Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:56, шпаргалка

Краткое описание

21. Понятие и виды социальной мобильности. Каналы социальной мобильности.
В живом, динамичном обществе всегда есть внутреннее движение, поскольку отдельные люди и образуемые ими общности, как правило, стремятся занять более высокое социальное положение. Это внутреннее движение, изменяющее индивидуальные или статусные позиции, называется социальной мобильностью.

Файлы: 1 файл

ответы 21-48.docx

— 274.57 Кб (Скачать)

Способ получения  роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд  ролей, а также ее участие в  максимально возможном ролевом  репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к  жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто  выступает как динамика освоения социальных ролей.

 

33 Ролевое поведение и ролевой  конфликт

 

Ролевое поведение – это Поведение  человека, занимающего определенную социальную позицию в соответствии с ожиданиями людей.

Ролевое поведение человека представляет для социологии особый интерес, позволяя подняться на уровень типичного, массовидного, стереотипного и отвлечься от случайного, неповторимого. Вряд ли надо подчеркивать, что к ролевому поведению все многообразие поведения людей не сводится. Но одновременно и нельзя его недооценивать.

В социологии разработана специальная "теория ролей", в которой и  исследуются основные проблемы ролевого поведения. В самом общем плане  можно выделить следующие моменты  данного подхода:

ОЖИДАНИЕ Û ПОНИМАНИЕ Û ПРИЕМЛЕМОСТЬ Û ВЫПОЛНЕНИЕ

РОЛИ РОЛИ РОЛИ РОЛИ

Ролевое поведение начинается уже  с ожидания роли: какую роль или роли человек хотел бы исполнять, чего он от исполнения этой роли ждет, на что он надеется? Кто из нас еще с детства не задумывался – кем я стану, чего я добьюсь? Вспомните, как Вы - лично - принимали решение, выбирая вуз, специальность.

Роль – это поведение, ожидаемое от индивида имеющего определенный статус. Ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играет роль. Нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Разнообразие ролевого поведения может быть значительно уменьшено при жестком структурировании поведения, например в организациях, где прослеживается определенная предсказуемость действий даже при различном поведении ее членов.

Американский исследователь  И. Гоффман разработал концепцию драматического ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желаемое впечатление у других. Поведение регулируется путем согласования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения. Индивид, учитывая специфику окружающих его социальных общностей, по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории действует в роли так, что дает драматическую картину своего «я». Отец отчитывает детей, профессор читает лекцию, милиционер контролирует движение на трассе – каждый в определенном месте и в определенное время является актером, который дает представление ради того, чтобы произвести впечатление на аудиторию.

Ролевой конфликт

Конфликт  между социальными ролями, выполняемые  говорящими в процессе общения, возникает  в следующих случаях:

1) индивид понимает свою роль  одним образом, а носитель связанной  с ним роли - по-другому;

2) носители ролей А и В имеют разные ожидания относительно роли В;

3) в конфликт вступают две плохо совместимые роли одного и того же индивида (напр., начальник не любит исполнять роль просителя).

Ролевой конфликт – это Ситуация, связанная с необходимостью удовлетворять требованиям двух или более ролей, называется ролевым конфликтом (Мертон.1957). Это - обычное явление для высокоорганизованных обществ вроде США, где каждый человек исполняет огромное множество ролей.Подросткам (тинэйдже- рам) приходится иметь дело с противоположными ожиданиями их родителей и сверстников. Работающие родители "разрываются" между требованиями, предъявляемыми к ним на работе, и стремлением удовлетворить потребности своих детей. Руководящие работники должны вести себя по-разному с начальниками и подчиненными. Ролевой конфликт может возникать также при переходе людей из одного общественного класса в другой, когда они стремятся поддерживать уже сложившиеся отношения с членами своей семьи и старыми друзьями.

Штайн и Хоффман (1978)исследовали ролевые конфликты, наблюдающиеся среди студентов колледжа, занимающихся спортом. Они обнаружили, что черты характера, которые высоко ценятся среди спортсменов: твердость, независимость, эмоциональная сдержанность и стремление к победе, не соответствовали ожиданиям женщин, с которыми они встречались.Женщинам были неприятны излишняя жесткость и другие черты, которые вызывали одобрение среди спортсменов. Их больше привлекли бы искренность, глубина чувств и способность к сопереживанию.

Иногда возникает конфликт между  различными аспектами одной и  той же роли. Например, от работника  социальной сферы ожидаются доброжелательность и отзывчивость. Однако необходимость  иметь дело с бюрократами от социального  обеспечения требует напористости и твердости. Эти противоречивые требования вызывают ролевую напряженность.

34 Понятие, структура и виды социализации

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Социализация — это  процесс, необходимый ребёнку, для  получения навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения».[2] Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация очень  важна для ребёнка, так как  она является основой для всего  остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.

Вторичная социализация

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Досрочная социализация

Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

Ресоциализация

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимые для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.

Групповая социализация

Групповая социализация —  это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Гендерная социализация

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками.

Структура процесса социализации и его возрастные стадии

Продолжая тему активности—пассивности человека как субъекта и объекта  процесса социализации, целесообразно  выделить две стороны этого процесса: психологическую и социально-психологическую. Первая отражает тот вклад, который  вносит сам индивид в процесс  социализации в силу своих собственных  психологических способностей и  особенностей. С этой стороны он выступает как активный субъект  процесса. На результаты социализации будет оказывать влияние прежде всего уровень развития когнитивной сферы личности, который зависит от способностей адекватно и критично воспринимать и осмысливать как явления действительности, так и влияния социального окружения, которым подвергался человек.

Социально-психологическая  сторона процесса социализации позволяет выделить те институты общества, которые осуществляют сам процесс, и для которых человек оказывается прежде всего объектом воздействия. По своему социальному статусу эти институты могут быть формальными и неформальными. Первые являются официальными учреждениями общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т. д.). Вторые - неформальные институты - имеют социально-психологическую основу. Это разные социальные группы, от малых до больших, в которых оказывается включенным индивид (семья, класс, профессиональная трудовая группа, группа сверстников, этническая общность, референтная группа и т. л.).

Цели и способы воздействий  формальных и неформальных институтов социализации часто не совпадают, вследствие чего возникает борьба между ними. Результаты этой борьбы носят самый различный характер: здесь и «дети улицы» как свидетельство поражения семьи и школы в борьбе с «референтными» группами улицы; здесь правонарушители и бунтовшики (подлинные по убеждениям или мнимые), здесь и объяснение «двойной морали» граждан, отражающей разные системы ценностей, существующие в обществе.

Уже упоминалось о том, что в разные отрезки своего жизненного никла человек по-разному реагирует на социальные воздействия. К этому можно добавить и изменяющуюся роль различных институтов социализации в течение жизни индивида. В этой связи целесообразно разделить процесс социализации на возрастные периоды, в которых психологическая и социально-психологическая стороны процесса отличаются какой-то спецификой. Ранний период можно ограничить первыми 12 годами жизни человека, вторым будет отрезок между 12 и 18 годами, а третий займет всю оставшуюся жизнь. Следует подчеркнуть, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, даже если в старости он приобретает иногда регрессивный характер. Возрастные вехи периодов довольно относительны и для каждого человека определяются конкретными условиями его развития и окружения.

Особенности возрастных периодов. С психологической точки зрения для раннего периода социализации характерна недостаточная развитость когнитивной сферы личности, в  результате чего социализирующие воздействия  воспринимаются индивидом неосознанно  или недостаточно осознанно. Усваивается прежде всего оценочное отношение к тем или иным социальным объектам без должных представлений об их сущности и смысле. Психологическими механизмами усвоения соответствующих воздействий являются страх наказания, желание заслужить одобрение, подражание, идентификация с родителями и т. д.  
Особенность социально-психологической стороны процесса социализации в ранний период заключается в том, что в нормальных условиях сначала единственным, а затем доминирующим институтом социализации являются родители. С 3-4 лет начинает оказывать свое влияние на ребенка телевидение, а во второй половине периода в процесс включаются школа и «группы сверстников», друзья.

Второй период социализации отличается завершенностью формирования мыслительных способностей и быстрым  развитием когнитивной сферы  личности (психологическая сторона), а также расширением круга  социальных связей и отношений и  изменением роли и авторитета различных  институтов социализации (социально-психологическая  сторона). Как будет перераспределяться авторитет между институтами  социализации и какую направленность примет весь процесс - зависит от конкретных условий жизни и воспитания индивида.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"