Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:56, шпаргалка

Краткое описание

21. Понятие и виды социальной мобильности. Каналы социальной мобильности.
В живом, динамичном обществе всегда есть внутреннее движение, поскольку отдельные люди и образуемые ими общности, как правило, стремятся занять более высокое социальное положение. Это внутреннее движение, изменяющее индивидуальные или статусные позиции, называется социальной мобильностью.

Файлы: 1 файл

ответы 21-48.docx

— 274.57 Кб (Скачать)

Виды социального капитала могут формироваться на нескольких уровнях:

Все уровни социального капитала находятся в тесном взаимодействии, дополняя друг друга. Значимые позитивные эффекты возможны только при условии  достаточной развитости всех трех уровней.

Наряду с этим, социальный капитал определяется через свои функции. Существуя в форме социальных структур, он облегчает субъектам, находящимся  внутри этих структур те или иные действия. Субъектами такими могут быть как  индивиды, так и группы, например, корпорации.

Социальный капитал, подобно  капиталу физическому, может представляться как запас, но его отличие в  том, что он не теряет в величине по мере использования, напротив, не будучи используемым, он утрачивает свою ценность. При этом, как и физический капитал, он требует вложений в себя в форме  социального взаимодействия и действий, поддерживающих доверие. Социальный капитал  стимулирует экономическое развитие, содействуя связям между предпринимателями, работниками, и облегчая доступ к  информации, принятие коллективных решений  и эффективные коллективные действия.

Роль социального  доверия в развитии общества:

Высокий уровень всеобщего  взаимного доверия, сотрудничество, общение, взаимопонимание – всё  это составляет социальный капитал  сообщества, и чем лучше он развит, тем больших успехов это сообщество способно достичь. Условия для развития социального капитала могут специально создаваться и поддерживаться. Известен ряд факторов, которые деструктивны для развития социального капитала в организации. К ним относятся:

Принятая в организации  практика отсутствия сугубо личных рабочих  мест, когда каждый может занять любое свободное. Такая практика мешает людям ощутить свою личную связь со своей организацией и  выразить ее.

Резкие и радикальные  изменения процессов в организации, которые проводятся любой ценой, в ущерб сложившимся в коллективе нормам, ценностям и отношениям.

Чрезмерная концентрация внимания на лидере организации, переоценка его роли и значимости.

Лицемерие: двойные и непрозрачные стандарты корпоративной политики, несоответствие реальных действий руководства  заявленным ценностям компании.

Однако для преумножения социального капитала недостаточно просто избегать факторов, его разрушающих. В изложенном выше можно легко заметить, что на всех уровнях существования и развития социального капитала упоминается доверие. Доверие – это то, на чем основывается социальный капитал, его необходимое условие.

Доверие – это сложная  этическая категория, определяемая как «отношение к действиям другого  лица и к нему самому, которое  основывается на убежденности в его  правоте, верности, добросовестности, честности, искренности» (Словарь по этике).

Социальный капитал – это форма существования доверия. Без доверия в сообществе станут невозможными многочисленные формы взаимодействия и обмена знаниями. Экономические структуры испытывают жизненно важную потребность в том, чтобы вызывать к себе доверие, иначе никто не станет иметь с ними дело, вкладывать в них деньги. Такая же ситуация и со структурами политическими, государственными, которые нуждаются в доверии, чтобы обеспечить стабильность своего существования.

Доверие может быть более  или менее рациональным: основываться на чистой вере или, напротив, на знаниях  и опыте.

Существуют страны с различным  уровнем доверия. Страны с высокой  степенью общественного доверия  более стабильны в политическом смысле и более процветающи в экономическом, с низкой – испытывают риск социальных и политических катаклизмов, гражданских войн, вспышек насилия. Понятно, что уровень развития доверия и, как следствие, социального капитала, не находится в вакууме, он определен историей государства, существующим в нем политическим режимом, социальными гарантиями и так далее. Это значит, что социальный капитал может быть целенаправленно аккумулирован в обществе, если для его развития прилагаются усилия и создаются благоприятные условия.

Следует специально отметить, что доверие – это в том  числе и экономическая категория, отражающая влияние на экономику  существующего в обществе уровня доверия граждан друг к другу  и к власти, а также доверие  между государством, производителями, потребителями. Если такого доверия  мало или нет совсем, это неблагоприятно, в том числе, и для экономического развития страны.

Таким образом, инвестиции в  развитие социального капитала –  это необходимость как для  экономики в целом, так и для  конкретных организаций. Как же это  осуществляется на практике?

Существуют такие практические формы инвестиций в развитие социального  капитала, как:

1. Установление связей.

К коммуникативным потребностям организации, преумножающим ее социальный капитал, относятся потребность  в информации, потребность в получении  обратной связи, и, конечно, во взаимопонимании  и сотрудничестве как внутри самой  организации, так и с другими  общественными структурами и  аудиториями. Коммуникативный менеджмент – та прикладная дисциплина в управлении, которая призвана эти потребности  удовлетворять, работая на развитие всех видов капитала экономической  системы.

2. Укрепление доверия.

Доверие начинается с демонстрации такого стабильного поведения, которое  не вызывало бы недоверия, то есть с  прозрачной и справедливой политики организации по отношению к сотрудникам. Важно также, чтобы руководство  само демонстрировало доверие к  сотрудникам. Достаточно часто дисциплины в организации пытаются достигнуть путем тотального контроля над сотрудниками введения системы наказаний. Естественно, укреплению доверия такие методы не способствуют, и вообще не могут  быть эффективными, как и любое  негативное подкрепление, используемое без сочетания с подкреплениями позитивными.

3. Развитие сотрудничества.

В высокоразвитых организациях, как  правило, существуют четкие и стойкие  нормы относительно сотрудничества. В формировании готовности к сотрудничеству важнейшую роль играет система целей  организации. Если эта система предстает четкой, осмысленной, реалистичной, и притом известна всем сотрудникам, они, как правило, чувствуют созвучность этих целей своим личным и присваивают корпоративную систему целей и ценностей. Высокой культуре сотрудничества также способствует наличие в организации ряда определенных правил относительно порядка заполнения вакансий, посещения профессиональных и обучающих мероприятий, и так далее. В настоящее время работодатели склонны крайне негативно оценивать у потенциальных кандидатов отсутствие желания сотрудничать. Даже очень компетентный специалист может быть отвергнут, если он категорически против командной работы.

40 Социальная  норма и отклоняющееся поведение

Социализация человека –  это процесс обучения культурным нормам и освоение социальных ролей. Он протекает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они  не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения, и, следовательно, выступают агентами социального контроля.

Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он называется групповой контроль (давление), а  если целым коллективом (семьей, группой  друзей, учреждением или институтом), то приобретает общественный характер и называется социальным контролем. Он выступает средством социальной регуляции поведения людей.

Социальное поведение  включает два главных элемента –  нормы и санкции.

Социальные нормы –  предписания, требования, пожелания  и ожидания соответствующего (общественно  одобряемого) поведения.

Нормы, которые возникают  и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах), называются “групповыми нормами”.

Нормы, которые возникают  и существуют в больших группах  или в обществе в целом, называются “социальными (общими) нормами”.

Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой  социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи, есть общенациональные традиции и нравы.

Все социальные нормы можно  классифицировать в зависимости  оттого, насколько строго наказание  за их неисполнение (санкции):

За нарушение одних  норм следует мягкая санкция –  неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд;

За нарушение других норм жесткие санкции – тюремное заключение, даже смертная казнь.

Определенная степень  неподчинения нормам существует в любом  обществе и в любой группе. Нарушение  дворцового этикета, ритуала дипломатической  беседы или бракосочетания вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное  положение. Но оно не влечет за собой  жесткое наказание.

В других ситуациях санкции  более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря библиотечной книги –  пятикратным штрафом. В некоторых  обществах малейшие отступления  от традиции, не говоря уже о серьезных  проступках, сурово карались. Все находилось под контролем – длина волос, форма одежды, манеры поведения.

Если расположить все  нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет такой  вид:

Привычки – обычаи –  традиции – нравы – законы –  табу.

Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего караются нарушения  табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего – привычек. Будь то индивидуальные (забыл почистить  зубы или убрать за собой кровать) или групповые, в частности, семейные (например, отказ выключить свет или закрывать входную дверь).

Однако существуют групповые  привычки, которые ценятся очень  высоко и за нарушение которых  следуют строгие групповые санкции (наказание, принятое только среди членов группы). Такого рода привычки получили название неформальных групповых норм. Они рождаются в малых, а не в больших социальных группах. Механизм, который контролирует соблюдение подобных норм, называется групповым давлением.

Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные.

формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза) правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления);

неформальные позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные  отзывы, признание лидерских или  экспертных качеств, улыбка;

формальные негативные санкции  — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями лишение гражданских  прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви

неформальные негативные санкции — наказания, не предусмотренные  официальными инстанциями порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ  подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или  фельетона, компромат.

Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально: руководящее начало, правило, образец.

Нормы вырабатывает общество, социальные группы, которые входят в него. С помощью норм к людям  выдвигаются определённые требования. Социальные нормы направляют поведение, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. Они ориентируют  человека во всех жизненных вопросах. В этих нормах люди видят эталоны, модели, стандарты поведения. Выявляют следующее виды социальных норм:

нормы морали (в них выражается представление людей о хорошем  и плохом, добре и зле, справедливости и несправедливости);

нормы традиций и обычаев (исторически сложившееся правило  поведения, вошедшее в привычку);

религиозные нормы (правила  поведения содержащееся в текстах религиозных книг либо установленными церковью);

политические нормы (нормы, устанавливаемые различными политическими  организациями);

правовые нормы (установленные  либо санкционированные государством).

В реальной жизни поведение  людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам. Когда происходит нарушение  социальных норм, говорят об отклоняющемся  поведении субъекта. Поведение, которое  не согласуется с нормами, не соответствует  тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся поведением. Отклоняющееся поведение называют девиантным. Об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, которое наносит вред обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"