Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:56, шпаргалка

Краткое описание

21. Понятие и виды социальной мобильности. Каналы социальной мобильности.
В живом, динамичном обществе всегда есть внутреннее движение, поскольку отдельные люди и образуемые ими общности, как правило, стремятся занять более высокое социальное положение. Это внутреннее движение, изменяющее индивидуальные или статусные позиции, называется социальной мобильностью.

Файлы: 1 файл

ответы 21-48.docx

— 274.57 Кб (Скачать)

21. Понятие и виды социальной  мобильности. Каналы социальной  мобильности.

В живом, динамичном обществе всегда есть внутреннее движение, поскольку  отдельные люди и образуемые ими  общности, как правило, стремятся  занять более высокое социальное положение. Это внутреннее движение, изменяющее индивидуальные или статусные  позиции, называется социальной мобильностью.

Любой из членов общества, занимая  определенную статусную позицию, должен проявлять определенную активность, вести какую-то деятельность, определяемую соответствующей социальной ролью. Иначе он просто не сумеет сохранить  за собою данного статуса, ибо  бездействие или неправильная (с  точки зрения окружающих людей, связанных  с этим статусом) деятельность приведут к его потере. И наоборот, рациональные энергичные и целенаправленные действия могут привести к новым достижениям, а эти новые достижения тем  или иным образом — повысить его  статус. Так или иначе, человек  не остается в одном уровне статуса  в течение всей своей жизни; рано или поздно ему предстоит изменить его, перейдя на новую статусную  позицию. Такого рода процессы, происходящие в любом обществе непрерывно и  охватывающие практически всех его  членов, описываются в социологии понятием социальной мобильности.

Итак, социальной мобильностью в самом  общем смысле называется изменение статуса социального субъекта (индивида или группы). Этимология этого слова относится к движению индивидов между различными слоями социальной иерархии. Сам термин "социальная мобильность" ввел в научный оборот П. Сорокин в середине 20-х годов в своей работе "Социальная и культурная мобильность".

Необходимо провести разграничение  между социальной и географической мобильностью. Последнее относится просто к перемещениям людей в географическом пространстве (совокупность таких перемещений именуется миграцией) и не имеет какого-то особого отношения к социальной мобильности, которая описывает передвижения субъектов в социальном пространстве.

Говоря о типологии, классификации  различных видов социальной мобильности, следует, прежде всего, выделить такие  ее разновидности, как интергенерационная и интрагенерационная. Интергенерационная (между поколениями) мобильность сравнивает нынешние положения индивидов с положениями их родителей, то есть обозначает изменение социального статуса сына по сравнению с социальной позицией его отца. Интрагенерационная (в рамках одного поколения) мобильность сравнивает положения, достигнутые одним и тем же индивидом в различные моменты на протяжении его или ее жизни (как правило, имеется в виду трудовая биография, а значит — служебная карьера). Поэтому некоторые исследователи предпочитают называть ее "профессиональной мобильностью или мобильностью рабочей силы, потому что обычно она связана с родом занятий, а не с общественным положением, которое ею определяется".

Другое различие проводится в связи  с направленностью мобильности. Здесь, прежде всего, выделяют вертикальную и горизонтальную мобильность.

Социальная мобильность  может быть индивидуальной и групповой.

 Индивидуальная социальная мобильность связана с переходом отдельных людей из одной общности в другую.

По отношению к индивидуальной мобильности Питирим Сорокин  выделил вертикальную и горизонтальную социальные мобильности.

Вертикальная  социальная мобильность – это изменение социального положения индивида, которое сопровождается повышением или понижением его статуса.

Вертикальная мобильность, в свою очередь, подразделяется на восходящую и нисходящую.

Переход человека к более  высокому классовому положению называют восходящей социальной мобильностью. (Молодая женщина начинает работать низкооплачиваемой секретаршей, а затем достигает должности директора фирмы). Переход к более низкому социальному статусу – нисходящей социальной мобильностью. (Банкротство директора крупной фирмы, который после этого вынужден стать страховым агентом).

Горизонтальная  социальная мобильность – это изменение социального положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению его статуса. (Смена профессии на равную по престижу).

Проводят различие между индивидуальной и групповой мобильностью. Индивид может совершать свое восхождение на пирамиду социальных статусов, благодаря собственным усилиям и личным достижениям. Однако истории известно немало случаев, когда целые социальные группы вследствие каких-то событий резко изменяли свой статус. В результате изменяется и статус практически всех принадлежащих к этой группе индивидов. Сорокин приводит в качестве примера Русскую революцию. В результате ее целый привилегированный класс дворянства совершил коллективное социальное нисхождение: в двадцатые-тридцатые годы гордиться дворянским титулом и выставлять его на всеобщее обозрение в Советской России было не просто непрестижно, но и прямо-таки опасно для благополучия и самой жизни. Напротив, рабоче-крестьянское происхождение стало здесь признаком благонадежности и многим открывало дорогу к повышению социального статуса.

Питирим Сорокин вводит важное понятие  — каналы социальной мобильности. Таким понятием обозначаются те социальные институты, попадая в сферу действия которых индивиды и целые группы совершают гарантированное (до определенной степени) восхождение по социальной лестнице. Это похоже на своеобразный лифт: на верхние этажи здания можно подняться по обычной лестнице (что довольно утомительно и — особенно в очень высоких зданиях — под силу не всякому), а можно воспользоваться для этой цели лифтом, который обычно перевозит пассажиров целыми группами. Правда, доступ в такой лифт ограничен своеобразными "фильтрами" (или "механизмами социального тестирования"), которые пропускают в их двери не всякого, а производя своеобразный отбор на пригодность. Сорокин рассматривает ряд таких социальных институтов, выполняющих функции каналов мобильности.

 

Каналами индивидуальной социальной мобильности являются:

 Армия. Профессиональный военный (в частности, офицер) в нашем обществе, начав свою карьеру лейтенантом, через два года выслуги получает звание старшего лейтенанта, еще через три года — капитана, еще через четыре майора и так далее.

 Церковь. Особенно важный канал в сословных обществах, где человек из низкого сословия, даже обладая выдающимися способностями, имел очень мало шансов на то, чтобы получить, скажем, дворянский титул. Церковь же рекрутировала в ряды своих иерархов наиболее способную молодежь низших сословий, предоставляя ей возможность удовлетворить свои честолюбивые амбиции.

Школа (образование), здесь яснее и отчетливее, чем где-либо, понятны фильтры и механизмы их действия — системы оценивания текущей успеваемости, а также разнообразные экзаменационные и тестовые испытания; не прошедшие эти фильтры либо не допускаются до следующих ступеней канала, либо вообще покидают его.

 Политические организации, Сорокин объединяет в этом институте "правительственные группы, политические организации и политические партии". Важность этого канала переоценить трудно, к тому же, как нам кажется, она в достаточной степени очевидна. "Карьера многих выдающихся государственных деятелей начиналась или с поста личного секретаря влиятельного политика, или вообще с чиновников низшего ранга".

Экономические организации Сорокин называет их "организациями по созданию материальных ценностей". Карьера в рамках экономической организации открывает дорогу многим целеустремленным людям, например, в их продвижении по политической лестнице. По статистике Сорокина, из 662 миллионеров XIX-XX веков, чьи данные он подвергал изучению, 71,4 процента — это фабриканты, банкиры, биржевики, торговцы, транспортники, то есть люди, в большинстве своем не унаследовавшие свои огромные состояния, не получившие его в готовом виде, а добившиеся его благодаря своим знаниям, огромной энергии, умению налаживать отношения с другими людьми.

 

 Семья. Семья здесь подразумевается, скорее, расширенная, включающая весь комплекс расширенных родственных связей, в том числе и по боковым линиям. Разумеется, наиболее важную роль здесь играют прямые родственные связи — родители-дети, братья-сестры. Вероятно, со времени возникновения института моногамной семьи родители всегда старались обеспечить своим детям социальные позиции не ниже своих собственных. В традиционных обществах к тому же очень сильно воздействие клановых связей, которые также формируются на основе родственных отношений.

Брак. Это тот же механизм повышения своего социального статуса с помощью брачного союза, о котором говорили Бергеры. Другими словами, индивид может значительно улучшить свои социальные позиции, удачно женившись или выйдя замуж. Правда, как отмечают Бергеры, "этот механизм в нашем обществе легче доступен для женщин, чем для мужчин, но он ни в коем случае не ограничивается одними только женщинами".

 

22. Маргинальность как  социальный феномен.

Маргинальность (от лат.-край, граница): понятие, обозначающее пограничное, промежуточное духовное состояние личности между различными нормативно-ценностными системами и представляющими их социальными общностями. Введено американским социологом Р. Парком в 1920 г.

В буквальном смысле слова  — периферийность, «пограничность» какого-либо (политического, нравственного, духовного, мыслительного, религиозного и проч.) явления социальной жизнедеятельности человека по отношению к доминирующей тенденции своего времени или общепринятой философской или этической традиции. Одними из первых последовательных маргиналов культурной жизни Европы считаются киники, которые, начиная с Антисфена, сознательно противопоставляли себя философской и этической традициям своей эпохи с ее мыслительными и поведенческими стереотипами.

 Существует несколько  видов М.:

1) социальная М., возникающая в результате перемещений индивидов в социальном пространстве и связанная с изменением общественного статуса, с необходимостью освоения норм нового жизненного уклада;

2) возрастная М., свойственная молодым людям, находящимся в состоянии незавершенной социализации; ее особенностью является движение во времени и замедленная адаптация к социальным ролям, не поспевающая за физическим развитием;

3) культурная М., субъектами которой являются «случайные» индивиды, чьи культурные корни оказались оборваны в результате определенных социальных процессов. Они пребывают в состоянии насильственного отчуждения от традиционных для их предков этнических, национальных, религиозно-нравственных ценностей. Драматизм их положения в том, что они не в состоянии усвоить, ассимилировать ценности и дух окружающей их культуры, которая продолжает оставаться для них «чужой»;

4) моральная М. – зто положение личности между двумя разными социоморальными системами, когда она в силу объективных или субъективных причин оторвалась от одной системы моральных ценностей, но не вошла во взаимопроникающий контакт с другой и пребывает в аксиологическом пространстве имморальной пустоты, где ей не на что опереться, кроме как на себя и свою «волю к жизни». Чаще всего моральная М. является следствием социальной и культурной М.

 Главным негативным  следствием всех форм М. является  неспособность индивидов найти  отвечающие культурным критериям  способы разрешения внутренних, мотивационных конфликтов и как  результат – нарастание отчужденности,  агрессивности и готовности к  различным отклонениям.

Современная российская действительность вносит свои коррективы в смысл и  содержание понятия "маргинальность". Главной особенностью является кризисное, пограничное состояние общества, находящегося на историческом разломе, границе двух общественных систем. Проблему изучения именно такого состояния общества еще в 1989 году поставил Ю. Левада: "Период, переживаемый сегодня советским обществом, характеризуется глубоким разломом социальных структур, который приводит к обнажению скрытых пружин и механизмов жизни общественного организма...

Как отметил Н.И. Лапин, Россия переживает универсальный социокультурный кризис. "Разрушение Союза породило множество трещин в общественном теле самой России — вертикальных (производственно-отраслевых, социально-профессиональных) и горизонтальных.

Динамичные, необычайно спрессованные  во времени и пространстве изменения  российского общества побуждают  исследователей современного социума  заглянуть в арсенал терминов и понятий для его изучения. Такова судьба и термина "маргинальность" — одного из "модных словечек" нашей переходной эпохи.

Особенности современного процесса маргинализации в странах Западной Европы связывались прежде всего с глубокой структурной перестройкой системы производства в постиндустриальных обществах, определяемой как последствия научно-технической революции.

Основная причина развития маргинальных процессов в Западной Европе — кризис  занятости.

Феномен маргинальности наиболее ярко проявляет себя в обществах, находящихся в процессе структурной или системной трансформации. Маргинальность всегда лежит в основании дезорганизационных и реорганизационных моментов в жизни общества на всем протяжении его исторического развития. 
Глобализация и связанная с ней повышенная коммуникабельность провоцирует усиление этнических, культурных и религиозных взаимопроникновений различных по своему уровню и содержанию общественных систем.

Маргинальность не является побочным, вторичным продуктом жизнедеятельности  человека и общества, как это принято  считать в общественных науках. Она  также не только производность трансформационных  явлений, происходящих в мире сознания и в сфере общественных отношений. Маргинальность есть феномен вечный и тотальный, присущий человеческому  миру во все времена его существования, а не исключительно в периоды  социальных кризисов и катастроф.

23. Понятие социального  института. Функции социального  института.

  Понятие "социальный институт" относится к базовым категориям социологической науки. Социальные институты принято рассматривать в качестве одного из важнейших структурообразующих элементов социальной системы. Именно осознание феномена институционализации социальной жизни, выделение в ней ряда крупных общественных установлений во многом определило само существование и развитие социологии. Не случайно многие ученые рассматривают социологию в качестве науки институтов.

К институтам относят относительно стабильные и интегрированные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, учреждений, которые управляют разнообразными сферами социальной жизни.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"