические, которые ищут в социуме общие законы функционирования и изменения общества исследует повторяющееся, неизменное в событиях, это науки о законах, и к которым относятся социология. Главный метод социологии – обобщающий, отыскивающий главные тенденции.

б) Идиографические – это науки о событиях, которые описывают единичные, с точки зрения его неповторимых индивидуальных характеристик. 

4) Экономика и социология

Общее в этих науках –  понимание того, что материальное производство и экономическую деятельность человека, это основные формы деятельности общества. Экономика изучает формы математического производства и его средства. Социология изучает положение человека в этих экономических условиях; каковы отношения между людьми в разных экономических условиях. 

5) Социология и политология

Политология изучает политическую сферу, политической структуры, режимы, влияние государства на общество. Социология исследует политическую сферу через призму отношений  между людьми и полагает, что выявить  закономерности политической жизни, можно  только учитывая особенности общества как социальной системы. 

2. Структура, содержание  и социальные функции социологии  

Структура социологического знания 

Процессы институционализации  науки могут быть внешними (например, оформление в качестве учебной дисциплины, открытие факультетов, публикация специальных  изданий), так и внутренними, которые  означают совершенствование организационной  структуры науки, наличие устойчивого  разделения труда внутри науки, формирование норм профессиональной этики. 

По задачам:

1) Фундаментальные исследования, задачи которых – в приращении  научного знания путем построения  теорий, методов исследования.

2) Прикладные исследования, задачи которых – изучение  актуальных, имеющих непосредственную  практическую ценность проблем,  на основе существующих фундаментальных  знаний.

3) Социальная инженерия,  задача которой – практическое  внедрение научных знаний в  создании технических средств  и совершенствования имеющихся  технологий. 

По масштабу:

1) Макросоциология – которая исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы.

2) Микросоциология – изучает  поведение людей в их непосредственном  межличностном взаимодействии (взаимодействие  личности и группы). 

По уровням:

1) Общая социологическая  теория – изучаются социальной  структуры, социальной общности, социальные институты, социальные  процессы, развитие личности, а также  модели, методики и техники социальных  исследований.

2) Теории «среднего» уровня  – или специальные (частные,  отраслевые) социологические теории.

3) Эмпирические исследования  – уровень конкретно социологических  исследований. 

Ступени социологические  познания:

5) Личность

4) Социальны институты  и организации

3) Социальные общности (изучение  общества в вертикальном разрезе)

2) Сферы общества (т.е.  изучение общества в горизонтальном  разрезе, как взаимодействие экономической,  политической и социальной сфер)

1) Общество как целое  (знания об обществе, как о системе  взаимосвязанных элементов).

Функции социологии  

1. Познавательная (когнитивная) - позволяет получить определенные знания о различных сферах социальной жизни.

2. Критическая – позволяет оценить определенные идеи и практические действия людей.

3. Прикладная – позволяет выработать определенные действия в практической сфере, направлена на решение практических задач.

4. Регулятивная – регулирует поведение людей. Теоретический материал социологии может быть использован государством для обеспечения гос. Контроля и установления порядка.

5. Прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий.

6. Гуманистическая – задача  – сделать общество более гуманным.

7. Идеологическая – социальные идеи могут быть использованы политиками / общественными силами для выработки своих программ, концепций, планов развития.

3.Исторические  и теоретические предпосылки  возникновения социологии.

Социология возникает  в конце 30-х – начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание  лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848г. Во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе.

Предпосылки возникновения  социологии:

1)      промышленные революции, НТР, разделение труда, повышение роли личности, её ценности и значимости, связанное с возникновением идеологии либерализма.

2)      Великая Французская революция и необходимые решения социальных проблем, возникших в результате нее.

3)      Феминистское движение

4)      Урбанизация

5)      Социально философские учения

Труды Ж..Ж. Руссо, Монтескье  и др. мыслителей. Эпоха просвещения, философия просвещения. 

4.Социологические  воззрения О.Конта и Г.Спенсера

Взгляды О.Конта.

Основоположником социологии считается Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, предложивший проект создания позитивной науки, суть которой заключается в изучении законов наблюдаемых явлений, основанных на достоверных фактах и связях. Именно он стал автором термина «социология» в своей работе «Курс позитивной философии», опубликованной в 1839 г.

В социальной системе Конт определил 2 основные части: социальную статику и социальную динамику. Первая представляет собой структуру, строй  общества и законы человеческого  существования, а вторая означает изменение  как таковое и его законы. Для  выяснения и понимания социальной статики и социальной динамики применяется  метод наблюдения, опыта и сравнения. Место позитивного мышления в  системе Конта можно понять в  связи с его «Законом трех стадий»:

-теологическая

- метафизическая

- позитивная

На первой стадии человек  понимает природные явления как  результат действия сверхъестественных сил, на второй как результат действия абстрактных причин, идей, сил. На третей человек занимается наблюдением  природных явлений и поиском  закономерностей между ними. О.Конт впервые обосновал необходимость  научного подхода к изучению общества и возможность познания законов  его развития, определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение, поставил вопрос о проведении эмпирических исследований, обосновал  закономерный характер развития истории.  

Взгляды Г.СпенсераГерберт Спенсер является крупнейшим представителем биолого-эволюционной школы в социологии. Один из родоначальников социал-дарвинизма и идеолог либерализма. Свои воззрения Спенсер выводил методом дедукции.

Главное различие Конта и  Спенсера – подход Спенсера – объективный, а подход Конта – субъективный. Первой и основной заботой Спенсера является эволюционное изменение в  социальных структурах и институтах, а идеи – вторичны. Усредненное  мышление является состоянием социальных структур. 

Центральное понятие мировоззренческой  концепции - понятие эволюции, которое  он рассматривал в качестве основного. По Герберту Спенсеру, эволюция человеческого  общества не слишком отличается от других изменений. Это частный случай эволюции природы. Социология может  стать наукой только тогда, когда  признает идею природного эволюционного  закона. Не может быть принятия социологии как науки, когда есть убеждение, что социальный порядок не противоречит законам природы.

Эволюция по Спенсеру достигается  средствами структурно-функциональной дифференциации, которая выражается в переходе от простого к сложному, от однообразия к многообразию и  специализации, от текучести к статике  и т.д. 

Этот подход Спенсер считал универсальным процессом в истории  человеческого общества. В основе механизма социальной эволюции лежат  три фактора: 

1) Однообразие создает  условие для нестабильности. Т.е.  процесс развития отягощается  особенностями самой социальной  жизни. В процессе развития  общества происходит резкая дифференциация.  

2) Существует тенденция  к углублению неравенства. 

3) Люди, занимающие одинаковое  положение, как правило, стремятся  к объединению, поскольку общество  начинает делиться на фракции.  

Спенсер ввел понятие «дихотомия», полярную дихотомическую концепцию  общества. В ней противоположные  типы общества представляют собой некие  идеальные типы, характеризующие  стартовую и конечную точку развития общества. Имеется ввиду, что начальная  точка – это военное общество, а конечная – это промышленное общество. 

Процесс социальных изменений  совершается по естественным законам  независимо от желания людей. Эволюция совершается сама собой, со стороны  человека не требуется никакого вмешательства.  

5.Социология Э. Дюркгейна.Ряд идей Эмиля Дюркгейма легли в основу очень многих положений современной социологии, в частности в концепцию структурно-функционального анализа. Ввел в оборот понятие социального факта.Дюркгейм – крупнейший эмпирический социолог. Он разработал методологические принципы познания, на которых формировалась логика познания социальной жизни. Он разрабатывал также методы проведения конкретных социологических исследований. Проблемы метода в научных исследованиях, совершенствовании технических средств сбора информации, получили основание в работах «Метод в социологии» и «Самоубийство».С его именем связана институционализация социологии.Предметом социологии по Дюркгейму являются социальные факты, которые не сводятся к другим сферам – психологической, биологической, физической, они имеют собственное содержание. Эти социальные факты существуют вне индивида, носят индивидуальный характер, но не могут быть отнесены к индивидуальным проявлениям психики индивида. Они оказывают на индивида принудительное воздействие. Дюркгейм выражает социальные факты и социальную сферу через термин «институты».Понимание социологической концепции Дюркгейма основывается на теории социального факта. Цель Дюркгейма – доказать, что социология может и должна развиваться как объективная наука. Т.е. социология должна иметь свой собственный предмет и он должен быть доступен для наблюдения и объяснения. Это определение ведет к двум формулам, которыми обычно резюмируют учение Дюркгейма:

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"