Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
2. Социологические воззрения Э. Дюркгейма
2.1. Теоретические и
В истории социологии Э. Дюркгейм (1858—1917) представляет новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии — «социальную сферу». Им разработаны методология и методы социологических исследований. Этому, в частности, посвящена его работа «Правила социологического метода» (1895 г.) в русском переводе «Метод социологии» (1899 г.). Что позволило подвести под социологическую науку базу эмпирических иссле-• дований и акцентировать внимание на ее прикладном характере. Об этом говорит его фундаментальный труд «Самоубийство. Социологический этюд» (1897 г.), русский перевод которого осуществлен в 1912 г.
Дюркгейм
был убежденным рационалистом, а
рационализм следует
Социальная
проблема для Дюркгейма не столько
экономическая, сколько моральная,
и в этом вопросе он очень далек
от марксистского понимания
Таким образом,
Дюркгейму было присуще широкое
толкование социализма и он считал,
что для его понимания нужно
исследовать все его
2.2. «Социологизм» Э. Дюркгейма
как методология научного
В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает понятие «социологизм», хотя, естественно, оно не охватывает и не исчерпывает всего многообразия идей Дюркгейма.
По Дюркгейму,
социальная реальность включена в общий
универсальный природный
Общество — реальность особого рода, которая не сводится к другим ее видам. И здесь следует подчеркнуть одну основополагающую идею, которая пронизывает все научное творчество Дюркгейма.
Речь в данном случае идет о безусловном признании автономии социальной реальности, и, прежде всего, по отношению к индивидуальной, биопсихической реальности, которая воплощена в отдельных индивидах. Различия индивида и общества выступают у него в форме дихотомических пар, в которых так или иначе воплощается (выражается) разнородность этих реальностей. Например, «индивидуальные факты», «индивидуальные представления — коллективные представления», «индивидуальное сознание — коллективное сознание» и др.
Во всякой теории общества, теории социологии явно или не явно присутствует теория человека, она (теория социологии) так или иначе базируется на философской антропологии. И в этом Плане человек для Дюркгейма – это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и противостоят друг другу две сущности: социальная и индивидуальная. Эти два начала человеческой природы также выступают у Дюркгейма в разнообразных дихотомиях, в частности:
а) факторы, общие для данного общества или группы, и характерные для одного или нескольких индивидов;
б) факторы, специфичные для общества, и выделяемые и постулируемые характеристики человеческой природы;
в) сознание и поведение ассоциированных индивидов, с одной стороны, и изолированных индивидов — с другой и т. д.
Из онтологического
аспекта дюркгеймовского «
Дюркгейм придерживался принципа, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами. Вместе с тем он выходил за рамки этого методологического принципа.
Предмет социологии, согласно Дюркгейму, — социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками:
Его социология делилась на три основные сферы: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию, которые отражали в определенной мере его взгляды на назначение тех или иных сфер социальной жизни.
Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение географической основы жизни народов в связи с социальной организацией, а также народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории.
Социальная физиология, которая исследует «жизненные проявления обществ» охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя:
1) социологию религии;
2) социологию морали;
3) юридическую социологию;
4) экономическую социологию;
5) лингвистическую социологию;
6) эстетическую социологию3.
Общая социология подобно общей биологии осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы. Эта структура отражает общий замысел строения социологической науки, высказанный Контом, то есть можно наблюдать преемственность подходов, которая сохранялась длительное время во французской социологии.
Заключая
этот раздел социологического учения
Дюркгейма, следует подчеркнуть
плодотворность ряда положений его
концепции «социологизма» на том
историческом периоде развития социологии.
Среди них можно назвать
2.3. Идея социальной солидарности
Центральной социологической идеей, которая практически проходит через все творчество Дюркгейма, является идея общественной солидарности. Ее решение связано, прежде всего, с ответом на вопрос: «Каковы те связи, которые объединяют людей друг с другом?» Данная проблема рассматривается Дюркгеймом в работе «О разделении общественного труда» (1893 г.).
В объяснении этой проблемы Дюркгейм отталкивается от типичной для социологии 19 века идеи двух типов общества: традиционное и современное. Отсюда он выделяет два типа социальной солидарности. Во-первых, механическую солидарность, которая была типична для традиционного, архаического общества и основывалась на неразвитости и сходстве составляющих общество людей. Индивид в таком обществе не принадлежит сам себе, а коллективное сознание почти целиком покрывает индивидуальные особенности, то есть отсутствует собственное «Я» — «Я это только МЫ». Как известно, социальное принуждение выражалось здесь в строгих репрессивных законах, карающих за малейшее отклонение от норм коллективного поведения4.
Во-вторых,
органическую солидарность, которая
порождается разделением
Рассматривая
солидарность как высший моральный
принцип, высшую универсальную ценность,
Дюркгейм признавал моральным и
разделение труда. Однако нельзя не заметить,
что общество, в котором доминирует
органическая солидарность, создает
условия для расцвета индивидуализма.
Вместе с тем, в обществе, где уважается
личность для поддержания мирного
сосуществования
Тем не менее, любое современное общество, в котором господствует органическая солидарность, чревато опасностью разъединения и аномалии. Дюркгейм видел наличие социальных проблем и конфликтов. Однако он считал их просто отклонением от нормы, вызванным недостаточной отрегулированностью отношений между главными классами общества. В этом плане Дюркгейм развивал идею создания профессиональных корпораций в качестве новых органов общественной солидарности. Они должны, по его замыслу, выполнять широкий круг общественных функций — от производственных до морально-культурных, вырабатывать и внедрять в жизнь новые формы, которые будут регулировать отношения между людьми, и способствовать развитию личности.
1 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М., 2005. – С. 203.
2 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М., 2005. – С. 303.
3 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М., 2005. – С. 210.
4 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М., 2005. – С. 214.