Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:56, шпаргалка

Краткое описание

21. Понятие и виды социальной мобильности. Каналы социальной мобильности.
В живом, динамичном обществе всегда есть внутреннее движение, поскольку отдельные люди и образуемые ими общности, как правило, стремятся занять более высокое социальное положение. Это внутреннее движение, изменяющее индивидуальные или статусные позиции, называется социальной мобильностью.

Файлы: 1 файл

ответы 21-48.docx

— 274.57 Кб (Скачать)

Из всего этого  можно сделать некоторый вывод  о том, что ритуализм в чем-то противоположен инновации. Если же инновация склонностью к рискованности, человек может решиться на то, чтобы нарушить существующие нормы, когда они являются препятствием на пути к их цели.

Ретритизм.

Этому типу девиации характерно стремление к уходу от действительности, к отчуждению. Для  людей с такой ориентацией  не приемлемы те социальные цели, которые  доминируют в сознании людей, и социально  одобряемые средства их достижения.  
Таких людей называют «не от мира сего». Это отшельники, мечтатели, поэты. По статистике количество таких индивидов не может быть велико в обществе.

В традиционных обществах, в эпоху когда преимущественно господствовали религиозные верования, бывали случаи когда мужчины и женщины добровольно уходили от мира в монастыри. Они принимали постриг, накладывали на себя обет безбрачия, отказывались от множества земных благ. Такое благородное самопожертвование вызывало уважение, но все - таки примером для массового подражания стать не могло, потому что в таком случае прекратилось бы существование самого общества. Ситуация когда люди уходили в монастырь и в ту эпоху был девиантным, то есть отклоняющимся.

Примеры проявления массового ретритизма можно найти и в современной истории, так например во второй половине ХХ века в Америке и в Европе зародилось движение «хиппи». В деятельности этого движения достаточно ярко были выражены черты ретритизма.

Мятеж.

В обществах, которые  находятся в состоянии глубокого  кризиса и на грани переломов  такой тип девиации как мятеж  распространен наиболее широко. Мятеж  представляет собой активный отказ  от приспособления к нормам жизни, которые  действуют в данный период времени. По определению Роберта Мертона, «мятеж представляет собой переходную реакцию, выражающуюся стремлением  институционализировать во всем обществе, включая тех его членов, которые не разделяют мятежную ориентацию, новые ели и новые способы поведения. Мятеж стремится изменить существующие культурную и социальную структуры, а не приспособиться ним».

Мятеж, как кажется, встречается не очень часто, в  тех обществах, которые находятся  в достаточно стабильном положении. А вот в периоды различных  социальных реформ и перемен этот тип поведения становится более  массовым, но длиться не долго. В случае успешного установления новых реформ, различных норм и прочих новых соц. институтов, их сторонники, чьи взгляды в корне расходились с господствующими, уже не являются девиантными, потому что теперь их действия являются «нормальными». Если же эти социальные перемены потерпели неудачу и не прижились в обществе, то те члены общества, которые примкнули вначале к сторонникам этих новых реформ, возвращаются к старым социальным нормам.

 

42 Сущность  и механизмы социального контроля

Социальный контроль –  это атрибут социализации, т. е. ее неотъемлемое свойство. Это значит, что социальный контроль – это  обратная сторона социализации; без  социального контроля люди могли  бы совершать какие угодно поступки, делать все, что им заблагорассудится, и тогда в обществе был бы хаос. Социализация личности невозможна без  социального контроля. Оба понятия  – социализация и социальный контроль – отражают две стороны одного целого.

Термин «социальный контроль»  был введен в научный оборот французским  социологом Габриэлем Тардом, который стал рассматривать этот механизм как фактор социализации личности. Затем представители Чикагской социологической школы (США) стали характеризовать социальный контроль как целенаправленное влияние общества на индивида в целях обеспечения в обществе социального порядка.

Под влиянием работ Чикагской  школы идеи социального контроля быстро распространились и в американской, и в европейской социологии.

Однако сам механизм социального  контроля объективно существовал всегда (до его открытия социологами); он появился вместе с возникновением общества. Механизм социального контроля пронизывает  все общество, является его сущностной характеристикой.

Социализация протекает  под бдительным надзором общества. Как общество в целом, так и  ближайшее окружение индивида следят за его поведением, выполнением социальных норм, наказывая или вознаграждая людей за плохо или хорошо усвоенные  социальные нормы. Это особый механизм социальной регуляции поведения  людей и поддержания общественного  порядка.

Социальный контроль поощряет, вознаграждает хорошо социализированных  индивидов, открывая им путь в высшие социальные слои и к дефицитным социальным благам – деньгам, успеху, власти, престижу, и наказывает, вытесняет в низшие слои общества, лишает этих социальных благ тех, кто плохо социализирован, кто не отвечает критериям социализации, «заданным» конкретным обществом.

Общество создало целую  сеть социальных институтов: государство  и его суд, прокуратуру, тюрьмы, полицию, а также церковь, систему образования  и выработало соответствующие этим социальным институтам профессии (государственного чиновника, судьи, прокурора, священника, школьного учителя и т. п.), на которые  возложены функции социального  контроля. Социальный контроль также  существует в семье, в «группах равных», компаниях друзей; его осуществляют коллеги, соученики, соседи, прохожие и  т. п. Избежать социального контроля, уклониться от него невозможно: он сопровождает нас в течение всей жизни, на всем пути социализации.

Основные функции социального  контроля:

Функция регуляции поведения  индивидов в обществе;

Функция поддержания общественного  порядка и обеспечения целостности  общества;

Функция социальной селекции.

Механизм социального  контроля, подобно ситу, «просеивает» индивидов в обществе, «выбраковывает»  неудачников социализации, плохо  усвоивших социальные нормы, вытесняет  их «на обочину» общества и даже на социальное «дно».

43 Понятие  и структура малой группы. Преимущества  и ограничения участия в группе

Малая группа определяется как  небольшое по размеру объединение  людей, в котором общественные отношения  выступают в форме непосредственных личных контактов. Малая группа –  это не просто любые контакты между  людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном  собрании людей), но контакты, в которых  реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью. Таким образом, малая социальная группа – это  объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, связанных  совместной деятельностью, эмоциональной  или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Малые группы служат в качестве главного объекта не столько для  социологии, сколько для другой научной  дисциплины – социальной психологии. Социологический же интерес к  малой группе обусловлен в основном двумя моментами: во-первых, именно в группах в наиболее прямой и  непосредственной форме возникает  и протекает абсолютное большинство  процессов взаимодействия; во-вторых, в микросреде группы можно обнаружить множество самых разнообразных  моделей социальных отношений, которые  встречаются и в макросреде, в  более крупных объединениях.

Границы малой группы определяются качественными признаками, основными  из которых являются контактность и  целостность. Контактность – это  возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией. Целостность определяется как социальная и психологическая общность входящих в группу людей, позволяющая воспринимать их как единое целое.

Помимо качественных признаков  малой группы, выделяют ее количественные показатели. Нижняя граница размеров малой группы – три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-психологические  феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20–30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой  совместной деятельности и находится  в пределах 5– 12 человек.

Структура малой группы – это совокупность связей, складывающихся между ее членами. Поскольку основными сферами активности представителей малой группы являются совместная деятельность и общение, то при исследовании малых групп наиболее часто выделяют:

1) структуру связей и  отношений, порождаемых совместной  деятельностью (функциональных, организационных,  экономических, управленческих);

2) структуру связей, порождаемых  общением и психологическими  отношениями (коммуникативную структуру,  структуру эмоциональных отношений,  ролевую и неформально-статусную  структуру).

Для изучения неформальной структуры  малой группы наиболее часто используют метод социометрии, предложенный Д. Морено.

Структура малой группы подразумевает  функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).

Нормы - это формы регуляции поведения  в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).

Различают следующие виды норм:

· формализованные правила (все, что  официально записано)

· правила морали (связаны с представлениями  людей)

· образцы поведения (мода)

Каждый человек в группе имеет  эмоциональный статус. Если определять его качественно, то статус -- позиция, нормы и правила поведения, которые предписано соблюдать данному человеку в данной группе. Через особенности этой позиции человек в группе оценивает себя сам и его оценивают остальные. Количественно статус измеряется социометрией через подсчет числа положительных (первый вопрос) и отрицательных (второй вопрос) выборов, которые сделаны в отношении данного человека всеми членами его группы. Если теперь мы представим все статусы членов группы в виде единой иерархии, то получим социометрическую структуру группы. Она достаточно устойчива, очень важна для развития группы в целом, многое определяет в индивидуальных судьбах.

Преимущества и ограничения  участия в группе:

  • относительно регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, на минимальной дистанции, без посредников;
  • обладают общей целью или целями, реализация которых позволяет удовлетворить значимые индивидуальные потребности и устойчивые интересы;
  • участвуют в общей системе распределения функции и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает в различной степени выраженную кооперативную взаимозависимость участников, проявляющуюся как в конечном продукте совместной активности, так и в самом процессе его производства;
  • разделяют общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения, что способствует консолидации внутригрупповой активности и координации действий по отношению к среде;
  • расценивают преимущества от объединения как превосходящие издержки и большие, чем они могли бы получить в других доступных группах, а потому испытывают чувство солидарности друг с другом и признательность группе;
  • обладают ясным и дифференцированным (индивидуализированным) представлением друг о друге;
  • связаны достаточно определенными и стабильными эмоциональными отношениями;
  • представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.

44 Ролевая  структура малой группы

Ролевая структура малой  группы - это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения.

В целом при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с оказанием поддержки  членам группы, и роли, связанные  с решением задач.  
Одна из возможных классификаций по К.Рудестаму:

Решение задач

Оказание поддержки

Инициатор - предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач.

Оценщик - критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи.

Разработчик - детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы.

 
Координатор - комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы.

Контролер - направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса.

Погонщик - стимулирует группу и побуждает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше сделанного.

Вдохновитель - поддерживает начинания других, проявляет понимание чужих идей и мнений.

Гармонизатор - служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия, и сохраняет в группе гармонию.

Примиритель - поступается в чем-то своим мнением и соглашается с мнением других, поддерживая групповую гармонию.

 
Диспетчер - создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, регулирует процессы общения.

Нормировщик - формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов.

Ведомый - пассивно следит за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятии решений.


45 Групповая  динамика и групповая сплоченность

Групповая динамика (от др.-греч. δυναμις, dynamis — сила) — процессы взаимодействия членов группы, а также изучающее эти процессы научное направление, основателем которого считается Курт Левин. Курт Левин ввел термин групповая динамика, описывающий позитивные и негативные процессы, происходящие в социальной группе. Групповая динамика по его мнению должна рассматривать вопросы связанные с природой групп, закономерностях их развития и совершенствования, взаимодействия групп с индивидами, другими группами и институциональными образованиями. В 1945 г. Левин основал Исследовательский центр групповой динамики в Массачусетском технологическом институте.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"