Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:00, шпаргалка

Краткое описание

1.Объект и предмет социологии. Взаимоотношение социологии и других наук.
2. Структура, содержание и социальные функции социологии.
3.Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии.
...
46.Метод анализа документов в социологии.
47.Метод наблюдения в социологии.

Файлы: 1 файл

социология ответы на билеты.docx

— 121.44 Кб (Скачать)

Исторические  типы стратификации:

Первый  тип социальной стратификации – деление общества на касты.

Кастовая система –  закрытый тип общества, т. е. статус дается от рождения и мобильность  практически невозможна. Каста являлась наследственным объединением людей, связанных  традиционными занятиями и ограниченных в общении друг с другом. Кастовость имела место в Древнем Египте, Перу, Иране, Японии, в южных штатах США. Классическим ее образцом стала  Индия, где кастовая организация  превратилась во всеобъемлющую социальную систему.

Второй  тип социальной стратификации – сословный – тоже характеризует закрытое общество, где мобильность строго ограничена, хотя допускается. Сословие, как и каста, было связано с передачей по наследству прав и обязанностей, закрепленных в обычае и законе. Но в отличие от касты принцип наследования в сословиях не так абсолютен, а членство может быть куплено, даровано, рекрутировано. Сословная стратификация характерна для европейского феодализма, но имелась и в других традиционных цивилизациях. Ее образец – средневековая Франция, где общество подразделялось на четыре сословия:  

В России со времени правления  Ивана Грозного (с середины XVI в.) до правления Екатерины II шло формирование иерархии сословий, официально утвержденных указами (1762–1785) в таком виде: дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство. Оговаривались в указах полувоенное  сословие (субэтнос), казачество и разночинцы.  

Классовая стратификация  характерна для открытых обществ. 

Она существенно отличается от кастовой и сословной стратификации. Эти отличия проявляются в  следующем: 

1) классы не создаются  на основе правовых и религиозных  норм, членство в них не основано  на наследственном положении; 

2) классовые системы более  подвижны, и границы между классами  не бывают жестко очерчены; 

3) классы зависят от  экономических различий между  группами людей, связанных с  неравенством во владении и  контроле над материальными ресурсами;  

4) классовые системы осуществляют  в основном связи вне личностного  характера. Главное основание  классовых различий – неравенство  между условиями и оплатой  труда – действует применительно  ко всем профессиональным группам  как результат экономических  обстоятельств, принадлежащих экономике  в целом; 

5) социальная мобильность  значительно проще, чем в других  стратификационных системах, формальных ограничений для нее не существует, хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и уровнем его притязаний. 

28.Понятие среднего  класса в социологии. 

Сре́дний класс — совокупность социальных слоев населения, занимающих в стратификационной системе общества промежуточное положение между низшим классом (бедными) и высшим классом (богатыми). В странах, считающихся развитыми, средний класс составляет наиболее многочисленную группу населения.

Функциями среднего класса считаются привнесение инноваций  и воспроизводство квалифицированных  кадров, а также поддержание стабильности в обществе.

Согласно современному британскому  социологу Энтони Гидденсу, внутри среднего класса можно выделить две основные категории — «старый средний класс» и «новый средний класс». «Старый средний класс» составляют мелкие предприниматели, а «новый средний класс» состоит из высокооплачиваемых и среднеоплачиваемых наемных работников, как правило, занятых интеллектуальным трудом. Высший слой «нового среднего» класса включает менеджеров и высококвалифицированных специалистов. К низшему слою относятся учителя, врачи, офисные служащие и т. д. Это очень разнородная социальная группа, по многим параметрам схожая с рабочим классом.

Численность «старого среднего класса» (класса собственников) сокращается  и растет доля «нового среднего класса». Сейчас большинство среднего класса составляют люди, источником дохода которых  является их труд и профессиональные навыки, а не владение собственностью. 

29.Социологический  подход к изучению личности.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.  

Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания  сущности социальных явлений, системы  взаимосвязей людей в обществе стремится  понять, что движет поступками каждого  конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни  всей социальной группы или общества. Личность является первичным субъектом  и объектом социального взаимодействия и отношений. Это человек, рассмотренный  в его социальности, как ответственный  и сознательный субъект социальной жизни.

Понятие «личность» отображает природу человека, рассматривает  его как субъекта социокультурной  жизни, определяя его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося  в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Философия и психология оказывают  существенное влияние на развитие социологических  представлений о личности. 

В современной  социологии проблема личности рассматривается  в разных аспектах:

1) изучаются на этнографическом  материале особенности формирования  личности в примитивных обществах  и взаимозависимость между типом  личности и характером культуры (М. Мид и др.); 

2) исследуется изменение  социального характера в современном  обществе под влиянием индустриализации, автоматизации, информатизации и  т. д. условий (Э. Фромм, Ч. Миллс, Т. Адорно, Д. Рисмен и др.); 

3) изучается, в том числе  экспериментальными методами, поведение  индивида в социальной группе (Ч. Кули, Дж. Хоманс, Дж. Морено и др.);  

4) разрабатываются наиболее  эффективные способы манипуляции  людьми в различных социальных  ситуациях, особенно производственных (доктрина «человеческих отношений», менеджеризм и т. д.). 

Особенность социологического подхода состоит в том, что  личность изучается преимущественно  на уровнях общего и особенного,  т. е. личность как член общества и представитель определенной социальной группы. В социологическом исследовании рассматривается среднестатистическая личность, личность как социальный тип. В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей.  

30.Основные социологические  теории личности.

В социологии наиболее известны следующие теории личности.

Теория  зеркального «Я» (Ч. Кули, Дж. Мид). Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т. е. как на объект.

Психоаналитические  теории (З. Фрейд). Направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя: 

1) бессознательное – ид (природные инстинкты); 

2) сознание индивида –  эго, являющееся регулятором инстинктивных  реакций; 

3) супер-эго – законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. 

Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам. 

Ролевая теория личности. Р. Минтон, Р. Мертон, Т. Парсонс описывают ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов – предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного статуса, который и определяет положение человека в обществе.Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе.Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни. 

31.Стадии развития  личности и механизмы социализации

Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То есть социализация — это пути, которыми приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. 

Социализация предполагает формирование и интеллектуальных, и  социальных, и физических навыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны — передачу обществом социально-исторического  опыта, культуры, правил и норм поведения  и ценностных ориентиров, с другой стороны — их усвоение индивидом. Кроме того, процесс социализации подразумевает под собой двоякий  процесс: процесс постепенного раскрытия  в индивиде природных качеств, и  процесс внешнего воздействия (целенаправленного  и ненаправленного воспитания). Поэтому  в процессе социализации огромную роль играют не только природные задатки  человека, но и социальная среда  с ее многообразными сферами, круги  общения человека (выраженные в структуре  его социальных ролей), субъекты социализации (или агенты социализации — те кто воздействует на индивида) с их механизмами идеологического, педагогического, нравственного, эстетического и других видов воздействия на мышление и поведение социализирующегося человека. Социальная среда с ее различными сферами (социальной, экономической, политической, культурной и т.д.) является объективным фактором социализации.

Основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои, общество в целом  — все то, что включает в себя и окружает человека.) Каждая сфера  социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации — целенаправленного и ненаправленного  воспитания. Особую роль играет рассмотрение процессов социализации на микроуровне, т.е. в непосредственном окружении  человека. В процессе социализации принимает участие все окружение  индивида: семья, соседи, сверстники, школа, средства массовой информации и т.д.

Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становиться человеком  благодаря его взаимодействию с  другими людьми именно в рамках малых  первичных групп. 

Итак, сущность процесса социализации заключается в том, что социализация имеет две цели: способствовать индивиду интегрировать в общество на основе социальной роли и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению ее новыми членами сложившихся в обществе убеждений и образцов поведения. 

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами  и агентами происходит с помощью  ряда, условно говоря, «механизмов».Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на: 1). Социально-психологические механизмы 2). Социально-педагогические механизмы. 

32. Понятие аномии  в социологии девиантного поведения.  

Э. Дюркгейм утверждал, что  девиация играет функциональную роль в обществе, поскольку девиация и  наказание девианта способствуют осознанию границ того, что считается допустимым поведением, и выполняют роль факторов, побуждающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку общества. Дюркгейму принадлежит идея аномии – общественного состояния, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми. В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. “Старые нормы” уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации. 

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"