Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:00, шпаргалка

Краткое описание

1.Объект и предмет социологии. Взаимоотношение социологии и других наук.
2. Структура, содержание и социальные функции социологии.
3.Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии.
...
46.Метод анализа документов в социологии.
47.Метод наблюдения в социологии.

Файлы: 1 файл

социология ответы на билеты.docx

— 121.44 Кб (Скачать)

1) Социальные факты следует  рассматривать как вещи.  
2) Отличительный признак социального факта – принудительное воздействие на индивида. Дюркгейм разделил социологию на три основные отрасли:

1) Социальная морфология. Она исследует материальную основу  общества (его форму, структуру), географическую основу жизни,  народонаселение, объем и проч.  
2) Социальная физиология. Она исследует жизненные проявления общества. Охватывает ряд частных социальных наук – социология религии, морали, эстетическая, юридическая и т. д.  
3) Общая социология. Она подобна общей биологии. Осуществляет теоретический синтез и устанавливает общие законы.

Социальные факты всеобщи. Т. к. носят коллективный характер В них сосредотачивается коллективная энергия и коллективное действие. Дюркгейм считает, что социальным фактом является любой устоявшийся или нет способ сделать индивида восприимчивым к внешнему воздействию, и оказывающий принудительное воздействие на человека. 

6.Социология К.Маркса

Социология марксизма  — это теория социального развития общества, созданная К. Марксом и  Ф. Энгельсом в середине — второй половине XIX века. Ее место и роль в истории социологической мысли  определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих  в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий  их жизни, через противоречия и конфликты  в реально существующем способе  производства. Это, прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных  закономерностей. 

Человек – деятельное существо и должен удовлетворять свои потребности. Экономическая основа – материальное производство. Учение об общественно-экономических  формациях. Общественно-экономическая  формация – ступень в развитии общества.

5 формаций:

·     Первобытнообщинная

·     Рабовладельческая

·     Феодальная

·     Капиталистическая

·     Коммунистическая (социализм)

В основе смен формаций –  основной соц. Закон. Закон соответствия производственных сил и производственных отношений. Производственные силы –  человек, наука, орудие труда, средства труда, технику. Производственные отношения  – это отношения, в которые  люди вступают объективно, не зависимо от своей воли, в процессе производства мат. Благ. 

Маркс был первым социологом, который рассматривал общество как  объективную саморазвивающуюся  реальность. Источником этого саморазвития являются противоречия и конфликты, прежде всего в материальной жизни. Следует обратить внимание на три принципиальных. Движущей силой развития общества выступает противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Социальная революция — есть не политическая случайность, а закономерное проявление исторической необходимости. Сознание людей отражает реальные жизненные противоречия. Иными словами, независимо от субъективных желаний отдельных людей, правящих верхов массы думают и действуют в зависимости от характера противоречий, прежде всего в материальной жизни. Изменяются противоречия и конфликты — соответственно изменяются формы мышления людей, происходит переоценка ценностей. Если постоянно не учитываются материальные интересы масс, если противоречия нарастают и углубляются, то возникает революционное сознание, приводящее массы в движение, и через социальную революцию происходит радикальное изменение, качественное обновление общественных отношений. 

7. «Понимающая  социология» Г. Зиммеля и М. Вебера

Неклассический тип научности  социологии разработан немецкими мыслителями  Г. Зиммелем (1858-1918) и М. Вебером (1864--1920). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. У естествознания социология заимствует приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук - метод понимания и отнесения к ценностям. Они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Г. Зиммель и М. Вебер подчеркивали важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. И здесь ему поможет знание того, что в сходных ситуациях большинство людей поступает одинаковым образом, руководствуется аналогичными мотивами.

Вебер. В методологии он разрабатывал концепцию понимания: понимание трактовалось им не только как метод интерпретации авторских  текстов, но и как смыслопрочтение всей социальной реальности, человеческой истории. В последнем случае понимание было дополнено еще одним методологическим принципом — «отнесением к ценности», так как именно отнесение к ценности, считал он, является тем актом, который конституирует общезначимое суждение. «Отнесение к ценности» означает, что исследователь производит отбор материала на основе современной ему системы ценностей. Но вместе с тем гуманитарные и общественные науки должны быть свободны от оценочных суждений. А это значит, что индивидуальное отношение исследователя к тем или иным изучаемым событиям должно находиться за пределами его исследования. Политические пристрастия, эстетические предпочтения, нравственные идеалы конкретного мыслителя не могут, по мнению Вебера, включаться в состав науки. Так было сформулировано одно из важнейших методологических требований социологии — свобода от оценок-предпочтений в социологическом, да и любом другом научном исследовании.

Важным вкладом Вебера в социологию было введение понятия  «идеальный тип». Идеальный тип конструируется как теоретическая схема: такие  понятия, как «капитализм», «христианство» и пр., — лишь идеально-типические конструкции, употребляемые в качестве средств для изображения исторических образований. Идеальные типы не совпадают  с самой историко-культурной реальностью. Вместе с тем роль этих понятий  достаточно велика. На их основе выделяются основные черты исследуемого социального  феномена, происходят абстрагирование  и генерализация существенных черт данного события, явления или  процесса. 

8.Социологическая  мысль в России: её специфика  и основные направления.

Первые отечественные  письменно зафиксированные представления  об обществе можно отнести ко временам Киевской Руси. Если же говорить о социологии как самостоятельной науке, то она появилась в России во второй половине ХIХ века. Отечественная социология развивалась первоначально на базе интерпретации идей, высказанных западными социологами. После революции 1917 г. социологию и социологов начинают притеснять вплоть до полной ликвидации социологии как самостоятельные науки. Традиционные социологические проблемы «переходят» в другие науки – историю, статистику, демографию, теорию государства и права, психологию, философию и т.п. Лишь с конца 50-х годов началось восстановление социологии как самостоятельной науки.

Развитие социологической  науки в России во второй половине XX в. обусловлено рядом особенностей:

·         медленное складывание социальных предпосылок капитализма и институтов гражданского общества. Биполярная структура российского общества ("низы — верхи") при практическом отсутствии среднего класса стимулировала высокую степень насилия, особую карательную роль государства в интеграции общества. Коллективные (общинные) формы социальной общности обусловили неразвитость индивидуального сознания, приоритет общественного интереса над личным;

·         интегрирующим началом выступало православие:  заметное влияние идеологии. В общественном сознании российского общества преобладали крайности — консерватизм и радикализм. Первый был связан со славянофильством, с поиском особого пути развития России. Радикализм настаивал на революционных методах преобразования общества (начиная от декабристов и завершая большевизмом). 

Основные направления  и школы в российской социологии:

·         школа интегральной социологии –П.А.Сорокин (1889 – 1968гг) – общество рассматривается как социокультурная система в целом; В структуре социологии выделял 4 раздела:

·         общее учение об обществе

·         социальная механика (исследование закономерностей социальных явлений, формулирование статистических законов общества)

·         социальная генетика ( учение о происхождении и развитии общества и его институтов, тенденции развиия об-ва)

·         социальная политика – прикладная дисциплина

·         школа субъективной социологии; П.Л.Лавров (1828 1900) и А.К.Михайловский (1842—1904) - акцентировал внимание на доминирующую роль сознания в общественном развитии.

Основные направления  по Лаврову:

определение предмета и метода социологии как науки, которая исследует  формы проявления , усиления и ослабления солидарности м/у сознательными органическими особями. Преобладающий метод социологии - исторический.

создание теории социального  прогресса, в которой 2 аспекта: а) теоретический – рассмотрение целей и средств общественного развития б) практический – обоснование долга личности активно участвовать в преобразовании общества.

Основные направления  по Михайловскому: прогресс есть постепенное  приближение к целостности обoщества, к возможно полному и всестороннему разделению труда между его органами и возможно меньшему разделению труда между людьми.

психологическое направление  – Л.И.Петражицкий (1867 -1931) и А.И.Карев (1850 – 1931). Л.И.Петражицкий в качестве предмета социологии выделяет формы и мотивы участия индивида в общественной жизни.

Согласно представлениям Кареева – общество есть сложная  система психических и практических взаимодействий личностей. Общество делится: культурные группы и социальную организацию

марксистское направление; - Г.В.Плеханов (1856 – 1918) и В.И.Ленин (1870 – 1924).

Г.В.Плеханов отстаивал идею обусловленности общественного развития способом материального производства. Он выделял наличие общих закономерностей развития общества, которые осуществляются в деятельности народа, масс.

Заслуга В.И.Ленина – творчески развил многие положения классического марксизма применительно к условиям России.

плюралистическое направление. – М.М.Ковалевский (1851 – 1916) – объяснение соц-х явлений с учетом экон-х, геогр-х, биол-х, психол-х факторов. Он использовал компаративный (сравниельный) метод , позволяющий выявить общее и особенное в развитии различных народов.

9.Социологические  теории во второй половине 20в

·         Структурный функционализм

·         Социология конфликта

Структурный функционализм – теория, которая рассматривает значение отдельного соц. Явления для функционирования и развития определенным образом структурированного социального целого.

Структурный функционализм  Талькоты Парсонса и Роберта Мертона

В своих разработках они  опирались на:

а) системный подход в  изучении общества и

б) принципы функционального  подхода Спенсера.

Вкратце это такой подход заключается в следующем: любое  общество является целостной системой (такой подход к понятию общества называется системным). Система —  это определенным образом упорядоченное  множество элементов, взаимосвязанных  между собой и образующих некоторое  целостное единство. Материальную основу любой системы составляют ее элементы, представляющих собой сложную иерархию подсистем со сложными связями и  взаимодействиями, эти элементы выполняют  определенные функции для удовлетворения общественных потребностей. Каждая часть  может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет  определенные функции. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание  устойчивости общества и его воспроизводство. Для общества необходимо, чтобы эти  связи и взаимодействия носили устойчивый характер и воспроизводились в историческом процессе, переходя из поколения в  поколение, тогда общество как система  приобретает системные качества: когда общество представляет собой  не просто сумму элементов, а устойчивую систему.

Мертон внес в эту концепцию  Спенсера ряд уточнений:

Как одно явление может  иметь различные функции, так  и одна и та же функция может  выполняться различными явлениями. (как, например, реформы правительства  могут выполнять функцию модернизации экономики, но и могут привести к  смене политического строя, как  произошло в России в начале 90-х  гг.)

Мертон вводит понятие  дисфункции, т.е. разрушающей функции. Он утверждает, что одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению  к одним системам и дисфункционными к другим. (в примере реформы были функциональны по отношению к эконодательной сфере, но дисфункционными к полититчекой сфере)

Мертон вводит различия между  явными и скрытыми (латентными) функциями. Явная функция — это то следствие, которое вызвано намеренно, латентная  функция — это то следствие, которого не ожидали и которое не входило  в намерения. (явная функция реформ — модернизация экономики, неявная  — разрушение полит. системы общества).

Важным этапом развития социологи  явился структурный функционализм  Парсонса. По Парсонсу, любая общественная система имеет две основные ориентации, которые он назвал «осями ориентации». Первая ось : внешнее — внутреннее. Это означает, что любая система ориентируется либо на события окружающей среды, либо на свои собственные проблемы. Вторая ось: инструментальное — консумоторное. Это означает, что ориентация системы связана либо с сиюминутными, актуальными, либо с долговременными целями. Если в качестве примера рассматривать наше современное российское общество, то в этой системе координат оно занимает положение: на первой оси ближе к «внутренней» ориентации, чем к «внешней» (т.к. много внутренних проблем, отвлекающих от внешних); на второй оси — ближе к «инструментальной» ориентации (т.к. сиюминутные проблемы не дают сосредоточиться на перспективу).

Таким образом авторы структурно-функциональной концепции предложили рассматривать  общество как целостную систему, элементы которой находятся в  функциональных связях и отношениях друг с другом. Слабость такого подхода, как утверждают критики в том, что он дает лишь моментальный портрет общества, но не раскрывает генезиса и развития общества. 

Конфликтологическое направление.

В ХIХ и ХХ вв. проблема конфликтов стала предметом изучения социологов. По сути дела в рамках социологии сложилось спе-циальное направление, которое ныне обозначается как "социология конфликта" .                                                                                                                  Стабильность социальной системы  не исключает, а предполагает борьбу, социальные столкновения, т.е. социальные конфликты – неотъемлемый атрибут социальных отношений. Они выполняют позитивную роль, способствуют интеграции социальной системы, повышению солидарности, укреплению межличностных отношений, разрядке напряженности. Конфликты стимулируют социальный прогресс.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"