Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 18:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 20 ответов на билеты по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

ответы к экзамену по ОТК.docx

— 62.89 Кб (Скачать)

Билет №1Коммуникология как  социальная наука. Виды коммуникативных  теорий.

 

СОЦИАЛЬНАЯ НАУКА (social science) - совокупность дисциплин или определенная дисциплина, занимающаяся систематическим изучением социальных явлений.

Линейная (классическая) модель коммуникации - модель вещания Г. Лассуэла (1948) включает 5 основных элементов коммуникативного процесса: кто? (передаёт сообщение) — коммуникатор; что? (передаётся) — сообщение; как? (осуществляется передача) — канал; кому? (направлено сообщение) — аудитории; с каким эффектом? (эффективность сообщения) — результат.

Шумовая модель коммуникации К. Шеннона — У. Уивера дополнила линейную модель существенным элементом — помехами (шумами), затрудняющими коммуникацию. Авторы выделили технические и семантически шумы — первые связаны с помехами в передатчике и канале, а вторые с искажением передаваемых значений при восприятии содержания. Однонаправленный процесс.

Диалоговая модель - туда, обратно.

Регистрационная модель – между собой и к центру.

Консультационная модель – запрашиваем  информацию у центра и между собой.

 

 

Билет№2 Понятие коммуникации и социальной коммуникации. Элементы коммуникации.

Коммуникация — обмен информацией  между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать (А. Урсул).

Социальное значение, используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе. В данном случае речь идет о социальной коммуникации — коммуникационных процессах в обществе. Теория коммуникации чаще всего обращается именно к этому, последнему значению коммуникации, т.е. к социальной коммуникации - специфической форме взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых систем.

Элементарная  схема показывает, что коммуникация предполагает наличие не менее трех участников: передающий субъект (коммуникант) – передаваемый объект (сообщение) – принимающий субъект (реципиент)[2]. Стало быть, коммуникация – это разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом. Для отграничения коммуникации от других процессов обратим внимание на следующие ее отличительные признаки:

1.        В качестве участников коммуникации выступают два субъекта, которыми могут быть: отдельный человек или группа людей, вплоть до общества в целом, а также животные (зоокоммуникация). Согласно этому признаку из понятия коммуникации исключается взаимодействие неодушевленных объектов; так, взаимосвязи Солнца и Земли не есть коммуникационный процесс.

2.        Обязательно наличие передаваемого объекта, который может иметь материальную форму (книга, речь, жест, милостыня, подарок и т.д.) или не иметь ее. Например, коммуникант может неосознанно воздействовать на реципиента, внушая ему доверие, симпатию, антипатию, любовь. Вырожденная форма коммуникации – общение человека с самим собой (внутренняя речь, размышления, воспоминания и т.п.).

 

Билет№3 Исторические вехи в развитии коммуникации

Теория коммуникации — сравнительно молодая область научного знания, которая стала обретать статус самостоятельной  академической дисциплины в нашей стране лишь в последнее десятилетие. 

Этапы развития ТК:

1) Античность. Сократ, платон, Софисты – все дела. Благодаря  софистам возникла риторика и  соответственно это дало толчок  развитию теории коммуникации.

2) Огромный шаг на пути решения проблемы личности и человеческих отношений был сделан с возникновением и распространением христианства.Христианство дало мощный импульс развитию самосознания личности. типа возлюби ближнего своего, чел создан по образу и подобию Бога и т.д в отличие от античности где чел – частица Космоса и не е***))). Но христианство наложило и определенные ограничения на развитие человеческой индивидуальности и на характер человеческих взаимоотношений, поскольку, во-первых, отдавало приоритет не индивидуальному, а «соборному» (церковному) существованию человека

3)Средневековье.  Труды теоретиков (Исидор Севильский, Юлий Руфиний, Георгий Херовоск ( Хиробоск), и др.). приходит гомилетика —  искусство произнесения проповеди,  поддерживаемое неколебимым авторитетом  церкви.

4)Возрождение  и Новое время приносят новое понимание человеческого общения, основанное на гуманистическом миросозерцании. В центре внимания Чел. В эпоху Просвещения умонастроения в интеллектуальной среде меняются — все более широкое признание завоевывает такое понимание сущности человека и человеческих отношений, которое основано на вере в природную доброту и разумность человека, в возможность создания общества, в котором будут царить отношения «свободы, равенства и братства».  

Проблема коммуникации в античной культуре. В 5 в.до н.э. центральной темой для философских рассуждений становится проблема человека. Это было связано с деятельностью софистов и Сократа. Сократ положил начало моральной философии и выработал метод диалектики как способ рассуждения. Платон диалог «Государство» подчёркивал возможность существования отдельного изолированного человека. Платон выводит способы передачи информации: речь и письменность. Аристотель «Природа», «Поэтика», «Категория»... Он был создателем 1-ой схемы процесса общения оратор(кто говорит)→речь(что говорит)→слушатель. Римский гос.деятель Цицерон продолжает греческую традицию платоновской академии и школу Аристотеля. Цицерон – трактат «Об ораторе». Ораторское искусство – это наука и искусство об оформлении мысли в речь, помогающая в любой профессиональной деятельности. 

Огромный шаг на пути решения  проблемы личности и человеческих отношений  был сделан с возникновением христианства.

Философские подходы к построению теории коммуникации. На рубеже 18-19вв. в немецкой классической философии начинает разрабатываться категориальный аппарат важный для теории ком-ии. Вводятся понятие субъект-человек в активно-познавательном отношении к окружающему объективному миру-объекту. Вместо принципа диалогичности (Сократ) в межличностной ком-ии восторжествовал принцип монологичности 

Семиотика (19в) – направление в рамках философии прагматизма. Уделяет внимание знаковой природе ком-ий, свойствам знаков и знаковых систем. Осн.принципы семиотики сформировал амер.философ Пирс. «Любая мысль – это знак, участвующий в природе языка, мыслить без знаков невозможно».

В первой половине XIX века произошла промышленная революция в полиграфии, невиданный рост журнально-газетной продукции. Произошло возникновение прессы - нового, нетрадиционного коммуникационного канала. Пресса - первый из каналов массовой коммуникации, к которому в XX веке присоединятся кино, радио, телевидение.

Вторая половина XIX века - время  первой технической революции в  социальных коммуникациях:

· Телеграф.

· Фотография представляет собой не только технический, но и художественный канал.

· Телефон разрешил проблему дистанционного обмена речевыми сообщениями.

· Звукозапись: эволюция - фонограф, граммофон, патефон, электрофон, магнитофон.

· Радио.

· Кинематограф.

Коммуникация выделилась в самостоятельный объект социальных наук в связи с развитием технических средств передачи информации, особенно радио в 20-х гг. XX века, а также позднее с развитием техники в целом, в частности, телевидения, компьютеров, а кроме того — с развитием большого бизнеса и процессами глобализации. Развитие теории коммуникации связано со становлением кибернетики, информатики, семиотики, с усложнением математики и инженерных наук.[11]

Первая кафедра коммуникации была открыта примерно в 50-х гг. в США[12]

 

Билет №4 Коммуникативная личность: сущность и содержание

 

 

 На философском (онтологическом) уровне сущности понятий «личность» и «коммуникативная личность» совпадают. Личность, как социальный субъект, социализированный индивид, не может существовать иначе, как коммуникативная личность, «человек общающийся». Если человек как биологический субъект не участвовал в процессах, общения, он не смог превратиться в социального субъекта, то есть в личность.

Под коммуникативной личностью  в узком смысле будем понимать устойчивую систему социально значимых (свойств и) качеств, характеризующих  индивида как субъекта социальной коммуникации (коммуникативного актора).

Коммуникативная личность — форма функционирования личности в коммуникативном процессе, форма её реализации через выполнение социальных ролей источника/получателя сообщений.

Коммуникативная личность

Еще более  важным для социологии коммуникации является исследование коммуникативной  функции языковой личности,

Как видовое  понятие <коммуникативная  личность> предполагает характеристики, связанные  с выбором не только вербального, но и невербального  кода коммуникации с использованием искусственных и смешанных коммуникативных  кодов, обеспечивающих взаимодействие человека и машины. Коммуникативная  личность имеет свои особенности  актуализации на разных уровнях и  в разных типах коммуникации.

Коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное  совокупностью  ее индивидуальных свойств  и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных  потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией - умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации.

Параметры коммуникативной  личности. Определяющими для коммуникативной  личности являются характеристики, которые  составляют три основных параметра - мотивационный, когнитивный и функциональный.

Мотивационный параметр, определяемый коммуникативными потребностями, занимает центральное место в структуре  коммуникативной личности. Именно потребность  сообщить что-то или получить необходимую  информацию служит мощным стимулом для  коммуникативной деятельности и  является обязательной характеристикой  индивида как коммуникативной личности. Если такой потребности нет, то коммуникация не состоится. В лучшем случае это  будет псевдокоммуникация - бесцельный, хотя, может быть, и оживленный по форме разговор.

 

Когнитивный параметр включает в себя множество  характеристик, формирующих  в процессе познавательного опыта  индивида его внутренний мир в  интеллектуальном и эмоциональном  планах. Среди когнитивных характеристик, отмеченных в языковой личности, для коммуникативной личности существенным является знание коммуникативных систем (кодов), обеспечивающих адекватное восприятие смысловой и оценочной информации, и воздействие на партнера в соответствии с коммуникативной установкой. Чрезвычайно важной характеристикой коммуникативной личности является способность наблюдения за своим <языковым сознанием> (интроспекция), а также рефлексия - осознание не только этой способности, но и оценка самого факта такого сознания (в трехступенчатой модели ВАЛефевра эти этапы самосознания рассмотрены последовательно). Кроме того, важной характеристикой коммуникативной личности является способность адекватной оценки когнитивного диапазона партнера. Успешность коммуникации в значительной мере зависит от совместимости когнитивных характеристик коммуникантов.

Наиболее существенными  для  когнитивного параметра коммуникативной  личности являются следующие характеристики: способность адекватного восприятия информации, способность воздействия  на партнера, оценка и самооценка когнитивного диапазона и знание социально  обусловленных норм вербальной и  невербальной коммуникации. Актуализация этих способностей и знаний сопряжена  с целым рядом других когнитивных  характеристик, связанных с самым  ответственным этапом коммуникации - функционированием выбранного кода в конкретной ситуации, когда начинают действовать сложные механизмы  речемыслительной деятельности, обусловленные  не только социологическими, психологическими и лингвистическими факторами, но и  нейрофизиологическими.

Когнитивный параметр является связующим  звеном между мотивационным и  функциональным параметрами.

Функциональный  параметр включает три характеристики, которые, по существу, и определяют такое свойство личности, которое  принято называть коммуникативной (языковой) компетентностью: а) практическое владение индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для актуализации информационной, экспрессивной и  прагматической функций коммуникации; б) умение варьировать коммуникативные  средства в процессе коммуникации в  связи с изменением ситуативных  условий общения; в) построение высказываний и дискурсов в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правилами <речевого этикета>.

 

Билет №5 Математическая модель коммуникации К. Шеннона и У. Уивера

Она основана на анологиис телефонной связью. Предположим, что два человека, щ живающие в разных странах, говорящие на разаых языках и плох понимающие язык своего абонента, вынуждены вести переговоры|" по телефону. При этом время разговора ограниченно, а телефонная связь неустойчива. Такова ситуация, которую пытаются смодй лировать К. Шеннон и У. Уивер в разработанной ими математической теории связи (коммуникации) (1949).

В данной модели: источник — это  тот, кто делает звонок (передает сообщение); сообщение — передаваемая информация; телефонный передатчик — кодирующее устройство, преобразующее звуковые волны в электрические импульсы; телефонный провод — канал; телефонный приемник (второй аппарат) — декодер, осуществляющий обратное преобразование электрических импульсов в звуковые волны; приемник — человек, которому адресовано сообщение. При этом разговор может сопровождаться постоянными  помехами (шумами), возникающими на линии  связи; частотный диапазон канала может  быть ограниченным, а абоненты могут  плохо понимать язык друг друга. Ясно, что в этой ситуации они пытаются максимизировать количество информации, передаваемой по линии связи.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"