Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:00, шпаргалка
1.Объект и предмет социологии. Взаимоотношение социологии и других наук.
2. Структура, содержание и социальные функции социологии.
3.Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии.
...
46.Метод анализа документов в социологии.
47.Метод наблюдения в социологии.
1) Социальные факты следует
рассматривать как вещи.
2) Отличительный признак социального
факта – принудительное воздействие на
индивида. Дюркгейм разделил социологию
на три основные отрасли:
1) Социальная морфология.
Она исследует материальную
2) Социальная физиология. Она исследует
жизненные проявления общества. Охватывает
ряд частных социальных наук – социология
религии, морали, эстетическая, юридическая
и т. д.
3) Общая социология. Она подобна общей
биологии. Осуществляет теоретический
синтез и устанавливает общие законы.
Социальные факты всеобщи. Т. к. носят коллективный характер В них сосредотачивается коллективная энергия и коллективное действие. Дюркгейм считает, что социальным фактом является любой устоявшийся или нет способ сделать индивида восприимчивым к внешнему воздействию, и оказывающий принудительное воздействие на человека.
6.Социология К.Маркса
Социология марксизма
— это теория социального развития
общества, созданная К. Марксом и
Ф. Энгельсом в середине — второй
половине XIX века. Ее место и роль
в истории социологической
Человек – деятельное существо и должен удовлетворять свои потребности. Экономическая основа – материальное производство. Учение об общественно-экономических формациях. Общественно-экономическая формация – ступень в развитии общества.
5 формаций:
· Первобытнообщинная
· Рабовладельческая
· Феодальная
· Капиталистическая
· Коммунистическая (
В основе смен формаций – основной соц. Закон. Закон соответствия производственных сил и производственных отношений. Производственные силы – человек, наука, орудие труда, средства труда, технику. Производственные отношения – это отношения, в которые люди вступают объективно, не зависимо от своей воли, в процессе производства мат. Благ.
Маркс был первым социологом, который рассматривал общество как объективную саморазвивающуюся реальность. Источником этого саморазвития являются противоречия и конфликты, прежде всего в материальной жизни. Следует обратить внимание на три принципиальных. Движущей силой развития общества выступает противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Социальная революция — есть не политическая случайность, а закономерное проявление исторической необходимости. Сознание людей отражает реальные жизненные противоречия. Иными словами, независимо от субъективных желаний отдельных людей, правящих верхов массы думают и действуют в зависимости от характера противоречий, прежде всего в материальной жизни. Изменяются противоречия и конфликты — соответственно изменяются формы мышления людей, происходит переоценка ценностей. Если постоянно не учитываются материальные интересы масс, если противоречия нарастают и углубляются, то возникает революционное сознание, приводящее массы в движение, и через социальную революцию происходит радикальное изменение, качественное обновление общественных отношений.
7. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера
Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем (1858-1918) и М. Вебером (1864--1920). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. У естествознания социология заимствует приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук - метод понимания и отнесения к ценностям. Они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Г. Зиммель и М. Вебер подчеркивали важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. И здесь ему поможет знание того, что в сходных ситуациях большинство людей поступает одинаковым образом, руководствуется аналогичными мотивами.
Вебер. В методологии он
разрабатывал концепцию понимания:
понимание трактовалось им не только
как метод интерпретации
Важным вкладом Вебера
в социологию было введение понятия
«идеальный тип». Идеальный тип конструируется
как теоретическая схема: такие
понятия, как «капитализм», «христианство»
и пр., — лишь идеально-типические
конструкции, употребляемые в качестве
средств для изображения
8.Социологическая мысль в России: её специфика и основные направления.
Первые отечественные
письменно зафиксированные
Развитие социологической
науки в России во второй половине
XX в. обусловлено рядом
· медленное складывание социальных предпосылок капитализма и институтов гражданского общества. Биполярная структура российского общества ("низы — верхи") при практическом отсутствии среднего класса стимулировала высокую степень насилия, особую карательную роль государства в интеграции общества. Коллективные (общинные) формы социальной общности обусловили неразвитость индивидуального сознания, приоритет общественного интереса над личным;
· интегрирующим началом выступало православие: заметное влияние идеологии. В общественном сознании российского общества преобладали крайности — консерватизм и радикализм. Первый был связан со славянофильством, с поиском особого пути развития России. Радикализм настаивал на революционных методах преобразования общества (начиная от декабристов и завершая большевизмом).
Основные направления и школы в российской социологии:
· школа интегральной социологии –П.А.Сорокин (1889 – 1968гг) – общество рассматривается как социокультурная система в целом; В структуре социологии выделял 4 раздела:
· общее учение об обществе
· социальная механика (исследование закономерностей социальных явлений, формулирование статистических законов общества)
· социальная генетика ( учение о происхождении и развитии общества и его институтов, тенденции развиия об-ва)
· социальная политика – прикладная дисциплина
· школа субъективной социологии; П.Л.Лавров (1828 1900) и А.К.Михайловский (1842—1904) - акцентировал внимание на доминирующую роль сознания в общественном развитии.
Основные направления по Лаврову:
определение предмета и метода социологии как науки, которая исследует формы проявления , усиления и ослабления солидарности м/у сознательными органическими особями. Преобладающий метод социологии - исторический.
создание теории социального прогресса, в которой 2 аспекта: а) теоретический – рассмотрение целей и средств общественного развития б) практический – обоснование долга личности активно участвовать в преобразовании общества.
Основные направления
по Михайловскому: прогресс есть постепенное
приближение к целостности
психологическое направление – Л.И.Петражицкий (1867 -1931) и А.И.Карев (1850 – 1931). Л.И.Петражицкий в качестве предмета социологии выделяет формы и мотивы участия индивида в общественной жизни.
Согласно представлениям
Кареева – общество есть сложная
система психических и
марксистское направление; - Г.В.Плеханов (1856 – 1918) и В.И.Ленин (1870 – 1924).
Г.В.Плеханов отстаивал идею обусловленности общественного развития способом материального производства. Он выделял наличие общих закономерностей развития общества, которые осуществляются в деятельности народа, масс.
Заслуга В.И.Ленина – творчески развил многие положения классического марксизма применительно к условиям России.
плюралистическое направление.
– М.М.Ковалевский (1851 – 1916) – объяснение соц-х
явлений с учетом экон-х, геогр-х, биол-
9.Социологические теории во второй половине 20в
· Структурный функционализм
· Социология конфликта
Структурный функционализм – теория, которая рассматривает значение отдельного соц. Явления для функционирования и развития определенным образом структурированного социального целого.
Структурный функционализм Талькоты Парсонса и Роберта Мертона
В своих разработках они опирались на:
а) системный подход в изучении общества и
б) принципы функционального подхода Спенсера.
Вкратце это такой подход
заключается в следующем: любое
общество является целостной системой
(такой подход к понятию общества
называется системным). Система —
это определенным образом упорядоченное
множество элементов, взаимосвязанных
между собой и образующих некоторое
целостное единство. Материальную основу
любой системы составляют ее элементы,
представляющих собой сложную иерархию
подсистем со сложными связями и
взаимодействиями, эти элементы выполняют
определенные функции для удовлетворения
общественных потребностей. Каждая часть
может существовать только в рамках
целостной системы, где она выполняет
определенные функции. Функции частей
всегда означают удовлетворение какой-либо
общественной потребности. Все вместе
функции направлены на поддержание
устойчивости общества и его воспроизводство.
Для общества необходимо, чтобы эти
связи и взаимодействия носили устойчивый
характер и воспроизводились в историческом
процессе, переходя из поколения в
поколение, тогда общество как система
приобретает системные
Мертон внес в эту концепцию Спенсера ряд уточнений:
Как одно явление может
иметь различные функции, так
и одна и та же функция может
выполняться различными явлениями.
(как, например, реформы правительства
могут выполнять функцию
Мертон вводит понятие дисфункции, т.е. разрушающей функции. Он утверждает, что одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дисфункционными к другим. (в примере реформы были функциональны по отношению к эконодательной сфере, но дисфункционными к полититчекой сфере)
Мертон вводит различия между явными и скрытыми (латентными) функциями. Явная функция — это то следствие, которое вызвано намеренно, латентная функция — это то следствие, которого не ожидали и которое не входило в намерения. (явная функция реформ — модернизация экономики, неявная — разрушение полит. системы общества).
Важным этапом развития социологи явился структурный функционализм Парсонса. По Парсонсу, любая общественная система имеет две основные ориентации, которые он назвал «осями ориентации». Первая ось : внешнее — внутреннее. Это означает, что любая система ориентируется либо на события окружающей среды, либо на свои собственные проблемы. Вторая ось: инструментальное — консумоторное. Это означает, что ориентация системы связана либо с сиюминутными, актуальными, либо с долговременными целями. Если в качестве примера рассматривать наше современное российское общество, то в этой системе координат оно занимает положение: на первой оси ближе к «внутренней» ориентации, чем к «внешней» (т.к. много внутренних проблем, отвлекающих от внешних); на второй оси — ближе к «инструментальной» ориентации (т.к. сиюминутные проблемы не дают сосредоточиться на перспективу).
Таким образом авторы структурно-функциональной концепции предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом. Слабость такого подхода, как утверждают критики в том, что он дает лишь моментальный портрет общества, но не раскрывает генезиса и развития общества.
Конфликтологическое направление.
В ХIХ и ХХ вв. проблема
конфликтов стала предметом изучения
социологов. По сути дела в рамках социологии
сложилось спе-циальное направление,
которое ныне обозначается как "социология
конфликта" .