Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 00:00, шпаргалка

Краткое описание

Взаимосвязь науки и искусства управления. Специфика подхода к управленч. деятельности с позиции «социология управления» состоит в том, что данная наука исследует соц. изменения и соц. отношения, взаимодействие поведения людей в системах и процессах управления.

Файлы: 1 файл

шпоры по су.doc

— 109.50 Кб (Скачать)
  1. Взаимосвязь науки и искусства управления. Специфика подхода к управленч. деятельности с позиции «социология управления» состоит в том, что данная наука исследует соц. изменения и соц. отношения, взаимодействие поведения людей в системах и процессах управления. Для обеспечения стабильности процессов управления нбх: *рассматривать управление с т.зр. социальных критериев, анализировать соц. последствия принимаемых решений; *с т.зр. соц. анализа, учитывая взаимоотношения между людьми при выполнении опред. функций, ответственность и исполнительность, влияние управления на подбор, расстановку персонала; *изучать управление со стороны внутригруппового регулирования и соц. самореализации, для чего нбх анализировать отношения «руководства подчинения», организационную культуру, конфликты.
  2. Взаимосвязь социальной политики и социального управления. Управление в обществе существует на нескольких уровнях и в различных видах. В зависимости от субъекта и объекта управления мы рассматриваем, прежде всего государственное упр-е, муниципальное упр-е, управление на уровне фирмы. На каждом из них обеспечивается регулирование тем или иным субъектом управления жизнедеят-и различных типов соц. сообществ. В рамках любого из названных уровней управления можно выделить различные виды, например, управления произ-ом, финансами, сбытом, персоналом. Социальное управление выступает «сквозной» составляющей всех уровней управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Признаки  социальных общностей. Соц. общность – взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена общностью их интересов, материальной, производственной деятельности, близостью взглядов, целей и задач.  Подраздел. на массовые (М.О.) (социальные агрегации и соц. категории – молодежь) и групповые (Г.О.). Признаки М.О.: -существуют и функционируют по ситуации; -структура разнородна; -состав количественный и качественный не определен, не регламентирован. Признаки Г.О.: -целостный, однородный, количественно и качественно определены; -способны к многообразным видам деятельности; -могут входить в более широкие общности структурными единицами.

9. Институциональный  аспект управляющей системы в  СУ. *Связаны с поддержанием устойчивости форм соц. практики по удовлетворению определенных соц. потребностей; *основываются на совокупности ценностей и норм в обществе, соц. группах (орг. культура); *выполняют функции поддержания целостности социальных ролей и статусов, соответствующих нормативных, правовых, моральных организационных условий. Для достижения этих целей важную роль играет профессиональная подготовка и повышение квалификации управленческих кадров. Научить состраданию и любви к человеку нельзя, но без развитого чувства сострадания и любви к ближнему невозможно осуществить реально значимые цели соц. политики ни в обществе, ни в организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Организационные структуры социального управления. ОССУ – структура управляющей системы, в экономическом субъекте состав и связи подразделений и должностей аппарата управления. Формальная ОС – регламентирована в различных организац. – распорядительных документах (штатное расписание, должностные инструкции). Не объясняет полностью и не определяет поведение людей в организации. Неформальная ОС – отражает взаимоотношения между людьми (социальными группами), выполняющие свои роли в иерархии управления. Имеют значение мотивы взаимного уважения, сотрудничества, сходства систем ценностей индивидов. Иерархическая ОС : *функциональные (применяют в условиях относительно ограниченной номенклатуры продукции, стабильного спроса, низкой конкуренции, массового произ-ва; не гибка, не эффективна в условиях быстрой смены событий); *дивизиональные (в условиях активного развития номенклатуры продукции, рыночного многообразия; эк. эффективна, если выгода от реализации превышает издержки). Адаптивные ОС : *матричные – применяют в условиях сложного нестандартного процесса труда, ведения исслед. работ, инновационной деятельности. Эффективна пока не появились новые цели, условия, задачи. *программно-целевые – высокий уровень адаптивности, появление нового типа руководства, программ в рамках проекта с полномочиями общего рук-ва всеми участниками программы. Бюрократическая ОС – форма превратного понимания и осуществления соц. власти – политич., экономической и др. Четкая система процедур и правил, специализация и разделение труда, система продвижения и пребывания в должности основывается на умении, опыте и измеряется стандартами.

 

 

 

 

15. Понятие  социального института. К социальным институтам относят учреждения и организации: политические, экономические, культурные и др. Институт, организация и учреждение понимаются как синонимы. Соц. институт – совокупность учреждений, связанных выполнением общей функции. (например, совокупность организации, как предприятия и формы – институт производства; школы, лицеи, университеты – институт образования).  Элементы института: *группа людей, материальная составляющая (оборудование), нормы и образцы поведения, символы. В этом случае организация понимается как группа людей, осуществляющих совместную упорядоченную деятельность. Выделяют *политические и экономические институты, *институт семьи и брака, * институты образования, *институт религии.

18. Реординация  как модель социального управления. Реординация (переподчинение) – 3-я модель социологии управления, при которой осуществляется правовое или организационное переподчинение одной общности другой или одних сторон частей и элементов какой-либо общности другим, как по горизонтали, так и по вертикали. Мало что известно, но она явл. постоянным спутником координации и субординации. Например, в России в настоящее время все силовые министерства переподчинены президенту, тогда как раньше они были в прямом подчинении у председателя правительства. Представительства ряда федеральных министерств и ведомств в субъектах Федерации переподчинены теперь руководителям субъектов Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Кадровый  аспект управляющей системы в  социальном управлении. Важнейший аспект эффективного социального управления – кадровая политика. Современные тенденции инновационных обществ – возвышение в них роли «человеческого ресурса» как стратегического ресурса и замещение им финансовых ресурсов. Все больше специалистов мирового уровня понимают, что человеческий интеллект и духовный фактор, знания являются реальной основной силой современного общественного развития. Необходимость профессиональной подготовки управленческих кадров связана с тем, что усложнился сам процесс управления, принятия решений в условиях возрастания информационных и психологических нагрузок на персонал. Также необходимо учитывать социальные последствия принятия УР, уметь сотрудничать.

11. Координация  как модель социального управления. Координацией называется упорядоченность как на внутрипредметном, так и на межпредметном уровнях, при которой стороны, части и элементы одного и того же предмета или взаимодействие нескольких предметов характеризуются тождественностью, равновеликостью. Их воздействие друг на друга не принимает односторонней зависимости и подчиненности. Равновесие между ними поддерживается равными возможностями и равными воздействиями. Деятельность каждого из них упорядочивается в соответствии с деятельностью других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Достоинства  и недостатки авторитарного стиля  руководства персоналом. Характеризуется централизацией и концентрацией власти в руках одного руководителя. С психологической т.зр. является неблагоприятным. Авторитарный стиль целесообразен и оправдан: 1) в ситуациях, требующих максимальной и быстрой мобилизации ресурсов (в ЧС, во время войны); 2)на первых этапах создания нового коллектива; 3)в коллективах с низким уровнем сознательности членов коллектива; 4)в армии.

5. Достоинства и недостатки демократического стиля руководства персоналом. Характеризуется децентрализацией власти. Руководитель-демократ советуется с подчиненными и консультируется у специалистов, участвующих в выработке решений. С психологической т.зр. наиболее благоприятен. Его целесообразно использовать в производственных коллективах независимо от отраслевой принадлежности и вида производимой продукции (услуг). Наибольшей эффективности этот стиль руководства достигает в сложившихся коллективах с микрогруппами и неформальными лидерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Достоинства  и недостатки пассивного (либерального) стиля руководства персоналом. Минимальное вмешательство руководителя в деятельность группы. Руководитель-либерал не принимает активного участия в производственной деятельности подчиненных. Он ставит перед ними задачи, указывает основные направления работы, обеспечивает нбх ресурсами и предоставляет сотрудникам самостоятельность в достижении результатов. С психолог. т.зр. можно рассматривать с 2 сторон. Этот стиль дает положительные результаты, если коллектив состоит из высококвалифицированных специалистов, обладающих большими способностями, дисциплинированных и ответственных. А если коллектив не «дорос»до либерального стиля управления, то: 1)некоторые сотрудники не считают нужным выполнять принятые решения; 2)отсутствие контроля со стороны руководства; 3)результаты работы снижаются; 4) люди не удовлетворены своей работой и руководителем.

7. Духовно-идеологическая  функция управления. Ее сущность в воздействии на субъективные факторы поведения, на человека, его отношение к деятельности. Одним из наиболее существенных побудительных факторов воздействия явл. создание человека. Мировоззренческая сфера, связанная с духовным миром, определяет общую активность человека, нравственную позицию, мотивы деятельности, различные средства, формы и методы образования идеологического воспитания, философии. Включение людей в общественную жизнь составляет современное содержание духовно-идеологической функции соц. управления.

 

 

 

 

 

 

 

8. Закономерности  системы социального управления. В практике социального управления должны реализовываться следующие закономерности управления:

*система социального управления целостна, что обусловлено культурными, политическими и экономическими факторами общественного развития. Целостность проявляется в неразрывной цепи отношений управления (от высших органов управления до низших его звеньев), единстве социального управления со всеми его составными частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, сочетании основных функций и методов управления;

*между управляемой и управляющей подсистемами социальной системы должна соблюдаться пропорциональность, предполагающая рациональную соотносительность внутри них, а также между ними с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования этих подсистем;

*между централизацией и децентрализацией функций социального управления должно соблюдаться оптимальное соотношение. Уровень централизации управления меняется в процессе общественного развития, и это изменение является законом социального управления. Для каждого этапа общественного развития должен быть свой оптимальный уровень централизации (децентрализации);

*различные слои населения должны принимать участие в социальном управлении, повышении его эффективности и ответственности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Объект и  субъект социального управления. Объектом управления выступают общественные отношения, общественные процессы, социальные организации, социальные ресурсы и сам человек, неизбежно вступающий в социальные отношения, участвующий в общественных процессах и социальных организациях, в реализации ресурсов. Все объекты управленческих воздействий в то же время в той или иной мере могут выступать и в качестве субъектов управления. Субъекту управления необходимо осознать и адекватно выразить в научной форме все то, что происходит в объекте управления, на изменение которого и направлены его усилия. Например, социальные организации создаются и проектируются в процессе управленческого труда, но, возникнув, оказывают обратное влияние на объект управления. Особое значение принадлежит человеку как субъекту управления. В целом под системой управления понимается единство субъекта и объекта управления управленческих и организационных отношений, которые возникают в процессе управленческой деятельности. Ее осуществляют органы управления, социальные организации в целом, отдельные управляющие, которые принимают и реализуют управленческие решения.

14. Основные  принципы социального управления. 1) Специализация. 2) Комплексность предполагает рациональное использование ресурсов для полноценной реализации возложенных задач или функций.3)Кооперативность-способность обеспечивать функц. взаимодействие между элементами системы, а также нбх связи с внешней средой для реализации целей соц. управления. 4)Функционально-обусловленное сочетание субординации и  координации предполагает формирование орг. структуры в наиболее полной степени, обеспечивающей реализацию целей и задач системы управления. 5)Адаптивность систем управления – приспособляемость системы к изменяющимся условиям. 6)Возможность самоуправляемости системы.

3. Влияние среды  социального управления на управленческий менталитет. Понятие «внутренняя» и «внешняя» среда субъективны. Внутренняя соц. среда – часть соц. организации, которая разделяет общие цели, претендует на часть общего результата деятельности. Критерием позиционирования внешней среды в отношении организации явл. ее цели. Различают инертную (нейтральную) (отсутствие взаимосвязанных целей) среду управления; агрессивную (наличие взаимоисключающихся целей); оптимальную (согласованность, взаимодополняемость целей). В условиях агрессивной среды нбх обратиться к потенциалу организации, сконцентрировать усилия на активизации потенциала. В механизме соц. управления фундаментальная роль принадлежит принципу обратной связи. Там, где этот принцип нарушается или отсутствует, искажаются результаты соц. управления.

20. Составляющие  социальной сферы и гос. регулирование  этих подсистем. 1) Отрасли соц. сферы - здравоохранение, образование, культура, спорт, эк. и политич. безопасность, ЖКХ. 2)Рынок труда, безработица, обеспечение занятости. 3)Стабилизация уровня жизни населения, организация оплаты труда и охраны труда. 4)Система соц. защиты населения (стандарты). 5)Система соц. партнерства (соглашение взаимодействия 3 сторон: гос-во, работодатель, работник). 6)Пенсионная система. Развитие соц. сферы обусловлено проводимой политикой гос-ва, действием политических институтов, вместе с тем соц. сфера тесно связана с материальным производством, эк. развитием, духовной основой общ. жизни. Эк. развитие создает опред. условия функционирования соц. и культурной сферы общества. Оказывает влияние на уровень жизни людей, на структуру занятости, на состояние науки, искусства, морали.

 

 

21. Социальная  сфера общ. жизни как совокупность  социальных систем. Социальная сфера обществ. отношений – сфера взаимоотношений между людьми и соц. группами по поводу условий их жизнедеятельности. Это сфера обеспечения условий и форм сосуществования людей. См. билет № 20.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"