Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:02, шпаргалка
Работа содержит 37 ответов на вопросы по дисциплине "Социология"
21.Модели корпоративной культуры: модель Э. Шейна; модель Ф. Харриса и Р. Морана.
Модель Э. Шейна (1986 г.)*
Культурные индикаторы: например, язык, одежда,
ритуалы, история, архитектура
Принятые ценности и нормы
(официальные и неофициальные)
Базовые представления о людях и мире (мировоззрение)
Рис. 1. Модель корпоративной культуры Э. Шейна
1-й уровень формируют базовые представления о людях и мире:
– об окружающей среде организации;
– об истине внутри организации;
– о природе людей: внутреннее представление об общих человеческих характерис-
тиках;
– о природе человеческих поступков, в частности представления об активности и о
работе;
– о природе межличностных
Эти в своем большинстве
не являются изолированными друг от друга, а составляют вместе образ. И если пытаться
понять культуру организации, нужно сначала понять ее мировоззрение. А мировоззрение организации находит свое отражение в конкретных ценностях и
стандартах поведения (2-й уровень). Что под этим понимается? Непредписанные направ-
ления поведения, запреты и т. д., которые члены организации разделяют в большей или
меньшей степени. Некоторые организации пытаются зафиксировать эти образцы и фор-
мируют так называемую философию менеджмента/организации.
Вместе базовые предпосылки и вытекающие стандарты поведения дают толчок к
развитию приоритетов
Эти более или менее неосознанные и невидимые предпосылки и стандарты прояв-
ляются на 3-м уровне – уровне символов и знаков. На этом уровне невидимые ценности
становятся вполне видимыми, ощущаемыми, интерпретируются с помощью символов, об-
рядов и т. д. Посредством элементов 3-го уровня организационная культура передается
новым работникам. Символы и знаки составляют видимую часть организационной куль-
туры, но рассматриваются не сами по себе, а вместе с 1-м и 2-м уровнями.
К элементам 3-го уровня относятся истории, легенды об основателях организации о
важных событиях. Следующий элемент – это праздники и ритуалы. А также приветствие и
прием посетителей, архитектурное решение зданий и помещений, одежда, язык и т. д.
3.2.2. Модель Ф. Харриса и Р. Морана*
1. Осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие
работником своих внутренних настроений, другие – поощряют их внешнее прояв-
ление; в одних случаях независимость и творчество проявляется через сотрудни-
чество, а в других – через индивидуализм).
2. Коммуникационная система и язык общения (использование устной, письмен-
ной, невербальной коммуникации, «телефонного права» и открытости коммуни-
кации разнится от группы к группе, от организации к организации; жаргон, аббре-
виатуры, жестикуляции варьируются в зависимости от отраслевой, функциональ-
ной и территориальной
3. Внешний ____b0265026вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ и
спецодежды, деловых стилей и т. п. подтверждают наличие множества микро-
культур).
4. Что и как едят люди, привычки, традиции в этой области (организация питания работников, включая наличие и отсутствие на предприятии специально отведенных для этого мест; люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотация на питание; периодичность и продолжительность приемов пищи; едят ли работники разных уровней вместе или отдельно и т. п.).
5. Осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у работников; соблюдение временного распорядка и
поощрение за это; монохроническое или полихроническое использование времени).
6. Взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудро-
сти и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству и
т. п.; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения
конфликтов).
7. Ценности (как набор критериев оценки того, что является хорошим, а что плохим)
и нормы (как набор предположений и ожиданий в отношении определенного ти-
па поведения) – что люди ценят в своей организационной жизни (свое положе-
ние, титулы или саму работу и т. п.) и как эти ценности сохраняются.
8. Вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство,
успех, свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость и
т. п.; отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам, к злу и насилию, агрессии
и т. п.; влияние религии и морали).
9. Процесс развития работника и научение (бездумное или осознанное выполнение работы; ставка на интеллект или силу; процедуры информирования работников; признание примата логики в рассуждениях и действиях или отказ от него; абстракция и концептуализация в мышлении или заучивание; подходы к объяснению причин).
10. Трудовая этика и мотивирование (отношение к работе; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; качество работы; привычки в работе; оценка работы и вознаграждение; отношения «человек – машина»; индивидуальная
или групповая работа; продвижение по службе).
22.Основные типологии корпоративных культур
Основой формирования корпоративной культуры выступают два фактора: готовность или нежелание приступать к изменениям; открытость (замкнутость) организации.
Носителями корпоративной
Силовая культура формируется главным образом тогда, когда директор является не просто руководителем, но и хозяином, обладающим личностной силой; при этом он должен быть неизменным лидером, Чаще всего у такого руководителя есть рядом некоторое количество особо приближенных сотрудников. Лейтмотив отношений в коллективе •— власть и жесткий контроль.
На этапе формирования многие компании имеют именно такую структуру. Отличительная особенность этой культуры состоит в том, что компания очень мобильна и легко приспосабливается к любым изменениям на рынке. Правда, есть одно ≪но≫ — вся мобильность компании прямо пропорциональна мобильности самого лидера.
Проблема этой структуры состоит в существовании лимита роста компании. Дело в том, что человек, стоящий во главе, зачастую не желает делегировать
свои полномочия. Если контролировать деятельность 30 — 60 человек более или менее возможно, то при большем количестве сотрудников это становится нереальным. Таким образом, стремление сохранить власть в одних руках приводит к сдерживанию роста организации. В такой ситуации часто имеет место большая текучка среди менеджеров среднего звена. В отношении этих работников не наблюдается соответствия их обязанностей и полномочий.
Ролевая (бюрократическая) культура наиболее характерна для больших компаний, работающих на достаточно стабильном рынке и занимающих на нем твердые позиции. Отличительная особенность этой структуры состоит в том, что все права и обязанности сотрудников четко определены и расписаны, а люди как бы встраиваются в уже готовые ячейки.
Ролевая культура жестко ограничивает человека: при подборе работников учитываются не столько их профессиональные способности, сколько вероятность того, что они подойдут под конкретные должностные инструкции.
Такая структура гарантирует
Личностная культура встречается довольно редко. Ее отличие заключается в том, что весь коллектив состоит из людей высокопрофессиональных, способ-
ных работать как без руководителя, так и друг без друга.
Чаще всего такую структуру имеют адвокатские конторы, консалтинговые фирмы, архитекторские бюро.
Подобная корпоративная
Целевая культура формируется в компаниях, деятельность которых направлена на решение конкретных задач. Структура подобных организаций, приспособленных для работы в условиях динамично развивающегося рынка, чаще всего довольно размыта. Основное внимание в них уделяется профессионализму сотрудников.
Целевая культура требует командной работы. Если компания переживает кризис, приобретает слишком большие размеры, или на рынке происходят
резкие перемены, возникает необходимость
изменения корпоративной
порядкам, и тогда ему придется сменить место работы.И таких сотрудников может оказаться довольно много. Вполне вероятно, что в переходный период в компании одновременно будут сосуществовать две культуры.
Практическую работу по созданию, поддержанию и развитию корпоративной культуры осуществляют три категории специалистов. Прежде всего это руководители компаний — именно они являются основными носителями, создателями культуры, на их личном примере, энтузиазме и каждодневной деятельности культура чаще всего и держится. Кроме них, особенно в крупных компаниях, работы, связанные с корпоративной культурой, осуществляют специалисты-профессионалы — как сотрудники внутренних отделов кадров, так и представители внешних консалтинговых компаний.
23.Методы диагностики корпоративной культуры
Методы исследования корпоративной культуры весьма разнообразны. Выбор того или иного метода определяется задачами исследования этой культуры и имеющимися для этого исследования ресурсами, поскольку некоторые методы требуют значительных временных и финансовых затрат.
В процессе диагностики корпоративной культуры необходимо тщательно проанализировать все, что составляет культуру компании сегодня - язык артефактов, видимого «невооруженным взглядом». Изменение организационной культуры // Проблемы общей и прикладной психологии: Материалы научно-практической конференции «Содружество». -Ярославль, 2001
Что рассказывает нам архитектура зданий, планировка помещений, рабочие места?
О чем говорит одежда сотрудников, ведь внешний вид это не только проявление индивидуальности, но и возможность выразить свое отношение к окружающим, своеобразное мысленное послание.
Как сотрудники обращаются друг к другу - по имени отчеству и только на Вы или демократично и есть ли свой особый сленг? Как встречают клиентов, случайно зашедших посетителей, как приветствуют по телефону и приветствуют ли? Что говорят о шефе, какие истории, байки передаются от «стареньких новеньким» и как они рассказываются - украдкой с сарказмом или открыто с добрым юмором? Любят ли «старожилов», авторитетами какого рода они являются - обращаются ли к ним за помощью, уважают ли их мнение или стараются избегать, боясь быть «допрошенными с пристрастием» или быть оцениваемыми свысока: «Ну, что вы тут, милочка, наработали?» Делятся ли в организации информацией, идеями, или боясь, что «обскачут, используют» держат все за «семью печатями»? Верят ли в развитие, конкурентноспособность компании или со скепсисом говорят новичку «все мы поначалу верили, старались, вот поработаешь с наше - поймешь, что к чему». Так, с ответами на вопросы, постепенно вырисовываются характеристики культуры: гибкость или стабильность, динамизм или порядок и контроль, единство или соперничество, интеграция и объединение или дифференциация и разделение. Далее образ культуры компании дополняем результатами диагностического исследования. Среди многообразия типов корпоративных культур выделяются несколько основных (по Киму Камерону и Роберту Куинну):
· иерархический тип - культура, ориентированная на системность, порядок;
· клановый тип - культура, фокусирующая внимание на качестве отношений;
· адхократический тип - культура, ориентированная на предпринимательство и творчество;