Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 18:28, шпаргалка
Работа содержит 20 ответов на билеты по дисциплине "Социология".
Билет №1Коммуникология как социальная наука. Виды коммуникативных теорий.
СОЦИАЛЬНАЯ НАУКА (social science) - совокупность дисциплин или определенная дисциплина, занимающаяся систематическим изучением социальных явлений.
Линейная (классическая) модель коммуникации - модель вещания Г. Лассуэла (1948) включает 5 основных элементов коммуникативного процесса: кто? (передаёт сообщение) — коммуникатор; что? (передаётся) — сообщение; как? (осуществляется передача) — канал; кому? (направлено сообщение) — аудитории; с каким эффектом? (эффективность сообщения) — результат.
Шумовая модель коммуникации К. Шеннона — У. Уивера дополнила линейную модель существенным элементом — помехами (шумами), затрудняющими коммуникацию. Авторы выделили технические и семантически шумы — первые связаны с помехами в передатчике и канале, а вторые с искажением передаваемых значений при восприятии содержания. Однонаправленный процесс.
Диалоговая модель - туда, обратно.
Регистрационная модель – между собой и к центру.
Консультационная модель – запрашиваем информацию у центра и между собой.
Билет№2 Понятие коммуникации и социальной коммуникации. Элементы коммуникации.
Коммуникация — обмен
Социальное значение, используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе. В данном случае речь идет о социальной коммуникации — коммуникационных процессах в обществе. Теория коммуникации чаще всего обращается именно к этому, последнему значению коммуникации, т.е. к социальной коммуникации - специфической форме взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых систем.
Элементарная схема показывает, что коммуникация предполагает наличие не менее трех участников: передающий субъект (коммуникант) – передаваемый объект (сообщение) – принимающий субъект (реципиент)[2]. Стало быть, коммуникация – это разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом. Для отграничения коммуникации от других процессов обратим внимание на следующие ее отличительные признаки:
1. В качестве участников коммуникации выступают два субъекта, которыми могут быть: отдельный человек или группа людей, вплоть до общества в целом, а также животные (зоокоммуникация). Согласно этому признаку из понятия коммуникации исключается взаимодействие неодушевленных объектов; так, взаимосвязи Солнца и Земли не есть коммуникационный процесс.
2. Обязательно наличие передаваемого объекта, который может иметь материальную форму (книга, речь, жест, милостыня, подарок и т.д.) или не иметь ее. Например, коммуникант может неосознанно воздействовать на реципиента, внушая ему доверие, симпатию, антипатию, любовь. Вырожденная форма коммуникации – общение человека с самим собой (внутренняя речь, размышления, воспоминания и т.п.).
Билет№3 Исторические вехи в развитии коммуникации
Теория коммуникации — сравнительно молодая область научного знания, которая стала обретать статус самостоятельной академической дисциплины в нашей стране лишь в последнее десятилетие.
Этапы развития ТК:
1) Античность. Сократ, платон, Софисты – все дела. Благодаря софистам возникла риторика и соответственно это дало толчок развитию теории коммуникации.
2) Огромный шаг на пути решения проблемы личности и человеческих отношений был сделан с возникновением и распространением христианства.Христианство дало мощный импульс развитию самосознания личности. типа возлюби ближнего своего, чел создан по образу и подобию Бога и т.д в отличие от античности где чел – частица Космоса и не е***))). Но христианство наложило и определенные ограничения на развитие человеческой индивидуальности и на характер человеческих взаимоотношений, поскольку, во-первых, отдавало приоритет не индивидуальному, а «соборному» (церковному) существованию человека
3)Средневековье. Труды теоретиков (Исидор Севильский, Юлий Руфиний, Георгий Херовоск ( Хиробоск), и др.). приходит гомилетика — искусство произнесения проповеди, поддерживаемое неколебимым авторитетом церкви.
4)Возрождение и Новое время приносят новое понимание человеческого общения, основанное на гуманистическом миросозерцании. В центре внимания Чел. В эпоху Просвещения умонастроения в интеллектуальной среде меняются — все более широкое признание завоевывает такое понимание сущности человека и человеческих отношений, которое основано на вере в природную доброту и разумность человека, в возможность создания общества, в котором будут царить отношения «свободы, равенства и братства».
Проблема коммуникации в античной культуре. В 5 в.до н.э. центральной темой для философских рассуждений становится проблема человека. Это было связано с деятельностью софистов и Сократа. Сократ положил начало моральной философии и выработал метод диалектики как способ рассуждения. Платон диалог «Государство» подчёркивал возможность существования отдельного изолированного человека. Платон выводит способы передачи информации: речь и письменность. Аристотель «Природа», «Поэтика», «Категория»... Он был создателем 1-ой схемы процесса общения оратор(кто говорит)→речь(что говорит)→слушатель. Римский гос.деятель Цицерон продолжает греческую традицию платоновской академии и школу Аристотеля. Цицерон – трактат «Об ораторе». Ораторское искусство – это наука и искусство об оформлении мысли в речь, помогающая в любой профессиональной деятельности.
Огромный шаг на пути решения проблемы личности и человеческих отношений был сделан с возникновением христианства.
Философские подходы к построению теории коммуникации. На рубеже 18-19вв. в немецкой классической философии начинает разрабатываться категориальный аппарат важный для теории ком-ии. Вводятся понятие субъект-человек в активно-познавательном отношении к окружающему объективному миру-объекту. Вместо принципа диалогичности (Сократ) в межличностной ком-ии восторжествовал принцип монологичности
Семиотика (19в) – направление в рамках философии прагматизма. Уделяет внимание знаковой природе ком-ий, свойствам знаков и знаковых систем. Осн.принципы семиотики сформировал амер.философ Пирс. «Любая мысль – это знак, участвующий в природе языка, мыслить без знаков невозможно».
В первой половине XIX века произошла промышленная революция в полиграфии, невиданный рост журнально-газетной продукции. Произошло возникновение прессы - нового, нетрадиционного коммуникационного канала. Пресса - первый из каналов массовой коммуникации, к которому в XX веке присоединятся кино, радио, телевидение.
Вторая половина XIX века - время первой технической революции в социальных коммуникациях:
· Телеграф.
· Фотография представляет собой не только технический, но и художественный канал.
· Телефон разрешил проблему дистанционного обмена речевыми сообщениями.
· Звукозапись: эволюция - фонограф, граммофон, патефон, электрофон, магнитофон.
· Радио.
· Кинематограф.
Коммуникация выделилась в самостоятельный объект социальных наук в связи с развитием технических средств передачи информации, особенно радио в 20-х гг. XX века, а также позднее с развитием техники в целом, в частности, телевидения, компьютеров, а кроме того — с развитием большого бизнеса и процессами глобализации. Развитие теории коммуникации связано со становлением кибернетики, информатики, семиотики, с усложнением математики и инженерных наук.[11]
Первая кафедра коммуникации была открыта примерно в 50-х гг. в США[12]
Билет №4 Коммуникативная личность: сущность и содержание
На философском (онтологическом) уровне сущности понятий «личность» и «коммуникативная личность» совпадают. Личность, как социальный субъект, социализированный индивид, не может существовать иначе, как коммуникативная личность, «человек общающийся». Если человек как биологический субъект не участвовал в процессах, общения, он не смог превратиться в социального субъекта, то есть в личность.
Под коммуникативной личностью в узком смысле будем понимать устойчивую систему социально значимых (свойств и) качеств, характеризующих индивида как субъекта социальной коммуникации (коммуникативного актора).
Коммуникативная личность — форма функционирования личности в коммуникативном процессе, форма её реализации через выполнение социальных ролей источника/получателя сообщений.
Коммуникативная личность
Еще более важным для социологии коммуникации является исследование коммуникативной функции языковой личности,
Как видовое понятие <коммуникативная
личность> предполагает характеристики,
связанные с выбором не только
вербального, но и невербального
кода коммуникации с использованием
искусственных и смешанных
Коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией - умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации.
Параметры коммуникативной личности.
Определяющими для
Мотивационный параметр, определяемый коммуникативными потребностями, занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Именно потребность сообщить что-то или получить необходимую информацию служит мощным стимулом для коммуникативной деятельности и является обязательной характеристикой индивида как коммуникативной личности. Если такой потребности нет, то коммуникация не состоится. В лучшем случае это будет псевдокоммуникация - бесцельный, хотя, может быть, и оживленный по форме разговор.
Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе познавательного опыта индивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном планах. Среди когнитивных характеристик, отмеченных в языковой личности, для коммуникативной личности существенным является знание коммуникативных систем (кодов), обеспечивающих адекватное восприятие смысловой и оценочной информации, и воздействие на партнера в соответствии с коммуникативной установкой. Чрезвычайно важной характеристикой коммуникативной личности является способность наблюдения за своим <языковым сознанием> (интроспекция), а также рефлексия - осознание не только этой способности, но и оценка самого факта такого сознания (в трехступенчатой модели ВАЛефевра эти этапы самосознания рассмотрены последовательно). Кроме того, важной характеристикой коммуникативной личности является способность адекватной оценки когнитивного диапазона партнера. Успешность коммуникации в значительной мере зависит от совместимости когнитивных характеристик коммуникантов.
Наиболее существенными для
когнитивного параметра коммуникативной
личности являются следующие характеристики:
способность адекватного
Когнитивный параметр является связующим звеном между мотивационным и функциональным параметрами.
Функциональный параметр включает три характеристики, которые, по существу, и определяют такое свойство личности, которое принято называть коммуникативной (языковой) компетентностью: а) практическое владение индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для актуализации информационной, экспрессивной и прагматической функций коммуникации; б) умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий общения; в) построение высказываний и дискурсов в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правилами <речевого этикета>.
Билет №5 Математическая модель коммуникации К. Шеннона и У. Уивера
Она основана на анологиис телефонной связью. Предположим, что два человека, щ живающие в разных странах, говорящие на разаых языках и плох понимающие язык своего абонента, вынуждены вести переговоры|" по телефону. При этом время разговора ограниченно, а телефонная связь неустойчива. Такова ситуация, которую пытаются смодй лировать К. Шеннон и У. Уивер в разработанной ими математической теории связи (коммуникации) (1949).
В данной модели: источник — это
тот, кто делает звонок (передает сообщение);
сообщение — передаваемая информация;
телефонный передатчик — кодирующее
устройство, преобразующее звуковые
волны в электрические