Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:02, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 37 ответов на вопросы по дисциплине "Социология"

Файлы: 1 файл

су все ответы.docx

— 221.84 Кб (Скачать)

Менеджмент – особая сфера управленческой деятельности, которая ориентируется на инновации, творческую поисковую деятельность, связанную с постоянным появлением резервов развития и повышением эффективности деятельности.

Менеджмент возник на определенном этапе развития индустриального  общества:

- переход от предпринимательского  или семейного капитализма к  менеджерскому;

- в связи с возникновением  сложных целевых организаций,  совмещающих массовое производство  и массовую продажу.

Питер Друкер определяет следующие характерные черты менеджмента:

  1. инновационный, предпринимательский характер деятельности, ориентация на постоянный поиск новых более эффективных способов организации, что предполагает право на риск;
  2. активизация и развитие имеющихся ресурсов и поиск новых форм их рационального использования;
  3. стремление обеспечить неуклонное повышение эффективности деятельности предприятия, т.е. отказ от максимизации прибыли и обеспечения долгосрочного развития;
  4. высокая степень идентификации менеджера с организацией;
  5. менеджер самостоятельно определяет цели своей деятельности, исходя из общих целей организации.

Погоня за прибылью не является мотивом  поведения менеджера. Он ориентирован на длительное выживание организации.  Т.о., происходит отделение функций  управления от функций собственности.  Однако Ч.Р. Милис подчеркивает, что главные управляющие и собственники смешаны в корпоративном мире собственности и привилегий. Отсюда следует проблема опортунистического поведения менеджеров.

В 50-е гг. в США начинает развитие направление  индустриальной социологии, которая пыталась синтезировать  науку управления, где на первый план выходят социальные аспекты:

  - соц. ответственность бизнеса

  - трудовые отношения

Прикладная социология становится особой областью научной и предпринимательской  деятельности. Индустриальная социология занимается разработкой конкретных методов устранения противоречий в  производстве. Предмет индустриальной социологии – это изучение взаимоотношений  между трудовым поведением и другими  аспектами социального поведения. Индустрия рассматривается как  комплекс взаимодействий между индивидами и группами.

 

 

4.Развитие российской  социологии управления

Начало развития управленческих идей в России было положено в 17 веке в  рамках теории государственного управления при Петре I.

В первой половине 18 века идеи государственного управления рассматривал Татищев. Далее  Сперанский - деление власти на государственном  уровне.

В начале ХХ века Витте и Столыпин.

Выделяют 4 этапа:

1 этап: 20-30 гг 20 в, когда проблематикой  социологии управления перерабатывались глав образом в рамках концепции Научного организации труда. Разработка организационной и управленческой проблематики осуществлялось через философское осмысление и развитие движения. В 1912 году Богданов «Тектология - всеобщая организационная наука». Самоорганизация является объективным процессом. Утверждал универсальность феномена самоорганизации. Богданов обращался к естественным и саморегулируемым моделям и использовал феномен всеобщности явления организации. Тектология – устройство чего-либо, исследует всеобщность устройства в природе и социальной жизни, что выражает определенный порядок отношений разных объектов. Гастев – основоположник движения НОТ, рассматривал практические правила распределения на рабочих местах. Необходимо в исследованиях трудовых процессов сосредотачиваться на реакции работника в конкретной ситуации. Керженцев – в отдельную сферу выделил личностный фактор (человеческий фактор) и вещевой фактор.

В 20-е годы начинается институционализация  науки управления, занимающейся изучением  труда.

II этап: с начала 60-х – сер 70 годов ХХ века. Социология управления еще не выделилась,  но отдел ее проблемы уже перерабатывались в рамках др направлений ( в науч коммунизме, кибернетики, экономике, социологии труда) .Период осовения теор и практ знаний, накопленных запад наукой, создание универсальных принципов науч анализа и управления слож системами. Идеологической стороной развития управленческой мысли служила необходимость доказать преимущество социалистических отношений перед капиталистическими. Но исследовательская методика и техника были на высшем уровне, основывались на опыте западной социологии. Складывается направление социологии управления и социологии труда. Развитие методических принципов системного подхода и кибернетики; освоение и трансляция зарубежных концепций управления; вопросы функционирования организации в рамках марксистской идеологии.

III этап: втор пол 70-80 годы – продолжаются крупномасштабные исследования в области социологии. Определяется проблематика и название науки. Су оформилась как спец науч дисциплина, обозначен круг проблем, место в системе науч знаний. Большое значение имела работа «Введение в промышленную социологию», Ядов разрабатывает теоретические диспозиции. В это время заводская социология связана с организацией социологических лабораторий на предприятиях.

4 этап: с к 80 по наст время. Обращение к опыту зап стран, поиск нов принципов в понимании природы управления, преподвание СУ в вузах.

 

5.Сущность, этапы,  характеристики и функции управления

 

Управление является важным ресурсом общества. По мнению Питера Дракера, исторические успехи человече-ства на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления.

Теория управления -- это отрасль  научного знания, изучающая процессы управления в социальных и социально-экономических  системах, систему принципов, мето-дов и технологий управления, содержание, форму и эволюцию управленческих отношений, эффективность при-нятия управленческих решений и управления вообще.

В социологической и управленческой литературе сло-жились различные подходы к управлению.

Управление как наука представляет собой систему зна-ний в виде концепций, теорий, принципов, способов, форм и школ управления.

Управление как искусство -- это способность умело и эффективно применять на практике теоретические основы управления, разработанные в рамках научного знания.

Управление как функция может рассматриваться как целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей, осуществляемое с целью направить их действия на достижение желаемых целей.

Управление как процесс -- это совокупность управ-ленческих действий, направленных на достижение постав-ленных целей.

Управление как аппарат -- совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения определен-ных целей.

В наиболее общем виде управление представляет собой воздействие субъекта управления на его объект. Обозна-ченные элементы являются подсистемами единой системы управления. Г. В. Атаманчук, в зависимости от субъекта управляющего воздействия, выделил следующие типы управления: государственное управление (субъект управ-ления -- государство), общественное управления (субъект управления -- общество и его структуры), менеджмент (субъект управления -- предприниматель, собственник).

 

Рассмотрение управления как системы  не может быть полным и глубоким без изучения ее функциональной со-ставляющей. Под функцией управления следует понимать особый вид специализированной управленческой деятель-ности, выделившейся в процессе разделения управленче-ского труда, которая осуществляется специальными при-емами и средствами.

В отечественной и зарубежной теории и практике управления не сложилось  единого подхода к классифика-ции функций управления.

Так А. Фаойль, основатель школы административного управления, выделил следующие функции: планирование, организовывание, руководство, координацию и контроль. Представитель той же школы Л. Гьюлик расширил и уточ-нил классификацию, предложив семь функций: планиро-вание, организация, работа с персоналом, оперативное руководство, координирование, контроль и отчетность, составление бюджета. Американский специалист в облас-ти управления Р. Фалмер в качестве основных функций выделяет планирование, организацию, исполнение (руко-водство) и контролирование. Г. Кунц и С. О'Доннел - планирование, организацию, комплектование штатов, ру-ководство и лидерство, контроль.

Рассмотрим в качестве основных функций управления следующие: целеполагание (миссия - цель), планирова-ние, организация, мотивация, координирование, контроль и оценка.

Целеполагание как важнейшая функция управления предполагает наличие хорошо сформулированной цели, которая должна быть: измерима, достижима (реальна), ориентирована на определенные интервалы времени, вза-имосвязана с главной целью организации и другими под-целями, адресна и контролируема.

Функция планирования реализуется через план, кото-рый представляет собой целенаправленный комплекс ме-роприятий, содействующих достижению поставленных це-лей в соответствии с задачами развития самой организа-ции, ее потенциалом.

Функция организации непосредственно связана с реа-лизацией разработанного плана. Она характеризуется преж-де всего распределением ответственности и полномочий между руководителями и исполнителями, а также уста-новлением взаимосвязей между различными направления-ми деятельности. Таким образом, важным моментом в орга-низации является четкость функциональных обязаннос-тей каждого исполнителя и закрепление ответственных лиц за конкретным участком работы.

Эффективность предпринимаемых действий зависит все-цело от уровня и характера мотивации к развитию со-трудниками организации, поэтому формирование позитив-ной мотивации у сотрудников, направленной на достиже-ние профессионального роста и благополучия организа-ции, является одним из важных условий.

Главная задача координирования - достижение согла-сованности в работе всех звеньев организации путем уста-новления рациональных связей, коммуникаций между ними. С помощью различных форм связей устанавливает-ся взаимодействие между всеми элементами системы уп-равления, маневрирование ресурсами, обеспечивается един-ство и согласование всех стадий процесса управления, а также действии руководителя, его управленческой коман-ды и персонала организации.

Под функцией контроля следует понимать вид управ-ленческой деятельности, благодаря которому можно удер-жать организацию на нужном пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами или пла-нами. Функция контроля осуществляется по двум на-правлениям:

контроль за выполнением работ, намеченных пла-ном;

меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.

Главные инструменты выполнения этой функции -- на-блюдение, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее приня-тых планов. Эффективно поставленный контроль обяза-тельно должен быть ориентирован на результат, быть объек-тивным, своевременным, экономичным и простым.

Функция оценки в системе управления призвана обес-печить сравнение реальных результатов деятельности с поставленными целями и установление обратной связи со всеми участниками процесса (сотрудниками, группой, ру-ководителем и т. д.).

Накопленный к концу двадцатого века мировой опыт в области управленческой деятельности свидетельствует о  том, что в мире складывается новая  культура управлен-ческой деятельности, в основе которой - использование инновационных методов в процессе достижения социаль-ного результата. Возрастает значение не только целевых ориентиров, но и используемых способов, приемов, опера-ций, процедур подготовки и принятия управленческих решений, организации контроля за их выполнением. Особую важность это имеет для России, которая сравнитель-но недавно ступила на новый для нее путь рыночных от-ношений, не пройдя длительного этапа социализации рын-ком. Процессу трансформации подверглись все сферы об-щественной жизни» в том числе и система управления, которая с вхождением в мировое управленческое поле и приобщением к мировой управленческой культуре должна преодолеть сложившиеся стереотипы в управлении, став-шие неэффективными в новых социально-экономических и политических условиях. Специфика вышеобозначенных управленческих проблем и направлений находится в ис-следовательском поле социологической науки, а психоло-гическая составляющая данной проблематики позволит получить комплексное и наиболее глубокое знание о при-роде социального управления, его закономерностях функ-ционирования и развития.

 

6.Сущность, содержание, структура и функции  социального управления

Управление  как воздействие на социальные процессы, коллективы, классы относят к социальному  управлению. Эта область изучается  общественными (социальными) науками.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"