Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:31, шпаргалка
Социология - учение об обществе.
Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками.
Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.
7. эволюция социальных представлений об обществе, его современные научные трактовки
8. микросоциологические модели общества
9.типология обществ в различных традициях
10. социальная группа как первичный элемент общества
Одни социологи рассматривают социальную общность как большую массовую социальную группу; другие определяют социальную группу как малую социальную общность.
Возможные значения понятия социальной группы:
1) в самом широком
смысле понятие социальной
2) в более узком
смысле оно обозначает
3) сравнительно небольшая
совокупность людей,
Социальные группы
отличаются большой
Массовые социальные
общности обычно
Социальная группа (социальная
общность?) – одна из основных
форм объединения людей, целью
которого является
11. виды социальных групп
3.2. Классификация социальных групп.
3.2.1. по численности: большие и малые;
3.2.2. по характеру взаимодействия: первичные и вторичные;
3.3.3. по способу организации
и регулирования
3.3.4. по количеству
ценностей, вокруг которых они
объединены: односторонние и
3.3.5. Условные, номинальные
(объединяют людей, не имеющих
непосредственных
Выделяются большие, средние
и малые социальные группы. В большие
социальные группы (помимо классов) входят
совокупности людей, существующие в
масштабе всего общества в целом:
это социальные слои, профессиональные
группы, этнические сообщества (нации,
народности), возрастные группы (молодежь,
пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности
к социальной группе и соответственно
ее интересов как своих происходит постепенно,
по мере формирования организаций, защищающих
интересы группы (например борьба рабочих
за свои права и интересы через организации
рабочих).
К средним социальным группам относятся
производственные объединения работников
предприятий, территориальные общности
(жители одной деревни, города, района
и пр.).
К многообразным малым группам относятся
такие группы, как семья, дружеские компании,
соседские общности. Их отличает наличие
межличностных отношений и личных контактов
друг с другом.
12. социальные общности и социальные группы, их внутренняя структура
13. биологическое и социальное в человеке
С проблемой сущности и
существования связан и вопрос о
соотношении биологического и социального
в человеке. По своей сущности, как
уже отмечалось, человек есть существо
социальное. В то же самое время
он есть дитя природы и не может
в своем существовании выйти
за ее рамки, функционировать
Со стороны своей биологической природы
каждый индивид обусловлен с самого начала
определенным генотипом — набором генов,
получаемых от родителей. Уже при рождении
он получает ту или иную биологическую
наследственность, которая в виде задатков
зашифрована в генах. Эти задатки влияют
на внешние, физические данные индивида
(рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса,
продолжительность жизни и т.д.), на его
психические качества (эмоции, темперамент,
отдельные черты характера и т.п.). По мнению
некоторых ученых, в какой-то мере по наследству
передается и одаренность людей в различных
видах деятельности (художественном творчестве,
музыке, математике и др.). Однако отсюда
не следует делать вывод о только природной
обусловленности способностей человека.
Задатки — это лишь предпосылки способностей
человека, которые нельзя свести к генотипу.
Способности обусловлены, в общем виде,
единством трех факторов: биологическим
(задатки), социальным (социальная среда
и воспитание) и психическим (внутреннее
Я человека, его воля и т.п.).
При рассмотрении проблемы социального
и биологического следует избегать двух
крайних точек зрения: абсолютизации социального
фактора — пансоциологизма и абсолютизации
биологического фактора — панбиологизма.
По мнению современных социобиологов,
принципиальные изменения в представления
о природе человека должна внести «теория
генно-культурной коэволюции». Суть ее
состоит в том, что процессы органической
(генной) и культурной эволюции человека
происходят совместно. Гены и культура
в совместной эволюции неразрывно связаны
между собой. Однако ведущая роль в этом
процессе отводится генам. Они оказываются
конечными причинами многих человеческих
поступков. Поэтому человек выступает
на самом деле объектом биологического
знания. Так, Э.О. Уилсон определяет задачу
социобиологии как «изучение биологических
основ всех форм социального поведения...
у всех животных, включая человека» [1].
Главные положения его теории сводятся
к тому, что у человека не может быть «трансцендентальных»
целей, возникших вне его биологической
природы.
ще один аспект влияния социального на
биологическое в человеке состоит в том,
что биологическое в человеке осуществляется
и удовлетворяется в социальной форме.
Природно-биологическая сторона существования
человека опосредуется и «очеловечивается»
социокультурными факторами. Это касается
и удовлетворения таких сугубо биологических
потребностей, как продолжение рода, еда,
питье и т.д. Правда, следует отметить,
что это "очеловечивание* природы на
практике не всегда означает ее облагораживания.
Подобно тому как отдельный индивид способен,
в отличие от животного, на удовлетворение
своих естественных потребностей в извращенной
форме, общество способно пагубно влиять
на свою природную среду. Такое влияние
сегодня — это не только факт, но и важнейшая
глобальная проблема, решение которой
связано с выживанием самого человека.
14. понятие социальной роли, ролевые теории личности
Социальная роль - это ожидаемые
действия лица, занимающего определенное
социальное положение (статус). Это
общественно требуемый образец
поведения, модель поведения.
Роль создает не отдельный человек - исполнитель
роли. Ролевое положение предписывается
ему группой, в которой он находится. И
по отношению к конкретному лицу роль
объективна. Она не зависит от интересов
и желаний человека. Например, роль мастера
может исполнять Иванов, Петров, Сидоров...
Другое дело, что каждый человек может
добровольно принять на себя какую-то
роль и по-своему к ней относиться. Качество
выполнения роли -д ело сугубо индивидуальное.
Поэтому можно говорить, что роли безличны,
но ответственность за качество их выполнения
всегда персональна , так как каждая роль
имеет своего исполнителя.
Социальные роли возлагают на человека
определенные обязанности, устанавливают
нормы поведения в группе, предоставляют
ему права.
Поступая на работу, человек тем самым
добровольно подчиняет себя, свое поведение
функционально-ролевым предписаниям,
которые вытекают из целей и структуры
организации, а также из ситуации, в которой
организация находится.
Необходимость кем-то быть, играть определенные
роли (маски) является неотъемлемой частью
человеческого бытия. Без этого не может
функционировать общественный организм,
без этого невозможна и самореализация
индивидуума.
Роль выступает как средство формирования
деятельности человека, как фактор, организующий
его поведение. В интересах организации
нужно иметь четкие модели ролей.
Понять личность можно лишь через раскрытие
ее социальных ролей.
Теория Личности Ролевая
- теория, согласно к-рой личность описывается
посредством усвоенных и принятых субъектом
или вынуждено выполняемых соц функций
и образцов поведения - ролей, обусловленных
соц статусом личности в данном сооб-ве
или соц группе Основные положения Тлр
сформулированы в соц психологии Дж Мидом
и в социологии соц антропологом Р Линтоном
15. культура как социологическая категория
В самом широком контексте
В узком смысле
слова под этим термином
Некоторые
культурные нормы,
16. основные элементы культуры
Культура включает
в себя три вида элементов:
1. Понятия (концепты).
Они содержатся главным образом в языке
и помогают людям организовать и упорядочить
свой опыт. Мы все воспринимаем мир через
формы, цвет и вкус предметов, но разные
культуры организуют свой мир по-разному.
Изучение слов определенного языка, таким
образом, дает человеку средства для ориентировки
в окружающем мире путем усвоения, накопления
и организации своего" опыта.
2. Отношения. Культура
в действительности не только описывает
при помощи понятий то, из чего состоит
мир, но и содержит определенные представления,
как эти составные части связаны друг
с другом в пространстве и времени, по
значению (черное противоположив белому)
и каузально (пожалел ребенка - испортил
ребенка). Каждая культура характеризуется
своими взглядами на взаимоотношения
между понятиями как реального мира, так
и мира сверхъестественного. Христианская
теология, например, пытается объяснить
создание мира божественным началом.
3. Ценности. Этот элемент
культуры представляет собой разделяемые
всеми убеждения относительно целей, к
которым следует стремиться. Они лежат
в основе моральных доктрин. И хотя разные
культуры могут полагать ценностями разные
вещи, каждое социальное устройство делает
свой выбор - что считать ценностью, а что
нет.
17. конркультура и субкультура
Культура становиться
“массовой”, когда её продукты стандартизируют
и распространяют среди широкой
публики. Во всех обществах существует
множество подгрупп, имеющих различные
культурные ценности и традиции. Для
отражения культуры в социологии
используется понятие субкуль-туры.
Субкультурой называют систему норм и
ценностей, отличающих группу от большинства
общества. Субкультура -- это набор символов,
убеждений, ценностей, норм, образцов поведения,
отличающих то или иное сообщество или
какую-либо социальную группу. Каждое
сообщество создает свою субкультуру.
Субкультура не отрицает общечеловеческой
культуры, но г. то же время она имеет свои
специфические отличия. Эти отличия свя-заны
с особенностями жизнедеятельности тех
или иных сообществ.
Субкультура формируется под влиянием
таких факторов, как социальный класс,
этническое происхождение, религия и место
жительства. Ценности субкультуры воздействуют
на формирование личности членов группы
Можно выделить национальные, конфессиональные,
профессиональные субкультуры организаций,
социальных групп и т. д. Термин «национальная
культура» применяется для определения
символов, верований, ценностей, норм и
образцов поведения, которые характе-ризуют
человеческое сообщество в той или иной
стране, государстве. В государстве, однородном
в лингвистическом и этническом отношении,
может быть одна национальная культура.
Однако в большинстве стран земного шара
имеется несколько различных национальных
культур. Как правило, в этих странах можно
выделить субкультуру большинства наций
и субкультуры национальных меньшинств.
Примером такого соотношения культур
является Российская Федерация.
Для социологии важно определить, смешиваются
ли эти суб-культуры, сосуществуют и терпимо
относятся друг к другу или же имеют место
культурные конфликты. Часто культурные
меньшин-ства прилагают особые усилия,
чтобы сохранить свою самобытность, защитить
свои ценности и выжить в среде, где преобладают
культу-ры большинства населения, которые
воздействуют на все остальные культуры
и даже подавляют их. От правильной культурной
полити-ки зависят состояние экономики,
социально-политический климат и все благосостояние
данного государства.
Термин “субкультура” далеко не означает,
что та или иная группа выступает против
культуры, господствующей в обществе.
Однако во многих случаях большинство
общества относится к субкультуре с неодобрением
или недоверием. Эта проблема может возникнуть
даже по отношению к уважаемым субкультурам
врачей или военных. Но иногда группа активно
стремиться выработать нормы или ценности,
которые противоречат основным аспектам
господствующей культуры. На основе таких
норм и ценностей формируется контркультура.
Известная контркультура в западном обществе
- богема, а наиболее яркий пример в ней
- хиппи 60-х годов.
Ценности контркультуры могут быть причиной
длительных и неразрешимых конфликтов
в обществе. Однако иногда они проникают
в саму господствующую культуру. Длинные
волосы, изобретательность в языке и одежде,
употребление наркотиков, характерные
для хиппи, получили широкое распространение
в американском обществе, где главным
образом через средства массовой информации,
как часто бывает, эти ценности стали менее
вызывающими, поэтому привлекательными
для контркультуры и, соответственно,
менее угрожающими для культуры господствующей.
18. язык и культура: условия общения
Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка, форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, форма обобщенного отражения действительности.
Культура речи - это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Правила речевого поведения, этические нормы речевой культуры являются одним из важнейших компонентов профессионального общения.
Под этическими нормами общения понимается речевой этикет: речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т.п.; обращение на "ты" и "вы"; выбор полного или сокращенного имени, формы обращения и др.
19. социальное взаимодействие
как фундамент общественной
"Под социальным
В результате мы получаем первую типологию социального взаимодействия (по видам):
· физическое;
· вербальное;
· жестовое.
Основные формы взаимодействия:
· кооперация - сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи;
· конкуренция – индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями;
· конфликт – скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.
20. социальное действие и социальный обмен
Социальные действия - это определенная система поступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп. Основой социального действия выступают контакты, без них не может зародиться желание вызвать определенные реакции индивида или группы, изменить их поведение.Основные теоретические формулировки, базирующиеся на допущении о том, что поведение есть функции последствий, соответствующих вознаграждений и наказаний, были разработаны Хомансом в 1961 г. и уточнены в 1974 г. Они включают пять главных положений:
1. “Положение об успехе”. Чем
чаще деятельность