Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:00, шпаргалка
1.Объект и предмет социологии. Взаимоотношение социологии и других наук.
2. Структура, содержание и социальные функции социологии.
3.Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии.
...
46.Метод анализа документов в социологии.
47.Метод наблюдения в социологии.
Причины конфликтов:
· борьба за власть
· престиж
· обладание ресурсами
· авторитет
Конфликты естественны, но должны быть легализованы. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения.Отдельные убийства или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов.
Во многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их результатом становится полное уничтожение противника (например, Рим уничтожил Карфаген или американские переселенцы практически перебили некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними).
10. Социальное
взаимодействие и концепция
СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА КОНЦЕПЦИЯ- (1) - в узком смысле теория, разработанная в американской социологии усилиями Блау, Хоманса, P.M. Эмерсона и их последователей; (2) - в широком смысле - направление в социальном знании (социологии, социальной антропологии, социальной психологии, а также экономики и политологии), трактующие суть социальной жизни как обмен различными типами деятельности, которая, в свою очередь, понимается как обмен чего-либо на что-либо в актах социального взаимодействия с целью удовлетворения потребностей и интересов социальных субъектов (под которыми в большинстве случаев понимаются атомарные социализированные индивиды).
Согласно экономической
версии С.О.К., человек рационально
стремится максимально
11. Социальное
взаимодействие в концепции
Как широкая теория, символический
Термин «символический»
обозначает, что здесь делается акцент
на смысле, который вкладывают действующие
индивиды, когда они вступают во
взаимодействие, интеракцию друг с
другом, в этой теории общество рассматривается
с точки зрения поведения индивидов,
вовлеченных во взаимодействие. Другими
словами, общество можно объяснить
только путем рассмотрения принципов
поведения людей, ибо только здесь
обнаруживает себя значимый символ, определяющий
акт поведения. Символический
Символический интеракционизм – понимание общества как системы взаимодействия индивидов с помощью символов. Символы – слова, жесты и тп.
Идеи:
· люди руководствуются символическими значениями, которые придают тем или иным объектам
· сами символические значения являются продуктом социального взаимодействия
· символические значения возникают и изменяются по средствам их интрепритации
12. Социальное
взаимодействие в концепции
С точки зрения Эрвина Гоффмана человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь – это производство впечатлений. Уметь управлять впечатлениями и контролировать их – значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения.
Основная идея теории Гоффмана состоит в том, что в процессе взаимодействия люди обычно разыгрывают друг перед другом своеобразные «шоу», режиссируя впечатления о себе, воспринимаемые другими. Социальные роли, таким образом, аналогичны театральным ролям. Следовательно, люди проектируют собственный имидж, причем обычно такими способами, которые наилучшим образом служат их собственным целям. Регулирование взаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для них символических значений, и они нередко сами создают ситуации, в которых, как они считают, могут произвести наиболее благоприятное впечатление на других.
Например, важные персоны,
опаздывают на общественные мероприятия
оттого, что помимо всего прочего,
стараются создать впечатление
своей значимости, внушить всем,
что без них никакое
13. Сущность понятия
«общество» в истории
«Общество» – основополагающая
категория современной
Социологическая мысль прошлого
по-разному объясняла
В средние века вновь воцарилась
идея отождествления общества и государства.
Только в новое время в Х\Т в. в
Начало XIX в. было ознаменовано
появлением идеи гражданского общества.
Ее высказал Г. Гегель, назвавший гражданским
обществом сферу частных
По К. Марксу, общество –
это исторически развивающаяся
совокупность отношений между людьми,
которые складываются в процессе
их совместной деятельности.В широком
смысле понятие «общество» - «общество
вообще» - характеризует то общее, что
имеется в любых социальных образованиях.
Исходя из этого, можно дать общее определение
этой сложной категории. Общество - это
исторически развивающаяся совокупность
отношений между людьми, складывающаяся
в процессе их жизнедеятельности. Нетрудно
заметить, что это универсальное определение,
под которое подходит и ваша учебная группа,
и общество книголюбов, и общество более
высокой степени сложности. Поэтому социологический
анализ общества предполагает многоуровневый
характер. Модель социальной реальности
может быть представлена, по крайней мере,
на двух уровнях: макро - и микросоциологическом. На мак
14. Характеристика социальной
· реальные;
· массовые (агрегаты);
· групповые (малая и большая социальные группы).
Например, горожане могут
быть статистической (по прописке) и
реальной общностью. Массовые общности
– это совокупности людей, выделяемые
на основе поведенческих различий.
Исторически первой формой
социальной общности была семья и
такие, основанные на кровнородственных
отношениях, социальные общности, как
род и племя. В дальнейшем социальные
общности формируются также и
на других основаниях и несут на
себе отпечатки конкретного
Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов по сравнению с др.общностями, более или менее развитое чувство «мы». Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характеристиками, в реальную социальную общность (в частности, «класса в себе» в «класс для себя»).
Люди одновременно являются членами различных общностей, с разной степенью внутреннего единства. Поэтому часто единство в одном (напр., в национальной принадлежности) может уступить место различию в другом (например, в классовой принадлежности).
15. Понятие и типология этноса. Этнические процессы и социологические методы их изучения.Понятие "этнос" появилось в социологии сравнительно недавно. Этнос – общая расовая, языковая или национальная идентичность социальной группы . Этнос может объединять людей по нескольким признакам: культурным (язык, традиции, обычаи), религиозным (идеологическим), национальным (политическим), генетическим (расовым) (например, говорят – "он этнический русский", то есть – русского происхождения, хотя сам индивид, может быть, и не догадывается об этом).Этническая общность – совокупность людей, объединенных общими этническими признаками и осознающих свою принадлежность к данному этносу. Этническая группа – устойчивая группа людей, имеющих общую историю, обычаи и идентичность, а в большинстве случаев и язык, и религию, осознающих себя как единое целое.Следствием массовых миграций народов мира в ХХ в. стало то, что в настоящее время этническая общность охватывает всех представителей того или иного этноса, где бы они ни проживали, даже если их не объединяет ничего, кроме происхождения и самоосознания принадлежности к этому этносу; этническая группа, как правило, существует в пределах национального государства, либо на определенной территории в составе государства (автономная республика, область, округ, район), что позволяет ее представителям активно взаимодействовать и воспроизводить в каждом последующем поколении структуру своего этноса.Исследователи выделяют три исторических формы существования этнических групп:
· племя – людей, объединенных родовыми и социальными связями (важнейшие признаки племени: этнокультурная общность, этническое самосознание и самоназвание);
· народ – общность, объединенную преимущественно социально-экономическими связями и характеризующуюся более высоким уровнем развития языка, материальной и духовной культуры;
· нацию – наивысшую на сегодняшний день историческую форму этнической группы, объединенную, главным образом, экономическими и политическими связями. Нацию отличают:
1. специфическое национальное самосознание;
2. развитой, литературный язык;
3. профессиональная культура;
4. устойчивый социально-классовый состав, соответствующий эпохе промышленно-научного развития;
5. национальная государственность или развитое движение за ее достижение;
6. экономическая общность на основе национальной государственности.
Понятие нация – одно из наиболее сложных в современной социологии. Существует два различных подхода к его толкованию. Первый исходит из того, что нация – это совокупность граждан того или иного государства. В такой трактовке национальное означает – государственное (например, национальные интересы = государственные интересы), национализм – любовь и уважение к своей нации, своему государству (национализм в данном контексте = патриотизм). Сторонники второго подхода понимают под нацией форму этнической группы, представляющую собой политическую общность граждан какого-либо государства, республики или автономии в составе государства, либо общность, выражающую стремление к своему государственно-политическому оформлению. При таком понимании нации национальное следует трактовать как этническое (например, национальные отношения, национальный вопрос.Для современного этапа развития этнонациональных отношений характерны следующие процессы:
1)этническая консолидация
народов, проявляющаяся в
2) межэтническая интеграция
– расширение и углубление
сотрудничества народов во
3) ассимиляция – как
бы "растворение" одних народов
в других, сопровождающаяся утратой
языка, традиций, обычаев, этнической
самобытности и этнического