Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:00, шпаргалка

Краткое описание

1.Объект и предмет социологии. Взаимоотношение социологии и других наук.
2. Структура, содержание и социальные функции социологии.
3.Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии.
...
46.Метод анализа документов в социологии.
47.Метод наблюдения в социологии.

Файлы: 1 файл

социология ответы на билеты.docx

— 121.44 Кб (Скачать)

Причины конфликтов:

·         борьба за власть

·         престиж

·         обладание ресурсами

·         авторитет

Конфликты естественны, но должны быть легализованы. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все  в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки  навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку  достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения.Отдельные убийства или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов.

Во многих случаях крайних  проявлений социальных конфликтов их результатом становится полное уничтожение  противника (например, Рим уничтожил  Карфаген или американские переселенцы  практически перебили некоторые  племена североамериканских индейцев, враждующих с ними). 

10. Социальное  взаимодействие и концепция социального  обмена

СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА КОНЦЕПЦИЯ- (1) - в узком смысле теория, разработанная в американской социологии усилиями Блау, Хоманса, P.M. Эмерсона и их последователей; (2) - в широком смысле - направление в социальном знании (социологии, социальной антропологии, социальной психологии, а также экономики и политологии), трактующие суть социальной жизни как обмен различными типами деятельности, которая, в свою очередь, понимается как обмен чего-либо на что-либо в актах социального взаимодействия с целью удовлетворения потребностей и интересов социальных субъектов (под которыми в большинстве случаев понимаются атомарные социализированные индивиды).

Согласно экономической  версии С.О.К., человек рационально  стремится максимально увеличить  совокупность своих материальных благ в процессах обменных (деловых) операций, осуществляемых в рамках рынка. В этической версии утилитаризма поведение людей трактуется через их естественное стремление (рационализируемое в конкретных действиях и поступках) испытывать наслаждение и избегать страданий. Эти версии и модели, переосмысленные в прагматизме, и явились отправной точкой анализа в собственно С.О.К 

11. Социальное  взаимодействие в концепции символического интеракционизма.

Как широкая теория, символический интеракционизм возник в 20-е годы XX века, в Чикагской школе. Основателем его является американский социолог Джордж Мид.

Термин «символический»  обозначает, что здесь делается акцент на смысле, который вкладывают действующие  индивиды, когда они вступают во взаимодействие, интеракцию друг с  другом, в этой теории общество рассматривается  с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных во взаимодействие. Другими  словами, общество можно объяснить  только путем рассмотрения принципов  поведения людей, ибо только здесь  обнаруживает себя значимый символ, определяющий акт поведения. Символический интеракционизм сосредотачивается на анализе символических аспектов социальных взаимодействий. Основной принцип интеракционизма тот, что индивид воспринимает (оценивает) себя в соответствии с оценками других, то есть личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет, из себя для других в социальном мире. Символических интеракционистов объединяет не строгая теория, а общность видения социального процесса, трактуемого как процесс выработки и изменения социальных значений, постоянного определения и переопределения ситуаций взаимодействия их участниками. В ходе этого переопределения меняется и объективная (с точки зрения взаимодействующих индивидов) среда социальной деятельности, ибо мир, по представлениям интеракционистов, имеет полностью социальное происхождение. Различные группы вырабатывают различные миры, которые меняются в процессе изменения значений в ходе социального взаимодействия.

Символический интеракционизм – понимание общества как системы взаимодействия индивидов с помощью символов. Символы – слова, жесты и тп.

Идеи:

·         люди руководствуются символическими значениями, которые придают тем или иным объектам

·         сами символические значения являются продуктом социального взаимодействия

·         символические значения возникают и изменяются по средствам их интрепритации  

12. Социальное  взаимодействие в концепции управления  впечатлениями.

С точки зрения Эрвина Гоффмана человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь – это производство впечатлений. Уметь управлять впечатлениями и контролировать их – значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Основная идея теории Гоффмана состоит в том, что в процессе взаимодействия люди обычно разыгрывают друг перед другом своеобразные «шоу», режиссируя впечатления о себе, воспринимаемые другими. Социальные роли, таким образом, аналогичны театральным ролям. Следовательно, люди проектируют собственный имидж, причем обычно такими способами, которые наилучшим образом служат их собственным целям. Регулирование взаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для них символических значений, и они нередко сами создают ситуации, в которых, как они считают, могут произвести наиболее благоприятное впечатление на других.

Например, важные персоны, опаздывают на общественные мероприятия  оттого, что помимо всего прочего, стараются создать впечатление  своей значимости, внушить всем, что без них никакое мероприятие  не состоится. 

13. Сущность понятия  «общество» в истории социального  познания. Трактовки категории «общества»  в социологии.

«Общество» – основополагающая категория современной социологии. Общество – это исторически развивающаяся  совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию  «общество». В древние века она  отождествлялась с понятием «государство».

В средние века вновь воцарилась идея отождествления общества и государства. Только в новое время в Х\Т в. в трудах итальянского мыслителя Н. Макиавелли была высказана идея государства как одного из состояний общества. В ХУП в. английский философ Т. Гоббс формирует теорию «общественного договора», суть которого заключалась в отдаче членами общества части своих свобод государству, являющемуся гарантом соблюдения этого договора. ХУШ в. характеризовался столкновением двух подходов к определению общества: один подход трактовал общество как искусственное образование, противоречащее естественным склонностям людей, другой – как развитие и выражение природных влечений и чувств человека. Тогда же экономисты А. Смит и Д. Юм определили общество как трудовой союз людей, связанных разделением труда, а философ И. Кант – как человечество, взятое в историческом развитии.

Начало XIX в. было ознаменовано появлением идеи гражданского общества. Ее высказал Г. Гегель, назвавший гражданским  обществом сферу частных интересов, отличных от государственных. Основоположник социологии О. Конт рассматривал общество как природный феномен, а его эволюцию – как естественный процесс роста и дифференциации частей и функций.

По К. Марксу, общество –  это исторически развивающаяся  совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности.В широком смысле понятие «общество» - «общество вообще» - характеризует то общее, что имеется в любых социальных образованиях. Исходя из этого, можно дать общее определение этой сложной категории. Общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности. Нетрудно заметить, что это универсальное определение, под которое подходит и ваша учебная группа, и общество книголюбов, и общество более высокой степени сложности. Поэтому социологический анализ общества предполагает многоуровневый характер. Модель социальной реальности может быть представлена, по крайней мере, на двух уровнях: макро - и микросоциологическом. На макросоциологическом уровне общество понимается как определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д. (гражданское общество), основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.)Традиционное (доиндустриальное) общество - общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции.Индустриальное общество - (в современном звучании) это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества.Постиндустриальное общество (иногда его называют информационным) - общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. 

14. Характеристика социальной общности.Социальные общности – это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более-менее сходными условиями и образом жизни, сходными интересами. Общества различных типов – это формы совместной жизнедеятельности.Общности бывают:·     статистические (номинальные социальные категории). Они конструируются для целей статистического анализа;

·      реальные;

·      массовые (агрегаты);

·     групповые (малая и большая социальные группы).

Например, горожане могут  быть статистической (по прописке) и  реальной общностью. Массовые общности – это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий.Групповые общности – большие и малые социальные группы.

Исторически первой формой социальной общности была семья и  такие, основанные на кровнородственных  отношениях, социальные общности, как  род и племя. В дальнейшем социальные общности формируются также и  на других основаниях и несут на себе отпечатки конкретного социально-экономического строя.

Для социальных общностей  характерно не только наличие общих  объективных характеристик, но и  осознание единства своих интересов  по сравнению с др.общностями, более или менее развитое чувство «мы». Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характеристиками, в реальную социальную общность (в частности, «класса в себе» в «класс для себя»).

Люди одновременно являются членами различных общностей, с  разной степенью внутреннего единства. Поэтому часто единство в одном (напр., в национальной принадлежности) может уступить место различию в  другом (например, в классовой принадлежности).

15. Понятие и  типология этноса. Этнические  процессы и социологические методы их изучения.Понятие "этнос" появилось в социологии сравнительно недавно. Этнос – общая расовая, языковая или национальная идентичность социальной группы . Этнос может объединять людей по нескольким признакам: культурным (язык, традиции, обычаи), религиозным (идеологическим), национальным (политическим), генетическим (расовым) (например, говорят – "он этнический русский", то есть – русского происхождения, хотя сам индивид, может быть, и не догадывается об этом).Этническая общность – совокупность людей, объединенных общими этническими признаками и осознающих свою принадлежность к данному этносу. Этническая группа – устойчивая группа людей, имеющих общую историю, обычаи и идентичность, а в большинстве случаев и язык, и религию, осознающих себя как единое целое.Следствием массовых миграций народов мира в ХХ в. стало то, что в настоящее время этническая общность охватывает всех представителей того или иного этноса, где бы они ни проживали, даже если их не объединяет ничего, кроме происхождения и самоосознания принадлежности к этому этносу; этническая группа, как правило, существует в пределах национального государства, либо на определенной территории в составе государства (автономная республика, область, округ, район), что позволяет ее представителям активно взаимодействовать и воспроизводить в каждом последующем поколении структуру своего этноса.Исследователи выделяют три исторических формы существования этнических групп:

·         племя – людей, объединенных родовыми и социальными связями (важнейшие признаки племени: этнокультурная общность, этническое самосознание и самоназвание);

·         народ – общность, объединенную преимущественно социально-экономическими связями и характеризующуюся более высоким уровнем развития языка, материальной и духовной культуры;

·         нацию – наивысшую на сегодняшний день историческую форму этнической группы, объединенную, главным образом, экономическими и политическими связями. Нацию отличают:

1.      специфическое национальное самосознание;

2.      развитой, литературный язык;

3.      профессиональная культура;

4.      устойчивый социально-классовый состав, соответствующий эпохе промышленно-научного развития;

5.      национальная государственность или развитое движение за ее достижение;

6.      экономическая общность на основе национальной государственности.

Понятие нация – одно из наиболее сложных в современной социологии. Существует два различных подхода к его толкованию. Первый исходит из того, что нация – это совокупность граждан того или иного государства. В такой трактовке национальное означает – государственное (например, национальные интересы = государственные интересы), национализм – любовь и уважение к своей нации, своему государству (национализм в данном контексте = патриотизм). Сторонники второго подхода понимают под нацией форму этнической группы, представляющую собой политическую общность граждан какого-либо государства, республики или автономии в составе государства, либо общность, выражающую стремление к своему государственно-политическому оформлению. При таком понимании нации национальное следует трактовать как этническое (например, национальные отношения, национальный вопрос.Для современного этапа развития этнонациональных отношений характерны следующие процессы:

1)этническая консолидация  народов, проявляющаяся в развитии  их политической, экономической,  языковой и культурной самостоятельности,  упрочении национально-государственной  целостности (к концу ХХ в.  отдельные народы стали субъектами  не только внутригосударственной,  но международной политики); 

2) межэтническая интеграция  – расширение и углубление  сотрудничества народов во всех  сферах жизни ради более полного  удовлетворения их потребностей (эта тенденция проявляется в  процессе глобализации и регионализации); 

3) ассимиляция – как  бы "растворение" одних народов  в других, сопровождающаяся утратой  языка, традиций, обычаев, этнической  самобытности и этнического самосознания.          Сведение к минимуму этнопроблем и противоречий возможно: во-1-х, если страна однородна в этническом отношении, т.е. нацменьшинства в составе её составляют не более 5-10%, населения; во-2-х, если титульная нация не имеет значительной диаспоры, особенно в сопредельных странах; в-3-х, органы власти и управления должны чутко реагировать на изменения в национальных отношениях и принимать своевременные и надлежащие меры. Первое условие позволяет свести к минимуму внутригосударственные этнические проблемы, второе - межгосударственные проблемы, третье - быть готовыми к практическим действиям. Этим можно объяснить стремления многих государств: а) добиваться однородности этносостава населения, б) пытаться объединить под юрисдикцией этнически родственные группы, в) укреплять систему социально-политического управления.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"