Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 00:00, шпаргалка

Краткое описание

Взаимосвязь науки и искусства управления. Специфика подхода к управленч. деятельности с позиции «социология управления» состоит в том, что данная наука исследует соц. изменения и соц. отношения, взаимодействие поведения людей в системах и процессах управления.

Файлы: 1 файл

шпоры по су.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

22. Социальная функция управления. Ее сущность – поддержание определенного баланса отношений между людьми, соц. группами, общностями, слоями общества. Ее осуществление основывается на понятии соц. справедливости. Ее основное объективное направление – обеспечение соц. благополучия общества в процессе его развития. Современное направление – обеспечение необходимых соц. экономических и соц.-политических гарантий для человека.

23. Социально-политическая  функция управления. Ее сущность привести в действие и раскрыть потенциал общественного развития, повысить его эффективность в процессах диалектического взаимодействия соц.-экономических функций. Характеризуя соц. политическую функцию, нбх обратить внимание на 2 ее стороны: *раскрывает цели и содержание политики; *другая сторона раскрывает способы, которыми политика реально претворяется в жизнь. Реальные вопросы содержания политики – способ осуществления власти. Соц.-политическая функция раскрывается в механизме организации политических отношений, взаимодействия между властью и народом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Социально-экономическая  функция управления. Ее сущность заключается в том, чтобы раскрыть, выразить, разделить противоречия между потребностями, интересами людей, их ценностными ориентациями  и действующей системой эк. отношений. Эк. система в целом призвана стимулировать трудовую активность людей на основе матер. заинтересованности в результатах труда. Регулирование системы эк. отношений связано прежде всего  с воздействием на отношение собственности, и распределительные отношения в обществе соц. управления призваны разрешить объективно существующие противоречия в экономической системе.

26. Сущность  объекта социального управления. Объект социального управления - управляемая социальная система, элементами которой являются общества, социальные группы, взаимодействующие между собой по поводу реализации общих и особых интересов. С точки зрения элементарно-структурной объект социального управления - это люди (персонально), организации, территориальные общности, социальные, этнические и другие группы. С точки зрения функциональной объект социального управления составляет деятельность, поведение человека и социальных групп.

35. Сущность субъекта социального управления. Субъект социального управления - управляющая система; организационно оформленные общности людей, наделенные функциями по осуществлению управленческого воздействия. Специфика субъекта социального управления определяется характером его воздействия, которое направлено на людей и выполняется людьми. Задача субъекта социального управления состоит в согласовании, гармонизации интересов отдельных общностей, социальных групп, индивидов в процессе жизнедеятельности общества, реализации их целей.

 

 

36. Факторы,  обуславливающие цели социального  управления. Факторы, составляющие основу соц. управления: 1)Целеполагание – связана с удовлетворением эк. и соц.-культурных потребностей людей. 2)Самоорганизация, оценка процессов, протекающих внутри обществ. регулирования. 3)Технология организации соц. управления. Факторы, непосредственно влияющие на эффективность соц. управления: 1)Социально-демографические особенности населения и персонала. 2)Особенности производственной и непроизводственной среды. 3)Мотивация, содержание работы, успех, признание, интересы, ценности, самостоятельность полномочий. 4)Производственные условия труда, в т.ч. психологический климат. 5)Стиль руководства. 6)Соц.-политическая обстановка. Важнейший соц. критерий эффективности соц. управления в коллективе – это отношение к трудовой деятельности, складывающейся среди персонала.

25. Стили руководства  персоналом. Стиль руководства – привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным по оказанию влияния на них и побуждения к достижению целей организации. Выделяют: *авторитарный (характеризуется централизацией и концентрацией власти в одних руках); *демократический (руководитель советуется с подчиненными и консультируется у специалистов, участвующих в выработке решений); *либеральный (минимальное вмешательство руководителя в деятельность группы). В настоящем быстро меняющемся мире применяется ситуативный стиль управления, гибко учитывающий уровень психологического развития подчиненных. Новаторско-аналитический стиль (применяется в преуспевающих японских фирмах), способный обеспечить организационное выживание в условиях острой рыночной конкуренции. (умение работать с людьми, терпимость к неудачам, генерирование большого числа идей, энергичность).

27. Сущность  политических институтов в социальном  управлении. Политические институты считаются институтами управления. К основным функциям современного гос-ва, в которых проявляется его сущность как субъекта управления обществом, относят следующие: *функция обеспечения целостности и сохранности общества. Гос-во – достояние всего общества, оно не должно действовать в интересах одних групп людей и игнорировать интересы других; *функция социальная, заключающаяся в обеспечении на всей территории гос-ва прав и свобод каждого человека и гражданина; *функция экономическая, состоящая в создании организац.-правовых предпосылок для упорядоченной и эффективной эк. деятельности общества и обеспечения эк. самостоятельности страны; *функция поддержания свободы, суверенитета страны в рамках мирового сообщества. Институты гос. управления регламентируют деятельность и взаимоотношения как самих субъектов гос. управления (Президента, Правительства), так и их воздействие на управляемых субъектов с целью реализации политики государства.

28. Сущность  принципа демократического централизма  в социологии управления. Принципы гос. демократического управления должны формироваться на признании народы в качестве источника власти, которая предполагает выборность и сменяемость гос. органов и должн. лиц. Реальное равноправие граждан, реальные гарантии прав и свобод, многопартийность, многосубъектность. Базовые принципы гос-ва, соц. политика, которые направлены на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, это приоритет прав человека и его основных свобод, солидарность, оптимальная поддержка. Такие принципы соц. управления как дем. централизм, плановость, соц. ответственность вытекают из выше названных. Применение принципов гос. демократ. управления находит свое отражение в проводимой соц. политике.

29. Сущность  прогнозирования социальных процессов. Система оптимального прогноза соц. развития и управления предполагает признание след. положений: 1)Необходимо иметь единый критерий оптимальности, для выбора наилучшего варианта (критерия, который отвечает достижению триединой цели: -повышению материального уровня жизни народа, -обеспечению соответствующего роста эк. и оборонного потенциала страны). 2)Необходимо иметь четкое понимание ограниченности на каждом этапе своего развития состояний: а)общественного сознания, морали; б)иного ресурсного потенциала: трудовых, природных, произв. ресурсов. 3)следует исходить из сложной иерархической структуры соц. управления и политики разграничения и оптимизации функций управления на каждом уровне иерархии: федеральном и местном, законод. и исполнительном. 4)Центральным условием явл. системная политика согласования на деле интересов отд. людей, соц. групп, классов.

34. Сущность субординации как модели социального управления. Вторая модель упорядочения, при которой один из элементов какого-либо предмета или один из взаимодействующих предметов играет роль ведущего в деятельности всех остальных. Вместо сорасположения здесь действует соподчинение. Один элемент в составе целостного предмета или отдельный предмет в составе взаимодействия берет верх над другими и подчиняет их себе. Особенности: 1)в условиях связей одни предметы оказывают воздействие на другие, вследствие чего последние начинают выполнять функции, которые им раньше не были свойственны; 2)значительное изменение функций зависимыми предметами способно привести к изменению их совокупных характеристик; 3)новые функции и новые качества предметов создают условия предпосылки для возникновения новых субординационных зависимостей, отличающихся еще большей сложностью.

31. Сущность  социального мониторинга.

Мониторинг – системные  отслеживания, изучение состояния соц. процессов, сопоставления результатов  наблюдений о реальном состоянии обществ. отношений, тенденциях развития. По данным мониторинга можно судить о качественных изменениях в общественно-экономических отношениях в регионе: *изменения касаются структуры собственности; развития конкурентной среды; *динамики предпринимательства; *финансово-экономического состояния отраслей специализации и градообразующих предприятий; *зависимости; *инвестиций; *конкурентоспособности отечественной продукции; *«прозрачности» финансовых потоков, в том числе бюджетных средств и т. п. О процессах в социальной сфере можно судить по динамике экономической активности населения; его участию в корпоративных формах управления (кондоминиумы, кооперативы, товарищества взаимной помощи и др.); изменениям степени дифференциации общества по денежным доходам и потреблению основных видов продуктов питания и услуг; соотношению минимальной и средней заработной платы и др. Объектами специального мониторингового наблюдения и анализа становятся процессы формирования нового качества управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30. Сущность  социального мониторинга в РФ. С 1998 г. Правительство РФ ввело в практику ежемесячный и ежеквартальный мониторинг. В его основу положен контроль и оценка показателей социально-экономического развития отраслей и регионов. С 1999 г. Минэкономики России представляет Правительству РФ ежемесячные и ежеквартальные доклады о ситуации в России и тенденциях на ближайшую перспективу. Это позволяет принимать оперативные меры, упреждать негативное развитие событий.  

Данная модель мониторинга  осуществляется с использованием 22 социально-экономических показателей: объемных (характеризующих абсолютные величины), относительных (показывающих удельные веса в общих объемах), а также показателей уровня жизни населения. Используются также показатели «инвестиции в основной капитал за счет всех источников», «платные услуги населению», большая группа показателей по внешнеэкономической деятельности, включая «внешнеторговый оборот», «экспорт в государства — участники СНГ», «экспорт в страны вне СНГ», «иностранные инвестиции», в том числе доля прямых и портфельных. К числу показателей, характеризующих уровень жизни, относятся «денежные доходы в расчете на душу населения», «денежные потребительские расходы в среднем на душу населения», «реальные располагаемые денежные доходы населения», «величина прожиточного минимума в среднем на душу населения», «задолженность по заработной плате», «численность безработных» и «уровень зарегистрированной безработицы в процентах от экономически активного населения)».

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Функции  социального управления. Это прежде всего та многозначительная роль, которую оно выполняет относительно потребности общ. системы, составляющих ее классов, соц. групп, индивидов. Характер и содержание функции непосредственно определяются сущностными особенностями соц. управления и его объекта. Соц. управление обеспечивает единство, согласованность, взаимосвязь деятельности людей в интересах общества и личности человека, сохранение целостности и гармоничного развития. Решение этой задачи проявляется двуединая природа функций соц. управления, которое функционирует в следующих сферах гражданского общества: экономической, политической, духовной. См. №7,22,23,24.

39. Цели манипулирования социальной информацией. Манипулирование соц. информацией – одна из форм воздействия на объект управления, пренебрегая его собственными интересами, когда стоящие перед системой управления задачи становятся несовместимыми с целями участников. Чаще всего это явление обусловлено корыстной или ложной направленностью целей управляющей системы, например, политик, стремящийся ради победы на выборах привлечь как можно больше избирателей любой ценой; гос. деятель, стремящийся повысить свой рейтинг путем искажения результатов проводимых реформ. Цель здесь – получение, реализация и сохранение власти. Выделяют след. виды М.: *экономическое М; *политическое М.; *бюрократическое М.; *идеологическое М.; *психологическое М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Классификация социальных институтов. В зависимости от удовлетворения основных жизненных потребностей выделяются 5 главных видов соц. институтов: *институт семьи и брака (потребность в воспроизводстве рода); *политические (потребность в безопасности и социальном порядке); *экономические (потребность в средствах существования); *институты образования в широком смысле, включая науку и культуру (потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, в подготовке кадров); *институт религии (потребность решения духовных проблем, поиска смысла жизни).

32. Сущность социального  управления как предмет социологического  изучения. Соц. управление – это взаимодействие управляющих и управляемых субъектов в связи с выявлением актуальных проблем их жизнедеятельности в соц. сфере, разработкой, принятием и реализацией решений, направленных на эффективное функционирование соц. общностей. Содержанием соц. управления выступает разработка управляющими субъектами программ деятельности и определение способов их реализации в сфере соц. политики, касающейся оптимизации функционирования различных соц. общностей. Социология управления изучает 2 группы проблем. 1- касается процесса выявления соц. проблем, выработки и принятия управленч. решений, разработки программ соц. политики, направленной на оптимизацию условий жизнедеятельности различных соц. общностей. 2- связана с изучением организации деятельности управляемых субъектов по осуществлению принятых решений. Главным здесь становится выявление характера, типов, направленности взаимодействия управляющих и управляемых субъектов.

 

 

 

 

 

47. Решения  как основа социального управления. Решение – это процесс и результат выбора цели и способа ее достижения. Принятие решения явл. мыслительным процессом, который предполагает предварительное осознание цели и способа действия, а также проработку различных вариантов достижения цели. Работа, связанная с каждым конкр. управленческим решением, состоит из фаз: *принятие решения; *его реализация; *оценка результатов. Принятие решения – центральный момент управления. Он присутствует в планировании целей, задач и средств их достижения, в организации пр-ва, оперативном управлении процессом пр-ва и реализации продукции, мотивации. Далее вырабатываются критерии принятия решений: экономичность, надежность, дизайн и т.д.

43. Общественное  мнение, его понятие и структура. Общественное мнение — усредненная и поддерживаемая большинством точка зрения в различных социальных группах на какую-либо проблему с учетом развития массового сознания и ролевых представлений социальной группы о поведении и мышлении внутри социума. Общественное мнение складывается из широко распространённой информации, как то: мнений, суждений, убеждений, идеологий, равно как и из слухов, сплетен, заблуждений. Структура общественного мнения: 1) субъекты (субъекты-создатели – "творцы" мнений, субъекты-носители – "лидеры" мнений, "массовая" публика – 90 % всех людей, имеющих мнения); 2) объекты (факты, события, явления); 3) рациональный компонент (познавательный) – знания субъекта об объекте; 4) социальная оценка (общественное суждение) – ценностный элемент общественного мнения, результат взаимодействия рационального и эмоционального; 5) общественно волевые побуждения – активное начало общественного мнения, проявление его позиции по отношению к объекту.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"