Личность – выражение социальной
сущности и содержания человека как субъекта
деятельности и общественных отношений.
Личность выступает как носитель общих
и специфических социальных свойств человека,
характеризующих его национальную и классовую
принадлежность, профессию и вид деятельности,
мировоззрение и ценностные ориентации,
интересы, цели, идеалы. В процессе своей
жизнедеятельности в обществе личность
играет различные социальные роли.
Существует
4 концепции понимания личности:
1. Ролевая концепция
Ролевая концепция
личности возникла в американской социальной
психологии в 30-х годах XX в. (Дж. Мид)
и получила широкое распространение в
различных социологических течениях,
прежде всего, в структурно-функциональном
анализе. Т. Парсонс и его последователи
рассматривают личность как функцию от
того множества социальных ролей, которые
присущи любому индивиду в том или ином
обществе.
Социальная роль – это модель
поведения, объективно заданная социальной
позицией личности в системе общественных
и межличностных отношений.
Социальная
роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно
«правилам игры» ждут от той или иной роли,
на ролевое
поведение – то, что человек реально
выполняет в рамках своей роли. Всякий
раз, беря на себя ту или иную роль, человек
более или менее чётко представляет связанные
с ней права и обязанности, приблизительно
знает схему и последовательность действий
и строит своё поведение в соответствии
с ожиданиями окружающих. Общество при
этом следит, чтобы всё делалось «как надо».
Для этого существует целая система социального
контроля – от общественного мнения
до правоохранительных органов – соответствующая
её система социальных санкций – от порицания,
осуждения до насильственного пресечения.
Границы ролевого
поведения достаточно жестки, поскольку
смешение разных функций или неадекватное
их исполнение может привести к нарушению
равновесия всей социальной системы. Но
эти границы не абсолютны: роль задаёт
общую направленность и цель действий,
а стиль их выполнения – фактор
вариантный. Например, роль директора
фирмы предполагает реализацию функций
руководства, управления, и её нельзя
смешивать с функцией подчинения
или заменять ею. Но руководство
может осуществляться различными методами:
авторитарными, демократическими, попустительскими,
и в этом плане роль директора
фирмы не накладывает Никах ограничений.
Один и
тот же человек выполняет множество
ролей, которые могут противоречить,
не согласовываться друг с другом,
что приводит к возникновению ролевого конфликта.
Примером тому может служить конфликт
профессиональной и семейной ролью женщины.
Помимо ролей,
несущих непосредственную общественную
нагрузку, имеющих смысл и значение
для социальной системы в целом,
существуют и личные отношения людей
друг с другом, в которых человек
также занимает определённое место
и в соответствии с ним выполняет
определённые функции. Этот слой отношений
описывается понятием межличностная роль. Как и социальные
роли, межличностные роли тоже могут быть
различными и даже совершенно противоположными
в разных малых группах: друг, враг, доверенное
лицо. Зачастую человек вынужден учитывать
в своём поведении эту разнообразную палитру
ожиданий, предъявляемых к нему, ориентироваться
не на одну, анна несколько групп сразу.
Социальные
роли различаются по степени из важности
для нормального функционирования
всего общественного организма.
Это связано с местом той или
иной группы в социальной структуре,
с их значимостью для поддержания
её стабильности. Интегративным показателем
положения социальной группы и отдельной
личности в системе общественных
отношений является социальный статус. В любом обществе
и в любой сфере общественной жизни существует
пирамида статусов, определяющая и закрепляющая
социальное неравенство.
Теория ролей
хорошо описывает адаптационную
сторону процесса социализации личности.
Но эту схему нельзя принять за
единственную и исчерпывающую, поскольку
она оставляет в тени активное,
творческое личностное начало.
Социализация личности
Социология
личности оперирует категориями, которые
нередко рассматриваются как
синонимы, — формирование, развитие,
воспитание, социализация. Их неодинаковое
использование затрудняет возможности
социологического анализа.
Когда употребляется
понятие “формирование личности”, то
имеется в виду единство объективных и
субъективных условий, определяющих процесс
становления и развития человека. Конечно,
только при учете влияния всей совокупности
общественных отношений в сочетании с
субъективной деятельностью классов,
общественных организаций и самого
человека можно говорить о многостороннем
воздействии на личность и соответственно
формировать ее развитие.
Понятие
“развитие личности” характеризует
последовательность и поступательность
изменений, происходящих в сознании
и поведении личности. Воспитание
связано с субъективной деятельностью,
с выработкой у человека определенного
представления об окружающем
его мире. Хотя воспитание и
учитывает влияние внешней среды,
однако оно воплощает те усилия,
которые осуществляют социальные
институты.
Социализация
представляет собой процесс становления
личности, постепенное усвоение
ею требований общества, приобретение
социально значимых характеристик
сознания и поведения, которые
регулируют ее взаимоотношения
с обществом. Социализация личности
начинается с первых лет жизни
и заканчивается к периоду
гражданской зрелости человека,
хотя, разумеется, полномочия, права
и обязанности, приобретенные
им, не говорят о том, что
процесс социализации полностью
завершен: по некоторым аспектам
он продолжается всю жизнь.
Именно в этом смысле мы
говорим о необходимости повышения
педагогической культуры родителей,
о выполнении человеком ответственных
поручений, о соблюдении правил
межличностного общения. Иначе
говоря, социализация означает процесс
постоянного познания, закрепления
и творческого освоения человеком
правил и норм поведения, диктуемых
ему обществом.
Для
успешной социализации, по Д. Смелзеру,
необходимо действие трех фактов:
ожидания, изменения поведения и
стремления соответствовать этим
ожиданиям. Процесс формирования,
по его мнению, происходит по
трем различным стадиям: 1) стадии
подражания и копирования детьми
поведения взрослых; 2) игровой стадии,
когда дети осознают поведение
как исполнение роли; 3) стадии
групповых игр, на которой дети
учатся понимать, что от них
ждет целая группа людей.
Французский психолог Ж. Пиаже,
сохраняя идею различных стадий
в развитии личности, делает акцент
на развитии познавательных структур
индивида и их последующей
перестройке в зависимости от
опыта и социального взаимодействия.
Эти стадии сменяют одна другую
в определенной последовательности:
сенсорно-моторная (от рождения до
2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия
конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных
операций (с 12 до 15). Многие психологи
и социологи подчеркивают, что процесс
социализации продолжается в течение
всей жизни человека, и утверждают, что
социализация взрослых отличается от
социализации детей несколькими моментами.
Социализация взрослых скорее изменяет
внешнее поведение, в то время как социализация
детей формирует ценностные ориентации.
Социализация взрослых рассчитана на
то, чтобы помочь человеку приобрести
определенные навыки, социализация в детстве
в большей мере имеет дело с мотивацией
поведения. Психолог Р.Гарольд предложил
теорию, в которой социализация взрослых
рассматривается не как продолжение детской
социализации, а как процесс, в котором
изживаются психологические приметы детства:
отказ от детских мифов.
Каковы
же механизмы социализации? Уже
З.Фрейд выделил психологические
механизмы социализации: имитацию,
идентификацию, чувство стыда
и вины. Имитацией называется осознанная
попытка ребенка копировать определенную
модель поведения. Образцами для подражания
могут выступать родители, родственники,
друзья и т.д. Идентификация — способ осознания
принадлежности к той или иной общности.
Через идентификацию дети принимают поведение
родителей, родственников, друзей, соседей,
и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения
как свои собственные.
Имитация
и идентификация являются позитивными
механизмами, поскольку они нацелены
на усвоение определенного типа
поведения. Стыд и вина представляют
собой негативные механизмы, так
как они подавляют или запрещают
некоторые образцы поведения.
З.Фрейд отмечает, что чувства
стыда, и вины тесно связаны
друг с другом и почти неразличимы.
Однако между ними имеются
определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением,
что вас разоблачили и опозорили. Это чувство
ориентировано на восприятие поступков
индивида другими людьми. Ощущение же вины связано
с внутренними переживаниями, с самооценкой
человеком своих поступков. Наказание
здесь совершается самим собой, контролирующей
формой выступает совесть.
Т.Парсонс
и С.Бейлз применяли понятия,
введенные З.Фрейдом к теории
социального действия и социальных
систем. Они определяют имитацию
как процесс, с помощью которого
усваиваются специфические элементы
культуры, особые знания, умения, обряды
и т.д. По их мнению, имитация
не предполагает никакого длительного
отношения с “моделью”. Идентификация
же для них означает внутреннее
освоение ценностей людьми и
представляет собой процесс социального
наущения. Степень идентификации
определяется характером привязанности
к “другому”. Поскольку наиболее сильны
привязанности в семье, постольку она
считается основной формой социализации.
В социологии обращено внимание на тот
факт, что ценность семьи как социального
института долгое время недостаточно
учитывалась. Более того, ответственность
за воспитание будущего индивида пытались
в определенной степени снять с семьи,
переложив на школу, трудовой коллектив,
общественные организации. Принижение
роли семьи принесло большие потери, в
основном нравственного порядка, но которые
впоследствии обернулись крупными издержками
в трудовой и общественно-социальной
жизни.
Эстафету
социализации личности принимает
школа. По мере взросления и
подготовки к выполнению гражданского
долга совокупность усваиваемых
молодым человеком знаний усложняется.
Однако не все они приобретают
характер последовательной системы
знаний. Так, в детстве ребенок,
подросток учится понятию о
Родине, в общих чертах начинает
формировать свое представление
об обществе, в котором он живет, о принципах
построения жизни. Но социологов и поныне
волнует вопрос: почему так различен процесс
социализации личности, почему школа выпускает
в жизнь индивидов, отличающихся не просто
своими взглядами и представлениями, но
и набором ценностей, которые иногда прямо
противостоят друг другу? Мощным инструментам
социализации личности выступают средства
массовой информации - печать, радио, телевидение.
Ими осуществляется интенсивная обработка
общественного мнения, его формирование.
При этом в одинаковой степени возможна
реализация как созидательных, так и разрушительных
задач.
И,
наконец, социализация личности
связана с трудовой, общественно-политической
и познавательной деятельностью
человека. Недостаточно просто обладать
знаниями. Необходимо обратить их
в убеждения, которые проявляются
в действиях личности. Именно
соединение знаний, убеждений и
практических действий и образует
характерные черты и качества,
свойственные тем или иным
типам личности.
В
современных условиях процесс
социализации предъявляет новые
требования к духовному облику,
убеждениям и действиям людей.
Это обусловлено, во-первых, тем,
что кардинальные задачи социально-экономического,
политического и духовного возрождения
могут быть посильны людям
высокообразованным, высококвалифицированным
и сознательно участвующим в
претворении их в жизнь. Только
человек, глубоко убежденный в
необходимости намеченных преобразований,
может быть активной, действенной
силой исторического процесса.
Во-вторых,
чрезвычайная сложность процесса
социализации личности требует
постоянного совершенствования
средств его осуществления. Они
нуждаются в обновлении, каждодневном
поиске, конкретизирующем и уточняющем
место и ответственность человека
при решении как общественных,
так и личных проблем.
В-третьих,
социализация личности является
неотъемлемой частью решения
всех общественных проблем. Жизнь
убедительно свидетельствует, что
это настолько взаимосвязанный
процесс, что он в многократной
степени может усиливать (или
замедлять) общественный процесс,
если не учитываются объективные
перемены, а также изменения в
сознании и поведении людей.
В-четвертых,
социализация личности предполагает
преодоление негативных явлений
в сознании и поведении людей.
До сих пор социология личности
не смогла ответить на такие
вопросы: почему часть людей,
имеющих одинаковое стартовое
начало, становятся хулиганами, пьяницами,
ворами? Почему часть превращается
в бюрократов, подхалимов, угодников,
карьеристов и т.д.? Почему формируются
антиобщественные типы поведения,
социально опасные для общества,
представленные преступниками, мафией,
рэкетирами?
И,
наконец, социализация личности
происходит в условиях взаимодействия
мировой и национальной культур.
И хотя общечеловеческие мотивы
признаны ведущими в структуре
общественного сознания и поведения,
влияние национальных особенностей
оказывается решающим фактором,
который во многом определяет
облик общественных и политических
движений. Феномен национального
в процессе социализации поставил
перед социологией вопрос о
поиске новых резервов его
сочетания с общечеловеческими
ценностями, привел к необходимости
более глубокого понимания социально-психологических
мотивов признания его особого
места в общественной жизни
каждого народа, каждой нации
и национальности и каждого
отдельного их представителя.