Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
Контент-анализ (англ. content analysis; от content
— содержание) — формализованный метод
изучения текстовой и графической информации,
заключающийся в переводе изучаемой информации
в количественные показатели и ее статистической
обработке. Характеризуется большой строгостью,
систематичностью.
Сущность метода контент-анализа состоит
в фиксации определенных единиц содержания,
которое изучается, а также в квантификации
полученных данных.
Объектом контент-анализа может быть содержание
различных печатных изданий, радио- и телепередач,
кинофильмов, рекламных сообщений, документов,
публичных выступлений, материалов анкет.
Контент-анализ начал использоваться
в социальных науках начиная с 30-х гг XX
в. в США. Впервые этот метод был применен
в журналистике и литературоведении. Основные
процедуры контент-анализа были разработаны
американскими социологами X. Лассуэллом
и Б. Берелсоном.
Г. Лассуэлл его использовал в конце 1930-х
годов для исследований в сфере политики
и пропаганды. Лассуэл модернизировал
контент-анализ, ввел новые категории
и процедуры, особое значение придавал
квантификации данных.
Развитие средств массовой коммуникации
вызвало увеличение контент-аналитических
исследований в этой области. Во время
второй мировой войны контент-анализ применялся
некоторыми государственными учреждениями
США и Англии для изучения эффективности
пропаганды в разных странах, а также в
разведывательных целях.
Накопленный опыт контент-аналитических
исследований был подытожен в книге Б.
Берелсона «Контент-анализ в коммуникационных
исследованиях» (начало 50-х гг). Автором
был определен сам метод контент-анализа,
а также разные его виды, критерии и единицы
для количественного исследования. Книга
Б. Берелсона до сих пор является фундаментальным
описанием, дающим понимание основных
положений контент-анализа.
После обобщений, сделанных Б. Берелсоном,
в США появилось много исследований, в
которых контент-анализ применяется в
различных научных направлениях. Наиболее
интересной методической новацией была
методика «связанности символов» Ч. Осгуда
(1959), которая позволяла выявить неслучайно
связанные элементы содержания.
Западноевропейские исследователи в использовании
метода контент-анализа опирались в основном
на американский опыт. Тем не менее, здесь
тоже появилось несколько оригинальных
методик качественно-количественного
анализа содержания (Ж. Клейзер, А. Моль).
Слово "контент" означает
содержимое (или содержание) документа.
Контент-анализом называют метод сбора
количественных данных об изучаемом явлении
или процессе, содержащихся в документах.
Под документом при этом понимается не
только официальный текст (типа инструкции
или правового закона), но все написанное
или произнесенное, все, что стало коммуникацией.
Контент-анализу подвергаются книги, газетные
или журнальные статьи, объявления, телевизионные
выступления, кино- и видеозаписи, фотографии,
лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения
искусства, а также, разумеется, и официальные
документы.
Контент-анализ - один из видов анализа
документов, достаточно строгий научный
метод, предполагающий систематическую
и надежную фиксацию определенных элементов
содержания некоторой совокупности
документов с последующей квантификацией
(количественной обработкой) полученных
данных. Применяется для изучения
массивов однородных документов, чаще
всего - текстов массовой коммуникации,
включая материалы прессы, радио,
телевидения, кино. Используется также
как метод анализа ответов
на открытые вопросы анкеты, интервью,
личных документов и прочего. С помощью
контент-анализа исследователь
Контент-анализ - метод исследования
материалов, опубликованных в СМИ, применяемый
для оценки качественного и
Этот метод используется социологами
уже более ста лет. С его
помощью изучалась религиозная
символика и популярные песни, устанавливались
отличия эротических кинокартин
от порнографических, устанавливалась
мера эффективности политических слоганов
(лозунгов, используемых в выборных
кампаниях), реклам и вражеской пропаганды,
определялись особенности суицидального
поведения, проявившиеся в предсмертных
записках самоубийц, стереотипы сознания
различных социальных групп, выявлялась
направленность демонстрации людей
определенной национальности на телеэкранах,
идеологическая подоплека передовиц
газет, отличия в трактовках одного
и того же события в разных СМИ,
исследовались многие другие темы.
В последние десятилетия данный
социологический метод
Первоначально (первая четверть XX в.)
контент-анализ понимался как своего
рода технический прием для
Контент-анализ рассчитан главным образом на исследование социологических и психологических аспектов массовой коммуникации, которые реализуются в тексте с разной частотой, поэтому для исследования необходимо привлекать текстовые массивы. Исследование отдельных текстов при помощи этого метода не имеет смысла, за исключением решения узких задач, например установления мотивированности конкретного коммуникатора или автора.
Контент-анализ не отменяет необходимости
обычного (т.е. содержательного) анализа
документов. Первый дополняет второй,
их сочетание углубляет понимание
смысла любого текста. Контент-анализ
позволяет обнаружить в документе
то, что ускользает от поверхностного
взгляда при его традиционном
изучении, но что имеет важный социальный
смысл. Принципиальное отличие этих
методов анализа заключено в
явно выраженной строгости, формализованности,
систематизированности контент-
Кроме того, контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов, тем, что он позволяет "вписать" содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. "Вписывание" документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что: а) существовало до него и получило в нем отражение, б) наличествует только в нем, в) будет после него, т.е. явится итогом его восприятия адресатом.
Формализованность, систематизированность
и строгость контент-анализа
После определения системы категорий анализа выбирается соответствующая им единица анализа текста. За единицу анализа может быть принято: а) слово, б) предложение, в) тема, г) идея, д) автор, е) персонаж, ж) социальная ситуация, з) часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа. Иногда, точнее, когда контент-анализ выступает единственным методом информации, оперируют не одной, а сразу несколькими единицами анализа.
Затем устанавливается единица счета, т.е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.
Проведение контент-анализа
1. классификатор контент-анализа,
2. протокол итогов анализа,
3. регистрационная карточка или кодировальная матрица,
4. инструкция исследователю,
5. каталог (список) проанализированных документов.
Классификатором контент-анализа
называется общая таблица, в которую
сведены все категории (и подкатегории)
анализа и единицы анализа. Ее
основное предназначение - предельно
четко зафиксировать то, в каких
единицах выражается каждая категория,
используемая в исследовании. Классификатор
можно уподобить
Протокол (бланк) контент-анализа содержит:
во-первых, сведения о документе (его
авторе, времени издания, объеме и
т.п.); во-вторых, итоги его анализа
(количество случаев употребления в
нем определенных единиц анализа
и следующие отсюда выводы относительно
категорий анализа). Протоколы заполняются,
как правило, в закодированном виде,
но не ради сохранения тайны итогов
контент-анализа, а исходя из желательности
на одном листе бумаги уместить всю
информацию о документе, чтобы удобнее
было сопоставлять друг с другом итоги
анализа разных документов. Если в
исследовании осуществляется контент-анализ
малого числа документов, то можно
обойтись без кодирования и заполнять
эти протоколы в открыто-