Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:07, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Файлы: 32 файла

1.docx

— 34.68 Кб (Открыть, Скачать)

10.docx

— 18.82 Кб (Открыть, Скачать)

11.docx

— 29.25 Кб (Открыть, Скачать)

12.docx

— 20.23 Кб (Открыть, Скачать)

13.docx

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

14.docx

— 15.50 Кб (Открыть, Скачать)

15.docx

— 17.30 Кб (Открыть, Скачать)

16.docx

— 23.39 Кб (Открыть, Скачать)

17.docx

— 30.84 Кб (Скачать)

Личность – выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений. Личность выступает как носитель общих и специфических социальных свойств человека, характеризующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы. В процессе своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные роли.

Существует 4 концепции понимания личности:

1. Ролевая концепция

Ролевая концепция  личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Дж. Мид) и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего, в структурно-функциональном анализе. Т.  Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений.

Социальная  роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.  Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее чётко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит своё поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы всё делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – соответствующая её система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения.

Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку  смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению  равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задаёт общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения – фактор вариантный. Например, роль директора  фирмы предполагает реализацию функций  руководства, управления, и её нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство  может осуществляться различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора  фирмы не накладывает Никах ограничений.

Один и  тот же человек выполняет множество  ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить конфликт профессиональной и семейной ролью женщины.

Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные отношения людей  друг с другом, в которых человек  также занимает определённое место  и в соответствии с ним выполняет  определённые функции. Этот слой отношений  описывается понятием  межличностная роль. Как и социальные роли, межличностные роли тоже могут быть различными и даже совершенно противоположными в разных малых группах: друг, враг, доверенное лицо. Зачастую человек вынужден учитывать в своём поведении эту разнообразную палитру ожиданий, предъявляемых к нему, ориентироваться не на одну,  анна несколько групп сразу.

Социальные  роли различаются по степени из важности для нормального функционирования всего общественного организма. Это связано с местом той или  иной группы в социальной структуре, с их значимостью для поддержания  её стабильности. Интегративным показателем  положения социальной группы и отдельной  личности в системе общественных отношений является социальный статус. В любом обществе и в любой сфере общественной жизни существует пирамида статусов, определяющая и закрепляющая социальное неравенство.

Теория ролей  хорошо описывает адаптационную  сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку  она оставляет в тени активное, творческое личностное начало.

Социализация личности

Социология  личности оперирует категориями, которые  нередко  рассматриваются как  синонимы, — формирование, развитие, воспитание, социализация. Их неодинаковое использование затрудняет возможности  социологического анализа.

  Когда употребляется понятие “формирование личности”, то имеется в виду единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления и развития человека. Конечно, только при учете влияния всей  совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов, общественных  организаций и самого человека можно говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно формировать ее развитие.

 Понятие  “развитие личности” характеризует  последовательность и поступательность  изменений, происходящих в сознании  и поведении личности. Воспитание  связано с субъективной деятельностью,  с выработкой у человека определенного   представления об окружающем  его мире. Хотя воспитание и  учитывает влияние внешней среды,  однако оно воплощает те усилия, которые осуществляют социальные  институты.

  Социализация  представляет собой процесс становления  личности, постепенное усвоение  ею требований общества, приобретение  социально значимых характеристик  сознания и поведения, которые  регулируют ее взаимоотношения  с обществом. Социализация личности  начинается с первых лет жизни  и заканчивается к периоду  гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права  и обязанности, приобретенные  им, не говорят о том, что  процесс социализации полностью  завершен: по некоторым аспектам  он продолжается всю жизнь.  Именно в этом смысле мы  говорим  о необходимости повышения  педагогической культуры родителей,  о выполнении человеком ответственных  поручений, о соблюдении правил  межличностного общения. Иначе  говоря, социализация означает процесс  постоянного познания, закрепления  и творческого освоения человеком  правил и норм поведения, диктуемых  ему обществом.

    Для  успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и  стремления соответствовать этим  ожиданиям. Процесс формирования, по его мнению, происходит по  трем различным стадиям: 1) стадии  подражания и копирования детьми  поведения взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение  как исполнение роли; 3) стадии  групповых игр, на которой дети  учатся понимать, что от них  ждет целая группа людей.

        Французский психолог Ж. Пиаже,  сохраняя идею различных стадий  в развитии личности, делает акцент  на развитии  познавательных структур  индивида и их последующей  перестройке в зависимости от  опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую  в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от  рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12  до 15). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация  детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых  рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов.

  Каковы  же механизмы социализации? Уже  З.Фрейд выделил психологические  механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда  и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д. Идентификация — способ осознания принадлежности  к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей, и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.

  Имитация  и идентификация являются позитивными  механизмами, поскольку они нацелены  на усвоение определенного типа  поведения. Стыд и вина представляют  собой негативные механизмы, так  как они подавляют или запрещают  некоторые образцы поведения.  З.Фрейд отмечает, что чувства  стыда, и вины тесно связаны  друг с другом и почти неразличимы.  Однако между ними имеются  определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.

  Т.Парсонс  и С.Бейлз применяли понятия,  введенные З.Фрейдом к теории  социального действия и социальных  систем. Они определяют имитацию  как процесс, с помощью которого  усваиваются специфические элементы  культуры, особые знания, умения, обряды  и т.д. По их мнению, имитация  не предполагает никакого длительного  отношения с “моделью”.  Идентификация  же для них означает внутреннее  освоение ценностей людьми и  представляет собой процесс социального  наущения. Степень идентификации  определяется характером привязанности к “другому”. Поскольку наиболее сильны привязанности в семье, постольку она считается основной формой социализации. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущего индивида пытались в определенной степени снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, но которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-социальной  жизни.

   Эстафету  социализации личности принимает  школа. По мере взросления и  подготовки к выполнению гражданского  долга  совокупность усваиваемых  молодым человеком знаний усложняется.  Однако не все они приобретают  характер последовательной системы  знаний. Так, в детстве ребенок,  подросток учится понятию о  Родине, в общих чертах начинает  формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь индивидов, отличающихся не просто своими взглядами и представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу? Мощным  инструментам   социализации  личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

   И,  наконец, социализация личности  связана с трудовой, общественно-политической  и познавательной деятельностью  человека. Недостаточно просто обладать  знаниями. Необходимо обратить их  в убеждения, которые проявляются  в действиях личности. Именно  соединение знаний, убеждений и  практических действий и образует  характерные черты и качества, свойственные тем или иным  типам личности.

   В  современных условиях процесс  социализации предъявляет новые  требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей.  Это обусловлено, во-первых, тем,  что кардинальные задачи социально-экономического, политического и духовного возрождения  могут быть посильны людям  высокообразованным, высококвалифицированным  и сознательно участвующим в  претворении их в жизнь. Только  человек, глубоко убежденный в  необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной  силой исторического процесса.

  Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса  социализации личности  требует  постоянного  совершенствования  средств его осуществления. Они  нуждаются в обновлении, каждодневном  поиске, конкретизирующем и уточняющем  место и ответственность человека  при решении как общественных, так и личных проблем.

    В-третьих,  социализация личности является  неотъемлемой частью решения  всех общественных проблем. Жизнь  убедительно свидетельствует, что  это настолько взаимосвязанный  процесс, что он в многократной  степени может усиливать (или  замедлять) общественный процесс,  если не учитываются объективные  перемены, а также изменения в  сознании и поведении людей.

 В-четвертых,  социализация личности предполагает  преодоление негативных явлений  в сознании и поведении людей.  До сих пор социология личности  не смогла ответить на такие  вопросы: почему часть людей,  имеющих одинаковое стартовое  начало, становятся хулиганами, пьяницами,  ворами? Почему часть превращается  в бюрократов, подхалимов, угодников,  карьеристов и т.д.? Почему формируются  антиобщественные типы поведения,  социально опасные для общества, представленные преступниками, мафией, рэкетирами?

    И,  наконец, социализация личности  происходит в условиях взаимодействия  мировой и национальной культур.  И хотя общечеловеческие мотивы  признаны ведущими в структуре  общественного сознания и поведения,  влияние национальных особенностей  оказывается решающим фактором, который во многом  определяет  облик общественных и политических  движений. Феномен национального  в процессе социализации поставил  перед социологией вопрос о  поиске новых резервов его  сочетания с общечеловеческими  ценностями, привел к необходимости  более глубокого понимания социально-психологических  мотивов признания его особого  места в общественной жизни  каждого народа, каждой нации  и национальности и каждого  отдельного их представителя.

18.docx

— 32.22 Кб (Открыть, Скачать)

19.docx

— 16.31 Кб (Открыть, Скачать)

2.docx

— 14.07 Кб (Открыть, Скачать)

20.docx

— 15.63 Кб (Открыть, Скачать)

21.docx

— 24.87 Кб (Открыть, Скачать)

22.docx

— 12.57 Кб (Открыть, Скачать)

23.docx

— 16.85 Кб (Открыть, Скачать)

24.docx

— 25.23 Кб (Открыть, Скачать)

25.docx

— 15.42 Кб (Открыть, Скачать)

26.docx

— 30.63 Кб (Открыть, Скачать)

27.docx

— 17.27 Кб (Открыть, Скачать)

28.docx

— 18.53 Кб (Открыть, Скачать)

29..docx

— 10.21 Кб (Открыть, Скачать)

29.pdf

— 614.58 Кб (Открыть, Скачать)

3.docx

— 17.53 Кб (Открыть, Скачать)

30.docx

— 18.24 Кб (Открыть, Скачать)

31.docx

— 18.64 Кб (Открыть, Скачать)

4.docx

— 19.83 Кб (Открыть, Скачать)

5.docx

— 49.65 Кб (Открыть, Скачать)

6.docx

— 17.48 Кб (Открыть, Скачать)

7.docx

— 16.86 Кб (Открыть, Скачать)

8.docx

— 0 байт (Скачать)

9.docx

— 11.40 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"