Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:56, шпаргалка

Краткое описание

21. Понятие и виды социальной мобильности. Каналы социальной мобильности.
В живом, динамичном обществе всегда есть внутреннее движение, поскольку отдельные люди и образуемые ими общности, как правило, стремятся занять более высокое социальное положение. Это внутреннее движение, изменяющее индивидуальные или статусные позиции, называется социальной мобильностью.

Файлы: 1 файл

ответы 21-48.docx

— 274.57 Кб (Скачать)
  1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
  2. формирование общих целей;
  3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
  4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;
  5. институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие, практическое применение;
  6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
  7. создание системы статусов и ролей, охватыващих всех без исключения членов института.

Итак, финалом (или результатом) процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.

Процесс институционализации (его содержание), таким образом, включает в себя ряд моментов.

  • Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, даёт возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать своё существование и т. д. Возникновение определённых общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.
  • Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных индивидов, социальных групп и общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надындивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определённой изменчивостью их функций.

Прежде  всего, речь идёт о системе ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определённые стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

Само  по себе наличие этих социокультурных элементов ещё не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.

  • Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность организаций, учреждений, лиц, снабженных определёнными материальными средствами и выполняющими определённую социальную функцию. Так, институт высшего образования приводится в действие социальным корпусом преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определёнными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

Таким образом, социальные институты — это социальные механизмы, устойчивые ценностно-нормативные  комплексы, регулирующие разные сферы  социальной жизни (брак, семья, собственность, религия), которые мало восприимчивы к изменениям личностных характеристик  людей. Но они приводятся в действие людьми, осуществляющими свою деятельность, «играющими» по их правилам. Так, понятие  «институт моногамной семьи» подразумевает  не отдельную семью, а комплекс норм, реализующийся в бесчисленном множестве  семей определенного вида.

В развитии социологической мысли  и институционализации социологии как науки в России условно можно выделить пять основных этапов.

Первый этап — 1860-1890 гг. Развитие социологии в России, так же как и на Западе, происходило в тесной связи с позитивизмом. Идеи О.Конта были известны уже в 40-50-е годы, но только в 60-е годы началась широкая популяризация позитивизма в России. Необходимо отметить, что российские социологи, придерживаясь позитивизма, не заимствовали примитивно чужие идеи. Они критически относились к идеям О.Конта и его сторонников.

Второй этап — 1890 г. — начало XX в. Шло дальше развитие марксистской социологии (исторического материализма). Марксизм стал рассматриваться как возможный вариант, возникающий при объяснении и поиске путей эволюции России.

Третий этап — первая четверть XX в. В это время происходит четкое самоопределение социологии как общей теории. Ведущей школой становится неопозитивизм — А.С.Звоницкая (1897-1942), К.М.Тахтарев (1871-1925), П.А.Сорокин (1889-1968). Процессы, происходящие на третьем этапе, в конечном итоге привели к размежеванию между буржуазными (немарксистскими) и марксистскими социологами.

Четвертый этап — 20-е — 30-е годы XX в. В 20-е годы началось бурное развитие марксистской социологии. В 1920 г. по инициативе П.А.Сорокина в Петроградском университете была создана первая в стране социологическая кафедра при факультете обществознания, руководителем и ведущим лектором которого он был со дня ее основания.

Пятый этап —  конец, 50-х — 90-е годы XX в. Только в конце 50-х — начале 60-х годов, во время хрущевской “оттепели”, снова положительно заговорили о социологии, так как возникла необходимость в более эффективном управлении социальными процессами во всех сферах общественной жизни. На положение социологии в нашей стране кардинально повлияла начавшаяся после XX съезда КПСС десталинизация общества. С этого времени начинается новый период в развитии социологии, так называемое “второе рождение” социологии как науки в нашей стране.

27. Основные социальные институты:  семья, религия, образование.

К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право.  
Семья как социальный институт 
Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками. В свою очередь, институт семьи включает множество более частных институтов, таких, как институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт социальной защиты детства и др. Важнейшей частью семьи как социального института является регулирующее ее законодательство. Существует семейное право, где закон определяет, что такое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей. Закон определяет минимальный возраст заключения брака, правила раздела имущества после развода и т.д. 
  Семья выполняет важнейшие социальные функции: играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации.

Основная, первая функция - репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане. Наряду с основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций: 
 
а) воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; 
 
б) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; 
 
в) экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; 
 
г) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений; 
 
д) духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; 
 
е) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; 
 
ж) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; 
 
з) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Религия как социальный институт 
  Одним из социальных институтов является религия, которая в своих первобытных формах (фетишизм, анимизм, тотемизм) появилась около 30-40 тысяч лет назад. Институты религии способствуют решению разного рода духовных проблем. Основные функции религии как социального института выделяют следующие: обсуждение загробной жизни и понятий страдания и потерь; стремление соединиться с Создателем; почтение священного писания, строгое соблюдение его заветов, поклонение Богу. 
  Основателями социологии религии стали М. Вебер и Э. Дюркгейм. С точки зрения М. Вебера, для социолога религия является лишь одним из многих типов мотивации социального поведения людей, способов придания им смысла. Следовательно, социология не должна выходить за пределы мотивирующего воздействия религиозных идей и представлений при объяснении того, как и почему они оказывают влияние на общественную жизнь. По мнению Вебера, религия представляет собой социокультурный институт, обладающий чертами, которые делают его промежуточным явлением между культурой и социальным институтом. Он задает сферу смыслов и ценностей, поскольку на основе религиозных установок человек осмысляет события своей жизни, находит их осмысленными или бессмысленными. Религиозное истолкование мира оказывается средством регуляции поведения, поскольку создает систему ценностей и норм, в соответствии с которыми индивид должен оценивать свои собственные действия и действия других людей. Однако в то же время он является частью общества. 
  Э. Дюркгейм рассматривает религию как созданный человеком социальный институт. Функция данного института состоит в том, чтобы культивировать социальное чувство, обеспечивать влияние коллектива на индивида. Таким образом, для Дюркгейма религиозными являются все коллективные представления и верования, если они носят обязательный для всех членов общества характер, и тем самым связывают индивида и общество, подчиняют его последнему. Главным признаком религии, по Дюркгейму, является различение двух различных сфер – мирской и священной.

Образование как социальный институт 
Образование – сложное и многогранное общественное явление, сфера передачи, усвоения и переработки знаний и социального опыта.  
 
  Специальная социологическая наука, предметом которой выступает система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, определяет основные направления социологии образования: место образования как социального института в системе общественного воспроизводства; взаимоотношения процесса образования с другими процессами общественной жизни (экономическими, демографическими, политическими); взаимосвязь системы образования с социальной структурой общества; социальные функции образования и динамика их изменения; социальное положение и общественная роль учителей и преподавателей; динамика взаимоотношений между обучаемыми и обучающими. 
  Исходные, отправные позиции в социологии образования заложены еще в 18-19 в.в., в теориях французских и английских просветителей и социалистов-утопистов, особенно в учениях Р. Оуэна и Ш. Фурье, обосновавших связь обучения с производственным трудом и необходимость общественного воспитания подрастающих поколений. 
  Уровень образования – мерило цивилизации и культуры любого общества, важный показатель его прогрессивного развития.  
  Образование как социальный институт выполняет очень важные социальные функции. Во-первых, образование существенно влияет на распределение индивидов по социальным слоям, стратам в соответствии с уровнем и качеством полученного образования. Во-вторых, образование удовлетворяет запросы индивидов, возрастающие и изменяющиеся в условиях рыночных отношений. Сервисная, прагматическая функции образования способствуют адаптации индивидов, их социальной защите. В-третьих, образование влияет на жизненные стратегии индивидов, т.е. формирует определенные системы ценностей. 
  Образование, следовательно, призвано обеспечить определенную интеграцию общества, единство смыслов. 
  Роль образования в современном обществе последовательно возрастает. Достаточно сказать, что в продуктах труда высокотехнологичного производства 95% их стоимости составляет стоимость интеллекта.

28. Основные  трактовки этничности.

  Понятие этничности является базовым при исследовании таких вопросов, как предпосылки, причины, пути предупреждения межэтнических конфликтов, формирование этнической толерантности, права представителей этнических меньшинств и т. д. В то же время общепринятой теории этничности не существует. Три основные трактовки этничности (примордиализм, инструментализм и конструктивизм) довольно жестко противостоят друг другу. 
  1. Примордиалистское направление возникло в 1950-1960 гг. Термин «примордиалистские связи» был введен в научный оборот американским социологом Э.Шилз для характеристики внутрисемейных отношений. Применительно к этнической проблематике примордиалистский подход первым начал разрабатывать американский антрополог К.Гирц. Он сформулировал суть этого подхода следующим образом: «В каждом обществе во все времена некоторые привязанности проистекают больше из чувства естественной, некоторые сказали бы - духовной близости, чем из социального взаимодействия». Сторонники примордиализма считают, что «осознание групповой принадлежности  заключено в генетическом коде и является продуктом ранней человеческой эволюции, когда способность распознавать членов родственной группы была необходима для выживания». Сторонники примордиализма рассматривают этничность в качестве изначальной характеристики, присущей индивиду как члену реально существующей этнической группы. Основу ее составляет кровное родство, общее происхождение и исконная территория. 
2. Социобиологическое направление.

  Сторонники  социобиологического направления  (П.Ван ден Берге) предложили понимать этничность как элементарный инстинктивный импульс, следствие генетической предрасположенности человека к родственному отбору, тем самым определяя этнос как «расширенную родственную группу». Т.е. возникновение этничности объясняется как явление, детерминированное генетическими и географическими факторами, интерпретируя его как формирование «расширенной родственной группы».

  В  социобиологии Пьера Ван ден Берге этничность понимается как следствие генетической предрасположенности человека к родственному отбору, предпочтению родства индивидуализму. 
  Итак, этничность в социобиологии Пьера Ван ден Берге понимается как всеохватывающая форма естественного отбора и родственных связей, которые сохраняют свое значение и в развитых обществах.           Таким образом, по Ван ден Берге эволюционное происхождение этничности - это расширенная родственная группа. С истечением времени родственные связи размывались, но потребность в коллективной поддержке, более широкой, чем родственная группа осталась и сегодня в современных постиндустриальных обществах.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"