Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 19:15, шпаргалка

Краткое описание

46. Методы сбора социологической информации: анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент.
Вся общность, на которую распространяются результаты исследования, называется генеральной совокупностью.
Т.к. большинство исследований носит выборочный характер, то важно грамотно, по правилам отобрать необходимое количество людей для опроса, т. е. провести выборку. В этом случае микромоделью генеральной совокупности является выборочная совокупность, т. е. отобранное по строго заданному правилу определенное число элементов генеральной совокупности, подлежащее непосредственному исследованию.

Файлы: 1 файл

Шпоры соц все..doc

— 556.00 Кб (Скачать)


 

  46. Методы сбора социологической информации: анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент.

Вся общность, на которую распространяются результаты исследования, называется генеральной совокупностью.

Т.к. большинство исследований носит выборочный характер, то важно грамотно, по правилам отобрать необходимое количество людей для опроса, т. е. провести выборку. В этом случае микромоделью генеральной совокупности является выборочная совокупность, т. е. отобранное по строго заданному правилу определенное число элементов генеральной совокупности, подлежащее непосредственному исследованию.

Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Существует несколько видов опроса, прежде всего анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование. Это самостоятельное заполнение анкеты. Возможно индивидуальное  и групповое анкетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету.

   Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента.

   Существует несколько разновидностей интервьюирования: прямое (когда социолог непосредственно беседует с респондентом); опосредованное (беседа по телефону); формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фокусированное (в центр внимания ставится конкретное явление); свободное интервью (свободная беседа без заранее заданной темы).

  Социологическое наблюдение - это целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов в дневнике наблюде­ния с помощью кино- , фото- или радиомагнитофонной  аппаратуры. Наблюдение позволяет получить «срез» знаний о наблюдаемом явлении или процессе в его динамике.

    Наблюдение может быть различным: неструктурализованное (когда отсутствует детальный план наблюдения, определены лишь общие черты ситуации); структурализованное (имеется детальный план наблюдения, инструкция, имеется достаточная информация об объекте); системное,  несистемное.

   Интересные результаты можно получить при включенном наблюдении, когда исследователь работает или живет вместе с изучаемой группой. Это полевая работа, где исследование проводится в естественных условиях в отличие от лабораторного (с созданием определенных условий-эксперимент).

  Эффективным методом сбора информации является анализ документов. Этот метод используется при исследовании прошлых явлений, помогает выявлению тенденций развития. Применяется в сочетании с другими методами, может носить контрольный характер. Источником анализа служат доклады, протоколы, решения, публикации, письма, записки, личные дела, отчеты, архивные материалы и пр.

               

 

               

 

 

45. Программа социологического исследования, её составные элементы.

Программа социологического исследования – научный документ, в котором изложены основные принципы, теории и методологии исследования, его процедуры и организации.

                Программа  социологического исследования выполняет три функции:

                Методологическая функция программы социологического исследования состоит в определении научных проблем для решения, которых проводится исследование; формирование цели и задач исследования; фиксировании исходных представлений об объекте; установлении отношения исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.

                 Методическая функция программы состоит в том, что в программе разрабатывается общий план исследования: теория – факт – теория. Эта функция показывает, как использовать методы и способы сбора и анализа информации, позволяет разработать процедуру исследования, сравнить полученные результаты с аналогичными исследованиями.

                Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива, обучает установлению контроля за ходом и процессом исследования.

                   «Идеальная» программа социологического исследования включает два раздела.

Методологический раздел программы:1. формулировка проблемы; 2. определение цели и постановка задач исследования;3. выявление объекта и предмета исследования;4. уточнение и интерпретация основных понятий;5. предварительный системный анализ объекта исследования;6. выдвижение  гипотез (рабочих и научных).

Процедурный (методический) раздел программы:1. построение выборки;2. разработка основных процедур сбора и анализа исходных данных.3. принципиальный (стратегический) план исследования;

Программа дополняется рабочим планом, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы и т.д.

Нередко разработка проходит два этапа. Вначале набрасывается макет программы с указанием цели, задач исследования, приблизительной формулировки гипотез; за этим следует стадия полевого исследования по формулятивному плану и, наконец, составляется полная программа исследования с учетом литературных источников и полевых наблюдений.

Эффективность социологического исследования зависят от научного уровня разработки его программы. В противном случае социологическое исследование не может привести к ожидаемым теоретическим выводам, эффективным практическим рекомендациям и часто не оправдывает значительных материальных затрат.

Общие требования, предъявляемые к «идеальной» программе:

1) необходимость программы. Беспрограммное исследование напоминает поиск методом проб и ошибок: расход энергии часто не оправдывает познавательный эффект;

2) эксплицитность программы. Все её положения должны быть четкими и ясными, все элементы продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы;

3) логическая последовательность всех элементов программы;

4) гибкость программы, что подчеркивает связанность всех её элементов в динамике развития процесса исследования, обязывает систематически обозревать все разделы программы по мере того, как обнаруживаются ошибки в каком-то собой небольшую часть населения Земли, многое в развитии глобализационных процессов вызывает справедливые протесты и нарекания остального мира.

 

43. Понятие и сущность глобализации, её основные характеристики.

Глобализация - это формирование и утверждение целостности, взаимосвязанности, взаимозависимости, интегральности мира и восприятия его таковой общественным сознанием. Это собирание, единение человечества в целостном мире. Мир  превращается в единую систему, обладающую едиными характеристиками.

Главной движущей силой глобализации служит развитие информационных, телекоммуникационных технологий, благодаря которым значительно возросла интенсивность взаимодействия людей в разных странах мира. Повсеместное использование интернета и мобильных телефонов способствует углублению и ускорению процесса глобализации.

Другим двигателем глобализации служит прцесс интеграции мировой экономики. Но в ней все больше доминируют нематериальные виды деятельности. Экономика производит информационно-программное обеспечение, продукты СМИ, индустрии развлечений, а также услуги, поставляемые через интернет. Появление информационной экономики связано с воспитанием широкого слоя технически грамотных потребителей готовых использовать достижения в области компьютерных технологий и средств телекоммуникаций в повседневной жизни.

Основными факторами глобализации выступают расширение экономических контактов между странами, признание безальтернотивности рыночной экономики и достоинств западной демократии, информационно и коммуникационно- технологическая революция, появление транснациональных факторов, а также возникновение и обострение глобальных проблем.

Развитию глобализации способствует несколько факторов:

1) Изменения в политике, среди которых не последнее место занимает окончание «холодной войны», распада СССР и разрушение идеала коммунизма в социалистических странах Восточной Европы, возникновение новых международных и региональных механизмов управления ООН и ЕС, создание межправительственных и международных неправительственных организаций («Грин Пис», «Красный Крест»).

2) Распространение информационных технологий расширило возможности установления контактов между людьми по всему миру. Теперь каждый человек в большей степени осознает свою взаимосвязь с другими людьми и эмоционально соучаствует в глобальных процессах, чем когда-либо.

3)Роль транснациональных корпораций. Таковыми считаются компании, которые продают товары или услуги на рынках более чем одного гос-ва. ТНК составляют основу экономического аспекта. Они создают условия для распространения новейших технологий во всем мире и они являются главными участниками финансовых рынков. К другим видам ТН – факторов относят мигрантов, зарубежных туристов, уникальных специалистов и прфессионалов высокого класса, музыкантов, спортсменов, работников шоу-бизнеса, персонала ТНК, дипломатов, пилотов международных линий, студентов.

По своей природе процесс глобализации не может быть бесконфликтным. Один из источников противоречий, порождаемых глобализацией – большие перепады потенциалов отдельных участников. Неравенство стартовых возможностей, предопределяющее распределение ролей, закладывает семена будущих конфликтов между выигравшими и проигравшими от глобализации.

Другой источник конфликтогенности – коренное различие в образе жизни, в отношении к различным сторонам бытия, в ценностных установках. Сегодняшняя глобализация в основном детище  Запада, прежде всего США. Поскольку западная цивилизация представляет собой небольшую часть населения Земли, многое в развитии глобализационных процессов вызывает справедливые протесты и нарекания остального мира.

Глобальные прблемы современности:

-проблемы предотвращения мировой термоядерной войны, обеспечивание безопасности людей, устранение экономической отсталости некоторых стран;

-проблемы, возникающие в результате взаимодействия общества и природы;

-проблемы, обуславливающие отношения человека и общества: возникли задачи ограничения стремительного роста насенления, предвидение и предотвращение отрицательных последствий НТП, борьбы с распространением алкоголя и наркомании, совершенствование образования и здравоохранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Социальный прогресс: понятие, содержание, характер и критерии.

Социальный прогресс – тип развития социальной сферы, процесс происходящих в ней изменений, при которых она или отдельные её элементы, отдельные социальные явления переходят на более высокую – в соответствии с объективными критериями – ступень, стадию зрелости либо происходит  количественное нарастание присущих соответствующим  социальным явлениям  позитивных характеристик. Социальный прогресс  характеризуется  преодолением или смягчением социальных противоречий и конфликтов, упрочением социальных связей и, следовательно, социальной сплоченности, улучшением условий жизни все более широких масс.

Развитие чел. общ-ва идет по линии нарастания прогрессивных социальных изменений: улучшение условий труда, обретение личностью большей свободы, политических и социальных прав и т.д.

Но перевести теоретическое понимание социального прогресса на язык социологии очень трудно. Можно ли, к примеру, однозначно утверждать, что этапы преобразования законодательной власти в России в ХХ веке (Государственная дума в дореволюционной России, Верховный Совет – в советский период, Федеральное собрание – в послесоветский период) являются этапами прогрессивного развития?

Существуют две  крайние точки зрения на проблему прогресса в истории общества. Одна заключается в утверждении абсолютности и неизбежности  прогрессивного развития общества в целом и многих отдельных его сфер. Прогресс неостановим, прогрессивная тенденция пробьет себе дорогу через все препоны. Отсюда делаются выводы о светлом будущем, хотя никто не представляет, в чем оно заключается и какими конкретными путями и способами может быть достигнуто.

              Другая крайность – состоит, по существу, в отрицании возможности научной постановки вопроса о социальном прогрессе. Представители таких взглядов обычно выносят  проблему прогресса за рамки социальной науки. Прогресс –понятие субъективное, ему нет места в строгой науке.

              Противоречивый характер социального прогресса. Выделяют  сферы социальной жизни, относительно которых не применяется  понятие прогресса, хотя они и подвержены значительной эволюции. Это, прежде всего, область искусства. Искусство как социальный институт не стоит на месте, оно постоянно подвержено изменениям. Но понятие прогресса неприменимо, когда рассматривается эстетическая сторона искусства.              Аналогичным образом следует оценивать и эволюцию некоторых  других социальных институтов и явлений: мировые религии, фундаментальные философские системы.

Но следует выделить и такие сферы жизнедеятельности общества историческое развитие которых квалифицировано как прогресс: наука, техника, технология.

              Прогресс не единственный тип социальных изменений. Существует еще и такой тип, как регресс,  противоположный прогрессу. Это развитие от сложного к простому, деградация, понижение уровня организации, ослабление и затухание функций, застой. Наряду с этим и типами существуют и так называемые тупиковые линии развития, приводящие к гибели тех или иных социокультурных форм и структур.

              Противоречивый характер социального прогресса проявляется в том, что развитие многих социальных структур и процессов, явлений, объектов ведет одновременно к их продвижению вперед в одних направлениях и к отступлению, возвратам назад в других направлениях, к улучшению в одном и ухудшению в другом.

              Оценку характера социальных изменений производят и по их результатам. Конечно, оценки могут быть и субъективными, но могут основываться и на объективных показателях. К субъективным оценкам можно отнести такие, которые исходят из желаний, стремлений, позиций отдельных групп или слоев населения или даже отдельных личностей. Главную роль тут играет удовлетворенность социальных групп происходящими  изменениями. Если тот или иное социальное изменение имеет негативные последствия для положения, некоторой (допустим, небольшой) группы, оно обычно и оценивается ею как неправильное, даже антинародное. Хотя для большинства общества оно может иметь важное положительное значение. Но бывает и наоборот, когда от изменений выигрывает меньшинство, а проигрывает явное большинство. В любом случае представители выигравшей группы будут оценивать результаты изменений как положительные, а проигравшие – как отрицательные.

              Гуманистический смысл критериев социального прогресса. Что касается конкретных критериев социального прогресса, то по этому вопросу также ведутся дискуссии между представителями разных школ и направлений. Наиболее предпочтительны позиции тех авторов, которые стремятся придать  критериям  социального прогресса гуманистический смысл. Дело в том, что недостаточно говорить о социальных изменениях, в том числе и о социальном развитии, толь как об объективно совершающихся  процессах, «процессах в себе». Не менее важны и другие их стороны – их обращенность к человеку, группам, обществу в целом. Ведь задача заключается не только в том, чтобы зафиксировать  сам факт социальных изменений и социального развития. Нужно определить их гуманистический (или антигуманистический) смысл – ведут ли они к благосостоянию человека или ухудшают уровень и качество его жизни.

              Социолог должен стремиться находить более или менее объективные показатели для оценки социальных изменений, квалификации их в качестве прогресса или регресса. Так, в ИСПИ РАН была разработана обстоятельная «Система социальных показателей российского общества». Она была разделена на четыре группы по сферам общественных отношений: собственно социальную, социально-политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную. В каждой из сфер показатели разбиты на три группы по видам измерения: объективные данные, определяющие «фон» общественных отношений; количественные характеристики общественных отношений, фиксируемые статистическими методами, и, наконец, качественные характеристики общественных отношений, фиксируемые социологическими методами. Наложение показателей на сферы общественных отношений позволяет выделить 12 измерительных подсистем, которые могут служить основой системной оценки уровня развития каждой сферы общественных отношений и общества в целом.  

 

38. Социальные изменения: понятие,  типы и виды, формы и механизмы реализации.

  Социальные изменения – это различные перемены,  происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом как социальной системе.  Данное понятие   не содержит оценочного компонента, охватывает широкий круг разнообразных социальных перемен безотносительно к их направленности. Оно фиксирует факт социального изменения в той или иной области, факт сдвига, перемены в широком смысле слова. Это прирост населения, рост образовательного уровня, уменьшение информированности, изменение взаимоотношений между рабочими и администрацией, когда на предприятии происходит реорганизация и т.д.

Основные   типы социальных изменений: естественно, природные изменения;изменения демографические; изменения, происходящие в производственной сфере (от примитивного собирательства до современных информационных систем); изменения, происходящие в системе управления; изменения в социальной организации (с  одной стороны, совершенствуются традиционные связи, а с другой – возникают новые виды организации и устанавливаются связи между ними; изменения в рамках социальной структуры. В каждом из элементов (семья, группа и т.д.) общества происходят свои изменения, воздействующие на характер общественного развития; изменения, происходящие в духовной сфере.

Виды  социальных изменений:

1. Структурные социальные изменения. Таковы, например, изменения в структуре семьи (полигамная, моногамная, многодетная, малодетная) и т.д.

2. Изменения, затрагивающие социальные процессы.Это изменения, происходящие в сфере социальных взаимодействий и взаимоотношений различных общностей; общностей, институтов и организаций; общностей, институтов, организаций и личностей. Это – отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности, которые постоянно находятся в процессе изменения.

3. Изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций. Так, в соответствии с Конституцией РФ произошли существенные изменения в функциях законодательной и исполнительной власти страны. Федеральное собрание страны в значительной мере отличается и по структуре, и по функциям от прежнего парламента – Верховного Совета.

4. Изменения в сфере мотивации индивидуальной и коллективной деятельности. Например, при переходе к рыночной экономике существенно меняется мотивационная сфера огромных масс населения. На первый план выступают мотивы личного денежного заработка, что оказывает влияние на их поведение, мышление, сознание.

Формы и механизм социальных изменений.

Эволюционные социальные изменения - это изменения частичные и постепенные, осуществляющие как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных социальных системах;

Цель функциональных изменений  - приспособление (адаптация) к меняющимся условиям окружающей среды (природной и социальной) и внутренним потребностям  социальной системы.

Реформы в социальных системах. Преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы предполагают постепенное изменение. Они проводятся «сверху» с помощью новых законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы, без её качественных изменений.

Революция  – кардинальное, происходящее, как правило, в ограниченный исторический отрезок времени, изменение характера всех социальных отношений в обществе. Революция – это переворот снизу.

Циклические социальные изменения – эта форма  включает эволюционные и революционные изменения, восходящую и нисходящую тенденции.  Это определенный ряд изменений, который в совокупности образует цикл. Конечная точка цикла как бы повторяет первоначальную, но только в других условиях или на другом уровне.

Социальная модернизация. Под модернизацией понимаются прогрессивные социальные изменения, в результате которых социальная система (подсистема) улучшает параметры своего функционирования. Например, процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть  модернизацией.

Социальная  трансформация (от лат. – преобразование, превращение) – это процесс изменения социума, неизбежный в условиях переходных систем.

Социальный кризис. Кризис (от лат. – решение, поворотный пункт, исход) – тяжелое  переходное состояние социальной системы, предполагающее радикальные изменения для решения возникающих проблем.             

Среди механизмов изменений выделяют адаптационный и кризисный. Адаптационный механизм обеспечивает изменение посредством приспособления системы к условиям среды. Особенность  этого механизма в том, что он позволяет предвидеть результаты действия, а значит и прогнозировать события.

  Кризисный механизм ведет к резкому качественному изменению протекающих в системе процессов (например, социальная революция). При чем переход системы в новое состояние неоднозначен, т.е. существует множество возможных структур, в рамках которых в дальнейшем она может развиваться. Предсказать заранее, какая из этих структур реализуется, нельзя, так как это зависит от тех случайных воздействий внешней среды, которые в момент перехода через пороговое состояние и будут определять отбор.

44. Основные характеристики социологического исследования, его этапы и виды.

                Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью – получить объективно-достоверную информацию об изучаемом социальном процессе или явлении для последующего использования в практике.

                Этапы социологического исследования:

Подготовительный  этап – уточняется тема, разрабатывается теоретическая концепция и программа данного исследования, устанавливается выборка и т.д.

Полевой этап связан со сбором первичной социологической информации в «поле»,– получение информации от её носителей: в аудиториях, на улицах, в классах, домах, на производстве и т.д.

Этап подготовки и обработки информации. Весь собранный материал (массив) изучается с точки зрения отклонения выборки от расчетных параметров. Процедура проверки собранного массива включает просмотр методических документов на предмет точности, полноты и качества заполнения и выбраковку тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям.

Заключительный этап или анализ информации и подготовка итоговых документов. В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы. На этом этапе оформляются результаты исследования.

1. Вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей, выдвинутых задач. Теоретические исследования, ориентированы на разработку теорий.

Эмпирические социологические исследования касаются изучения конкретных социальных проблем, часто связанных с решением практических задач, регулированием межгрупповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов.

2. В зависимости от сложности решаемых в ходе исследования задач различают:

Разведывательное  исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена.

Описательное исследование –позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе апробированного инструментария. Они обычно применяются в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками.

                Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его количественные и качественные параметры, т.е. выяснить причины, которые лежат в его основе и обусловливают его характер и специфику.

              3. В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования – точечное и повторное.

                Точечное исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в определенном смысле может быть статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.

                Повторное социологическое исследование  – это исследование одного и того же или различных контингентов, проводимые несколько раз, через определенные промежутки времени, в одинаковых или различающихся условиях. Повторные исследования, в свою очередь, делятся на:

                Трендовые  исследования осуществляются на аналогичных выборках или в рамках единой генеральной совокупности  с интервалом во времени с целью анализа изменений на уровне отдельной группы, совокупности.

                Панельное  исследование- обследованию подвергаются одни и те же люди через одинаковые временные интервалы. Соблюдение единообразия при проведении панельного исследования – важнейшее условие корректности его результатов. При проведении панельных исследований получают информацию именно об индивидуальных изменениях в обследуемой совокупности.

                   Если же моменты  повторного обследования выбираются с учетом генезиса самой изучаемой совокупности, по мере достижения обследуемой совокупностью определенной стадии своего развития, то такое исследование называется лонгитюдным.

                Если в панельных исследованиях объектом наблюдения могут быть любые возрастные группы, то в лонгитюдных исследованиях, как правило, изучается только молодежь как наиболее динамично развивающаяся возрастная группа.

              Мониторинг – это повторные исследования общественного мнения по различным проблемам. Ими могут быть проблемы отношения различных групп населения к экономическим реформам, к политическим событиям и т.д.

              В зависимости от масштабности выделяют:

              Международные исследования охватывают как минимум  две страны и проводятся по тематике, представляющей общий интерес.

              Общенациональное исследование проводится в масштабах страны и, как правило, связано с изучением общественного мнения по наиболее злободневным проблемам (например, выборы президента).

              Региональные исследования осуществляются в масштабах области, края, республики.

              Отраслевые исследования представляют интерес с точки зрения изучения проблем, имеющих значение для отдельной отрасли.

              Локальные исследования предполагают изучение и анализ проблем, представляющих интерес и значение для отдельного предприятия (фирмы, учреждения, организации).              

 

 

 

40. Понятие  и сущность социальных процессов, их  классификация.

Понятие «процесс» (лат) – продвижение, прохождение – в толковых словарях определяется в двух смыслах: а) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; б)  совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Оба указанных значения данного понятия отражают существенные стороны в развитии любых социальных явлений.

Социальные процессы протекают во времени и пространстве, которые выступают как их формы и одновременно условия и способы существования.

Каждый социальный процесс имеет логически прослеживаемую последовательность, где предыдущие её этапы с необходимостью предопределяют последующие. Процесс состоит из нескольких стадий – это зарождение, функционирование, развитие, ослабление, исчезновение социального процесса. Характеризуя его состояние, назовем стабильность, застой, кризис. Социальные процессы характеризуются также непрерывностью.    

Социальные процессы протекают в трех режимах. 1)Режим функционирования-это простое воспроизводство структурами системы повторяющихся изо дня в день отношений между элементами и подсистемами. Традиции и преемственность в развитии связей субъектов социальных процессов обладают приоритетом перед любыми инновациями.

2) Режим развития-это интенсивное взаимодействие внешних и внутренних факторов, ведущее к повышению соответствия социальным системам другими сферам общественной жизни, нарастанию сложности её строения, повышению способности применять гибкие стратегии и технологии управления с учетом разнообразных интересов субъектов.

3) Режим упадка, распада социальной целостности. Это «регрессивная метаморфоза» социальной системы.

Развитие может быть прогрессивным и регрессивным, революционным и эволюционным.

   Характеристика социальных процессов:

1. Всеобщность социальных процессов. Ибо ничто не может осуществиться в обществе помимо социальных процессов. Его содержанием оказывается деятельность, поведение и действия людей по отношению др. к др. или ко всему прочему, что их окружает.

2. Связь социальных процессов с осуществляющими их субъектами. Эта характеристика дает возможность видеть  реально действующего субъекта, его роль и место в обществе, в структуре деятельности общества, его ответственность за результаты труда и т.д.

3. Массовый характер социальных процессов – единичные действия людей или отдельные события жизни не могут называться социальными процессами.

4. Устойчивость социальных процессов - логически прослеживаемая причинно-следственная взаимосвязь, последовательность явлений.

5. Самодеятельность участников социальных процессов - возникновение и осуществление социальных процессов как общественная инициатива, а не как проявление формально-лозунгового характера.

Социальные  процессы выступают основой и источником жизнедеятельности общества, его социальных изменений, социальной динамики. Они с необходимостью осуществляются во всех сферах жизни.

Классификация социальных процессов

   Кооперация - процесс, в ходе которого представители одной или нескольких социальных групп действуют совместно и скоординировано ради достижения единой цели. Основой кооперации является взаимная выгода.

    Конкуренция(борьба) - попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичной цели.

  Приспособление - принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения.

  Подчинение - обязательное условие процесса приспособления, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным.

   Компромисс - форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменившимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Компромисс – это баланс, временное соглашение; как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс.

  Необходимым условием для успешного протекания процесса приспособления является  терпимость по отношению к новой ситуации.

   Ассимиляция - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двусторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам.

   Амальгамизация - биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.

   Значение процессов ассимиляции и амальгамизации заключается в основном в стирании границ между группами, уничтожении формального разделения, появлении общей идентификации членов группы.

  Классификация социальных процессов может осуществляться по критерию их направленности. 1) Социальные процессы, которые связаны в первую очередь с совершенствованием общественных отношений. 2) Социальные процессы, порожденные функционированием конкретной общественной системы, не ведущие в то же время к её непосредственному изменению, это – социальная мобильность, инфляция, безработица, преступность. Социальные процессы, относимые к данной группе, могут рассматриваться как конструктивные и деструктивные. Одни служат механизмом развития общественных отношений, другие тормозят его.

 

41.  Коллективное поведение: сущность,  типы. Формы массового поведения.

Коллективное поведение – это групповая реакция на ситуацию, затрагивающую интересы общности людей.  Коллективное поведение всегда связано с действиями некоторой общности, большого количества людей, минимальное взаимодействие между которыми происходит вне традиционных и четко сформулированных норм.

2 вида общности:1) Локализованная образуют люди физический контакт друг с другом(толпа); 2) Рассредоточенная общность– те, кто оказывает взаимное влияние, несмотря на большие расстояния между ними.

              Масса –это люди, наблюдающие и реагирующие на одно и то же событие, но не присутствующие рядом друг с другом. Они формируют общую манеру поведения относительно этого события, хотя и не находятся в прямом контакте.

                 Толпа –является временным скоплением людей в одном месте и в одно время, но такое, что они могут воздействовать друг на друга. Например, пассажиры автобуса и т.д.

Четыре основных типа  поведения толпы.

              Случайная толпа- это собрание людей, не имеющих  между собой ничего общего, за исключением того, что они наблюдают одно и то же явление.  Это очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиров в одном поезде, самолете и т.д.

              Конвенциальная толпа представляет собой группу людей, собравшихся вместе с какой-нибудь  конкретной целью и обычно соблюдающих  установленные правила.  Например,  это участники религиозной службы, зрители  театрального спектакля и т.д.

              Экспрессивная толпа – это совокупность людей, которые собрались вместе  для получения личного  морального удовлетворения, выражения своих чувств и интересов. Городские танцплощадки, молодежные дискотеки и т.д.

              Активная толпа – это возбужденное, восприимчивое собрание людей, занятых бунтом, грабежом или проявляющих  иные  формы агрессивного поведения, где признанные  нормы не имеют никакой ценности. Футбольные фанаты, устраивающие погромы после матча, представляют активную, или агрессивную толпу.

Общие характеристики толпы:

              Внушаемость. Члены толпы склонны к большей внушаемости, чем та, что свойственна им в обычных социальных условиях.               Анонимность человека в толпе способствует развитию  состояния обезличивания, что дает им совершать  социально неодобряемые поступки. Неуязвимость. В  толпе  индивиды  часто обретают  ощущение необычной силы и выносливости. Более того, им  начинает казаться, что механизмы социального контроля имеют меньшую вероятность применения к ним  как индивидам. В таких обстоятельствах может иметь место всплеск поведения, обычно неодобряемого нормами общества, например, агрессивные поступки, воровство, вандализм и выкрикивание непристойностей. 

Формы массового поведения:

Слухи не обладают достаточной и надежной информационной основой. На распространение слухов активно влияют средства массовой информации. Интенсивность и направленность слухов, глубина их проникновения в массовое сознание являются важнейшими показателями состояния общества, степени социальной напряженности в нем.

Разновидностью слухов выступают сплетни. Новости о том, сколько бриллиантов у первой леди государства, или о том, с кем разводятся и на ком женятся рок-звезды, - это сплетни. Они основаны на любопытстве.

Мода и увлечения. Мода – это нравы или предпочтения, которые сохраняются в течение короткого времени и получают широкое распространение в обществе. Мода находит выражение в таких явлениях, как  стили одежды, дизайн автомобилей, архитектура жилища.

Увлечения – это нравы или предпочтения, которые сохраняются в течение короткого времени и получают распространение только  у определенной части общества. Увлечения наблюдаются в области развлечений, новых игр, популярных мелодий и т.д.

Массовая истерия – состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами. Примерами массовой истерии являются средневековая «охота на ведьм», послевоенная «холодная война».

                Паника – это иррациональные и неконтролируемые коллективные поступки людей, вызываемые  наличием какой-то  непосредственной  страшной угрозы. Паника случается в экстремальных условиях: кораблекрушение, пожар, землетрясение, наводнение и т.д.

Погром – коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Погром часто принимает вид шовинистического выступления против какой-либо национальности или иной группы населения, сопровождающегося грабежами и убийствами.

Формы организованного протеста. Протест – активная форма защиты своих интересов от посягательств извне.  Формы протеста: открытый пассивный протест  (невыполнение приказов); скрытый пассивный протест (подстрекательство к сопротивлению); открытый активный протест (демонстрации); скрытый активный протест и сопротивление (террористическая борьба).

   Демонстрация – временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-то целей или в знак протеста против чего-то. Она требует предварительного планирования и подготовки.

Формы коллективного недовольства или протеста:

                Революцию -это захват государственной власти лидерами массового движения путем насилия в целях осуществления коренных социальных форм. Революция вовлекает в свою орбиту широкие массы людей, не ограничиваясь местным уровнем.

   Бунт и мятеж относятся к узкогрупповым и локальным формами выражения коллективного недо­вольства или протеста. Бунт и мятеж ограничиваются эмоциональным протестом.

                 Смута - неявно выраженное недовольство существующим положением вещей - служит своеобразным прологом к бунту и мятежу.

 

42. Социальные движения: сущность, причины, жизненные циклы, типы.

Социальные движения выступали и выступают  и как источник социальных перемен, и как импульс напряжений и конфликтов, и как средство и инструмент их преодоления.

  Содержание  понятия «социальное движение» органически связано с такими социальными процессами как коллективные действия, социальные изменения и сопротивления им, конфликтное взаимодействие соперничающих групп и классов, социокультурные ориентации различных сообществ, их борьба за социальный контроль.

  Причиной  появления социальных движений  является недовольство существующим социальным устройством, неудовлетворенность жизнью в целом или какими-либо её сторонами. В  основе возникновения социальных движений лежат  объективные явления. Но не везде, где существует недовольство, такие движения возникают. Для этого  необходимо еще и наличие  субъективной готовности людей к объединению, к созданию социальных движений.

Жизненные циклы социальных движений

  Социальные  движения в процессе своего развития проходят четыре стадии:

  Стадия беспокойства.  Беспокойство лежит в основе возникновения всех социальных движений. Когда люди испытывают неуверенность в завтрашнем дне, видят социальную несправедливость, у людей возникает социальное беспокойство.

  Стадия возбуждения. Беспокойство  соотносится с определенными условиями, а причины несчастий с реальными социальными объектами, возникает побуждение к активным действиям. Сторонники движений собираются вместе, повсеместно появляются агитаторы движений, выделяются лидеры.  Эта стадия охватывает малый промежуток времени и заканчивается либо активными действиями, либо потерей интереса к этому движению.

   Стадия формализации. Очень многие движения,не оформляются в организации. Но те, которые действительно пытаются добиться значительных изменений  в обществе, должны быть организованы. Формализация превращает возбужденные массы в дисциплинированных членов движения, а неопределенную причину движения – в реальную и видимую цель. Стадия формализации занимает также короткий промежуток времени.

    Стадия институционализации наблюдается практически во всех движениях, которые длятся достаточно долго. На  этой стадии социальные движения обретают законченность и определенность. Оно обзаводится разработанной символикой, кодексами и идеологией, и практически становится организацией.

  Стадия распада движения. Прежде всего, следует помнить, что движение может прекратиться на любой стадии своего развития. Под влиянием внешних условий, внутренних сил или после достижения поставленных целей многие движения распадаются либо превращаются в социальные институты или организации.

Типология социальных движений

      В отечественной социологии социальные движения принято делить на типы и виды.

Экспрессивные движения возникают, когда люди находятся внутри ограниченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться и которую не в состоянии изменить. Каждый участвующий в таком движении индивид соглашается с существующей непривлекательной действительностью, модифицируя свое отношение к ней, но не модифицируя саму реальность. С помощью мечтаний, видений, ритуалов, танцев, игр и других форм эмоциональной экспрессии он находит долгожданное эмоциональное облегчение, что делает его жизнь терпимой.

Утопические движения. Утопические  движения сводились к попыткам создания идеальных социальных систем в кружках утопистов, но впоследствии они стали активно внедряться в реальные общества.Утопические идеалы жизнестойки и долговечны. Поэтому они могут забываться после распада движения и спустя некоторое время вновь возрождаться в других движениях.

Движения реформ можно рассматривать, как массовые действия  по  изменению и совершенствованию отдельных сторон общественной жизни и структуры общества  посредством проведения различных реформ без полной его трансформации.

Революционные движения – массовые действия, направленные на глубокое и полное изменение существующей социальной действительности, структуру, функции  и содержания деятельности большинства или многих социальных институтов. Революционные движения пытаются свергнуть, разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок, в значительной степени отличающийся от прежнего.

Движения сопротивления (оппозиционные) – это усилия определенных групп людей, направленные на блокирование возможных или искоренение происшедших изменений. Подобные движения всегда сопровождают движения реформ и революционные движения. Примером этого могут служить оппозиционные движения во многих обществах.

Политические движения. В тех случаях, когда массовые действия направлены на завоевание, укрепление или ниспровержение политической власти, существующего политического режима, государственных органов или выражаются в требованиях, обращенных к государству и другим властным органам, социальные движения приобретают характер движений политических.

Экологические движения— массовые действия, на­правленные на защиту окружающей среды  от негативной деятельности человека.

Молодежные движения - массовые действия, в ко­торые включены молодые люди, выступающие за созда­ние для них условий достойной жизни, автономии, сво­боды выбора профессии, места жительства, образа и сти­ля жизни.

Феминистские (женские) движения представляют собой массовые действия за уравнение женщин в правах с мужчинами, за эффективную охрану материнства и детства.

Национально-освободительные движения - массовые действия, направленные на ниспровержение иностранного господства и завоевание национальной независимости, на создание независимого национального государства.

              Движения в защиту мира представляют собой мас­совые действия против опасности новых войн, за уп­рочение мира и дружбы между народами.

 

19. Бюрократия  как специфический тип  социальных  организации.

Термин «бюрократия» введен французским ученым де Гурне (1745), означает власть чиновников. Данное понятие   употребляют в позитивном и негативном смысле. В позитивном смысле «бюрократ» - это любой управленец; в негативном смысле «бюрократ» - это такой управленец, чей стиль управления является деформированным, а качество управления хуже, чем общепринятое или базирующееся на некоей идеальной модели.

Бюрократизм – это особый тип поведения субъектов власти (политической, экономической), при котором наблюдается любая деформация качества управления, это всякое нарушение меры управления, отклонение качества управления в сторону количества, безмерности. Бюрократизм – такое негативное качество, которое можно устранять вечно и никогда не устранить. Сама характеристика бюрократизма имеет относительный, релятивистский характер.

Бюрократия – это форма организации современного общества, его управленческих структур, характеризующаяся жесткой регламентацией отношений между социальными институтами, группами и людьми, строгой иерархией власти, безличностью административной деятельности, существованием привилегированного слоя служащих, осуществляющих власть и господство в организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Понятия   социального статуса. Разновидности социальных статусов. Статусный набор.

Понятие социального статуса отражает место человека в социальной структуре общества, в системе общественных взаимодействий, связей, отношений, в его деятельности в различных сферах жизни, которое характеризуется определенным кругом прав и обязанностей, привилегий и свобод, независимо от его субъективных устремлений  и, наконец, оценку деятельности человека со стороны общества.

Социальные статусы взаимосвязаны: статус «преподавателя» имеет смысл только по отношению к статусу «студент», но не по отношению к продавцу, пешеходу или соседке. Для них он просто индивид, человек.

В социологии принято различать два статуса – социальный и личный.

К основным статусам относятся предписанные, достигаемые, личные, социальные,  профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные, семейно-родственные статусы.

Кроме них существует множество неосновных, эпизодических статусов, которые человек занимает временно. К примеру, статус пассажира существует столько времени, сколько человек едет в транспорте. Статусный набор – это совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду. Статусный набор каждого человека индивидуален, т.е. фиксирует положение человека в социальном пространстве, или, говоря иначе, позицию индивида в обществе. Статусный портрет человека не остается неизменным.

 

21. Понятие социальной роли. Ролевой набор. Ролевые конфликты и способы их  разрешения.

Социальный статус личности  проявляется в различных ролях, которые выполняет в процессе взаимодействия с окружающими людьми данная личность. Люди обладают статусом и исполняют роль (Линтон Р.). Социальной ролью называется   ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека, ассоциируемое с ним. Это определенная модель поведения, определенная функция, которая должна отвечать ожиданиям окружающих.

Поскольку человек в своей жизнедеятельности выполняет множество ролей, ассоциируемых со свойственным ему статусом, Р. Мертон ввел в социологию понятие «ролевой набор», обозначающее совокупность, ряд ролей, закрепленных за отдельным статусом. Каждый статусный набор привязан к отдельному ролевому набору.

Ролевой конфликт является острая форма ролевого взаимодействия, ведущей к противостоянию его сторон. В основе ролевого конфликта лежит противоречие либо между нормативными структурами социальных ролей, либо между структурными элементами социальной роли. Р. Мертон назвал ролевым конфликтом такую ситуацию, которая связана с необходимостью удовлетворения требованиям двух или более ролей.

Существует несколько довольно распространенных способов разрешения ролевых конфликтов:

- регулирование ролей. Это процедура «самоосвобождения» личности от ответственности за выполнение той или иной роли, часто выступающая как механизм бессознательной защиты от возможного ролевого конфликта.

- рационализации ролей. Он состоит в поиске индивидом оправдательных аргументов для того, чтобы уговорить и убедить себя в нормальности складывающейся ситуации, в том, что ему от этого будет не хуже, а лучше.

- разделение ролей – состоит в том, чтобы научиться быстро отключаться от ролей, приносящих отрицательные эмоции, и «снимать» таким образом ролевую напряженность.

 

22. Понятие социальные общности. Виды социальных общностей.

Социальные общности возникают и формируются в ходе взаимодействия между людьми. Нет ни одного человека, индивида, который бы не входил в общности. 

Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д.

Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности.

Социальная стратификация (расслоение общества) - иерархически ранжированное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг-другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам. Стратификационная система подразумевает характерное расслоение и способ его утверждения.

Виды социальных общностей: классы, проф. общности, отраслевые общности, этнонациональные, региональные, межэтнические, демографические, территориальные, расовые группы, производственные коллективы, семья.             

 

 

 

 

23. Социально-территориальные и национальные (этнические)  общности.

Социально-территориальные общности  - это совокупность людей, длительно проживающих  на определенной хозяйственно освоенной территории и связанных взаимоотношениями по её освоению и воспроизводству своей жизни.  Соци­ально-территориальные общности существовали и существуют в разных исторических условиях. Они возникли в результате перехода первобытных людей от кочевого собирательства, охоты и скотоводства к оседлому земледелию и животноводству. Их появление означало важный этап, по существу качественный скачок, в истории человече­ства. Социально-территориальные общности обладают своеобразием в социальном составе населения, специфическими традициями труда и досуга, организации семейного быта и общения; разнятся социальная и профессиональная ориентированность молодежи; отличаются уровни образования, общей культуры и профессиональной подготовленности людей. Территориальные общности являются основообразующими звеньями любого государства.

 

24.  Понятие и структура социальной группы. Классификация социальных групп.

Коллективы индивидов, которые взаимодействуют между собой и формируют социальные отношения, являются «социальной группой». Р. Мертон понимает под группой совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются  членами этой группы с точки зрения других. Центральный  элемент структуры социальной группы – это деятельность группы и каждого её члена, заданная их местом в системе общественного разделения труда, более широко – в системе общественных связей и отношений. . Деятельность группы и её членов определяет характер всех остальных элементов структуры, в первую очередь, межличностных отношений.

Межличностные отношения составляют  своеобразный «скелет» группы. Коммуникации между членами социальной группы могут приобретать самый разный характер – в зависимости от вида группы.

Групповые процессы охватывают все изменения, происходящие в группе, в том числе её развитие.

Групповые ценности – регуляторы функционирования и развития каждой социальной группы, принятые и поддерживаемые её членами. Групповые нормы и санкции.

Основные признаки классификации:

- на основе этнической или расовой принадлежности;

- на основе уровня культурного развития;

- на основе типов структуры, существующей в группах;

- на основе задач и функций, выполняемых группой в более широких общностях;

- на основе преобладающих типов контактов между членами группы;

- на основе различных видов связей, существующих в группах;

- на других принципах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Понятия «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность»

Человек – это самое общее (родовое) понятие, в котором отражаются общие черты, присущие всему человеческому роду. Он в своем действительном развитии есть, прежде всего, продукт взаимодействия биологического и социального. Человек – это высшая ступень развития живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной.

Человек в отличие от всех других видов животного мира является разумным и деятельным существом. Он - один из результатов длительной эволюции жизни. Его природа биосоциальна и главное в нем — способность мыслить. Наиболее «социологической» характеристикой человека является то, что он является   продуктом и субъектом общественных отношений, общственно -исторической деятельности и культуры.

В социологии словом «индивид» издавна обозначается отдельный человек как единичный представитель какого-то социального целого (исторически определенного общества или группы). Индивид экземплярен, уникален, неповторим. Это не просто «один», это всегда «один из». Различия людей как индивидов – это, во-первых, различия между самими общественными группами, к которым они принадлежат, а во-вторых, различия в том, насколько полно, насколько типически признаки одной и той же группы выражены в разных её представителях. Индивид - это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего, телесно) от других индивидов.

Проявляясь и утверждаясь в общественной жизни, индивид становится личностью, поскольку в отношениях с другими, ему подобными, в рамках  конкретных социальных общностей индивид выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества, вбирает в себя все многообразие социальных связей и отношений

14. Социализация личности: понятие, фазы и этапы. Десоциализация и ресоциализация.

    Проблема социализации в основе своей междисциплинарна и мультипарадигмальна.  Понятие «социализация» появилось в научном обиходе в 30-х гг. ХХ века.   В самом общем виде под социализацией следует понимать процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Одним из важнейших в теории социализации личности является вопрос о её этапах и фазах. Количество этапов называют разное, а фазы, как правило, рассматриваются одни и те же. При этом каждый этап социализации личности может включать в себя те же фазы, что присущи другим этапам.               Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе социализации. Их принято определять как фазы адаптации и интериоризации (интернализации).

                 Понятие «адаптация», заимствованное социологией из биологии. Оно приобрело значение приспособления личности к окружающей социальной среде и её освоение.  Интернализация – это процесс   включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, когда социальные правила становятся внутренними для индивида в том смысле, что они более не навязываются посредством внешних регуляций, а как бы налагаются индивидом самим на себя, становясь частью его «Я». Это процесс перевода внешних требований во внутренние установки человека.

  Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализация. Обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам взамен старым, т.е. изменение ранее социализированного, называется ресоциализация. Десоциализация и ресоциализация – две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.

 

15. Понятие социального института,   структура и  классификация социальных институтов.

Понятие социальный «институт» (от лат. - становление, учреждение) является  одной из наиболее  фундаментальных категорий  социологии. Оно  было заимствовано социологией  из юриспруденции, где его использовали для характеристи­ки отдельного комплекса юридических норм, регулирую­щих социально-правовые отношения: институт собственности, институт наследования, институт брака брак. В Древнем Риме пособия для юристов, дающие систематизированный обзор действующих законов частного права  назывались институциями. В социологи понятие  «институт»  сохранило эту смысловую окраску, однако приобрело более широкое толкование в плане обозначения некоторого особого типа устойчивой регламентации социальных связей и различ­ных организационных форм социального регулирования поведения субъектов, «как глубинных регуляторов общественных отношений». Социальные институты  служат  скрепками общества как целого, их конкретное содержание и изменение  - постоянные объекты социологических  исследований.    

Структура социальных институтов чаще всего включа­ет определенный набор составных элементов, выступаю­щих в более или менее оформленном виде в зависимо­сти от типа института. Из наиболее важных компонентов, составляющих внутреннюю структуру института, следует выделить: 1. - наличие объективного положения (статуса) индивидов в сфере определенного вида деятельности и общественных отношений; 2. -  совокупность ролей, которая выполняется людьми, ассоции­рованными в рамках данного социального института.; 3. -  обусловленность людей друг другом в рамках социального института всегда формализована, что обеспечивается наличием в его внутрен­ней структуре такого важного компонента, как социальная норма. Классификация социальных институтов. Большинство социологов считают  что главных институтов в человеческом обществе пять. Их предназначение – удовлетворять важнейшие жизненные потребности общности или общества в целом. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого – индивидуальная комбинация потребностей.

- потребность в воспроизводстве человеческого рода (институт семьи и брака);

- потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты);

- потребность в средствах существования (экономические институты);

- потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

- потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

 

16. Функции и  дисфункции, цели и задачи социальных институтов. Явные и латентные (скрытые) функции социальных институтов.

Функция – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе). Функцию социального института можно определить как ту пользу, которую он приносит обществу. Суть дисфункций  состоит в нарушении стабильности и равновесия в обществе через появление сбоев и деструктивных ситуаций в работе социальных институтов.

Функционирование социального института предполагает достижение определенной цели и решение конкретных задач, которые находят свое завершение в результатах деятельности его персонала. Результатом функционирования социального института могут быть созданные материальные и духовные ценности, удовлетворение личных и общественных потребностей и интересов, изменения в процессах общественной жизни.

Концепцию явных и латентных функций разработал в середине ХХ в. Р. Мертон. Первые – осознаваемые и произвольные функции социальных процессов, вторые – неосознаваемые и непреднамеренные. Соответственно  функции и дисфункции бывают явными, то есть официально заявленными, всеми осознаваемыми и очевидными для всех, и латентными, то есть скрытыми, не заявленными.

Явные функции социальных институтов непосредственно связаны с удовлетворением тех или иных потребностей людей. Они являются ожидаемыми и необходимыми, формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей.

Латентные функции институтов - это те, которые осуществляются на самом деле, непреднамеренно и могут быть непризнанными, если они и признаны, считаются побочным продуктом, т.е.  выражаются в непредусмотренных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их.

 

 

 

 

1.         0бъект и  предмет социологии, ее основные функции.

Объектом  социологии является общество, как социальная реальность.

Предмет социологии-объект споров и разногласий между социологами. Одни считают, что предмет социологии представляет собой всю совокупность социальных связей и отношений. Другие подчеркивают, что социальная структура с одной стороны и социальное поведение с  другой являются предметами социалогических исследований.

Социология является наукой изучающей общество и поведение людей, живущих в различных социальных общностях, а также многочисленные социальные процессы и явления.

       Основная     из     гносеологических     функций     социологии-     теоретикопознавательная, критическая. Теоретико-познавательная,  критическая функция состоит в том,  что  социология  накапливает  знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину  социальных отношений  и  процессов  в  современном  мире

       Описательная  функция  социологии  -  это  систематизация,   описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются  попытки  воссоздать  идеальную  картину социального объекта, его  действие,  взаимосвязи  т.  п. 

       Прогностическая функция представляет собой возможность и задачу предсказания будущих состояний различных элементов в предметной области социологии. Для этого социология формирует модели будущего развития общества, социальных групп, вырабатывает рекомендации. Особенно важно иметь прогноз в переходный период развития общества.

       Суть  преобразовательной  функции  социологии  в  том,  что   выводы, рекомендации,  предложения  социолога,  его  оценка  состояния  социального субъекта служит основанием для выработки и принятия  определенных  решений.

       Информационная функция социологии представляет сбор, систематизации и накопление    информации,    полученной    в    результате    исследований.

       Мировоззренческая функция   социологии   вытекает   из   того,   что объективно,  участвует в социально-политической  жизни  общества  и  своими исследованиями содействует прогрессу  общества.  Мировоззренческая  функция социологии выражается в использовании действительно  корректных  выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека.

Праксиологическая функция, направлена на реализацию моделей, рекомендаций. Эту задачу в основном решает прикладная социология. Практические рекомендации социологии тесно связаны с принятием решений, с практической деятельностью. Поэтому её часто называют управленческой функцией.

Функция  социального контроля. Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики  во всех сферах общественной жизни.

Идеологическая функция связана с  сознанием и волей людей. Осознанный интерес социальных групп общества, который становится жизненно важной целью для многих людей, отражается в особой форме сознания. Системное, комплексное оформление устремлений социальных групп выражено в идеологии, к формированию которой причастна и социология. В свою очередь, идеология влияет на постановку задач и способы их решения в самой социологии. Эта двойная связь идеологии с социологией заставляет последнюю выполнять идеологическую функцию.

Гуманистическая функция. Социология  может служить  улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию общественных отношений.

 

 

2. Структура и уровни социологического знания.

Социология является многоуровневой и многоотраслевой наукой. Один из подходов к структурализации социологического знания имеет следующий вид: 1 уровень – общесоциологическая теория; 2 уровень – теории среднего уровня; 3 уровень – эмпирическая социология.

Два первых уровня относят к теоретической социологии. Однако на первом уровне речь идет не просто о теории, а о научных направлениях или парадигмах. Парадигма в социологии – глобальное научное направление, в рамках которого формулируются теории, уточняются понятия, отрабатываются методы. На данном уровне можно говорить о различных подходах: историческом, демографическом, психологическом, поведенческом и культурологическом, с помощью которых социологи анализируют объект исследования – общество (социум).

Второй уровень «преломляет» общесоциологические теории в соответствии со сферами общественной жизни. На данном уровне обобщается реальный эмпирический материал, относящийся к отдельным группам, явлениям, процессам, институтам.  Например, теории общественного мнения, бюрократии, труда, политики, социализации и др. или частные, специальные социологические теории: социология рекламы, организационного поведения.

Третий уровень устанавливает и обобщает социальные факты, рассматриваемые сквозь призму различных теоретических подходов. При этом могут использоваться такие методы как опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.

Социология  представляет органическое сочетание теоретических и эмпирических (конкретных) методов. Невозможно пренебрегать теоретической составляющей. Лишь теоретическая модель способна логически объединить собранные в рамках прикладной социологии данные первичной информации, дать им смысловое объяснение, интерпретацию и за отдельными фактами увидеть социальное явление в целом. Но преуменьшать роль эмпирического в социологии также не следует. Специфика социологии, ее отличие от других общественных наук обусловлено наличием именно эмпирического уровня.

 

3. История становления учений об обществе. Возникновение социологии.

Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у истоков человеческой истории. Общество становится объектом анализа людей даже прежде самой личности — ведь в первобытном состоянии личность почти не выделяет себя из рода.

В середине первого тысячелетия до н. э. осознание неизбежности социального неравенства вылилось в концептуальное обоснование его необходимости. На Востоке критическое переосмысление социальных установок, заложенных в мифологическом сознании, было осуществлено в учениях Будды, Конфуция.

На Западе социальная мысль выражалась в Афинах V—IV вв. до н. э. в творчестве Сократа, Платона и Аристотеля, в учениях, которых оформились два важнейших вправления. Первое — выдвигает и обосновывает идею приоритета общего (при разном масштабе общности), общественного интереса. Оно представлено прежде всего учением Платона. Второе направление отстаивает идею приоритета интереса личности, индивида. Оно развивалось Эпикуром, киниками, Аристотелем. В этих направлениях древнегреческая мысль отразила фундаментальное противоречие социальной жизни и внутренней жизни индивида.

Огромную роль в развитии общественной мысли сыграло христианство, возникшее в середине I в. н. э. Первоначальная идеологическая ориентация ранних христиан характеризовалась идеями не только нравственного обновления, но и революционного переустройства общества на основе ликвидации частной собственности и введения всеобщей обязанности трудиться. Однако во второй половине II—III вв., когда христианство утверждалось в качестве официальной идеологии Римской империи, толкователи Библии усиливают идею божественного происхождения власти, ориентацию прихожан на потустороннее воздаяние за земные страдания. В период Средневековья развитие социальных отношений осуществляется преимущественно под контролем системы нравственных, религиозных норм, что оказало влияние и на развитие социальной мысли.Наиболее видной фигурой теологической социально-политической мысли этого периода является Фома Аквинский.  Учение Фомы (томизм) стало важным шагом в укреплении духовной власти католицизма над развитием социальной жизни, но не остановило Реформацию католицизма. Идейное оформление Реформация получила в учениях М. Лютера, Ж. Кальвина и Т. Мюнцера, вождя народной Реформации. Важнейшая идея Реформации — необходимость личной ответственности человека, отрицание посредничества церковной иерархии.

В  XVI в. постепенно оформляется социалистическое социально-политическое течение как идеология нарождающегося пролетариата. Родоначальником утопического социализма принято считать Т. Мора (1478—1535 гг.), изобразившего в «Утопии» общество, в котором нет частной собственности, обобществлены производство и быт, а труд является обязательным для всех.

В XVIII в. в трудах французских просветителей (Ж-Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье, Д. Дидро) получили дальнейшее развитие учения об обществе, принципах его совершенствования; оформилась гражданская концепция, согласно которой преодоление всех форм несвободы осуществляется методом длительного морального совершенствования личности и общества.

Начало XIX в. является кануном возникновения социологии как самостоятельной науки. В это время оформились экономические, социально-политические, теоретические предпосылки ее выделения в самостоятельную отрасль знания. Распространялись  социалистические идеи, активно развивалась идеология либерализма, в которой идея свободы личности (нации, класса) рассматривалась как главное условие функционирования и прогресса общества. Государство признавалось средством обеспечения безопасности личности, неприкосновенности частной собственности, свободы слова, предпринимательства, совести, мнений, но оно не должно было обременять себя вмешательством в экономическую жизнь. Концепции либерализма в этот период разрабатывали И. Бентам, Дж. Остин.

К середине XIX века социология оформляется как самостоятельная наука. Ее родоначальником был О. Конт.  О. Конт считал, что только общество и его социальные институты являются полноправными субъектами социальных отношений, а личность всегда лишь продукт воздействия общества. Семья, а не индивид, утверждал он, составляет ту простейшую целостность, сумма которых образует общество. О. Конт по праву считается «отцом» социологии, поскольку дал науке название, помог определить ее место среди др. наук, наметил контуры предмета социологии.

 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"