Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:02, шпаргалка
Работа содержит 37 ответов на вопросы по дисциплине "Социология"
Менеджмент – особая сфера управленческой деятельности, которая ориентируется на инновации, творческую поисковую деятельность, связанную с постоянным появлением резервов развития и повышением эффективности деятельности.
Менеджмент возник на определенном этапе развития индустриального общества:
- переход от
- в связи с возникновением
сложных целевых организаций,
совмещающих массовое
Питер Друкер определяет следующие характерные черты менеджмента:
Погоня за прибылью не является мотивом поведения менеджера. Он ориентирован на длительное выживание организации. Т.о., происходит отделение функций управления от функций собственности. Однако Ч.Р. Милис подчеркивает, что главные управляющие и собственники смешаны в корпоративном мире собственности и привилегий. Отсюда следует проблема опортунистического поведения менеджеров.
В 50-е гг. в США начинает развитие направление индустриальной социологии, которая пыталась синтезировать науку управления, где на первый план выходят социальные аспекты:
- соц. ответственность бизнеса
- трудовые отношения
Прикладная социология становится
особой областью научной и предпринимательской
деятельности. Индустриальная социология
занимается разработкой конкретных
методов устранения противоречий в
производстве. Предмет индустриальной
социологии – это изучение взаимоотношений
между трудовым поведением и другими
аспектами социального
4.Развитие российской социологии управления
Начало развития управленческих идей в России было положено в 17 веке в рамках теории государственного управления при Петре I.
В первой половине 18 века идеи государственного управления рассматривал Татищев. Далее Сперанский - деление власти на государственном уровне.
В начале ХХ века Витте и Столыпин.
Выделяют 4 этапа:
1 этап: 20-30 гг 20 в, когда проблематикой социологии управления перерабатывались глав образом в рамках концепции Научного организации труда. Разработка организационной и управленческой проблематики осуществлялось через философское осмысление и развитие движения. В 1912 году Богданов «Тектология - всеобщая организационная наука». Самоорганизация является объективным процессом. Утверждал универсальность феномена самоорганизации. Богданов обращался к естественным и саморегулируемым моделям и использовал феномен всеобщности явления организации. Тектология – устройство чего-либо, исследует всеобщность устройства в природе и социальной жизни, что выражает определенный порядок отношений разных объектов. Гастев – основоположник движения НОТ, рассматривал практические правила распределения на рабочих местах. Необходимо в исследованиях трудовых процессов сосредотачиваться на реакции работника в конкретной ситуации. Керженцев – в отдельную сферу выделил личностный фактор (человеческий фактор) и вещевой фактор.
В 20-е годы начинается институционализация науки управления, занимающейся изучением труда.
II этап: с начала 60-х – сер 70 годов ХХ века. Социология управления еще не выделилась, но отдел ее проблемы уже перерабатывались в рамках др направлений ( в науч коммунизме, кибернетики, экономике, социологии труда) .Период осовения теор и практ знаний, накопленных запад наукой, создание универсальных принципов науч анализа и управления слож системами. Идеологической стороной развития управленческой мысли служила необходимость доказать преимущество социалистических отношений перед капиталистическими. Но исследовательская методика и техника были на высшем уровне, основывались на опыте западной социологии. Складывается направление социологии управления и социологии труда. Развитие методических принципов системного подхода и кибернетики; освоение и трансляция зарубежных концепций управления; вопросы функционирования организации в рамках марксистской идеологии.
III этап: втор пол 70-80 годы – продолжаются крупномасштабные исследования в области социологии. Определяется проблематика и название науки. Су оформилась как спец науч дисциплина, обозначен круг проблем, место в системе науч знаний. Большое значение имела работа «Введение в промышленную социологию», Ядов разрабатывает теоретические диспозиции. В это время заводская социология связана с организацией социологических лабораторий на предприятиях.
4 этап: с к 80 по наст время. Обращение к опыту зап стран, поиск нов принципов в понимании природы управления, преподвание СУ в вузах.
5.Сущность, этапы,
характеристики и функции
Управление является важным ресурсом общества. По мнению Питера Дракера, исторические успехи человече-ства на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления.
Теория управления -- это отрасль научного знания, изучающая процессы управления в социальных и социально-экономических системах, систему принципов, мето-дов и технологий управления, содержание, форму и эволюцию управленческих отношений, эффективность при-нятия управленческих решений и управления вообще.
В социологической и
Управление как наука представл
Управление как искусство -- это способность умело и эффективно применять на практике теоретические основы управления, разработанные в рамках научного знания.
Управление как функция может рассматриваться как целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей, осуществляемое с целью направить их действия на достижение желаемых целей.
Управление как процесс -- это совокупность управ-ленческих действий, направленных на достижение постав-ленных целей.
Управление как аппарат -- совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения определен-ных целей.
В наиболее общем виде управление представ
Рассмотрение управления как системы не может быть полным и глубоким без изучения ее функциональной со-ставляющей. Под функцией управления следует понимать особый вид специализированной управленческой деятель-ности, выделившейся в процессе разделения управленче-ского труда, которая осуществляется специальными при-емами и средствами.
В отечественной и зарубежной теории
и практике управления не сложилось
единого подхода к классифика-
Так А. Фаойль, основатель школы административного управления, выделил следующие функции: планирование, организовывание, руководство, координацию и контроль. Представитель той же школы Л. Гьюлик расширил и уточ-нил классификацию, предложив семь функций: планиро-вание, организация, работа с персоналом, оперативное руководство, координирование, контроль и отчетность, составление бюджета. Американский специалист в облас-ти управления Р. Фалмер в качестве основных функций выделяет планирование, организацию, исполнение (руко-водство) и контролирование. Г. Кунц и С. О'Доннел - планирование, организацию, комплектование штатов, ру-ководство и лидерство, контроль.
Рассмотрим в качестве основных функций управления следующие: целеполагание (миссия - цель), планирова-ние, организация, мотивация, координирование, контроль и оценка.
Целеполагание как важнейшая функция управления предполагает наличие хорошо сформулированной цели, которая должна быть: измерима, достижима (реальна), ориентирована на определенные интервалы времени, вза-имосвязана с главной целью организации и другими под-целями, адресна и контролируема.
Функция планирования реализует
Функция организации непосредст
Эффективность предпринимаемых действий зависит все-цело от уровня и характера мотивации к развитию со-трудниками организации, поэтому формирование позитив-ной мотивации у сотрудников, направленной на достиже-ние профессионального роста и благополучия организа-ции, является одним из важных условий.
Главная задача координирования - достижение согла-сованности в работе всех звеньев организации путем уста-новления рациональных связей, коммуникаций между ними. С помощью различных форм связей устанавливает-ся взаимодействие между всеми элементами системы уп-равления, маневрирование ресурсами, обеспечивается един-ство и согласование всех стадий процесса управления, а также действии руководителя, его управленческой коман-ды и персонала организации.
Под функцией контроля следует понимать вид управ-ленческой деятельности, благодаря которому можно удер-жать организацию на нужном пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами или пла-нами. Функция контроля осуществляется по двум на-правлениям:
контроль за выполнением работ, намеченных пла-ном;
меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.
Главные инструменты выполнения этой функции -- на-блюдение, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее приня-тых планов. Эффективно поставленный контроль обяза-тельно должен быть ориентирован на результат, быть объек-тивным, своевременным, экономичным и простым.
Функция оценки в системе управления призвана обес-печить сравнение реальных результатов деятельности с поставленными целями и установление обратной связи со всеми участниками процесса (сотрудниками, группой, ру-ководителем и т. д.).
Накопленный к концу двадцатого века мировой опыт в области управленческой деятельности свидетельствует о том, что в мире складывается новая культура управлен-ческой деятельности, в основе которой - использование инновационных методов в процессе достижения социаль-ного результата. Возрастает значение не только целевых ориентиров, но и используемых способов, приемов, опера-ций, процедур подготовки и принятия управленческих решений, организации контроля за их выполнением. Особую важность это имеет для России, которая сравнитель-но недавно ступила на новый для нее путь рыночных от-ношений, не пройдя длительного этапа социализации рын-ком. Процессу трансформации подверглись все сферы об-щественной жизни» в том числе и система управления, которая с вхождением в мировое управленческое поле и приобщением к мировой управленческой культуре должна преодолеть сложившиеся стереотипы в управлении, став-шие неэффективными в новых социально-экономических и политических условиях. Специфика вышеобозначенных управленческих проблем и направлений находится в ис-следовательском поле социологической науки, а психоло-гическая составляющая данной проблематики позволит получить комплексное и наиболее глубокое знание о при-роде социального управления, его закономерностях функ-ционирования и развития.
6.Сущность, содержание,
структура и функции
Управление как воздействие на социальные процессы, коллективы, классы относят к социальному управлению. Эта область изучается общественными (социальными) науками.