Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:00, шпаргалка

Краткое описание

1.Объект и предмет социологии. Взаимоотношение социологии и других наук.
2. Структура, содержание и социальные функции социологии.
3.Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии.
...
46.Метод анализа документов в социологии.
47.Метод наблюдения в социологии.

Файлы: 1 файл

социология ответы на билеты.docx

— 121.44 Кб (Скачать)

Полевой этап (сбор первичной  информации) — это работа в практической зоне социолога, работа на улице, на работе, в классах, домах. Информация собирается путем опроса, анкетирования, наблюдения, анализа, эксперимента и т.д. Полевым  этот этап называется потому, что он проводится в естественных условиях, отличных от лабораторных, т.е. тех, в  которых преимущественно проходила  предыдущая исследовательская работа.  

З этап -связан с изучением собранного материала, его сверкой с расчетными параметрами. Составляется программа обработки информации на ЭВМ— обобщение и свертка первичной информации, ее превращение в удобную для последующего анализа. 

Анализ информации и подготовка итогов документов —заключительный этап. Делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, закономерно-сти, противоречия, новые социальные проблемы. Оформляются результаты исследования. Анализ и интерпретация данных проводятся в рамках теоретической обработки полученной информации и впря-мую зависят от профессионализма социологов, их гипотез, проверка которых и производится прежде всего. 

Итоги работы выливаются в  служебные документы: отчет, приложение к отчету и аналитическую справку, содержащую выводы и рекомендации. В качестве итоговых документов выступают  справка, информационная записка, аналитическая  записка, отчет о научно-исследовательской  работе. 

44. Эксперимент  в социологии (на примере Хоторнских экспериментов)  

Социологический эксперимент - метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Обычно (в реальном эксперименте) эта проверке производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий: он создает или изыскивает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетичную причину и наблюдает за изменениями в ситуации, фиксирует их соответствие или несоответствие предположением.По характеру предмета исследования различаются эксперименты, направленные на проверку предполагаемых причинных зависимостей внутри определенной сферы или определенного вида социальной деятельности. Выделяются также социологические эксперименты, направленные на проверку причинно-следственных связей между параметрами различных сфер, видов и аспектов деятельности, с конечной целью выявить закономерности, пронизывающие всю деятельность данного социального субъекта.По специфике поставленной задачи различаются научные и прикладные, проективные и ретроспективные, однофакторные и многофакторные эксперименты.Хоторнский эксперимент — общее название ряда социально-психологических экспериментов, проводившихся группой учёных под руководством Элтона Мэйо на фабрике «Вестерн Электрикс» в США. Их задачей было выявление зависимости между физическими условиями работы и производительностью труда.В результате эксперимента было доказано, что социально-психологический климат оказывает большее влияние на производительность, чем многие технические аспекты производственного процесса. Кроме того, в ходе Хоторнского эксперимента был выявлен так называемыйХоторнский эффект.  

45. Метод опроса в социологии.

Опрос — метод сбора первичной социологической  информации посредством вопросов к  определенной группе людей (респондентов).

Виды  опросов

·     – письменные (анкеты, тесты)            

– устные (интервью)

·     – очные            

– заочные

Источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании.

Опрос — это разновидность  общения, и его результаты зависят  от ряда обстоятельств:

·     психологическое состояние респондента в момент опроса;

·     ситуация опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);

·     содержание анкеты или устного вопроса (проблема применения вопросов различных типов и их адекватного понимания респондентом)

Задача опросов в обществе — обеспечить двухсторонний поток  информации между управляющими и  управляемыми, предоставить данные необходимые  для принятия решений.

Для социологии опрос при  правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий.

Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью  статистических методов и должна представлять собой микромодель  генеральной совокупности, т.е. модели исследования. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью. 

46.Метод анализа  документов в социологии

Это метод сбора первичной  информации, главным источником которой  выступают документы. Документы  — это печатные, рукописные и  т.п. материалы, которые создаются  для хранения информации.

Анализ документов - это совокупность методических приемов, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой для решения исследовательских задач.

При анализе документов большую  пользу может принести изучение неофициальных документов. Среди них выделяются личные документы. Личные документы - незаменимый источник общественного сознания, мнений и установок на индивидуальном уровне. Они позволяют вскрывать глубинные социальные механизмы образования ценностных ориентации, понять историческую обусловленность мотивов поведения, найти основу для выделения социальных типов личностей. К подобного рода документам относятся дневники, мемуары, частично переписка между людьми, результаты профессионального и непрофессионального художественного творчества. Особое значение имеют письма населения в различные властные организации, в редакции средств массовой информации.

Важнейший источник документальной информации - материалы прессы, отражающие все стороны жизни общества. Публикации газет синтезируют в себе «словесную», цифровую и изобразительную информацию, официальные сообщения, авторские выступления и письма граждан, документы истории и репортажные материалы о современности.

Во всем многообразии исследовательских  приемов, используемых при изучении документов, выделяются два основных вида: качественный анализ, иногда его называют традиционным, и формализованный, носящий название контент-анализа. Два эти подхода к изучению документальной информации хотя и различаются во многом, однако дополнять друг друга. 

47.Метод  наблюдения в социологии.

Наблюдение представляет собой общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а  также в обыденной жизни.  Его  применение в  социологии имеет  ограничения,  т.к.  далеко  не  все  социальные   явления   поддаются непосредственному визуальному и  слуховому восприятию.  Но  когда  социолог имеет дело  с  объектами,  которые  можно  наблюдать,  т.е.  воспринимать  с помощью зрения и слуха, он обязан делать это. Однако  не  следует  забывать, что наблюдение должно применяться  в  комплексе  с  другими  методами  сбора информации. Наблюдение в социологии - это метод целенаправленного,  определенным образом  фиксируемого  восприятия  исследуемого объекта.  В  процессе   его осуществления  социолог  непосредственно  воспринимает  действия   людей   в конкретных условиях и в реальном времени,  причем  он  фиксирует  не  только состояние, но и развитие явлений и процессов, а  также  взаимодействие  всех участников наблюдения.

В процессе применения социологического наблюдения необходимо иметь в виду и учитывать следующие его  особенности. Во-первых, для социологического наблюдения характерна связь наблюдателя с изучаемым объектом. Ни в одной другой науке, кроме социологии, исследователю не приходится осуществлять наблюдение за совокупностью, к которой он сам принадлежит или которая на него оказывает сильное воздействие. Дело в том, что социолог изучает общество, ту или иную его совокупность - территориальную, этническую и др., сам являясь членом данного общества, а иногда и членом изучаемой социальной совокупности. И эта принадлежность к обществу или какой-то его части накладывает существенный отпечаток на восприятие наблюдателем социальной действительности, на ее понимание, истолкование и оценку.

Во-вторых, наблюдатель воспринимает изучаемый социальный объект через призму своих интересов, привязанностей, эмоций, симпатий, антипатий и т.п., а все это не может не накладывать определенный отпечаток как на сам процесс наблюдения (выбор его объекта, точки зрения на объект и т.п.), так и на его оценку и интерпретацию.

В-третьих, в процессе социологического исследования наблюдение всегда является селективным, т.е. изобразительным, направленным на совершенно определенные объекты, которые подлежат наблюдательным операциям, и не принимающим во внимание все остальные. Направленность селективности определяется целями и задачами проводимого исследования.

В-четвертых, в социологии, в отличие от других наук, обычно сложно провести повторное наблюдение. Такое наблюдение чрезвычайно затруднительно, так как социальные явления и процессы подвергаются воздействию огромного количества факторов, под влиянием которых постоянно видоизменяются, даже если объектом наблюдения являются так называемые циклические события, например, движение людей на работу и с работы, их участие в избирательных кампаниях и т.п. Поэтому только хорошо организованное, тщательно проведенное и неоднократное наблюдение может обеспечить исследователя достоверной информацией. 

48.Метод  социометрии и идеи Я.Морено.

Я. Морено говорил, что большую  роль в жизни людей играют неформальные отношения. Нужно стремиться, чтобы  формальная и неформальная структура  общества совпадали. Для этого нужны  специальные методы.

Социометрия - проект социальной науки в целом. Основная идея этого проекта - малая группа - модель общества, на ее примере видно, что для жизни людей важна как объективная структура, создаваемая функциональными обязанностями, так и структура эмоциональных отношений - структура эмоциональных отношений должна быть выявлена специальными методами.

Эмоциональные привязанности  в группах распределяются неравномерно. Структура эмоциональных привязанностей часто не совпадает с объективной  структурой групп, не совпадение этих структур, как в малых группах, так и в обществе в целом, является источником конфликтов, ведет к появлению  людей, лишенных богатства эмоциональных  связей.

С т.з. Морено социометрия не только метод изучения, но и народная социология, которая включает людей в социальное экспериментирование (Морено изобрел методы социодрамыи психодрамы, которые помогают человеку утвердиться в обществе, быть самим собой). Цитата, характерная для проекта Морено: в проекте Морено "само человечество становится экспериментатором, а бывший автократический экспериментатор становится одним из миллиардов совместно думающих участников". Социометрия в современной социологии - это метод изучения структуры неформальных отношений в малых группах. Он основан на том, что эмоциональные отношения в группах распределены неравномерно (как и доверие, авторитет, признание каких-то качеств и т.д.), а так же на том, что определение этих отношений связано с поведением людей в ситуациях выбора. В социометрии такую ситуацию создает спец. вопрос - социометрический критерий. Чем точнее определен критерий, тем точнее будут получены результаты.

По результатам социометрического  опроса заполняется таблица, представляющая собой данные о сделанных и  полученных выборах, т.н. социологическая  матрица. Результаты опроса могут быть представлены графически в виде социограммы, наглядно представляющей структуру межличностных связей. 

 

49.Культура как  объект социологического анализа.  Основные функции культуры в  обществе.

Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Соц. культура - это система соц. значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений, идей, верований и традиций общих для людей, социально приобретенных, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и соц. регулирования.

В социологии культура проявляется  как в материальной, так и в  духовной форме. Это все, что явилось  предметом человеческой деятельности и усвоено обществом.

Социальную роль культуры невозможно переоценить, т.к. она определяет само содержание любого соц. явления  или процесса, жизнедеятельности  всего общества, соц. групп и личностей. В истории социологической и  соц.-философской мысли выявились 2 основных подхода к определению  места и роли культуры в жизни  общества – материалистический и  идеалистический. Кто исходил из материалист.понимания истории, видели в духовной культуре вторичный, надстроечный фактор такого развития, а те (zB. Вебер), кто отдавал предпочтение историческому идеализму, видели именно в духовной культуре решающий момент в жизни и развитии общества.

Соц. роль культуры проявляется  в 3 аспектах:

·         Культура служит основой и решающим фактором превращения индивида в личность, его социализации.

·         Обеспечивая единство ценностей, идеалов всех членов общества, соответствующая культура служит его важнейшей сплачивающей силой, во многом определяющая стабильность всей общественной системы.

·         Культура – важнейшая основа и фактор организации, регулирования и модернизации общественной жизни. Особенно велика соц. роль культуры проявляется в переходные эпохи развития общества (Россия).

Функции культуры:

·         Коммуникативная функция связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого), передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"