Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:02, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 37 ответов на вопросы по дисциплине "Социология"

Файлы: 1 файл

су все ответы.docx

— 221.84 Кб (Скачать)

Вопросы к экзамену по курсу «Социология управления» для специальности «Социология»

 

1.Социология управления  как отрасль социологической  науки: объект, предмет, методы, отличие  от менеджмента.

Социология управления – раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы функционирования социальных отношений в процессах управления.

Объект СУ – управленческие процессы, протекающие в обществе, которые рассматриваются и интерпретируются с точки зрения участвующих в них людей, объединенных в группы.

Предмет СУ – изучение и оценка процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом с целью их совершенствования. 

Методы  в социологии управления – комплекс способов и средств воздействия на объект управления для достижения определенных социальных целей.

Классификация методов:

- по уровню  обобщения научных знаний:

1) общенаучные методы (исторический, системный, анализ, синтез и др.);

2) частные научные методы

- по направлению  деятельности:

1) административные методы, т.е. система воздействия на социальные отношения путем административного влияния, т.е. указаниями, распоряжениями, установлением правил, осуществлением контроля и надзора. Эти методы базируются на системе законодательных актов, программ развития организации и т.д.

2) экономические методы, т.е. комплекс способов воздействия на социальные процессы путем создания экономических условий. Экономические методы выступают в следующих формах: планирование, анализ, ценообразование, экономическое стимулирование, различные нормативы, налоги и др.

3) психологические, т.е. методы, основанные на использовании психических особенностей личности для мотивирования, стимулирования и создания эффективных условий для работы персонала.

4) социологические делятся на:

    а) методы сбора социологической информации: количественные (опрос, социометрический опрос) и качественные (контент-анализ, анализ документов, наблюдение, фокус-группа,  экспертный опрос, библиографический метод, социальный эксперимент);

    б) методы анализа социологической информации: математическая обработка и смысловой (содержательный) анализ.

- по стадиям  процесса управления:

1) методы принятия решений: «дерево  решений», факторный анализ (каждый  наблюдаемый признак можно выразить  в виде некоторых ненаблюдаемых  признаков);

2) методы прогнозирования: метод  экстраполяции,  метод регрессивного  анализа, метод построения сценариев,  мозговой штурм, метод экспертных  оценок и др.;

3) методы управления проектами;

4) методы обеспечения качества: реинжиниринг – изменение организационной  структуры, бенчмаркетинг – сравнительный анализ ключевых факторов успеха других предприятий;

5) методы формирования организационных  структур: реинжиниринг, метод аналогий (когда на основе анализа опыта  разрабатываются структуры управления), экспертный метод (изучение проблемной  ситуации экспертами), метод организационного  моделирования; 

6) методы диагностики: наблюдение  и моделирование ( теории игр и мотивационное поведение);

7) методы работы с персоналом: отбор персонала, планирование  карьеры, адаптация, обучение, мотивация  и др.

Социология управления – пограничная наука. Она появилась  на стыке двух самостоятельных наук: социологии и управления.  С социологией  мы уже знакомы, стоит напомнить, что задача социологии состоит в  том, чтобы максимально объективно проанализировать и исследовать  социальные отношения между людьми с целью выявления законов управляющих обществом. А поскольку общество состоит из различных групп и личностей,3 то социология изучает общество в различных формах его проявления: от общих законов функционирования и развития до поведения малых групп и отдельных личностей.

 Менеджмент выделился  в самостоятельную область человеческих  знаний, в науку в конце XIX -  в начале XX века. К этому же времени относятся первые работы учёных и практиков, попытавшихся обобщить накопленный в области управления опыт и сформировать основы научного управления. Основателем школы научного управления считается Ф. Тейлор.

Английское слово «менеджмент», т.е. управление возникло в тесной связи  с тем родом занятий, которым  занималось большинство населения  этой страны. Оно обозначало рачительно вести домашнее хозяйство, обращаться со средствами и предметами труда, а  так же с оружием, объезжать лошадей  и управлять ими. Глагол to manage – «управлять» и сейчас относится к процессу, с помощью которого достигаются цели. Однако из изменением рода занятий населения, появлением множества профессий и видов труда, возникла потребность в деятельности, увязывающей в едином производственном процессе различных исполнителей, организации, социальные группы. Содержание понятия менеджмент трансформировалось и отразило в себе различные аспекты управленческой деятельности.

 

Довольно часто возникает  вопрос: можно ли считать английское понятие «менеджмент» и русское  «управление» синонимами? Это одно и то же или нет? Выделяются два  подхода в решении этого вопроса:

  1. Эти термины имеют сходство, но существенно отличаются по содержанию. Поскольку менеджмент как наука возник в США, то американцы говоря о менеджменте, почти всегда имеют в виду некоторую действующую организацию или наличие фигуры менеджера в ней как субъекта управления. Говоря о более общей обезличенной системе управления, они используют термин «administration» - администрирование.

Русский термин «управление» по своему содержанию более широк  и может включать как понятие  «менеджмент», так и понятие «администрирование».

  1. «Менеджмент» и «управление» рассматриваются практически с одних и тех же позиций, поэтому эти термины можно использовать как тождественные.

 

 

 

2.Предпосылки идей  правления

Управление — непременное, внутренне  присущее свойство общества на любой  ступени его развития. Оно непосредственно  связано с трудом. Труд же был, есть и всегда будет трудом общественным. Люди, чтобы успешнее противостоять могучим силам природы, отвоевать у нее средства к жизни, с первых же шагов своего существования должны были трудиться сообща, объединяться в трудовые организации. Но трудовая организация (трудовой коллектив) немыслима без организованности, порядка, разделения труда между людьми, определения места человека в организации, его функций. Без социального управления невозможно не только материальное и духовное производство, но и распределение и потребление.

В качестве объективных факторов управления выступает система объективных закономерностей, действующих в обществе и независимых от воли и сознания людей. Эти закономерности упорядочивают систему, устанавливают определенные пропорции в движении ее различных звеньев, направленность, ритмы и темпы ее движения. Если эти закономерности не проходят через сознание людей, не познаны и в силу этого не используются ими, то они действуют как стихийные регуляторы.

Люди не способны подчинить себе игру случайных сил, поставить их на службу своим целям и интересам. Они вынуждены приспосабливать свою деятельность к требованиям игры. Объективное управление, не подвластное человеку, проявляющееся стихийно, не связано с сознательной деятельностью людей, специфических общественных институтов. Таковы, например, закономерности рынка, конкуренции в рыночном обществе, анархии. Именно рыночная стихия, случайная игра многочисленных актов купли-продажи в рыночных условиях хозяйствования, является главной управляющей силой рыночного производства, общества. Стихия рынка, переплетение многочисленных актов спроса и предложения автоматически, без вмешательства людей, общественных институтов управляет производством, регулирует общественное разделение труда, устанавливает в хозяйстве определенные пропорции, которые опять-таки в силу игры случая, стихии, вновь нарушаются и вновь устанавливаются. В соответствии с законом стоимости рыночная стихия управляет не только производством, но и поведением людей, их социальной жизнью.

 

Наряду с объективными, зачастую стихийно действующими, непрограммируемыми факторами управления в обществе на любой ступени его развития действуют сознательные факторы управления - субъективные, связанные с целесообразной, сознательной, преобразующей деятельностью людей. Постепенно формируются специальные общественные институты — субъекты управления, т.е. совокупность органов и организаций, осуществляющих сознательное воздействие на систему, с тем, чтобы реализовать поставленные цели, добиться запрограммированных результатов.

Итак, в обществе с первых шагов  его существования действуют два типа факторов управления — объективные (независимые от сознания) и субъективные (сознательные). Характерно, что по мере прогресса общества неосознанные факторы управления все более уступают место факторам сознательным, человеческим, связанным с целесообразной деятельностью людей, специфических общественных институтов (государства, партий и т.п.).

 

Вообще управление выступает  предметом изучения многих наук, в  том числе и естественных.

Управление  — это функция биологических, социальных, технических, организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности. В самом общем виде управление предстает как целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организованный процесс, способствующий достижению максимального эффекта при минимальных затратах ресурсов, усилий и времени. То есть управление — это упорядочение соответствующей структуры и обеспечение эффективного ее функционирования в полном соответствии с закономерностями существования и развития данной системы.


Управление присутствует в неживой природе (технических  системах); в организмах (биологических системах) и в обществе (социальных системах).

Управление  в технических системах — это управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин — изучается главным образом техническими науками.

Управление  процессами, протекающими в живой  природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами.

Управление  в социальных системах — это управление людей людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, другие сообщества с их различными интересами. Это наиболее сложная область управления. Оно является объектом изучения социальных (социологии, социальной психологии, психологии) наук. В процессе производства, распределения и потребления материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, то есть социально-экономические системы. Поэтому социальное управление — свойство, присущее человеческому обществу. Оно воздействует на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности обусловлено, прежде всего, появлением и развитием разделения труда, которое специализировало труд производителей и коллективов. И здесь социология избрала свое направление исследования.

 

 

3.История развития  социологии управления на Западе

1. Классическая школа управления (школа научного управления). Представители: Тейлор, Файоль, Гант, Муни.  В области рационализации производства были разработаны: анализ содержания работы и ее основных элементов, замеры затрат времени на выполнение приемов труда (хронометраж), исследования рабочих движений, выявление непродуктивных движений, разработка рациональных приемов труда.

В области учета человеческого  фактора предполагалось стимулирование с целью заинтересованности работников в результатах труда, предусматривалась  необходимость отдыха и неизбежных перерывов в работе, устанавливались  нормы выработки  за превышение которых нужно платить дополнительно, признавалась важность отбора людей, которые соответствуют выполняемой ими работе, а также необходимость их обучения. Управленческие функции выделялись в отдельную сферу деятельности.

2. Школа человеческих отношений (поведенческая школа). Представители: Маслоу, Мэйо, Друкер, Фаллет. Менеджмент – это выполнение работы посредством других лиц. Силы взаимодействия между людьми в коллективе превосходят усилия руководителя и материальную мотивацию труда. Мотивы поступков людей обусловлены их различными потребностями. Эта школа разработала приемы человеческих отношений в управлении, включающие эффективные действия непосредственных руководителей, предоставление работникам более широких возможностей общения в процессе выполнения работы.  

3. Школа управленческой науки. Представители: Винер, Саймон, Мак-Грегор, Ансоф, Канторович. Возникла на основе проникновения математики, кибернетики, статистики в теорию управления. Исследования мотиваций и математической модели применительно к решению операционных проблем организации составили суть подхода этой школы.

4. Ситуационный подход. Предполагает использование конкретных специфических приемов и подходов для эффективного достижения целей организации. Эти подходы могут значительно отличаться, однако их использование зависит от конкретной ситуации. Ситуационный подход нацеливает связь конкретных приемов управления на определенную ситуацию, для того чтобы достичь цели организации.   

Концепция профессионализации менеджмента

В 1941 г. в монографии «Революция менеджеров» Джеймс Бэрхем провозглашает господство небольшой группы бизнес-менеджеров, деятельность которых отличается от деятельности инженеров и ученых. На смену традиционному капиталистическому собственнику приходит профессиональный класс менеджеров, выступающих в качестве властвующей элиты. Отстранение собственников от руководства экономикой и передача управления в руки специалистов происходит в процессе акционирования капиталов.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"