Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:31, шпаргалка
Социология - учение об обществе.
Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками.
Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.
Социология - учение об обществе.
Объект социологии - современное общество
и информация о нем, полученная другими
науками.
Предметом изучения социологии является
закономерности функционирования развития
общества и взаимодействие общностей
разного типа.
Социальные общности - это все разновидности
социальных образований, которые связаны
общими интересами.
Социология - это наука, которая изучает
современное общество через призму интересов
и потребностей тех социальных групп,
которые его составляют.
Функции социологии.
1. Познавательная.
2. Прогностическая.
3. Управленческая.
4. Ценностно-ориентирующая человека.
5. Мировоззренческая.
Одно из важнейших мест в этом процессе
принадлежит разделению тру да, наличию
в организационной структуре науки трех
относительно независимых уровней: 1) уровень
фундаментальных исследований, задачей
которых является приращение научного
знания путем построения теорий, раскрывающих
универсальные закономерности и принципы
данной области; 2) уровень прикладных исследований,
в которых ставится задача изучения актуальных,
имеющих непосредственную практическую
ценность проблем, на основе существующих
фундаментальных знаний; 3) социальная инженерия уровень практического
внедрения научных знаний с целью конструирования
различных технических средств и совершенствования
имеющихся технологий. Данная классификация
позволяет вычленить в структуре социологии
три уровня: теоретическую социологию,
прикладную социологию, социальную инженерию.
Наряду с этими тремя уровнями, социологи
выделяют также внутри своей науки макро-
и микросоциологию. Макросоциология исследует крупномасштабные
социальные системы и исторически длительные
процессы. Микросоциология изучает повсеместное
поведение людей в их непосредственном
межличностном взаимодействии. Эти уровни
не могут рассматриваться как находящиеся
на различных плоскостях и не соприкасающиеся
друг с другом
3. Роль социологии в современном обществе
Социология - наука сравнительно
молодая. Считается, что в своей
современной форме она
Общественное значение и престиж социологии
резко возрастают в XX веке и особенно -
на Западе после второй мировой войны.
Это объясняется тем, что потребность
современных обществ в социологии напрямую
связана со степенью их демократизации.
Процветание современных динамичных сообществ
во многом зависит от их прозрачности
для самих себя (полноты общественной
информации) и от эффективности управления,
невозможной без знания реального положения
дел в обществе и понимания идущих в нем
процессов. Не менее важно для современных
массовых обществ наличие развитого критического
мышления, способного разоблачать опасные
социальные мифы и затруднять манипулирование
массовым сознанием. Отсюда - все возрастающая
потребность современного мира в социологическом
знании и в вырабатываемых социологией
подходах к анализу социальной реальности,
противостоящих как грубым идеологическим
построениям, так и утопическим фантазиям.
Социолог - это, прежде всего, эксперт.
Он изучает конкретные социальные проблемы
и ситуации; он вырабатывает общее видение
и оценку идущих в обществе процессов;
он предлагает рекомендации по повышению
эффективности управления в различных
сферах общественной жизни и способы борьбы
со злоупотреблениями властью - политической,
экономической, информационной и др. Своим
советом профессионала социолог стремится
участвовать в принятии решений, важных
для жизни общества. В этом он наследует
свою "миссию" у философов, поэтов
и политических мыслителей прошлого, которые
нередко стремились играть роль "советника
государя"
4. истоки зарождения социологии
Социология возникает в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848г. Во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции. О.Конт и другие «отцы-основатели социологии» - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер - предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания в обществе и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».
5.классические концепции теоретической социологии
О. Конт - основоположник социологической науки.
О. Конт - основоположник социалистической науки. Огюст Конт (1798-1857г.г.)- французский философ, основоположник позитивизма (от лат. положительный) и буржуазной социологии. Основная идея Конта отделение науки от метафизики ( т.е. учение о сверхчувствах, парапсихологии) и теологии (т.е. наука о боге или богословие ). По его мнению, истинная наука должна отказаться от неразрешимых вопросов, т.е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты доступные эмпирическому наблюдению. Конт настаивал на исследовании взаимосвязей фактов, их функционирования в рамках больших целостностей, больших систем. Высшим видом систем он считал общество, человечество. Социальная теория Конта состоит из 2 частей: "Социальная статика" и "Социальная динамика". Основной интерес французский мыслитель направил на динамику. Первичный фактор социальной динамики - это духовное и умственное развитие. Вторичные факторы - это климат, раса, средняя продолжительность жизни, прирост населения. Вторичные факторы обуславливают разделение труда и побуждают интеллектуальных и моральных черт человека. Позитивист О. Конт - предложил выделить социологию как отдельную науку в 1836 году.
Его методы в социологии:
Наблюдение социальных фактов
Эксперимент
Сравнение
Развитие социологии шло по двум направлениям: в виде теоретической и эмпирической (практической) социологии.
К. Маркс основатель теории конфликта.
1. Маркс внес
большой вклад в теорию
2. Любое общество
разделено на имущие и не
имущие классы. Между этими классами
существует непримиримые
3. Эти противоречия
могут быть устранены в
4. Равенство людей, а следовательно справедливое общественное устройство, может быть достигнуто в результате социальной революции. Задача которой перераспределение собственности, через передачу его во владение государству.
5. История показала,
что эта схема Маркса утопична,
а социальное неравенство
Социологическая концепция Э. Дюркгейма.
Первым социологом
давшим узкую трактовку
"Предметом изучения
социологии является
Понимающая социология М. Вебера.
Поведение - отношение или внутренняя и внешняя позиция личности на совершение или не совершение поступка.
Если в это отношение вкладывают смысл, то поведение становится социальным.
Если это поведение ориентировано на другого человека, то это социальное действие
Если индивиды ориентируются друг на друга, то это социальная связь.
Когда социальные связи регулярны - это нравы.
Когда эти нравы узаконены - это норма.
Понимающая социология: "необходимо изучать мотивы поведения людей и тогда мы сможем понять человека и воздействовать на его поведение".
Историко-социологическое исследование М. Вебера.
"Протестантская
этика. Дух капитализма" - это
историко-социологическое
Социология П. Сорокина.
Творческую деятельность Сорокина делят на два периода - русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был "американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой "десятке" ведущих социологов мира.
В 1922г. опубликована работа Сорокина "Система социологии", которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации.
В "Системе социологии" П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.
"Социология
изучает общество с трех
1) его строения и состава
2) данных в нем
процессов или его
3) происхождения
и развития общества и
Сорокин разделил
социологию на теоретическую и практическую.
Теоретическая социология изучает явления
человеческого взаимодействия с точки
зрения сущего.
1. социальную аналитику,
изучающую строение, как простейшего
социального явления, так и
сложных социальных единств,
2. социальную механику,
изучающую процессы
3. социальную генетику;
"Задача генетической
Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную политику.
6. современная западная социология
Современная
западная социология — чрезвычайно
сложное и противоречивое образование,
представленное множеством различных
школ и течений. Они отличаются друг от
друга по своей теоретической направленности,
по политической ориентации, по времени
возникновения, по исторической судьбе.
Существовало и существует немало попыток
систематизации современных социологических
воззрений. Один из наиболее плодотворных
вариантов классификации современных
социологических направлений предложен
шведским социологом П. Монсоном. Он выделяет
четыре основных подхода к решению вопроса
о взаимосвязи личности и общества.
Первый подход исходит из примата общества
по отношению к отдельному индивиду и
сосредоточивают свое внимание на изучении
закономерностей «высокого» порядка,
оставляя в тени сферу субъективных мотивов
и смыслов. Общество понимается как система,
которая возвышается над индивидами и
не может быть объяснена их мыслями и действиями.
Логика рассуждений при обосновании такой
позиции примерно такова: целое не сводится
к сумме его частей; индивиды приходят
и уходят, рождаются и умирают, а общество
продолжает существовать. Эта традиция
берет свое начало в социологической концепции
Э. Дюркгейма и еще раньше — во взглядах
О. КонтаВторой подход, напротив, смещает
центр своего внимания в сторону личности,
утверждая, что без изучения внутреннего
мира человека, его побудительных мотивов
и смыслов невозможно создать объяснительную
социологическую теорию. Эта традиция
связана с именем немецкого социолога
М. Вебера. Среди современных теорий, соответствующих
данному подходу, можно назвать: символический ин-теракционизм (Г.
Блюмер), феноменологию (А. Шюц, Т. Лукман)
и этнометодологию
(Г. Гарфинкель, А. Сикурел). Третий подход
сосредоточивается на изучении самого
механизма процесса взаимодействия общества
и индивида, занимая как бы «срединную»
позицию между двумя первыми подходами.
Одним из основателей этой традиции считается
ранний П. Сорокин, а одной из современных
социологических концепций — теория действия, или теория обмена (Дж. Хоманс).Наконец,
четвертый подход — марксистский. По типу
объяснения социальных явлений он схож
с первым подходом. Однако принципиальное
отличие состоит в том, что в русле марксистской
традиции предполагается активное вмешательство
социологии в преобразование и изменение
окружающего мира, тогда как три первые
традиции рассматривают роль социологии
скорее как рекомендательную.
Одной из наиболее известных
является типология, основанная на теории "трех волн"
А. Тофлера. По мнению исследователя,
человечество в своем развитии пережило
три волны радикальных преобразований: 1) аграрную революцию, превратившую
кочевников в крестьян; 2) индустриальную революцию, превратившую
аграрное общество в индустриальное; 3) технологическую
революцию, связанную с началом компьютерной
эры и переходом к информационному обществу. Третья волна
радикальных преобразований должна привести
к непрерывному
обновлению социальных отношений
и созданию сверхиндустриальной цивилизации.
В соответствии с этой теорией А. Тофлер
выделил три типа обществ: 1) традиционное (аграрное); 2) капиталистическое (индустриальное);
3) современное
(информационное). Современное общество характеризуется: 1) готовностью и
стремлением к развитию, изменению (14); 2) высоким
уровнем социальной мобильности (4.4); 3) рыночным
механизмом регулирования поведения
индивида в обществе; 4) рациональным развитием, основанном
на научных
знаниях и информации; 5) доминированием
в общественном мировоззрении критицизма, рационализма и индивидуализма; 6) отсутствием конкретных предписаний
и запретов, эрозией морали и права.
Д. Белл
предложил типологию, основанную на эволюции технологии
и знания. Он выделил доиндустриальное, индустриальное
и постиндустриальное
общества. Последнее, по его мнению, характеризуется: 1) широкими торговыми отношениями между странами;
2) большим излишком товаров, доступных среднему человеку; 3) "информационным
взрывом" (резким возрастанием роли
и значения знаний и информации в обществе);
4) возникновением "глобальной деревни" ("сближением"
стран и народов благодаря мгновенным
всемирным коммуникациям) (16.1).
Оригинальную историческую типологию
обществ, основанную на господствующем виде производящей деятельности,
предложили Г. Ленски и Дж. Ленски. Они выделили общества,
живущие: 1) охотой и собирательством; 2) огороднические; 3) аграрные; 4) промышленные.
Немецкий социолог Ф. Тённис противопоставлял современное
и традиционное общества в зависимости
от выраженного в них типа воли. Традиционное общество (гемайншафт – община) характеризуется естественной
(инстинктивной) волей, направляющей поведение
людей как бы сзади (например, материнская любовь),
в нем господствуют инстинкты, чувства, органические
отношения. Напротив, современное общество
(гезельшафт)
основано на рассудочной воле, предполагающей
возможность выбора и сознательно поставленной цели деятельности,
в нем господствуют расчетливый разум и механические отношения. В ходе истории,
по мнению Ф. Тённиса, первый тип общества
все более уступает место обществу второго
типа.