Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:02, шпаргалка
Работа содержит 37 ответов на вопросы по дисциплине "Социология"
Необходимость социального управления обусловлена, прежде всего фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.
Социальное управление - это во многом продукт социальных организаций.
Содержанием
социального управления является упорядочение
общественных отношений, регулирование
организации и функционирования
социального порядка и
Социальное
управление включает понятие социально-
Создание
организационной структуры
Социальное
управление представляет собой общественные
отношения между субъектом и
объектом управления, сущностью которых
является властное, организующее либо
регулятивное, воздействие субъекта
управления на поведение (деятельность)
людей и их организаций, являющихся
участниками социально-
а)
возникает в связи с
б) направлено на достижение целей и решение задач управления, заключающихся в удовлетворении публичных интересов путем осуществления совместной деятельности людей;
г) использует имеющиеся властные полномочия и функции;
д) осуществляется на началах подчиненности участников управленческой деятельности единой управляющей воли субъекта управления (лица, коллектива, организации).
ТЕМА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Сущность социального управления определяет
формирование и функционирование этого
класса управления как системы. Система
социального управления состоит из следующих
компонентов: механизма, структуры, объектов,
функций, кадров, процесса управления,
механизма развития системы управления.
Система управления — это форма реализации
взаимодействия и развития отношений
управления, выраженных прежде всего в
законах и принципах управления, а также
в целях, функциях, структуре, методах
и процессе управления.
Достижение целей социального развития
и реализация определенной социально-экономической
политики требуют создания механизма
социального управления, являющегося
конкретной формой использования социальных
и экономических законов. Механизм управления
создастся и целенаправленно изменяется
людьми, которые регламентируют совокупность
функций, форм, методов, рычагов и стимулов
социального управления с тем, чтобы достичь
наибольшей его эффективности в тех или
иных конкретно-исторических условиях.
Качественный уровень механизма социального
управления, степень его совершенства
и соответствия требованиям системы социальных
и экономических законов зависят от подготовленности
кадров управления, их умения выявлять
и объективно оценивать наиболее существенные
элементы и связи механизма управления,
особенности их проявления и последствия
развития выявленных тенденций [98].
Механизм социального управления состоит
из таких фундаментальных звеньев: общих
принципов, функций, целей и методов [72].
Общество как сложная, многоцелевая социальная
система требует, чтобы механизм управления
обеспечивал четкое взаимодействие всех
его подсистем и решение стоящих перед
ним задач. С этих позиций в механизме
управления выделяют экономический, организационный
и социально-культурный механизмы, основу
взаимосвязанного функционирования которых
составляют требования системы объективных
законов социального развития и управления
(рис. 8.2).
Таким образом, механизм социального
управления представляет собой совокупность
методов, приемов, форм управления обществом
и его подсистемами, взаимосвязанное воздействие
которых обеспечивает наиболее эффективное
развитие всего общественного организма.
ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Функции управления — это особые виды
деятельности, выражающие направления
или стадии осуществления целенаправленного
воздействия на связи и отношения людей
в процессе жизнедеятельности общества
и управления им .Состав функций управления
должен обеспечивать эффективную реакцию
управляющей системы на любое изменение
ее состояния. Функции управления необходимо
рассматривать с учетом следующих классификационных
признаков:
• особенностей процесса управления,
т. е. выделения в нем признаков, присущих
менеджменту как социальному явлению
и раскрывающих законы и закономерности
его формирования;
• процесса социального развития, направленности
управления на конкретные элементы этого
процесса или сферы, объекты жизнедеятельности
общества.
В силу этого процессу социального управления
объективно присущи основные и конкретные
функции. К основным функциям управления
относятся такие формы проявления целенаправленного
воздействия на коллективы людей:
• тонирование (прогнозирование) — выработка
и постановка целей и задач в сфере социального
управления, а также определение путей
и средств реализации планов для достижения
поставленных целей;
• организация — создание новых и упорядочение
функционирующих организационных структур
менеджмента как элементов процесса реализации
планов и целей социального управления;
• координация (регулирование) — обеспечение
необходимой согласованности действий
коллективов людей как элемент процесса
реализации намеченных целей;
• стимулирование (активизация) и обучение
(инструктаж) — побуждение и подготовка
людей к действию путем обеспечения повышения
эффективности системы менеджмента как
элемента процесса реализации целей управления;
• контроль (анализ и учет) — систематическое
наблюдение за деятельностью людей с целью
выявления отклонений от установленных
норм, правил и требований в процессе реализации
намеченных целей.
Перечисленные основные функции действуют
в единстве и взаимосвязи, однако переход
от одной ступени (уровня) социального
управления к другой сопровождается изменением
соотношения их содержания и роли (например,
ведущая для министерского уровня функция
прогнозирования сменяется на цеховом
уровне функцией организации и т. д.).
Если основные функции являются общими
дня любых процессов социального управления,
в каких бы системах управления обществом
они не осуществлялись, то конкретные
функции присущи тем или иным конкретным
элементам социальной системы, отражая
их специфику.
7.Государство — главный субъект социального управления. Социальное содержание муниципального управления.
Государственное управление среди всех видов управления занимает особое место, что объясняется некоторыми, только ему присущими свойствами.
Государство -- структура, способная властно определять линию поведения людей и добиваться ее с помощью принуждения
В этой связи и само
государственное управление
Государство, будучи сложным и многогранным общественным явлением и выступая в качестве субъекта управления, придает управлению общественными делами свойство системности, которое приобрело принципиальное значение. Только при наличии государства в обществе возможно достижение необходимой согласованности, координации, субординации, целеустремленности, следовательно, рациональности и эффективности в управлении. Государство реализует свое политическое воздействие посредством законодательства, устанавливая общие, типовые правила (нормы) поведения всех людей во всех сферах общественной жизни и обеспечивает их соблюдение не только силой власти, но и другими механизмами регулирования (экономического, ценностного, нормативного, нравственного), постоянно расширяя сферу их применения.
муниципальное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие местных органов власти на общественную жизнедеятельность населения муниципального образования в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на их властную силу. Содержанием муниципального управления являются все процессы управления социально-экономическими системами и объектами муниципального образования.
Субъект муниципального управления - это население муниципального образования и образованные им органы местного самоуправления.
Объект муниципального управления - это муниципальное образование со всеми его структурами, связями, отношениями, ресурсами.
Специфика муниципального управления определяется прежде всего особенностями муниципального образования как объекта управления, включающего все стороны жизни людей.
8. Социологические исследования систем управления | |
|
9.Система управления как совокупность социальных отношений
1. В процессе своего функционирования система управления предстает в качестве совокупности многообразных действий, выполняемых некоторым количеством людей, объединенных общими интересами и единой целью.
Совокупность связей между людьми, возникающих в процессе их взаимодействия, называется межличностными отношениями. В обществе выделяют различные типы социальных отношений, дифференцируемые по следующим основаниям:
• по субъекту (носителю социальных отношений) социальные отношения бывают:
• индивидуальные (личностные);
• межличностные;
• внутригрупповые;
• межгрупповые;
• международные;
• объекту:
• экономические;
• политические;
• социокультурные;
• религиозные;
• семейно-бытовые.
• модальности (характеру взаимосвязей между индивидами группами) социальные отношения классифицируются на отношения:
• сотрудничества;
• взаимопомощи;
• соперничества;
• конфликта;
• субординации (начальник-подчиненный
• неофициальные.
2. В процессе функционирования системы управления возникает
шесть основных типов социальных отношений:
• служебные, которые отличаются своей асимметричностью. Эта особенность проявляется в том, что в процессе функционирования системы управления чаще всего складывается зависимость подчиненного от начальника. Наиболее существенным признаком служебных отношений является полномочие решать, что и как должен делать подчиненный в рабочее время, и определять задания, которые он должен выполнять;
• функциональные — строятся таким образом, что руководитель не решает, что должен делать подчиненный. Роль руководителя заключается, скорее, в совете, помощи, чем в выдаче распоряжений. В рамках функциональной связи не приняты директивы и распоряжения;
• технические, при которых каждый должен четко выполнять свои функции и добиваться столь же четкого выполнения другими сотрудниками их функций;
• информационные — связанные с односторонними или взаимными процессами информирования обо всех состояниях объекта и об изменениях состояний, о которых информирующий знает, а информируемый должен знать, чтобы иметь возможность эффективно выполнять свои обязанности;