Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 18:28, шпаргалка
Работа содержит 20 ответов на билеты по дисциплине "Социология".
Математическая теория коммуникации и была первоначально разработана с целью отделить шумы от полезной информации, передаваемой источником. По Шеннону, преодоление шумов может быть достигнуто путем использования избыточности сигналов.
Понятие избыточности — повторения элементов сообщения для Предотвращения коммуникативной неудачи — чаще всего демонстрируют на примере естественных человеческих языков.
Согласно Шеннону, избыточность в
технике коммуникации достигается
либо многократным повторением одного
и того же с* нала (информации), либо
его дублированием с
Математическая теория связи Шеннона абстрагируется от держания (смысла) передаваемой информации, сосредотачиваясь, целиком на ее количестве: неважно, какое сообщение передаете важно лишь, какое количество сигналов передается. С точки з-ния Шеннона, информация — противоположность энтропии (хаоса, неопределенности, беспорядка), следовательно, она есть возможность уменьшения неопределенности: чем больше информации содержит система, тем выше степень ее упорядоченности (Шеннон отмечает, что слишком большой объем информации также увеличивает степень неопределенности — возникает «информационный шум»).
Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появление возникло представление о скорости и количестве передаваемой и* формации. Однако модель Шеннона—Уивера имеет и ряд ограничений: она механистична — отражает преимущественно технически способы коммуникации; человек включается в нее лишь в качестве «источника» или «приемника» информации; она абстрагируется от содержания, смысла передаваемой информации, уделяя внимание только ее количеству; коммуникативный процесс в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует. Преимущественно техническая ориентация данной модели до сих пор вызывает дискуссии среди специалистов о ее применимости к изучению межличностной коммуникации.
Билет №6 Социально-психологическая модель Т. Ньюкомба
Т. Ньюкомб предложил учитывать отношения, которые устанавливаются между агентами общения и между ними, и объектом речи. Схематически такая минимальная система имеет следующий вид:
Х
Возникают следующие виды ориентации: А по отношению к X, А по отношению к В, В - к Х и В - к А. Общей тенденцией коммуникации является стремление к симметрии. Если А и В сориентированы друг к другу положительно, то они будут стремиться к совпадению своего отношения к X. При несовпадении отношения друг к другу будет несовпадать и отношение к X. Совпадение отношения к X при несовпадении отношения друг к другу будет восприниматься как ненормальное. Кстати, в области этих отношений лежит известное высказывание "Враги моих врагов - мои друзья". Данная модель задает динамику изменений, к которым будет стремиться коммуникация — к созданию симметричных отношений, одинаковой оценке объектов при одинаковой оценке друг друга.
Отвечает на вопросы:
1что побуждает субъектов к вступлению в к-цию
2каким образом влияет на к-цию отношения м-ду 2-мя субъектами
3каковы могут быть эффекты к-ции м-ду 2-мя субъектами
Стремление к симметрии –более надежно прогнозировать поведение другого участника.
Переубеждение
Псевдосимметрия
Негативная симметрия
Толерантное согласие
Билет №7 Семиотический подход к коммуникации: общая характеристика.
Семиотический подход в своёй основе
опираеться на понимание коммуникации
как взаимодействие опосредованного знаком,
знаков. системмами и кодами. В зависимости
от выбранного канала: в качестве каналов
могут выступать вербальные средства,
невнрбальные средства( громкость,интонации,поза..)
Отличие семиотического подхода от процессно-нформационного:
1) если центральн.понятие процессного подхода-это информация,то центр.понятие семиотич.-знак.
2) Особое внимание удиляеться рецепиенту и тексту,а также процессу декодирования информации.
3) семтотические модели нелинейные, они показывают не этапы перемещения иформации,а отношения возникающие в процессе.
В широком смсыле предметом семиотич.подхода выступает процесс знакового опосредования информационного взаимодействия.
Теоритич.основа семиот.подхода –это семиотика(знак)-комплекс научн.теорий исследующих природу,виды,функции знаков и знаковую д-ть человека.
Совр.семиотика опираеться на две школы: 1) лингвистическую(Ф.де Соссюр) и 2) логикопрагматическую( Пирс).
Первое направление : Соссюр понимал язык как сложную знаковую систему, выполняющую в человеч.обществе широкий круг функций. Он предложил провести строгую разграничетельную линию между речью как продуктом использования языка при вербал.коммуникации и языком, как взаимосвязан. языковой системой. Языковой знак он понимал,как двуединую сущность, как единство некоторого смысла ,связанного в сознании человеком с каким-либо объектом или означаемого и означающего ,т.е буквы ,знаки,изображения.
Знак с его точки зрения –это единство плана выражения и плана содержания. Согласно Ф. первое и второе связаны конвенциально(соглашением). Такое содержание плана содержательного и плана выражения-назыв.семантическим.
Второе направление(Пирс) : Знаковая д-ть как взаимодействие человека одновременно с двумя мирами (предметным миром и знаковым) . Эти два мира объективны (независимы от человека) . Знак по Пирсу это нечто представляющее что-то перед чем-то в некотором отношении.
Билет №8 Понятие и структура знака: структурно-лингвистическое направление
Знак имеет социальную природу.
Знак - любой чувственно-
Связываются денотаты со своими знаковыми формами с помощью устойчивых ассоциаций (мы хорошо представляем себе, например, облако, книгу, состояние сна и т. д.), произнося их соответствующие знаки. Эта ассоциация, связывающая форму и денотат, есть не что иное, как значение знака – отражения денотата в виде множества содержательных признаков, связывающее его с формой знака.
Значение знака (З) носит общественный (социальный) характер, поэтому его можно определить как социально закрепленную ассоциацию между формой (обозначение) и денотатом (Д). Эта ассоциация является информационным центром знака.
Двуединая сущность-Языковой знак(единство означаемого, объект) и означающего(звуки,изображен)
План выражения и план содержания.
Билет №9 Понятие и структура знака: логико-философское направление. Модель коммуникации Ч. Пирса.
знак о(объективный знак)
знак s объект о
субъект s
Виды отношений: объект о и знак о – присвоение имени знаку о; знак о и знак s –нормативное обозначение (совместное) в сознании всех членов данной общности; объект о и знак s – формирование субъективного знака.
Второе направление(Пирс) : Знаковая д-ть как взаимодействие человека одновременно с двумя мирами (предметным миром и знаковым) . Эти два мира объективны (независимы от человека) . Знак по Пирсу это нечто представляющее что-то перед чем-то в некотором отношении.
Билет №10 Логическая модель знака Г. Фреге
Готлоб Фреге (1848-1925) – немецкий ученый, один из основателей математической логики – так писал о знаке: “Употребляя знак, мы хотим сказать что-то не о знаке, но главным, как правило, является его значение
Тип вещи, предмета,
явления действительности называют денотатом знака.
Конкретную вещь чаще называют референтом знака.
Поскольку человек обозначает вещи не
напрямую, а через свое восприятие вещи,
то в эту вершину треугольника часто помещают
представление о вещи, сигнификат
знака. Понятие также
иногда называют еще и по-другому: концепт или десигн
Семантический треугольник
Концепт-смысл имени
десигнат
Объект-значение имени
Детонат
Зависимость 3-х объектов
Разводит понятие смысла и значения знака
Билет №11 Типология знаков Ч. Пирса
Общепризнанной и наиболее полной до сих пор считается классификация, данная основателем семиотики Чарльзом Пирсом. Основание его классификации – взаимоотношение знака и его объекта.
Типы знаков:
1) знаки-иконы (или иконические знаки, иногда их называют знаками-копиями, знаками-изображениями);
2) знаки-индексы (индексальные знаки, или знаки-признаки);
3) знаки-символы (символические знаки, или условные, конвенциональные знаки).
Символы. их денотат связан с формой как бы по соглашению, договору, негласно заключенными между пользующимися этими знаками. Условный знак отличается тем, что форма его ни в каком отношении не сходна с его значением, никак не мотивирована: никто не знает, почему, например, звуковой комплекс «с-т-о-л», или «T-i-s-c-h», или «t-a-b-l-e» означает именно этот вид мебели,. Итак, знак-символ, каким бы он ни был (словесным, схематическим, цветовым) совсем не похож на обозначаемый им предмет, поскольку форма знаков-символов не дает никакого представления о содержании. К символическим знакам относят естественные языки, искусственные знаковые системы (языки программирования, нотную грамоту, химические символы и т. д.).
Индексы. Это указательные знаки. Особенность их в том, что форма и денотат находятся в отношениях смежности, «соприкасаются» друг с другом в пространственном и временном отношениях. Форма знака и денотат находятся в отношениях пространственной и временной смежности. Форма является следствием значения, а значение – причиной формы.
Например, дым является индексальным знаком: он указывает на наличие рядом огня; мимика человека, его позы и жесты говорят о его эмоциональном состоянии, повышенная температура – свидетельство болезни; индексальный знак – это такой знак, который привлекает внимание к означаемому им объекту каким-то безотчетным образом. Индексальными являются дорожные знаки.
Иконы (изображения). Иконические знаки (изобразительные) отличаются тем, что их форма и денотат сходны, похожи друг на друга, т. е. находятся в том или ином отношении аналогии. Такой знак не нуждается в переводе, потому что он похож на свой объект. Например, рисунок какого-то животного подобен самому животному. К иконическим знакам относят картины, рисунки, фотографии, скульптуры, пиктографическое письмо, чертежи, географические карты, звукоподражания и т. д.
В то же время иконические знаки, представляя изображенный объект, могут в определенных случаях брать на себя функцию символа, становиться конвенциональными.Подчеркнем еще раз, что три вида знаков вовсе не являются взаимоисключающими – знак может быть иконическим, символическим и индексным или любой их комбинацией вплоть до наличия всех трех видов.
Билет №12 Синтактика, семантика, прагматика.
Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы: 1) синтактику, изучающую отношения между знаками, т.е. внутренние свойства систем знаков (правила построения знаков в рамках знаковой системы); 2) семантику, изучающую отношения между знаками и обозначаемыми предметами – внешним миром и внутренним миром человека, т.е. содержание знаков; 3) прагматику, изучающую отношение между знаком и человеком, т.е, те, кто пользуется знаками: говорящим, слушающим, пишущим, читающим.Разделение на семантику, синтактику и прагматику ввел американский философ Ч.Моррис. Он же обратил внимание и на соотношение аспектов семиотики и средневекового “тривия” гуманитарных наук: грамматики, логики (диалектики) и риторики.
Семантика коммуникаций указывает значение слов и символов, синтаксис коммуникаций относится к взаимосвязи между используемыми символами, а прагматика коммуникаций раскрывает их результативность и эффективность.
Семантика изучает значение единиц языка (слов, сочетаний слов), отвечает на вопросы: “Что означает то или иное понятие (термин), высказывание, суждение?”. Объектом ее анализа является знак, фрагмент текста. Нахождение предметного значения (денотата) для какого-либо имени дает существенную информацию об этом имени, но, тем не менее, это не исчерпывает семантическую проблематику. Предметное значение указывает объем обозначенного данным именем понятия, но не объясняет его содержания.(логика)