Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:00, шпаргалка

Краткое описание

1.Объект и предмет социологии. Взаимоотношение социологии и других наук.
2. Структура, содержание и социальные функции социологии.
3.Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии.
...
46.Метод анализа документов в социологии.
47.Метод наблюдения в социологии.

Файлы: 1 файл

социология ответы на билеты.docx

— 121.44 Кб (Скачать)

Дальнейшее развитие концепции  аномии связано с именем Роберта  Мертона. 

Понятие аномии выражает собой  исторически обусловленный процесс  разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических  норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) отвергаются членами этих групп, а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодёжи. 

По определению российских исследователей, аномия — «отсутствие  чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный  опыт людей перестаёт соответствовать  идеальным общественным нормам». 

33. Виды и причины  девиантного поведения. 

Даже в самом высокоорганизованном обществе не удается достичь такого положения, когда бы все его члены  строго следовали утвердившимся  в нем нормам и правилам, неукоснительно выполняя предписанные им соц. роли. В  результате происходит нарушение этих норм, с которыми общество не может  мириться и использует для этого  механизм контроля. Такие соц. отклонения, такое поведение в социологии называется девиацией (понятие ввел Дюркгейм, самоубийство - наиболее яркий  пример). 

Девиантное поведение - это отклоняющееся от общепринятых норм и вызывающее соответствующее реагирование со стороны общества или соц. группы поведение.  

В широком смысле понятие  девиантное поведение охватывает любое отклонение от соц. норм – как положительное (геройство), так и отрицательное (преступление). Чаще всего под этим понятием понимается только негативное отклонение от утвердившихся правовых, моральных и иных норм, т.к. именно это поведение угрожает подрывом соц. стабильности. В реальной жизни практически невозможно обеспечить полное соблюдение всех соц. норм. Поэтому девиации допускаются в определенных пределах, не нарушающих функционировании и целостность соц. систем.  

Девиации могут проявляться  как в явной, открытой форме(хулиганство), так и в скрытой (бюрократизм). Могут быть индивидуальными и  групповыми, первичными и вторичными и пр. Девиации многолики, границы  их подвижны и часто соотносятся  с изменениями в соц. ценностях. Способны модернизироваться и адаптироваться к переменам в соц. условиях. Оценка девиации происходит с позиции культуры, принятой в данном обществе.  

Причины девиации определяются неоднозначно: связано со слабостью  и противоречивостью соц. норм и  ценностей; с разрывом между социокультурными целями и социально одобряемыми  институционализированными средствами их достижения. Девиация вызывается обычно не какой-то причиной, а совокупностью условий и факторов

объективного и субъективного  характера. Развитие и распространение  девиации ведет общество к состоянию  соц. аномии, которая становится почвой для новых девиаций. 

34.Способы социального  контроля девиации в обществе.  

Для того чтобы в мире все шло своим чередом, люди должны следовать правилам. Социальный порядок  требует соблюдения общих норм, по крайней мере, от большинства людей. Без существования социального  порядка взаимодействие людей превратилось бы в настоящую проблему, а их ожидания утратили бы смысл. Общество стремится гарантировать соответствие действий своих членов базовым социальным нормам с помощью социального  контроля – методов и стратегий, определяющих поведение людей в  рамках общества. Функционалисты и  конфликтологи по-разному оценивают роль социального контроля. Функционалисты рассматривают социальный контроль (в первую очередь выражающийся в юридических актах) как неизбежное требование, без выполнения которого выживание общества невозможно. Если население откажется следовать общественным стандартам поведения, это повлечет за собой неправильное функционирование и разлад институциональных систем. По этой причине функционалисты считают хаос альтернативой эффективного социального контроля. Сторонники теории конфликта утверждают, что социальный контроль осуществляется в интересах наделенных властью социальных групп в ущерб всем прочим группам в обществе, причем никакие социальные структуры не могут быть нейтральными. Эти социологи видят свою задачу в выявлении и идентификации механизмов, позволяющих институциональным структурам несправедливо распределять блага и обязанности социальной жизни, используя для самосохранения методы и инструменты социального контроля. 

В социальной жизни действуют  три основных типа процессов социального  контроля:

процессы, побуждающие индивидов  к интернализации нормативных ожиданий своего общества;

процессы, организующие социальный опыт индивидов;

процессы, применяющие различные  формальные и неформальные социальные санкции. 

Члены общества непрерывно проходят процесс социализации , посредством которого они усваивают те системы мышления, чувств и поведения, которые характерны для культуры их общества. В детском возрасте соответствие ожиданиям других людей прежде всего является продуктом внешних процессов контроля. По мере взросления поведение человека начинает все более и более управляться внутренними регуляторами; последние выполняют много функций из числа тех, которые раньше (в детстве) выполнялись внешними механизмами контроля. Так происходит процесс интернализации: индивиды инкорпорируют в свою личность стандарты поведения, доминирующие в обществе. Эти стандарты человек часто принимает без размышлений и вопросов – как свою “вторую натуру”. По мере того как человек “погружается” в жизнь группы, он вырабатывает представление о себе, регулирующее его поведение в соответствии с групповыми нормами. Делая то, что делают члены группы, он обретает собственную идентичность и ощущение благополучия. Группа становится своей группой, а ее нормы – своими нормами, Таким образом социальный контроль превращается в самоконтроль.  

Социальные институты  также формируют индивидуальный опыт. Как правило, человек бессознательно выстраивает собственное представление  о реальности под воздействием социальных проблем и альтернатив в том  виде, в каком они сформулированы обществом. Можно сказать, что человек  живет в несколько ограниченном мире, в той степени, в какой  он оказывается замкнутым в рамках социального окружения, обусловленного культурой. Ему обычно не приходит в  голову возможность существования  альтернативных стандартов. Человек  ограничен рамками культуры своего общества и не может следовать  нонконформистским моделям поведения, поскольку общество не знает альтернатив.  

И наконец, человек следует  нормам своего общества, так как  знает, что в противном случае его ожидает наказание. К людям, нарушающим правила, окружающие относятся  недоброжелательно, враждебно, о них  злословят, их подвергают остракизму. Последствиями отступления от норм могут стать тюремное заключение и даже смерть. Конформист же получает одобрение, популярность, престиж и прочие социально определяемые вознаграждения. Люди весьма быстро осознают невыгодность нонконформизма и преимущества конформизма. 

35.Понятие конфликта.  Причины, функции и субъекты  социальных конфликтов. 

Конфликт – это форма  отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального  действия, мотивация которых обусловлена  противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия.

В нем участвуют самые  различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым  различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас  также знает, что сама личность внутренне  противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам.

Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:

-разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;

-неравное положение людей  в императивно координированных  ассоциациях (одни - управляют, другие - подчиняются);

-разлад между ожиданиями  и поступками людей;

-недоразумения, логические  ошибки и вообще семантические  трудности в процессе коммуникации;

-недостаток и некачественность информации;

-несовершенство человеческой  психики, несоответствие между  реальностью и представлениями  о ней.

Универсальный источник конфликта  состоит в несовместимости претензий  сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения.

Выделяют следующие  функции конфликта:

·         разрядку напряженности, т. е. конфликт, служит «выхлопным клапаном» напряжения;

·         коммуникативно-информационную, т. е. люди в результате столкновений проверяют друг друга, получают новую информацию об окружающей среде и узнают свое соотношение сил;

·         созидание, т. е. противоборство помогает группе сплотиться, а не разрушиться в трудную минуту;

·         интеграцию социальной структуры, т. е. конфликт не разрушает целостности, а поддерживает ее;

·         нормотворчество, т. е. конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов.  

36. Стадии протекания  конфликта. Проявление конфликтов  в различных сферах общественной  жизни.

Основные этапы или  фазы конфликта могут быть обозначены следующим образом:

1. Исходное положение  дел; интересы сторон, участвующих  в конфликте; степень их взаимопонимания.

2. Инициирующая сторона  - причины и характер ее действий.

3. Ответные меры; степень  готовности к переговорному процессу; возможность нормального развития  и разрешения конфликта - изменения  исходного положения дел.

4. Отсутствие взаимопонимания,  т.е. понимания интересов противоположной стороны

5. Мобилизация ресурсов  в отстаивании своих интересов.

6. Использование силы  или угрозы силой (демонстрация  силы) в ходе отстаивания своих  интересов; жертвы насилия.

7. Мобилизация контрресурсов; идеологизация конфликта с помощью идей справедливости и создания образа врага; проникновение конфликта во все структуры и отношения; доминирование конфликта в сознании сторон над всеми иными отношениями.

8. Тупиковая ситуация, ее саморазрушающее воздействие.

9. Осознание тупиковой  ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров конфликтующих  сторон.

10. Переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны.

11. Новый этап социального  взаимодействия.

37.Понятие социальных  изменений. Виды и типы социальных  изменений. Факторы социальных  изменений.

Социальные изменения - одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др.

В социологии, с начала ее возникновения, выделяются и исследуются, как правило, два типа социальных изменений - эволюционные и революционные. В классической социологии вплоть до нач. ХХ века оба эти подхода были основаны на признании объективности  социального знания, что соответствовало  общенаучной парадигме XVIII-XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность. Законы последней, как считалось, могут и должны быть поняты, открыты и использованы для практического употребления. Разница была лишь в том, что мыслители - приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях, и что не следует насиловать общественную природу; а сторонники революционных изменений исходили, наоборот, из концепции необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями. Отсюда и два подхода к анализу и сущности социальных изменений - эволюционных, совершаемых «без насилия» или революционных, при которых социальные субъекты переустраивают общественный порядок.

Эволюционный подход берет  свое начало и методологические опоры  в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений.Представители эволюционного подхода они полагали свои схемы верными в отношении всех обществ, которые проходят (или должны проходить) один и тот же путь от исходного, менее развитого состояния к более развитому, современному.Эволюционные концепции социальных изменений сыграли положительную роль в понимании разнообразных причин, определяющих развитие общества.

Основные типы причин социальных изменений:

·         Природные причины - истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы.

·         Демографические причины - колебания численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений.

·         Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс.

·         Социально-политические причины - конфликты, войны, революции, реформы.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"