Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 00:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

экз жанна.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

1.Общество  как целостная  социокультурная  система.  
Общество – субъект социальной жизни. В широком смысле, общество (социум) – совокупность всех способов взаимодействия людей, исторически развивающихся форм жизнедеятельности. Общество в узком смысле – определенный этап человеческой истории, конкретное объединение людей, вид взаимодействия по интересам или другим признакам.  
Социальная система - это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. 
Общественные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный, надличностный характер. 
Признаки общества как социальной системы таковы:

  • Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества).
  • Браки заключаются (преимущественно) между представителями данного объединения.
  • Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.
  • Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.
  • У него есть собственное название и своя история.
  • Оно обладает собственной системой управления (суверенитетом).
  • Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.
  • Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Социальные  институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Это - государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и др. Их возникновение обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности.

Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды: экономическую, политическую, идеологическую, культурную и др. Отсюда в зависимости от их социально-функциональной роли социальные институты разделяют на типы:

  • регулирующие репродуктивное поведение (семья, семейно-родственные связи и др.);
  • воспитания, образования, обучения, производства;
  • обеспечивающие сохранение организации общества (власть, политика);
  • регулирующие деятельность в сфере культуры.

Роль культуры в обществе раскрывается через ее социальные функции.

В современной  культурологической литературе в качестве основной называется воспитательная или  человекотворческая. Она состоит  в формировании определенного типа личности, с одной стороны, заказанного обществом, а, с другой, обеспечивающего ее развитие.  
Выделяются следующие функции: 
- познавательная, направленная на обеспечение познания человеком окружающего мира  
- информативная, заключающая в себе передачу, трансляцию накопленного социально-культурного опыта от прошлых поколений к будущим, от одних народов к другим, от одних индивидов к другим. - коммуникативная, обеспечивающая многосторонность и многогранность общения людей.  
- регулятивная, посредством которой осуществляется адаптация людей в обществе, формируются взаимоотношения между человеком и обществом, общностью, обеспечиваются межличностные отношения.  
- аккумулятивная, обеспечивающая сохранение накопленных обществом культурных ценностей.

2.Процесс  возникновения социальных  проблем. 
Социальные проблемы – проявление разрыва соц отношений или разрушения соц. норм функционирования вследствие обострения существующих противоречий, которые изменяют человеческие ценности, нормы поведения и ведут к соц. отклонениям и реакциям; это нарушение определенной гармонии субъект-обект, субъект-субъект. 
Само словосочетание "социальная проблема" появилось в западноевропейских обществах начала XIX века и первоначально использовалось для обозначения одной конкретной проблемы – неравномерного распределения богатства. Понятие социальной проблемы как нежелательной ситуации, которую можно и нужно изменить, несколько позже используется в западных обществах при попытках осмыслить социальные последствия промышленной революции: рост городов, а вместе с ним и рост городских трущоб, разрушение традиционных жизненных укладов, размывание социальных ориентиров. 
Концептуальным подходом, которым руководствовались первые социальные работники и исследователи социальных проблем в конце XIX – начале XX века, был подход социальной патологии.  
Его фундамент составляет органическая аналогия, в соответствии с которой социальные проблемы представляют собой препятствия "нормальной" работе социального организма, своего рода болезнь или патологию, при этом истоки социальных проблем усматриваются в изначальной, "врожденной" неспособности ряда индивидов к "нормальному" поведению.  
С этой точки зрения, социальные проблемы являются следствиями социальной дезорганизации 
Исключительно важное место в рамках конструкционистского подхода занимает модель стадий социальной проблемы Спектора и Китсьюза. Она включает следующие стадии.  
Стадия 1. Группа (или группы) пытается утверждать, что некоторое условие существует, определяет его как оскорбительное, вредное, нежелательное, предает эти утверждения гласности, инициирует обсуждение, делает данное условие предметом общественного внимания и политического интереса.  
Стадия 2. Признание обоснованности требований этой группы некоторыми официальными органами. Это может привести к официальному расследованию, предложениям реформы, созданию официальной организации с целью отреагировать на эти утверждения-требования.  
Стадия 3. Повторное выдвижение утверждений-требований инициативной группой (или другими группами), выражающее неудовлетворенность установленным порядком ведения дел относительно данного условия, бюрократическим обращением с утверждениями-требованиями, неспособностью создать условия сотрудничества и доверия в рамках этого порядка и бездушным отношением к утверждениям-требованиям.  
Стадия 4. Отказ группы, выдвигающей утверждения-требования, от надежды на деятельность официальной организации или института или отсутствие официальной реакции и разворачивание деятельности по созданию альтернативных, параллельных или противодействующих институтов. 
Проблемы бывают объективные, то есть связанные с внешним миром; субъективные, то есть связанные с внутренним миром. 
Виды социальных проблем и причины их классификации 
Если взять за основу проблемы с точки зрения уровня организации уровня общественной жизни, то выявляют след проблемы: 
между индивидами (личностные) / между соц группами (групповые) / между классами (классовые) / между соц системами  
По характеру отношений: 
политические / экономические / национальные / трудовые / конфессиональные / семейные и т.д. 
Причина социальных проблем 
1. Неадекватность претензий сторон к возможности их удовлетворения   
2. несовпадение индивидуальных и общественных ценностей (недопонимание людей друг другом) 
3. Ненависть расовая, религиозная, зависть 

3. Методология системного  подхода к анализу социальных объектов. 
Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. 
Цель системного подхода, — опираясь на изучение объективных закономерностей развития систем, дать правила организации мышления по много-экранной схеме. 
Методология: система принципов научного исследования, совокупность исследовательских процедур, техники и методов сбора и обработки данных. 
Различают три уровня методологии: 
1 уровень( верхний) – в науке – философский, в социологии – нет / 2 уровень(средний) – в науке – общенаучный, в социологии – социологическая методология / 3 уровень (нижний) – в науке – конкретно научный – в социологии – специальная методология социологического исследования. 
Основные принципы системного подхода

  • Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
  • Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня.
  • Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры.
  • Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
  • Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

В отличие от методологии методы и процедуры  исследования — это система более  или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа информации. 
Для изучения поставленной проблемы в выборе тех или иных приемов определяющую роль играют методологические посылки, принципы. 
Метод — основной способ сбора, обработки или анализа данных. 
Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. 
Методика — понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. 
Процедура — последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования. Это наиболее общее понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации.

4.Личность  как активный субъект  жизнедеятельности. 
Личность – социальное качество конкретного индивида, включенного в социальные связи и отношения, мера присвоения совокупности общественных отношений и мера активного участия в жизнедеятельности общества. 
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.  
Личность невозможна вне социальной деятельности и общения, только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации.  
Субъект - активно действующий человек с его знаниями, опытом и способностью изменять предметную обстановку своего бытия и самого себя (свои качества) в процессе общественно значимой деятельности. Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда. 
Таким образом, личность есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.  
Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают ее социальную индивидуальность, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью, а тем более личностью, таким образом, подчеркиваются связи индивида, личности и общества. Попробуем разобраться в этих связях. 
Социальная активность личности  
Положения о том, что поведение человека социально детерминировано и что сам он является объектом социальных отношений, т.е. действий, идущих со стороны общества и его институтов, составляют, как уже говорилось, только часть проблемы взаимодействия человека и общества. Другая часть касается воздействия человека на общество, предполагает рассмотрение человека как субъекта общественных отношений. Это означает, что человек одновременно должен рассматриваться в качестве активного действующего лица, постоянно изменяющего среду своего обитания.  
С этим как раз и связана проблема социальной активности личности как необходимого условия осуществления ею своей функции субъекта общественных отношений. Социальную активность личности можно рассматривать в двух основных аспектах.  
Первый аспект предполагает рассмотрение ее как свойства личности, обусловленного в первую очередь ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться.  
Второй аспект исходит из понимания активности как некоторой конкретной меры деятельности. В таком случае активность может быть выражена в определенных количественных показателях и потому часто становится предметом социологических исследований.

5. Проведение всенародных выборов как показатель уровня развития демократии. 
Демокра́тия— политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков
1)Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов 
2)Народ является единственно легитимным источником власти 
3)Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов 
На сегодняшний день для многих либеральных демократий характерно наличие следующих институтов: 
Выборные государственные должности. Современные демократии являются представительными: согласно основным законам, непосредственный контроль над принятием нормативных актов и политических решений осуществляют избранные гражданами лица. 
Свободные, честные и регулярно проводимые выборы, в которых имеет право участвовать каждый гражданин (как избиратель и как кандидат), в сочетании с непрерывной открытой политической конкуренцией между гражданами и их объединениями. 
И́ндекс демокра́тии — классификация 167 стран мира, составленная Economist Intelligence Unit по уровню развития демократии в них.( мы на 117 месте) 
При составлении классификации учитываются 60 разных показателей, сгруппированных по 5 категориям: выборы и плюрализм, гражданские свободы, деятельность правительства, политическая ангажированность населения и политическая культура.  
Выборы — процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов. 
Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления.

6.Общественное  мнение и его  анализ.  
Общественное мнение – форма массового сознания, в котором проявляется отношение ( явное или скрытое) различных групп людей к процессам и событиям действительной жизни затрагивающим их интересы и потребности. Оно складывается из широко распространенной информации ( суждений, убеждений, идеологий, слухов и т.д.). 
В формирование общественного мнения играет большую роль СМИ (телек, радио пресса) и социальные сети. 
Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения, чувства классов, групп общества.  
Субъект общественного мнения – народное большинство. 
Объект общественного мнения – это то, по поводу чего складывается общественное мнение. 
Фактор формирования общественного мнения – это интересы людей. 
основные методы формирования – внушение, убеждения, подражание. 
Формы общественного мнения – позитивнее суждения и негативные суждения. 
Проблемы всей планеты – мировое общественное мнение ( ну моет сложиться). 
Функции общественного мнения: 
1)экспрессивная – общ. мнение сила стоящая над  путями власти, контролирующая деятельность институтов. 
2)консультативная – прислушиваясь к общ. мнению лидеры корректируют свои решения и политику. 
3)директивная – общество вечно выполняет решения имеющие выборный характер. 
4)регулятивная 
5)аналитическая 
6)нормативная 
Манипуляция общественным мнением. 
В России проводилось исследования общ. мнения.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"