Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 00:00, шпаргалка
Взаимосвязь науки и искусства управления. Специфика подхода к управленч. деятельности с позиции «социология управления» состоит в том, что данная наука исследует соц. изменения и соц. отношения, взаимодействие поведения людей в системах и процессах управления.
22. Социальная функция управления. Ее сущность – поддержание определенного баланса отношений между людьми, соц. группами, общностями, слоями общества. Ее осуществление основывается на понятии соц. справедливости. Ее основное объективное направление – обеспечение соц. благополучия общества в процессе его развития. Современное направление – обеспечение необходимых соц. экономических и соц.-политических гарантий для человека.
23. Социально-политическая функция управления. Ее сущность привести в действие и раскрыть потенциал общественного развития, повысить его эффективность в процессах диалектического взаимодействия соц.-экономических функций. Характеризуя соц. политическую функцию, нбх обратить внимание на 2 ее стороны: *раскрывает цели и содержание политики; *другая сторона раскрывает способы, которыми политика реально претворяется в жизнь. Реальные вопросы содержания политики – способ осуществления власти. Соц.-политическая функция раскрывается в механизме организации политических отношений, взаимодействия между властью и народом.
24. Социально-экономическая функция управления. Ее сущность заключается в том, чтобы раскрыть, выразить, разделить противоречия между потребностями, интересами людей, их ценностными ориентациями и действующей системой эк. отношений. Эк. система в целом призвана стимулировать трудовую активность людей на основе матер. заинтересованности в результатах труда. Регулирование системы эк. отношений связано прежде всего с воздействием на отношение собственности, и распределительные отношения в обществе соц. управления призваны разрешить объективно существующие противоречия в экономической системе.
26. Сущность
объекта социального
35. Сущность субъекта социального управления. Субъект социального управления - управляющая система; организационно оформленные общности людей, наделенные функциями по осуществлению управленческого воздействия. Специфика субъекта социального управления определяется характером его воздействия, которое направлено на людей и выполняется людьми. Задача субъекта социального управления состоит в согласовании, гармонизации интересов отдельных общностей, социальных групп, индивидов в процессе жизнедеятельности общества, реализации их целей.
36. Факторы,
обуславливающие цели
25. Стили руководства персоналом. Стиль руководства – привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным по оказанию влияния на них и побуждения к достижению целей организации. Выделяют: *авторитарный (характеризуется централизацией и концентрацией власти в одних руках); *демократический (руководитель советуется с подчиненными и консультируется у специалистов, участвующих в выработке решений); *либеральный (минимальное вмешательство руководителя в деятельность группы). В настоящем быстро меняющемся мире применяется ситуативный стиль управления, гибко учитывающий уровень психологического развития подчиненных. Новаторско-аналитический стиль (применяется в преуспевающих японских фирмах), способный обеспечить организационное выживание в условиях острой рыночной конкуренции. (умение работать с людьми, терпимость к неудачам, генерирование большого числа идей, энергичность).
27. Сущность
политических институтов в
28. Сущность
принципа демократического
29. Сущность
прогнозирования социальных
34. Сущность субординации как модели социального управления. Вторая модель упорядочения, при которой один из элементов какого-либо предмета или один из взаимодействующих предметов играет роль ведущего в деятельности всех остальных. Вместо сорасположения здесь действует соподчинение. Один элемент в составе целостного предмета или отдельный предмет в составе взаимодействия берет верх над другими и подчиняет их себе. Особенности: 1)в условиях связей одни предметы оказывают воздействие на другие, вследствие чего последние начинают выполнять функции, которые им раньше не были свойственны; 2)значительное изменение функций зависимыми предметами способно привести к изменению их совокупных характеристик; 3)новые функции и новые качества предметов создают условия предпосылки для возникновения новых субординационных зависимостей, отличающихся еще большей сложностью.
31. Сущность социального мониторинга.
Мониторинг – системные отслеживания, изучение состояния соц. процессов, сопоставления результатов наблюдений о реальном состоянии обществ. отношений, тенденциях развития. По данным мониторинга можно судить о качественных изменениях в общественно-экономических отношениях в регионе: *изменения касаются структуры собственности; развития конкурентной среды; *динамики предпринимательства; *финансово-экономического состояния отраслей специализации и градообразующих предприятий; *зависимости; *инвестиций; *конкурентоспособности отечественной продукции; *«прозрачности» финансовых потоков, в том числе бюджетных средств и т. п. О процессах в социальной сфере можно судить по динамике экономической активности населения; его участию в корпоративных формах управления (кондоминиумы, кооперативы, товарищества взаимной помощи и др.); изменениям степени дифференциации общества по денежным доходам и потреблению основных видов продуктов питания и услуг; соотношению минимальной и средней заработной платы и др. Объектами специального мониторингового наблюдения и анализа становятся процессы формирования нового качества управления.
30. Сущность социального мониторинга в РФ. С 1998 г. Правительство РФ ввело в практику ежемесячный и ежеквартальный мониторинг. В его основу положен контроль и оценка показателей социально-экономического развития отраслей и регионов. С 1999 г. Минэкономики России представляет Правительству РФ ежемесячные и ежеквартальные доклады о ситуации в России и тенденциях на ближайшую перспективу. Это позволяет принимать оперативные меры, упреждать негативное развитие событий.
Данная модель мониторинга осуществляется с использованием 22 социально-экономических показателей: объемных (характеризующих абсолютные величины), относительных (показывающих удельные веса в общих объемах), а также показателей уровня жизни населения. Используются также показатели «инвестиции в основной капитал за счет всех источников», «платные услуги населению», большая группа показателей по внешнеэкономической деятельности, включая «внешнеторговый оборот», «экспорт в государства — участники СНГ», «экспорт в страны вне СНГ», «иностранные инвестиции», в том числе доля прямых и портфельных. К числу показателей, характеризующих уровень жизни, относятся «денежные доходы в расчете на душу населения», «денежные потребительские расходы в среднем на душу населения», «реальные располагаемые денежные доходы населения», «величина прожиточного минимума в среднем на душу населения», «задолженность по заработной плате», «численность безработных» и «уровень зарегистрированной безработицы в процентах от экономически активного населения)».
38. Функции социального управления. Это прежде всего та многозначительная роль, которую оно выполняет относительно потребности общ. системы, составляющих ее классов, соц. групп, индивидов. Характер и содержание функции непосредственно определяются сущностными особенностями соц. управления и его объекта. Соц. управление обеспечивает единство, согласованность, взаимосвязь деятельности людей в интересах общества и личности человека, сохранение целостности и гармоничного развития. Решение этой задачи проявляется двуединая природа функций соц. управления, которое функционирует в следующих сферах гражданского общества: экономической, политической, духовной. См. №7,22,23,24.
39. Цели манипулирования социальной информацией. Манипулирование соц. информацией – одна из форм воздействия на объект управления, пренебрегая его собственными интересами, когда стоящие перед системой управления задачи становятся несовместимыми с целями участников. Чаще всего это явление обусловлено корыстной или ложной направленностью целей управляющей системы, например, политик, стремящийся ради победы на выборах привлечь как можно больше избирателей любой ценой; гос. деятель, стремящийся повысить свой рейтинг путем искажения результатов проводимых реформ. Цель здесь – получение, реализация и сохранение власти. Выделяют след. виды М.: *экономическое М; *политическое М.; *бюрократическое М.; *идеологическое М.; *психологическое М.
42. Классификация социальных институтов. В зависимости от удовлетворения основных жизненных потребностей выделяются 5 главных видов соц. институтов: *институт семьи и брака (потребность в воспроизводстве рода); *политические (потребность в безопасности и социальном порядке); *экономические (потребность в средствах существования); *институты образования в широком смысле, включая науку и культуру (потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, в подготовке кадров); *институт религии (потребность решения духовных проблем, поиска смысла жизни).
32. Сущность социального
управления как предмет
47. Решения
как основа социального
43. Общественное мнение, его понятие и структура. Общественное мнение — усредненная и поддерживаемая большинством точка зрения в различных социальных группах на какую-либо проблему с учетом развития массового сознания и ролевых представлений социальной группы о поведении и мышлении внутри социума. Общественное мнение складывается из широко распространённой информации, как то: мнений, суждений, убеждений, идеологий, равно как и из слухов, сплетен, заблуждений. Структура общественного мнения: 1) субъекты (субъекты-создатели – "творцы" мнений, субъекты-носители – "лидеры" мнений, "массовая" публика – 90 % всех людей, имеющих мнения); 2) объекты (факты, события, явления); 3) рациональный компонент (познавательный) – знания субъекта об объекте; 4) социальная оценка (общественное суждение) – ценностный элемент общественного мнения, результат взаимодействия рационального и эмоционального; 5) общественно волевые побуждения – активное начало общественного мнения, проявление его позиции по отношению к объекту.