Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:07, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Файлы: 32 файла

1.docx

— 34.68 Кб (Открыть, Скачать)

10.docx

— 18.82 Кб (Открыть, Скачать)

11.docx

— 29.25 Кб (Открыть, Скачать)

12.docx

— 20.23 Кб (Скачать)

К середине 30-х годов  социологи США накопили значительный эмпирический материал, осуществив большое  количество разнообразных по масштабу и тематике эмпирических социологических  исследований, которые, однако, не выходили за рамки отдельных регионов страны и касались лишь некоторых проблем  общественной жизни. Анализирую эмпирические факты. Они добивались только частных  обобщений частных явлений или  их классов, увеличивая численность  «дискретных теорий». Но чем больше появлялось таких теорий, тем острее сознавалась необходимость разработки систематической теории науки, которая  сама является наиболее важным показателем  ее зрелости. 
За решение этой задачи взялся один из ведущих преподавателей социологического факультета Гарвардского  университета США Толкотт Парсонс (1902 - 1979), который в 1937 г. опубликовал свою первую книгу «Структура социального действия». 
Структурный функционализм – один из основных методологических подходов в современном обществоведении. Его сущность состоит в выделении элементов социологического взаимодействия, подлежащих исследованию, и определении их места и значения (функции) в некоторой связи.  
В том или ином виде функциональных подход существовал во всех социологических концепциях, где общество рассматривалось системным образом. При этом возникла и оказалась очень устойчивой аналогия между обществом и организмом. Соответственно в обществе изыскивались подобия органов, функционирование которых обеспечивает жизнеспособность целого. Такие идеи были и у Платона, и у Аристотеля, Гоббса, Спинозы, Руссо. Вычленение собственно социологии как науки шло с XIX века параллельно превращению биологии в особую науку. Это привело к более широким аналогиям с функционально расчлененным организмом и первым социологическим формулировкам понятия функции. Так, Спенсер в «Основаниях социологии» доказывает, что общество есть организм, наличие в нем структурной дифференциации говорит о «правильном понимании» функций как «несходных частей» политического тела и живого тела. Дюркгейм дает уже более тонкие и содержательные определения: «Слово функция употребляется в двух довольно различных значениях. То оно означает систему жизненных движений – отвлекаясь от их последствий, то, выражает отношение соответствия, существующее между этими движениями и известными потребностями организма. Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребности оно соответствует». 
Т. Парсонс, оценивая результаты развития эмпирической социологии в США в 20-30–е годы, отмечал, что не могли удачно завершаться попытки построить «исчерпывающие эмпирические обобщения», как в еще более ранние попытки установить значение различных «факторов» в определении социальных явлений. Он подчеркивал, что факторные теории (например, теория общественных формаций К. Маркса) лишь задерживали развитие теории социальной системы, так как, по его мнению, игнорировали фундаментальный принцип любой науки: изучение фактов только специфических для нее явлений. 
Цель теоретической деятельности Т. Парсонса – усилить внимание к пренебрегаемым ранее «социальным элементам» социальной системы как доминирующим факторам на основе разработки обобщающей концептуальной схемы анализа социальных систем. Каждый исследователь старается добиться «адекватного» описания эмпирической реальности, когда даются определенные и эмпирически проверяемые (верифицируемые) ответы «на все относящиеся к делу научно важные вопросы». А важность этих вопросов определяется логической структурой обобщенной концептуальной схемы.  
Ценности (образцы) Т. Парсонс рассматривал как главные элементы особого механизма связи между социальными и культурными системами, а нормы – как социальные явления, регулирующие конкретные социальные процессы и отношения. 
Согласно основным положениям структурно-функциональной теории социальных систем, общество – социальная система, достигшая по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности. Эта точка зрения Т. Парсонса на общество как социальную систему полностью расходится с общепринятым в 50-е гг. взглядом на общество как на совокупность конкретных индивидов и сближается с воззрением К. Маркса на общество как на сумму связей и отношений, в которых индивиды находятся друг с другом. Но, в отличие от К. Маркса, члены общества рассматриваются Парсонсом как часть окружения данной социальной системы, внутренних условий ее функционирования. Парсонс обратил пристальное внимание на главные аспекты тенденции к классовому конфликту в западном типе социальной системы: индивидуальность выбора занятий и некоторое равенство возможностей; определенная противоположность между властью и подчиненными: развитие различных культур в рамках дифференцированной социальной структуры; зависимость дифференциации семей от различий в положении людей в профессиональной структуре, неосуществимость на практике абсолютного равенства возможностей. Учитывая их, можно создавать условия для предотвращения перерастания латентных конфликтов в классовое противоборство. 
Уже это ранее определение содержит в себе проблематику всего последующего функционализма: если в обществе имеет место нечто, отвечающее его потребностям, то является ли это следствием индивидуального сознания и удовлетворения потребности или же здесь иного рода зависимость? 
«Функциональное единство» социологического анализа, подчеркивает Мертон, определяется не «сверху», не при помощи какой-либо теории, а в бесконечной глубине социальных фактов, которые благодаря своей функциональной определенности являются интегрирующими факторами социальной жизни. Функциональные качества универсальны и представлены во всех формах культуры, что легко увидеть при их анализе. Мало того, они носят императивный, принудительный характер в первую очередь для всех общественных институтов, хотя это может проявляться по-разному. В целом функциональный анализ применим только к стабильным и стандартизованным объектам, которыми могут повторяющиеся и типовые явления, характеризующиеся устойчивостью (социальные роли, социальные процессы, институционные объекты, социальные структуры, средства социального контроля и т.д.). 
автор концепции подробно раскрывает различные стороны понятия «функция». Функция – это те «наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде». Дисфункция – это «те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде». В проявлении функции может быть две формы – явная и скрытая. 
Т. Парсонс уделил основное внимание анализу механизмов поддержания «социального порядка», а Мертон сосредоточил свои усилия на изучении дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в социальной жизни. 
Основная теорема «функционального анализа» по Мертону гласит, как одно явление может иметь различные функции, так одна и та же функция может выполняться различными явлениями. При этом функциональный результат способствует выживанию системы, ее приспособлению к окружающей среде.

Прежде всего, необходимо указать, что парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных.

Впервые термин «парадигма»  ввел в научный оборот американский философ и историк науки Т. Кун. Исходя из данного определения, можно утверждать, что понятие парадигмы шире понятия теории. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки.

Необходимо также  отметить, что наличие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все  социологические парадигмы можно  разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Помимо данной классификации, существуют и другие.

Одной из самых  распространенных среди них является классификация российского социолога Г. В. Осипова, который выделял следующие группы социологических парадигм:

1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);

2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);

3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).

В западной социологической  мысли сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология. Таким образом, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. Однако необходимо остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.

Парадигма социального конфликта. Теория конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель, в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.

Сторонники данной теории рассматривают конфликт как  естественное явление социальной жизни.

Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет  в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.

Однако не все  конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается  функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в  состояние повышенной социальной напряженности.

Теория социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном.

Суть парадигмы  заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный  характер.

Данная концепция  является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.

Символический интернационализм. Данная парадигма также разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др. Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков.

Социальный прогресс рассматривается социологами как  выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной  обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем  от объективных причин.

Этнометодология. Парадигма, тесно связанная с символическим интернационализмом (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелем. Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям.

Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в  нее методов изучения различных  общин и примитивных культур  и переводе их на язык процедур анализа  современных социальных и культурных явлений и процессов.

Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом. Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всего стремлением обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

Конечно же, богатство  парадигм социологии не исчерпывается  этим перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в социологических  исследованиях и построении социологических  теорий. Особое внимание в современных  социологических парадигмах уделяется  межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

Вообще необходимо отметить, что в современной социологии очень ярко проявляется тенденция  к плюрализму различных парадигм, что выражается в усилении дифференциации системы социологического знания. Данная особенность остро ставит проблему разработки и проведения единой теоретико-методологической линии в социологии. Этот факт позволяет  говорить о социологии как о «мультипарадигмальной» науке.


13.docx

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

14.docx

— 15.50 Кб (Открыть, Скачать)

15.docx

— 17.30 Кб (Открыть, Скачать)

16.docx

— 23.39 Кб (Открыть, Скачать)

17.docx

— 30.84 Кб (Открыть, Скачать)

18.docx

— 32.22 Кб (Открыть, Скачать)

19.docx

— 16.31 Кб (Открыть, Скачать)

2.docx

— 14.07 Кб (Открыть, Скачать)

20.docx

— 15.63 Кб (Открыть, Скачать)

21.docx

— 24.87 Кб (Открыть, Скачать)

22.docx

— 12.57 Кб (Открыть, Скачать)

23.docx

— 16.85 Кб (Открыть, Скачать)

24.docx

— 25.23 Кб (Открыть, Скачать)

25.docx

— 15.42 Кб (Открыть, Скачать)

26.docx

— 30.63 Кб (Открыть, Скачать)

27.docx

— 17.27 Кб (Открыть, Скачать)

28.docx

— 18.53 Кб (Открыть, Скачать)

29..docx

— 10.21 Кб (Открыть, Скачать)

29.pdf

— 614.58 Кб (Открыть, Скачать)

3.docx

— 17.53 Кб (Открыть, Скачать)

30.docx

— 18.24 Кб (Открыть, Скачать)

31.docx

— 18.64 Кб (Открыть, Скачать)

4.docx

— 19.83 Кб (Открыть, Скачать)

5.docx

— 49.65 Кб (Открыть, Скачать)

6.docx

— 17.48 Кб (Открыть, Скачать)

7.docx

— 16.86 Кб (Открыть, Скачать)

8.docx

— 0 байт (Скачать)

9.docx

— 11.40 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"