Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 18:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 20 ответов на билеты по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

ответы к экзамену по ОТК.docx

— 62.89 Кб (Скачать)

Математическая  теория коммуникации и была первоначально  разработана  с целью отделить шумы от полезной информации, передаваемой источником. По Шеннону, преодоление шумов может  быть достигнуто путем использования  избыточности сигналов.

Понятие избыточности — повторения элементов сообщения  для Предотвращения коммуникативной  неудачи — чаще всего демонстрируют  на примере  естественных человеческих языков.

Согласно Шеннону, избыточность в  технике коммуникации достигается  либо многократным повторением  одного и того же с* нала (информации), либо его дублированием с использованием других каналов связи. Таким образом, возникает модель двух-многоканальной коммуникации.

Математическая  теория связи Шеннона  абстрагируется от держания (смысла) передаваемой информации, сосредотачиваясь, целиком  на ее количестве: неважно, какое сообщение  передаете  важно лишь, какое количество сигналов передается. С точки з-ния Шеннона, информация — противоположность энтропии (хаоса, неопределенности, беспорядка), следовательно, она есть возможность уменьшения неопределенности: чем больше информации содержит система, тем выше степень ее упорядоченности (Шеннон отмечает, что слишком большой объем информации также увеличивает степень неопределенности — возникает «информационный шум»).

Достоинство данной модели связано  с тем, что с  ее появление возникло представление  о скорости и количестве передаваемой и* формации. Однако модель Шеннона—Уивера имеет и ряд ограничений: она механистична — отражает преимущественно технически способы коммуникации; человек включается в нее лишь в качестве «источника» или «приемника» информации; она абстрагируется от содержания, смысла передаваемой информации, уделяя внимание только ее количеству; коммуникативный процесс в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует. Преимущественно техническая ориентация данной модели до сих пор вызывает дискуссии среди специалистов о ее применимости к изучению межличностной коммуникации.

 

Билет №6 Социально-психологическая модель Т. Ньюкомба

Т. Ньюкомб предложил учитывать отношения, которые устанавливаются между агентами общения и между ними, и объектом речи. Схематически такая минимальная система имеет следующий вид:

 

Х


                                                      А                 Б


 

Возникают следующие  виды ориентации: А по отношению  к X, А по отношению  к В, В - к Х и В - к А. Общей тенденцией коммуникации является стремление к симметрии. Если А и В сориентированы друг к другу положительно, то они будут стремиться к совпадению своего отношения к X. При несовпадении отношения друг к другу будет несовпадать и отношение к X. Совпадение отношения к X при несовпадении отношения друг к другу будет восприниматься как ненормальное. Кстати, в области этих отношений лежит известное высказывание "Враги моих врагов - мои друзья". Данная модель задает динамику изменений, к которым будет стремиться коммуникация — к созданию симметричных отношений, одинаковой оценке объектов при одинаковой оценке друг друга. 

Отвечает на вопросы:

1что побуждает субъектов к  вступлению в к-цию

2каким образом влияет на к-цию отношения м-ду 2-мя субъектами

3каковы могут быть эффекты  к-ции м-ду 2-мя субъектами

Стремление к симметрии –более надежно прогнозировать поведение другого участника.

Переубеждение

Псевдосимметрия

Негативная симметрия

Толерантное согласие

 

Билет №7 Семиотический подход к коммуникации: общая характеристика.

 

Семиотический подход в своёй основе опираеться на понимание коммуникации как взаимодействие опосредованного знаком, знаков. системмами и кодами. В зависимости от выбранного канала: в качестве каналов могут выступать вербальные средства, невнрбальные средства( громкость,интонации,поза..)Материал.предмет-украшения,предметы,аксессуары. 

Отличие семиотического подхода от процессно-нформационного:

 

1) если центральн.понятие  процессного подхода-это информация,то  центр.понятие семиотич.-знак.

2) Особое внимание удиляеться рецепиенту и тексту,а также процессу декодирования информации.

3) семтотические  модели нелинейные, они показывают  не этапы перемещения иформации,а  отношения возникающие в процессе.

В широком смсыле предметом семиотич.подхода выступает процесс знакового опосредования информационного взаимодействия.

Теоритич.основа семиот.подхода –это семиотика(знак)-комплекс научн.теорий исследующих природу,виды,функции  знаков и знаковую д-ть человека.

Совр.семиотика  опираеться на две школы: 1) лингвистическую(Ф.де Соссюр) и 2) логикопрагматическую( Пирс).

Первое направление  : Соссюр понимал язык как сложную знаковую систему, выполняющую   в человеч.обществе широкий круг  функций. Он предложил провести  строгую разграничетельную линию между речью как продуктом использования языка при вербал.коммуникации и языком, как взаимосвязан. языковой системой.  Языковой знак  он понимал,как двуединую сущность, как единство некоторого  смысла ,связанного в сознании человеком с каким-либо объектом  или означаемого и означающего ,т.е буквы ,знаки,изображения.

Знак с его  точки зрения –это единство плана  выражения и плана содержания.  Согласно Ф. первое и второе связаны  конвенциально(соглашением). Такое  содержание плана содержательного  и плана выражения-назыв.семантическим.

Второе направление(Пирс) :  Знаковая д-ть как взаимодействие человека одновременно с двумя мирами (предметным миром и знаковым) . Эти два мира объективны (независимы от человека) . Знак по Пирсу это нечто представляющее что-то перед чем-то в некотором отношении. 

 

Билет №8 Понятие и структура знака: структурно-лингвистическое направление

 

Знак имеет  социальную природу. Знак - любой чувственно-воспринимаемый объект, явление, событие, которое выступает  в качестве представителя другого  предмета или явления. 2. 50-60 гг сложилось более широкое понятие знака. Знак - социально-значимый предмет коммуникации, который складывается в определенную эпоху в определенном коллективе. 3. общее значение. Знак - абсолютно любой предмет, который указывает на другие предметы, не элемент человеческой коммуникации, а проистекающее из природы вещей. 4. основное значение для я-я. Знак - предмет человеческой коммуникации. Знак является единством формы, представляющей некоторый предмет, и информации о нем. Говоря о представлении замещаемого предмета, нужно уточнить, что речь идет не о самом предмете, а именно о представлении, некоем типичном образе предмета. Например,  за графической последовательностью (формой) «яблоко» стоит не конкретное, реальное яблоко, которое можно сорвать, разрезать, съесть, а обобщенное представление, некоторое типичное яблоко, яблоко «вообще». Этот типичный образ – представитель класса предметов (в данном случае – множества всех мыслимых яблок) – называется денотат.

Связываются денотаты со своими знаковыми  формами  с помощью устойчивых ассоциаций (мы хорошо представляем себе, например, облако, книгу, состояние  сна и т. д.), произнося их соответствующие  знаки. Эта ассоциация, связывающая  форму и денотат, есть не что иное, как значение  знака – отражения  денотата в виде множества содержательных признаков, связывающее его с  формой знака.

Значение знака (З) носит общественный (социальный) характер, поэтому его  можно определить как социально  закрепленную ассоциацию между формой (обозначение) и денотатом (Д). Эта ассоциация является информационным центром знака.

 Двуединая сущность-Языковой знак(единство означаемого, объект) и означающего(звуки,изображен)

План выражения и план содержания.

 

Билет №9 Понятие и структура знака: логико-философское направление. Модель коммуникации Ч. Пирса.

 

                           знак о(объективный знак)


 

 

 

                       знак s                                         объект о

                   субъект s                                       детонад, референт

 

Виды отношений: объект о и знак о – присвоение имени знаку о; знак о и знак s –нормативное обозначение (совместное) в сознании всех членов данной общности; объект о и знак s – формирование субъективного знака.

Второе направление(Пирс) :  Знаковая д-ть как взаимодействие человека одновременно с двумя мирами (предметным миром и знаковым) . Эти два мира объективны (независимы от человека) . Знак по Пирсу это нечто представляющее что-то перед чем-то в некотором отношении. 

 

 

Билет №10 Логическая модель знака Г. Фреге

 

 

Готлоб Фреге (1848-1925) – немецкий ученый, один из основателей математической логики – так писал о знаке: “Употребляя знак, мы хотим сказать что-то не о знаке, но главным, как правило, является его значение

Тип вещи, предмета, явления действительности называют денотатом знака. Конкретную вещь чаще называют референтом знака. Поскольку человек обозначает вещи не напрямую, а через свое восприятие вещи, то в эту вершину треугольника часто помещают представление о вещи, сигнификат знака. Понятие также иногда называют еще и по-другому: концепт или десигнат знака.

 

Семантический треугольник

 

 

Концепт-смысл имени


десигнат

 

 

 

 

 

 

 

Объект-значение имени                                     знак-само слово

Детонат                                                                 референт

 

Зависимость 3-х объектов

Разводит понятие смысла и значения знака

 

Билет №11 Типология знаков Ч. Пирса

 

Общепризнанной  и наиболее полной до сих пор считается  классификация,  данная основателем семиотики Чарльзом Пирсом. Основание его классификации  – взаимоотношение знака и  его объекта.

Типы   знаков:

1) знаки-иконы  (или иконические знаки, иногда их называют знаками-копиями, знаками-изображениями);

2) знаки-индексы  (индексальные знаки, или знаки-признаки);

3) знаки-символы  (символические  знаки, или условные, конвенциональные  знаки).

Символы.  их денотат связан с формой как бы по соглашению, договору, негласно заключенными между пользующимися этими знаками. Условный знак отличается тем, что форма его ни в каком отношении не сходна с его значением, никак не мотивирована: никто не знает, почему, например, звуковой комплекс «с-т-о-л», или «T-i-s-c-h», или «t-a-b-l-e» означает именно этот вид мебели,. Итак, знак-символ, каким бы он ни был (словесным, схематическим, цветовым) совсем не похож на обозначаемый им предмет, поскольку форма знаков-символов  не дает никакого представления о содержании. К символическим знакам относят естественные языки, искусственные знаковые системы (языки программирования, нотную грамоту, химические символы и т. д.).

 

Индексы.  Это указательные знаки. Особенность их в том, что форма и денотат находятся в отношениях смежности, «соприкасаются» друг с другом в пространственном и временном отношениях. Форма знака и денотат находятся в отношениях пространственной и временной смежности.  Форма является следствием значения, а значение – причиной формы.

Например,  дым является индексальным знаком: он указывает на наличие рядом огня; мимика человека, его позы и жесты говорят о его эмоциональном состоянии, повышенная температура – свидетельство болезни;  индексальный знак – это такой знак, который привлекает внимание к означаемому им объекту каким-то безотчетным образом. Индексальными являются дорожные знаки.

Иконы (изображения).  Иконические знаки (изобразительные) отличаются тем, что их форма и денотат сходны, похожи друг на друга, т. е. находятся в том или ином отношении аналогии. Такой знак не нуждается в переводе, потому что он похож на свой объект. Например,  рисунок какого-то животного подобен самому животному. К иконическим знакам относят картины, рисунки, фотографии, скульптуры, пиктографическое письмо, чертежи, географические карты, звукоподражания и т. д.

В то же время иконические знаки, представляя изображенный объект, могут в определенных случаях брать на себя функцию символа, становиться конвенциональными.Подчеркнем еще раз, что три вида знаков вовсе не являются взаимоисключающими – знак может быть иконическим, символическим и индексным или любой их комбинацией вплоть до наличия всех трех видов.

 

Билет №12 Синтактика, семантика, прагматика.

Семиотика выделяет три основных аспекта  изучения знака и знаковой системы: 1) синтактику, изучающую отношения  между знаками, т.е. внутренние свойства систем знаков (правила построения знаков в рамках знаковой системы); 2) семантику, изучающую отношения  между знаками и обозначаемыми  предметами – внешним миром и  внутренним миром человека, т.е. содержание знаков; 3) прагматику, изучающую отношение  между знаком и человеком, т.е, те, кто пользуется знаками: говорящим, слушающим, пишущим, читающим.Разделение на семантику, синтактику и прагматику ввел американский философ Ч.Моррис. Он же обратил внимание и на соотношение аспектов семиотики и средневекового “тривия” гуманитарных наук: грамматики, логики (диалектики) и риторики.

 

Семантика коммуникаций указывает  значение слов и символов, синтаксис  коммуникаций относится к взаимосвязи  между используемыми символами, а прагматика коммуникаций раскрывает их результативность и эффективность.

Семантика изучает значение единиц языка (слов, сочетаний слов), отвечает на вопросы: “Что означает то или иное понятие (термин), высказывание, суждение?”. Объектом ее анализа является знак, фрагмент текста. Нахождение предметного значения (денотата) для какого-либо имени дает существенную информацию об этом имени, но, тем не менее, это не исчерпывает семантическую проблематику. Предметное значение указывает объем обозначенного данным именем понятия, но не объясняет его содержания.(логика)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"