Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:02, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 37 ответов на вопросы по дисциплине "Социология"

Файлы: 1 файл

су все ответы.docx

— 221.84 Кб (Скачать)

       Таким  образом, лидером группы может  стать  только  тот  человек,  кто способен привести группу к  разрешению  тех  или  иных  групповых  ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы  личностные черты, кто несет в себе и разделяет те  ценности,  которые  присущи  группе.

Лидер — это как бы зеркало  группы,  лидер появляется  в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является  лидером  в одной группе, совсем не обязательно станет вновь  лидером  в  другой  группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

       С точки  зрения масштабности решаемых  задач выделяют:

       1) бытовой  тип лидерства (в школьных, студенческих  группах, досуговых объединениях, в семье);

       2) социальный  тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

       3)  политический   тип   лидерства   (государственные,   общественные деятели).

       Существует  несомненная связь между судьбой   лидера  бытового,  лидера социального  и  лидера  политического.  Первый  всегда   имеет   возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

       Лидер  с организаторскими способностями  в состоянии быстро и правильно оценивать  ситуацию,   выделять   задачи,   нуждающиеся   в   первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства,  достаточно точно  рассчитать  сроки  решения  задач.   Мысль   о   том,   что   главная отличительная  черта  способного  организатора  состоит  в   умении   быстро находить эффективные  пути  и  средства  решения  задач,  подтверждается  на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона  Бонапарта:  “Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я  охватывал  все  трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей;  этому обязано мое превосходство над другими”.

       Талант  руководства людьми основывается  на целом комплексе  социально- психологических качеств и свойств. Большую  роль  играет  доверие  и  любовь масс к своему лидеру.

       Доверие  к лидеру — это признание  его  высоких  достоинств,  заслуг  и полномочий, признание необходимости,  правильности  и  результативности  его действий.  Это  внутреннее  согласие  с  носителем  авторитета,   готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти  за  собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия.  И  доверие это означает, что  люди  находятся  во  внутреннем  согласии  и  единении  с лидером.

       Структура  механизмов воздействия лидеров  на массу зависит от  свойств последователей. Лидер находится  в  сильнейшей  зависимости  от  коллектива. Группа, имея образ лидера, — модель, требует от реального  лидера,  с  одной стороны, соответствия ей, а с  другой  —  от  лидера  требуется  способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия  последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

       В соответствии  со  свойствами  последователей  лидером  выстраиваются структуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить,  во-первых, инициирование активности,  координацию  действий  группы  и  обеспечение  ее внешних  связей  и  престижа.  Во-вторых,  для  этого  надо   отрегулировать межличностные отношения в группе,  обеспечить  личностную  поддержку  членам группы.

       Лидерство  — это процесс социальной организации  и управления. Обязательное  условие  лидерства  -   обладание    властью    в конкретных   формальных   или   неформальных   организациях   самых   разных уровней  и   масштаба    -    от     государства     и      даже      группы государств  до правительственных учреждений,   местного  самоуправления  или народных  и  общественных   групп   и   движений.   Формализованная   власть лидера  закрепляется  законом.  Но  во  всех случаях лидер имеет  социальную и  психологическую,  эмоциональную опору в  обществе   или   в   коллективахлюдей, которые за ним следуют.

Лидер в организации выполняет  следующие функции:

·    постановка цели перед другими участниками совместной деятельности нахождение средств для цели достижения;

·    мотивация побуждения к определенному типу поведения или модификация их поведения;

·    самоорганизация — ориентирование усилий на достижение целей;

·    формирование единых способов восприятия реальности и норм  организационной культуры.

 

12.Сущность, принципы  и отличительные особенности  организационного развития

Формирование концепции  О.Р. приходится на 70-е годы 20 века. Известный американский специалист Друкер писал, что необходимо обратить внимание на человеческие ресурсы. По его мнению задача менеджмента заключается в том, чтобы сделать знания производственности.

Сегодня необходимо уделять особое внимание работнику, обладающему знаниями. Это главный ресурс организации, но для того, чтобы знания были производственными  необходимо осуществлять решительные  изменения в структуре организации.

А для этого необходимо использовать новые управленческие средства. И  одним из таких средств управления современной организации стал подход, основанный на концепции организационного развития.

О.Р.- это организационная стратегия, базирующаяся на идеях, идущих от групповой  динамики, а также на теории и  практике.

Факторы, влияющие на формирование концепции  ОР:

  1. Изменение условий функционирования фирм.
  2. Повышение роли человеческого фактора в современном управлении.
  3. Накопление достаточного эмперического материала в области исследования групп и групповой динамики.

В основе концепции ОР лежат принципы:

1. потребность в личностном росте  и совершенствовании. Как отмечают  специалисты наибольшая вероятность удовлетворения этих потребностей существует в условиях, когда им оказывается поддержка или бросается вызов.

2. большинство работников в организациях  используются не достаточно, в  то время как они способны  брать на себя больше ответственности  за свои действия и вносить  большой вклад в достижение  целей организации.

3. трудовые коллективы сами по  себе нейтральны в зависимости  от типа группы, она может приносить  либо вред либо пользу.

4. Сотрудничество. Трудовые коллективы  могут существенно повысить свою  эффективность при удовлетворении  индивидуальных потребностей и  выполнении требований, предъявляемых  организацией при условии взаимопомощи.

5. Для повышения эффективности  работы организации, формальный  лидер не должен осуществлять  руководящие должности все время.  Члены коллектива могут действовать  более эффективно, если они обладают  относительной самостоятельностью.

6. поскольку организация является системой, то изменение одной из подсистем влияет на другие подсистемы.

7. большинство людей обладают  эмоциями и склонностями, которые  влияют на их поведение. Как  правило организация подавляет проявление этих эмоций.

8. в большинстве организаций  уровень межличностной поддержки,  доверия и сотрудничества существенно  ниже чем это необходимо.

9. стратегия победы или поражения  может применяться только при  опред ситуациях.

10. многие столкновения характеров  между отдельными работниками  вызваны ст-рой организации, а не участниками конфликтов.

11. когда человеческие чувства  рассматриваются как важная инфа – открываются дополнительные возможности для совершенствования управления, обмена инфой, сотрудничества между организациями.

12. смешение акцента при разрешении  конфликта с принятием указов  к открытому обсуждению идей. Как правило это облегчает личностный рост и помогает решению задач.

13. Организационная структура.

Итак, по своей сути ОР это процесс  обучения людей тому, как решать проблемы используя преимущества и возможности организации.

 

 

13. Организационные  изменения

Оpгaнизaциoнныe измeнeния oбycлoвлeны peaкциeй opгaнизaции нa paзвитиe oкpyжaющeй cpeды (cвязи, тpeбoвaния и вoзмoжнocти). Оpг вынyждeны пocтoяннo пpиcпocaбл к cpeдe, в кoт cyщecтвyют. Сaми oни тaкжe гeнepиpyют измeнeния вo внeшнeй cpeдe, paзpaбaтывaя и выпycкaя нa pынoк нoвыe тoвapы и тexнoлoгии, кoтopыe cтaнoвятcя дoминиpyющими и нaxoдят шиpoкoe pacпpocтpaнeниe. К opгaнизaциoнным измeнeниям oтнocятcя: в ocнoвнoй cтpyктype - xapaктep и ypoвeнь дeлoвoй aктивнocти, пpaвoвaя cтpyктypa, coбcтвeннocть, иcтoчники финaнcиpoвaния, мeждyнapoдныe oпepaции и иx вoздeйcтвиe, дивepcификaция, cлияниe, coвмecтныe пpeдпpиятия; в зaдaчax и дeятeльнocти - accopтимeнт пpoдyкции и нaбop oкaзывaeмыx ycлyг, нoвыe pынки, клиeнты и пocтaвщики; в пpимeняeмoй тexнoлoгии - oбopyдoвaниe, opyдия тpyдa, мaтepиaлы и энepгия, тexнoлoгичecкиe пpoцeccы, кaнцeляpcкaя тexникa; в yпpaвлeнчecкиx cтpyктypax и пpoцeccax - внyтpeнняя opгaнизaция, тpyдoвыe пpoцeccы, пpoцeccы пpинятия peшeний и yпpaвлeния, инфopмaциoнныe cиcтeмы; в opгaнизaциoннoй кyльтype - цeннocти, тpaдиции, нeфopмaльныe oтнoшeния, мoтивы и пpoцeccы, cтиль pyкoвoдcтвa; в людяx - pyкoвoдcтвo и cлyжeбный пepcoнaл, иx кoмпeтeнтнocть, мoтивaция, пoвeдeниe и эффeктивнocть в paбoтe; в эффeктивнocти paбoты opгaнизaции - финaнcoвыe, экoнoмичecкиe, coциaльныe и дpyгиe пoкaзaтeли для oцeнки cвязи opгaнизaции c oкpyжaющeй cpeдoй, выпoлнeния cвoиx зaдaч и иcпoльзoвaния нoвыx вoзмoжнocтeй; пpecтиж opгaнизaции в дeлoвыx кpyгax и в oбщecтвe. Для эффeктивнoгo yпpaвлeния opгaнизaциoнными измeнeниями paзpaбoтaны oпpeдeлeнныe пpaвилa, peглaмeнтиpyющиe дeятeльнocть pyкoвoдитeлeй: нeoбxoдимo coглacoвaть мeтoды и пpoцeccы измeнeний oбычнoй дeятeльнocтью и yпpaвлeнчecкими пpoцeccaми в opгaнизaции; pyкoвoдcтвo дoлжнo oпpeдeлить, в кaкиx кoнкpeтныx мepoпpиятияx, в кaкoй cтeпeни и в кaкoй фopмe oнo дoлжнo пpинимaть пpямoe yчacтиe; ocнoвнoй кpитepий - cлoжнocть выпoлняeмыx дeйcтвий и иx вaжнocть для opгaнизaции; нeoбxoдимo coглacoвaть пpoцeccы пepecтpoйки opгaнизaции в paзличныx oтдeлax; yпpaвлeниe измeнeниями включaeт paзличныe acпeкты - тexнoлoгичecкиe, cтpyктypныe, мeтoдичecкиe, чeлoвeчecкиe, пcиxoлoгичecкиe, пoлитичecкиe, финaнcoвыe и дp., чтo вызывaeт нeoбxoдимocть pyкoвoдcтвa cпeциaлиcтaми, кoтopыe имeют cвoй oгpaничeнный взгляд нa cлoжнyю и мнoгocтopoннюю пpoблeмy; yпpaвлeниe измeнeниями включaeт peшeния o пpимeнeнии paзличныx пoдxoдoв и cпocoбoв вмeшaтeльcтвa, кoтopыe пoмoгaют пpaвильнo нaчaть пepecтpoйкy, cиcтeмaтичecки вecти paбoтy, cпpaвлятьcя c coпpoтивлeниeм, дoбивaтьcя пoддepжки и ocyщecтвлять нeoбxoдимыe пepeмeны.

 

14.Организационные  структуры управления: сущность  и типы

Орг-ая структура управ-я - форма разделения труда по управлению произв-ом. Схема орга-ой структуры управ-я отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи: линейные (административное подчинение),функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения), межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов  организационных структур управления:линейная (кажд. руковод-ль обеспечивает руководство нижестоящих подразделений по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие.Недостаток - высокие требования к квалификации руководителей.);функциональная(Реализует тесную связь административного управ-я с осуществлением функционального управ-я. В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация.);линейно-функциональная (щтабная)(линейные руковод-и явл. единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руковод-и низших ступеней административно не подчинены функциональным руковод-м высших ступеней управления);матричная(исполнитель может иметь 2 и более руковод-ей (один - линейный, другой - руководитель направления). Широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям);дивизиональная (дивизионы (филиалы) выделяются или по области деят-и или географ-ки.);множественная (объединяет различные струк-ры на разных ступенях управ-я. Напр: филиальная структура управ-я может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная.).

 

 

15.Целеполагания  в управлении. Роль и функции  целей в организации. Классификация  целей

 

Целеполагание – это необходимая функция во всех сферах управления. Управленческая деятельность предполагает определение параметров оптимального развития объекта управления и формирование моделей его будущего состояния. В этом состоит сущность целеполагания.

В теории и практике управления определение  иерархии целей, согласование целей  на разных уровнях управления реализуется  недостаточно, что приводит к издержкам  в управлении, следовательно формирование и уточнение целей – это важнейшая задача управления, от которой зависит его эффективность. Целеполагание основывается на закономерностях развития общества. Закономерности, потребности, интересы являются источниками целеполагания.

Виды целеполагания как  управленческой деятельности

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"