Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 18:28, шпаргалка
Работа содержит 20 ответов на билеты по дисциплине "Социология".
Другой раздел семиотики – синтактика рассматривает структурные свойства знаковых систем с позиции их синтаксиса (безотносительно к их значениям и функциям). Синтаксические связи в пределах простого предложения строятся как цепочки связанных слов.(грамматика)
Прагматика. Общение – социально обусловленный процесс взаимосвязи и взаимодействия социальных субъектов (личностей, групп). Процесс общения включает в себя обмен мыслями, чувствами, реализуемый при помощи, прежде всего, вербальных средств коммуникации. В процессе общения передаются не только фрагменты информации, но и социальный опыт, происходит изменение сущности взаимодействующих субъектов, социализация личности. Кроме того, воплощение социальных ценностей осуществляется и посредством материально-вещественных элементов, и в этом смысле материальные ценности являются посредником в определенных формах общения. Выбор стиля общения зависит от индивидуально-типологических характеристик людей, особенностей сложившихся отношений с конкретными людьми, коллективами.(риторика)
Билет №13 Межличностная коммуникация. Ситуационные факторы межличностной коммуникации.
Межличностная коммуникация – процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.
В межличностной коммуникации переплетаются два вида общения: вербальное и невербальное
Неотвратимость и неизбежность межличностной коммуникации объясняются самими условиями человеческого бытия - человек как социальный феномен не смог бы существовать без общения, которое является его важнейшей потребностью.
Аксиомы межличностной коммуникации. Ам
Аксиома 1. Невозможность отсутствия коммуникации (активность или пассивность,
слова или молчание — все это передает
информацию: влияет на других людей, которые
в свою очередь не могут не ответить на
эту коммуникацию и, следовательно, сами
в нее вступают. Таким образом, невозможность
не вступать в коммуникацию делает все
ситуации, в которые включены два или более
человека, межличностными, коммуникационн
Аксиома 2. Любая коммуникация имеет уровень содержания и уровень отношения (на уровне отношений передается то, как это сообщение должно быть воспринято. Отношение может быть выражено как речевыми приемами, так и невербально с помощью крика, улыбки или других способов. Характер отношений можно ясно понять из контекста, в котором происходит коммуникация. В межличностном общении экспрессивная окраска сообщения часто более важна, чем его содержание. Смешение уровня содержания и уровня отношения нередко приводит к нарушению коммуникации.
Аксиома 3. Пунктуация последовательности событий (люди организуют свое взаимодействие, опираясь на собственное представление о важном и неважном, причинах и следствиях поступков, на интерпретацию смысла происходящего. Несогласие относительно пунктуации последовательности событий лежит в основе возникновения бесконечных проблем во взаимоотношениях. Примером патологической коммуникации, вызванной нарушением последовательности причин и следствий, является эффект «самоосуществляющегося пророчества». Например, человек, строящий свое поведение на основе предпосылки «никто меня не любит», будет вести себя недоверчиво, демонстрируя массу защитных реакций, или агрессивно. Такое поведение вряд ли вызовет симпатию окружающих, что подтвердит изначальную предпосылку этого человека. При этом сам человек ошибочно считает, что он просто реагирует на отношение окружающих, а не провоцирует его. В данном случае это и составляет проблему пунктуации).
Аксиома 4. Симметрическое и комплементарное взаимодействие (отношения между людьми базируются либо на равенстве, либо на отличии).
Аксиома 5. Коммуникация может быть как намеренной, так и ненамеренной, эффективной и неэффективной.
Аксиома 6. Коммуникация необратима (иногда и хотелось бы вернуть время, исправить слова или поступки, но, к сожалению, это невозможно. Последующие объяснения с партнером могут что-то исправить, извинения могут смягчить обиду, однако созданное впечатление изменить очень сложно).
Социальная ситуация — это естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся действий или деятельности.
Окружающая среда и обстановка оказывают свое влияние на наши слова и действия. Они определяют, какое поведение является обязательным в данных обстоятельствах и ситуациях, а какое недопустимо. Мы по-разному ведем себя на Работе, в учебной группе, в магазине и т.д.
Природа коммуникации определяется не только местом взаимодействия. Не меньшее значение имеют и другие факторы, такие, как положение, обстоятельства, время и число участников. Они встречаются практически в любой коммуникативной ситуации и оказывают на нее свое влияние. Поэтому в межличностной коммуникации важное значение имеет знание контекста происходящего, а также четкое осознание своей позиции в коммуникации (членство в той или иной социальной группе, ее отношение к другим социальным группам, представители которых также участвуют в коммуникации).
В связи с этим человек должен прежде всего научиться ориентироваться в происходящем: выделять стандартные, или типичные, социальные ситуации, знать, как себя вести при этом. К числу таких стандартных ситуаций относятся деловые переговоры, семейные торжества, любовные свидания, разговоры в очередях, посещение врача и многое другое. Такое знание — часть информационного багажа любого нормального человека, полученного им в процессах инкультурации и социализации. Оно используется в качестве контекстуальных рамок всеми участниками коммуникации и становится предпосылкой взаимопонимания между ними.
Билет №14 Психологические факторы межличностной коммуникации
Восприятие предстает не как пассивный процесс, при котором мы автоматически реагируем на полученные стимулы, но как процесс активный. Чувства, которые вызывают в нас люди или ситуации, отчасти зависят от внешнего мира, но в значительной степени зависят от нас, воспринимающих этот мир.
Правдободобие – компетентность и надежность.
Психологами установлено, что первичное
восприятие человека часто является
решающим фактором для последующего
взаимодействия с ним. Общение с
незнакомым человеком требует
Главным регулятором в построении общения является тот образ партнера, то представление о нем, которое имеется у каждого. Именно к этому образу и будут обращены коммуникативные послания. При его формировании важное значение имеет первое впечатление о человеке.
Восприятие человеком
Привлекательность - подобие, известность и симпатия. Например, похожих на нас людей мы склонны воспринимать позитивнее, чем непохожих; то же относится к людям, напоминающим тех знакомых, с которыми мы когда-то имели опыт позитивного общения.
Первое впечатление создает только основу для дальнейшего общения, но его оказывается недостаточно для постоянного и длительного общения. В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное восприятие партнера. В этой ситуации начинает действовать фактор превосходства, в соответствии с которым происходит определение статуса партнера по коммуникации.
Влиятельность – контроль над аудиторией; связанность коммуникатора и аудитории; властное, взыскательное внимание к аудитории.
Билет №15 Эффективное слушание.
«Слушать» и «слышать» — не одно и то же. Большинство людей рождаются способными слушать. Это физиологический естественный процесс, не требующий сознательных усилий от человека.
Слышать — это процесс, в ходе которого мы стремимся понять и запомнить услышанное.
При переходе сообщения от одной стадии к другой неизбежна потеря информации. Как следствие — переданное сообщение может вовсе не соответствовать исходному.
Само по себе избирательное отношение к информации — фундаментальная особенность человеческого восприятия. Проблема слушания лежит в области межличностной коммуникации, поскольку связана не столько с избирательностью, сколько с искажением или вовсе пропуском сообщений.
Анализируя причины столь
Говоря о факторах, не зависящих от участников коммуникации, обычно обращают внимание на громадный объем информации, который обрушивается на нас ежедневно, не позволяя одинаково внимательно воспринимать все устные сообщения. По некоторым данным, до 1/3 времени нашего бодрствования, т.е. 5 часов в день и даже больше, мы слушаем учителей, коллег, друзей, членов семьи, посторонних прохожих. Если добавить к этому время, проведенное у радио или телевидения, то становится очевидной невозможность поддерживать внимание в напряжении на протяжении столь длительного времени.
Внимательно слушать трудно и в силу физиологических причин: мы думаем быстрее, чем говорим.
Следующая группа препятствий на пути эффективного слушания связана с психологическим состоянием слушателя. И. Гоффман выделил три вида «озабоченности» слушателя, затрудняющие его участие в коммуникативном процессе.
Во-первых, внешняя рассеянность: человек не обращает внимания на то, что считается важным, поскольку поглощен чем-то, что не способствует установлению дружеских контактов с другими членами группы. Он вслушивается в то, что находится за границами данной группы.
Во-вторых, эгоистичность. Озабоченность человека только самим собой мешает ему быть полностью вовлеченным в беседу.
В-третьих, поглощенность взаимодействием. Человек настолько обеспокоен тем, как складываются его отношения в группе, что утрачивает способность следить за темой разговора.
Особая категория причин связана с поведением говорящего и характером передаваемого сообщения.
Исследования показывают, что на
понимание сообщения
Длина сообщений говорящего. Чем длиннее послания говорящего, тем больше потери.
Середина сообщения
Завершение сообщения. Слушатель склонен «закруглять» услышанное, разделяя содержание на ясно очерченные фрагменты, сокращая логические связки как путем укрупнения одних элементов, так и исключения других.
Слышат то, что ожидают услышать. Слушатели, как правило, видоизменяют сообщения так, чтобы они соответствовали их ожиданиям.
Рекомендации специалистов, направленные на повышение эффективности слушания, привлекают внимание к совершенствованию навыков концентрации внимания, эмоционального самоконтроля, обратной связи.
Таким образом, первая причина неумения слушать кроется в уделении большего внимания не информации, а манере произношения, дефектам речи говорящего и т.д.
Итак, вторая причина состоит в том, что информация часто неинтересна и скучна.
Третья причина кроется в том, что человек способен воспринимать ограниченное количество информации.
Билет №16 Эмоции как коммуникативные действия
Человеческие эмоции и чувства представляют
собой специфические способы реагирования
людей на изменения, происходящие во внутренней
или внешней среде.
Выделяют следующие формы проявления
эмоций:
^ Выразительные
движения — следствие эмоционального возбуждения
(т.е. они носят, как правило, реактивный
характер). Каждая эмоция сопровождается
физическими изменениями в мимике, теле,
голосе, во внешности, тем самым наши чувства
дают знать, как люди, идеи и среда влияют
на нас.
^ Эмоциональные
действия выражают или редуцируют эмоциональное
состояние. Так, рыдания человека, получившего
известие смерти своего родственника,
являются формой выразитель эмоциональной
реакции. Эмоциональные действия могут
вызываться не только пережитыми эмоциями,
но и желанием заслужить одобрение или
страхом вызвать чье-то недовольство.
^ Эмоциональные
высказывания, или выражение эмоций в форме словесных
знаков. В процессе социализации человек
из объекта родной спонтанной эмоции,
когда он неотделим от нее (например, только
что родившийся ребенок), превращается
в субъекта, выделяя себя в качестве субъекта
переживания в том числе благодаря тому,
что может сказать о том, что он чувствует.
Таким образом, эмоции и чувства выполняют регулирующую
функцию во взаимодействии между людьми
в результате того предстают как сложная
форма поведения, как готовность действовать
определенным образом по отношению к тем
или иным людям.
Эмоционально-чувственные переживания,
возникающие в межличностном общении,
отличаются от эмоций и чувств, вызванных
какими-то событиями, предметами, явлениями
природы.
Во-первых, эмоциональные реакции участников
общения носят двусторонний характер.
Можно испытывать отвращение к вареному
луку или любить грозу в начале мая, но,
образно говоря, вареному луку или весенней
грозе до вас нет никакого дела. Если же
человек, с которым приходится непосредственно
общаться, вызывает у вас отвращение, то
скрыть это чувство полностью невозможно,
оно начинает определять характер вашего
поведения в отношении этого человека
и, следовательно, не может остаться незамеченным
с его стороны, вызывая соответствующие
реакции.
Во-вторых, эмоции и чувства, будучи по
своей природе индивидуальными переживаниями,
в межличностном общении приобретают
характер послания другому, т.е. становятся
сообщениями, смысл которых нужно еще
понять, а следовательно, возможны искажения,
неточности или даже полное непонимание
содержания этих сообщений.
В-третьих, эмоции и чувства, формируясь
в процессе социализации, подвергаются
жесткому социальному контролю. Когда
речь идет о несоциальных объектах, чувства
практически не подвергаются ограничению
(трудно вообразить запрет на положительное
или отрицательное отношение, например,
к какому-то цветку, животному, времени
года), но в сфере социальных отношений,
действуют разного рода санкции: кого
разрешено любить, а кого нет; в каких ситуациях
можно вести себя искренне, а в каких подобное
поведение вызовет недоумение.
Таким образом, эмоции и чувства приобретают
характер коммуникативных действий.
Каждому уровню общения соответствует
определенный уровень взаимопонимания,
координации и согласования, оценки ситуации
и правил поведения участников взаимодействия.
Умение понять ситуацию, привести выражение
своих эмоций в соответствие с ней — необходимое
условие совместной жизнедеятельности.
Источником трудностей и даже конфликтов
в отношениях между людьми может стать
неуместное проявление эмоций и чувств.