Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:07, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Файлы: 32 файла

1.docx

— 34.68 Кб (Открыть, Скачать)

10.docx

— 18.82 Кб (Открыть, Скачать)

11.docx

— 29.25 Кб (Открыть, Скачать)

12.docx

— 20.23 Кб (Открыть, Скачать)

13.docx

— 27.50 Кб (Скачать)

.1. Теория социального обмена

Теория социального  обмена – научный подход, основывающийся на концепции социального взаимодействия как процесса обмена, каждый участник которого получает выгоду в результате действий других участников и, в свою очередь, совершает действия, приносящие им выгоду. В качестве выгод рассматриваются как материальные блага, так и нематериальные, символические блага – знаки уважения, престижа, положительные эмоции и т. п. Совершение людьми поступков, полезных для других людей, объясняется наличием ожиданий*, то есть устойчивых представлений о том, что в ответ на свои действия они получат пользу от действий других людей. Подтверждение ожиданий в процессе межиндивидуального взаимодействия закрепляет обмен поступками в качестве поведенческого образца – своего рода «социального рефлекса», связывающего в сознании индивидов определенные действия как стимулы и реакции.

Образцом для исследователей, использующих концепцию социального  обмена, являются работы основателей  этого направления – выдающихся американских социологов Джорджа Хоманса (1910–1989) и Питера Блау (1918–2002). В работе «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961) Хоманс сформулировал пять положений, объясняющих индивидуальное поведение стремлением к поддержанию социального обмена:

1) чем чаще отдельное действие индивида вознаграждается, тем чаще он (она) стремится совершать это действие;

 

2)  если какой-либо стимул привел к действию, которое было вознаграждено, то при повторении такого стимула индивид будет стремиться повторить соответствующее действие;

3)  чем более ценным является для индивида определенный результат действия, тем сильнее он (она) будет стремиться совершить действие, направленное на достижение этого результата;

4)  чем чаще в прошлом индивид получал определенное вознаграждение, тем менее ценным будет для него (нее) повторение такого вознаграждения;

5)  если индивид не получает ожидаемого вознаграждения, то он (она) стремится совершить демонстративно агрессивное действие, и результат такого действия становится для него (нее) более ценным, чем неполученное вознаграждение; если индивид получает вознаграждение сверх ожидаемого, то он (она) стремится совершить демонстративно лояльное действие, и результат такого действия становится для него (нее) более ценным.


 

Рис. 3. Структуры  обмена


 

Поскольку индивиды стремятся  поддерживать, постоянно возобновлять те взаимодействия, которые приносят выгоды, и избегать невыгодных взаимодействий, формируются устойчивые межиндивидуальные связи – структуры обмена. Структуры обмена могут складываться на основе непосредственного двустороннего, или прямого, обмена (см. рис. 3, а), но также и на основе опосредованного, или генерализованного, обмена (см. рис. 3, б).

 
 

* Иногда в отечественной социологической литературе используется термин «экспектации» (от англ. expectations – ожидания).

 

Анализ структур обмена с целью выяснения, получение  какого рода выгод служит мотивом  для участия людей во взаимодействии, как возникают солидарность / сплоченность социальной группы и отношения зависимости, может служить универсальным  инструментом социологического исследования.

Например, процесс обучения осуществляется и поддерживается как  взаимодействие, так как представляет собой прямой социальный обмен. Очевидной  выгодой для студентов (А) является получаемая ими в аудитории информация, но и преподаватель (В) получает выгоду в виде самоутверждения и признания  его статуса. Если студенты не получают полезной, с их точки зрения, информации, они уклоняются от взаимодействия с  преподавателем: отвлекаются на посторонние  занятия, например на разговоры друг с другом. Преподаватель, не получая  достаточного внимания и уважения к  себе, действует «агрессивно», добиваясь  скорее порядка в аудитории, чем  внимания слушателей.

Процесс обучения можно представить  и как многосторонний комплекс взаимодействий, который воспроизводится потому, что является генерализованным социальным обменом. Преподаватели (А) ведут занятия, передавая студентам профессиональные знания; студенты (В) посещают учебное заведение, обеспечивая тем самым его финансирование (из государственного бюджета или в качестве платы за обучение); администрация учебного заведения (С), в свою очередь, оплачивает работу преподавателей.

Концепция социального обмена Хоманса хорошо описывает и объясняет взаимовыгодные, симметричные обмены, но Блау в своей работе «Обмен и власть в общественной жизни» (1964) показывает, что неравенство и отношения власти / подчинения, рассматриваемые Хомансом как следствия несимметричных обменов, невозможно объяснить только стремлением участников взаимодействий к получению выгод в результате своих действий. Согласно Блау, отношения власти / подчинения появляются, когда один из участников обмена обладает монопольной возможностью совершать те действия, которые полезны и ценны для других участников обмена. Используя их стремление к обмену, «монополист» устанавливает максимально выгодные для себя условия обмена и способен навязывать свою волю тем участникам, которые готовы на дополнительные затраты усилий, поскольку находятся в зависимости от желания «монополиста» поддерживать своими действиями социальный обмен. Со временем такой несимметричный обмен приводит к развитию и закреплению неравенства. Но изначально данное, предшествующее процессу обмена неодинаковое распределение социально значимых ресурсов, создающее «монополию», и признание взаимодействующими индивидами этой ситуации как нормальной означает, что реальное взаимодействие не всегда соответствует идеальной модели социального обмена. Отклонение можно объяснить одной из двух причин. Во-первых, ожидания взаимовыгодности могут нарушаться без того, чтобы социальный обмен прекратился, а это противоречит исходным постулатам теории Хоманса. Во-вторых, кроме расчета персональных выгод / издержек действия индивидов мотивируются еще и социальными нормами, то есть верой в разумность совершения даже заведомо индивидуально невыгодных действий, если эти действия способствуют сохранению социального порядка.

.4. Феноменологическая социология

В отношении изучения привычных интерпретаций и устойчивых смыслов действий альтернативной символическому интеракционизму парадигмой является феноменологическая социология. Это подход, основывающийся на рассмотрении социального взаимодействия как процесса координации поступков людей, наделяющих действия друг друга смыслом, типичным для их жизненного опыта. Общность и устойчивость смыслов, придаваемых ситуациям взаимодействия, упорядочивает их и превращает в представлении участников взаимодействия в объективную реальность – социальные феномены. Социальная реальность конструируется, хотя большей частью непреднамеренно, в сознании людей, придерживающихся общепринятых способов интерпретации как очевидных, естественных.

Образцами постановки и решения исследовательских  проблем для приверженцев концепции  феноменологической социологии служат работы выдающегося австрийского философа и социолога Альфреда Шюца (1899–1959) и его учеников – немецкого социолога Томаса Лукмана (р. 1927) и американских социологов Питера Бергера (р. 1929) и Гарольда Гарфинкеля (р. 1917).

Шюц в работе «Смысловая структура социального мира» (1932), используя идеи феноменологической философии германского мыслителя Э. Гуссерля, сформулировал концепцию социальной феноменологии как изучения тех представлений, которые образуют общество как «горизонт жизненного мира» – сферу опыта, доступного индивидам в их повседневной жизни. Жизненный мир не является предметом размышлений, люди просто переживают его как очевидную реальность. Объективность вещей, действий, событий в мире повседневности – это естественная установка индивидуального сознания. Субъективные переживания, индивидуальный опыт объективирует язык, при помощи которого люди обозначают и определяют любые явления. В языке ситуации взаимодействия и их участники типизируются, то есть подводятся под привычные и понятные категории: «лекция», «студент», «преподаватель»; «магазин», «покупатель», «продавец»; «семья», «родители», «дети» и т. д. Типизации придают смысл любым, даже новым явлениям и тем самым встраивают их в жизненный мир в качестве знакомых и потому понятных и «само собой разумеющихся».

Межиндивидуальное взаимодействие строится на основе взаимной типизации, то есть приписывания участниками действиям друг друга типичных мотивов, варианты которых заданы жизненным опытом. Индивиды действуют на основе интерпретаций и при этом исходят из естественной установки, что имеют дело не с интерпретациями, а с реальными явлениями. Согласованность, координация поступков в таком случае возможна постольку, поскольку смысл явлений, заложенный в типизациях, истолковывается одинаково разными людьми. Единство интерпретации обеспечивается общностью жизненного мира. Жизненный мир не является объективной реальностью, поскольку образован переживаниями, опытом, типизациями, но он не является и субъективным миром индивидуального сознания. Жизненный мир – это интерсубъективная реальность. Интерсубъективность – это фундаментальная характеристика социальных феноменов.

Интерпретация ситуаций взаимодействия и действий его участников как типичных превращает взаимодействие в социальный порядок – устойчивую структуру. Социальная структура с точки зрения феноменологической социологии представляет собой всю сумму типизаций и созданных с их помощью повторяющихся образцов взаимодействия. Таким образом, общество конструируется в результате взаимодействий в повседневной жизни. Однако сконструированный социальный порядок в силу естественной установки сознания воспринимается индивидами как объективная реальность – система норм и правил, которые необходимо усвоить и которым необходимо следовать. Эту двойственность общества, представляющего собой одновременно и «субъективные смыслы» и «объективную фактичность», Бергер и Лукман всовместной работе «Социальное конструирование реальности»

(1966) представили  как особенность социальной реальности, для 
которой характерны три момента:

1)  общество – человеческий продукт,

2)  общество – объективная реальность,

3)  человек – социальный продукт.

Типизации повседневной жизни образуют социальные конструкты первого порядка. На их основе создаются  социальные конструкты второго порядка, формирующие «конечные миры смыслов» – такие сферы специфических  феноменов и взаимодействий, как  наука, религия, искусство, экономика  и т. д. Конечные миры смыслов –  это замкнутые области реальности, встраиваемые в реальность повседневной жизни. В каждом из этих миров особый способ существования феноменов. В сфере науки существует, то есть имеет смысл, только то, что объективно; в сфере религии – только то, что сверхъестественно; в сфере искусства – то, что эстетично; в экономике – то, что рентабельно.

Для того чтобы индивид  смог переживать эти специфические  реальности и участвовать в соответствующих  взаимодействиях, ему (ей) необходимо расширить  «горизонт жизненного мира», усвоив типичные для той или иной сферы  взаимодействия смыслы и способы  их образования. Ключевую роль в этом играет язык, типизирующий опыт и связывающий  в единое целое мир повседневности и конечные миры смыслов. Идея об определяющей роли языка в социальном конструировании реальности лежит в основе исследовательской стратегии феноменологической социологии: изучать то, как при помощи речевых коммуникаций поддерживаются и трансформируются социальные феномены – общество, социальные общности, социальные статусы и т. д.

Гарфинкель в работе «Исследования по этнометодологии»

(1967) представил исследовательскую  стратегию феноменологи 
ческой социологии как эмпирическую технику выявления скрытых, подразумеваемых смыслов, определяющих возможность и характер коммуникации. Понятием этнометодология у Гарфин 
келя обозначается и предмет его исследования – практикуемые индивидами в повседневной жизни методы объяснения, то есть способы наделения смыслом ситуаций и действий, и одновременно исследовательский метод – обнаружение латентных смысловых структур в привычных, обыденных ситуациях, рассматриваемых подобно тому, как этнографы смотрят на обычаи и ритуалы иных народов, непривычные и требующие усилий для раскрытия их смысла.

Гарфинкель на экспериментальном материале показал, что коммуникация основывается на «индексации», то есть на привязке высказываний к контексту. Смысл высказывания не содержится в нем самом, а определяется выбором контекста, при этом структура возможных контекстов для каждого индивида задана его жизненным миром. В одном из проведенных Гарфинкелем экспериментов студентам университета было предложено принять участие в том, что было представлено как новая форма психотерапии. Студентов попросили кратко изложить личную проблему, для решения которой им нужен совет, и задать психотерапевту вопросы, предполагающие односложный ответ – «да» или «нет». Человек, отвечавший на вопросы студентов, не был психотерапевтом, а последовательность его ответов была задана генератором случайных чисел. Несмотря на то, что ответы не имели никакого отношения к содержанию вопросов, студенты интерпретировали ответы как советы профессионала. Если даже ответы казались совершенно абсурдными, студенты считали, что просто не смогли внятно изложить свою проблему. Гарфинкель сделал вывод, что студенты наделяли смыслом ответы мнимого психотерапевта, исходя из подспудно навязанного им экспериментатором контекста: они находятся на организованном в университете сеансе психотерапии, их собеседник – психотерапевт. Подобным образом в обычной жизни люди придают тот или иной смысл ситуации и высказываниям партнеров по коммуникации и тем самым спонтанно создают социальный порядок даже тогда, когда объективно его нет.

Феноменологическая  схема «придание смысла – конструирование  реальности» может служить универсальным  аналитическим инструментом. Например, получение профессионального образования можно рассматривать как усвоение понятийного аппарата, приемов работы и манеры общения, которые в совокупности являются способом наделения смыслом ситуаций и предметов,существенных для данного профессионального сообщества. Для его членов профессиональная деятельность образует особый мир, реальность которого (и, следовательно, важность профессии) несомненна. Образование – это совокупность межиндивидуальных (внутри сообщества преподавателей и студентов) коммуникаций, посредством которых происходит социальное конструирование профессии.

Феноменологическая  социология хорошо описывает и объясняет  то, как люди взаимодействуют в  повседневной жизни, и, в отличие  от символического интеракционизма и теории социального обмена, уделяет большое внимание и социальным структурам. Однако все эти парадигмы недооценивают роль неравенства и конфликтов в формировании процессов межиндивидуального взаимодействия.

 


14.docx

— 15.50 Кб (Открыть, Скачать)

15.docx

— 17.30 Кб (Открыть, Скачать)

16.docx

— 23.39 Кб (Открыть, Скачать)

17.docx

— 30.84 Кб (Открыть, Скачать)

18.docx

— 32.22 Кб (Открыть, Скачать)

19.docx

— 16.31 Кб (Открыть, Скачать)

2.docx

— 14.07 Кб (Открыть, Скачать)

20.docx

— 15.63 Кб (Открыть, Скачать)

21.docx

— 24.87 Кб (Открыть, Скачать)

22.docx

— 12.57 Кб (Открыть, Скачать)

23.docx

— 16.85 Кб (Открыть, Скачать)

24.docx

— 25.23 Кб (Открыть, Скачать)

25.docx

— 15.42 Кб (Открыть, Скачать)

26.docx

— 30.63 Кб (Открыть, Скачать)

27.docx

— 17.27 Кб (Открыть, Скачать)

28.docx

— 18.53 Кб (Открыть, Скачать)

29..docx

— 10.21 Кб (Открыть, Скачать)

29.pdf

— 614.58 Кб (Открыть, Скачать)

3.docx

— 17.53 Кб (Открыть, Скачать)

30.docx

— 18.24 Кб (Открыть, Скачать)

31.docx

— 18.64 Кб (Открыть, Скачать)

4.docx

— 19.83 Кб (Открыть, Скачать)

5.docx

— 49.65 Кб (Открыть, Скачать)

6.docx

— 17.48 Кб (Открыть, Скачать)

7.docx

— 16.86 Кб (Открыть, Скачать)

8.docx

— 0 байт (Скачать)

9.docx

— 11.40 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"