Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 00:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

экз жанна.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

В последние  годы дети стали объектом интереса криминальных структур, которые увидели  в них свою «смену» и поэтому  стали очень активно вовлекать  их в свой преступный промысел. И это является одной из главных причин значительного роста правонарушений, совершаемых детьми, не достигшими 14-летнего возраста.

Вместе с тем, и это необходимо отметить особо, Россия, ратифицировав Конвенцию  о правах ребенка, начала движение в  направлении исполнения ее главной задачи: приоритетное и наилучшее обеспечение прав и интересов ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов.

Признав кризисное  положение детей в современном  обществе, государство делает последовательные шаги по изменению своей политики в области обеспечения, охраны и защиты прав детей. Создается нормативно-правовая база, обеспечивающая гарантии защиты прав ребенка, она приводится в соответствие с требованиями Конвенции о правах ребенка, создаются механизмы ее реализации, происходит постепенное изменение отношения самого общества к детям.

Так как дети являются самой незащищенной группой  населения, для обеспечения защиты их прав требуются дополнительные независимые  механизмы. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации поддержал предложение ряда депутатов Государственной думы и неправительственных правозащитных организаций о создании в России института уполномоченного по правам ребенка.

В настоящее  время в четырех субъектах и двух городах России такие институты созданы и эффективно действуют. Причем защита детей должна осуществляться при непосредственной и активной поддержке государства, при тесном взаимодействии всех детских и молодежных организаций, так как разобщенность в их деятельности приносит больше вреда, чем пользы.

ДОКУМЕНТЫ, ОХРАНЯЮЩИЕ ПРАВА ДЕТЕЙ

К основным документам, касающихся прав детей в Российской Федерации относятся:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Семейный кодекс Российской Федерации.
  • Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
  • Федеральный закон об образовании.
  • Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
  • Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Так же есть международные  документы, охраняющие права детей. Это:

  • Декларация прав ребенка.
  • Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Закон - в широком  смысле слова все нормативно-правовые акты в целом, все установленные  государством общеобязательные правила.

Декларация - провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации.

Конвенция - одно из наименований международного договора; заключается на уровне правительств.

Конвенция и  закон являются общеобязательными  правилами, которые должны выполняться. А декларация является официальным  документом - рекомендацией, в которой  сообщаются какие-нибудь нужные сведения, но как документ не имеет обязательной силы.

27. Особенности социального института родительства в России

Родительство  является одним из наиболее значимых ценностей культуры, многогранным социокультурным  феноменом. Родительские отношения  выступают одним из системообразующих оснований института семьи, представляя собой относительно самостоятельную систему и социальный институт. Основная задача родительства как социального института -обеспечить воспроизводство, взросление, освоение и реализацию взрослости подрастающим поколением.

На протяжении всей истории институт родительства претерпевает определенные изменения, отражая специфику того конкретного  общества, в котором развивается. Изменения в рамках этого института  обусловлены комплексом факторов, среди которых: уровень экономического развития общества, характер труда, уровень развития таких институтов, как брак, семья, образование, сложившаяся система представлений о родительстве, детстве, о личности, ее правах и потребностях, уровень научной разработанности социальной тематики, характер социальной политики государства и т.д.

Современное родительство вариативно, и каждая его модель имеет свое содержательное наполнение, свою специфику, механизм формирования, социальный контекст функционирования. Их анализ позволил автору выделить структурные элементы родительства как социального института в качестве критериев типологизации различных моделей родительства, упорядочивающих многообразие его вариаций.

На современном  этапе становится очевидным неоднозначность и гибкость нормативной системы родительства, увеличение возможностей выбора социальной идентичности. Субъекты родительства, связи между ними, продолжительность, характер отношений теряют свою определенность. Это проявляется в том, что предпочтительно, но не обязательно иметь детей, желательно воспитывать детей в браке, но и внебрачные рождения не считаются аномалией. Родительско-детские отношения предполагают длительность, непрерывность, безвозмездность, но на практике имеют и другую сторону. В таких условиях стало возможным распространение моделей родительства (суррогатное, однополое, профессиональное), не подкрепленных социокультурными традициями, образцами поведения, внешними поддерживающими механизмами, но обеспечивающих реализацию субъективных потребностей граждан. Что подтверждает положение автора о том, что на современном этапе развития российского общества социокультурные нормы допускают вариативность родительства и именно личностные предпочтения, потребности, ценностные ориентиры социальных субъектов во многом обусловливают в России плюрализм форм родительства.

Исследование  выявило, что модель родительства формируется  под влиянием целого комплекса экономических, социальных, психологических и других факторов, но их весомость определяется характером потребностей в детях и родительстве, местом в иерархии индивидуальных или семейных ценностей. На современном этапе происходит постепенная переориентация населения с ценностей семьи с несколькими детьми, основанной на стабильном браке, на ценности внесемейные. Ребенок, родительство как смыслообразующие элементы жизнедеятельности семьи конкурируют с ценностями статуса, выбора стиля жизни, профессиональной и личной самореализации. Этот ценностный сдвиг изменяет отношение к родительству и формы его реализации.

Из-за краха семейных ценностей и норм оказалась разрушенной  связь, существовавшая между браком, сексуальностью и деторождением. Отделение  родительства от его биологической  основы создает условия для распространения  биологического и социального, кровного и замещающего родительства. Высокий уровень внебрачных рождений, разводов, дистанцированное родительство свидетельствуют о том, что в современном обществе брак и семья как единство «родство - родительство - супружество» перестают восприниматься обязательным условием рождения и воспитания детей.

В условиях ослабления традиционных установок и образцов родительства, в частности, таких  как ответственность, самопожертвование, безвозмездность, отсутствия устойчивых механизмов формирования родительства и наличия роли субъективного фактора на современном этапе можно предположить дальнейшее сохранение вариативности родительства.

Учитывая, что  вариативность моделей родительства имеет не только негативный оттенок, оно несет на себе отпечаток устойчивых потребностей и ценностных ориентиров граждан, стратегической задачей дальнейшего развития эффективного родительства должно стать формирование ценностно-нормативного пространства в области семьи, родительства, детства и обеспечение помощи гражданам в реализации таких моделей родительства, которые соответствовали бы общественным и личным потребностям. Преодоление негативных тенденций в области родительства возможно через формирование и укрепление потребности в родительстве, семейнодетном образе жизни, развитие идеи симметричного родительства, активного, ответственного отцовства и обеспечение этих моделей социально-правовыми, социально-экономическими условиями реализации.

В этих условиях модель замещающего родительства представляет собой не краткосрочное отклонение, а дополнение, компенсацию кровного родительства, альтернативу воспитания детей в государственных учреждениях. Исследование показало, что на современном  этапе развитие замещающего родительства в России - следствие дисфункции биологического родительства. Профессионализация замещающего родительства обусловлена потребностью в компетентной замещающей семейной заботе и необходимостью расширения круга потенциальных замещающих родителей. Результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что эта тенденция имеет предпосылки для дальнейшего развития: потребность в ней со стороны общества, государства, отдельных граждан, отношение общественности, поддержка специалистов.

Дальнейшее распространение  и эффективность замещающего  родительства (в том числе ее профессиональных форм) будет определяться эффективностью системы организации и сопровождения  семейной заботы, формированием у  граждан потребности в осуществлении  такой заботы, ценности семьи, родительства и детства.

Анализ факторов, препятствующих развитию замещающей семейной заботы в России, позволил определить приоритетные направления по их устранению: 1. формирование ценностно-нормативного пространства в области семьи, родительства, детства; 2. деинституциопализацию системы жизнеустройства и воспитания детей, лишенных родительской заботы; 3. профессионализацию замещающего родительства, развитие компетентной замещающей заботы; 4. развитие системы сопровождения замещающей семьи; 5. обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по семейному жизнеустройству детей. Формирование системы ценностей является также важным условием реализации этих направлений, поскольку требует широкомасштабной поддержки общественности, объединения усилий власти, бизнеса и граждан, заинтересованности социальных субъектов в решении поставленных задач, их готовность к активному участию.

28. Особенности социализации людей пожилого возраста в современной России

Проблема социализации и социально-психологической адаптации пожилых людей является в настоящее время одной из самых актуальных не только для психологической науки, но и для общества в целом. Исследование особенностей протекания кризиca пожилого возраста у людей, находящихся в разной общественной и социальной ситуации, позволяет выявить новые, не известные до настоящего времени факторы и закономерности генезиса психики. С точки зрения социальной практики, для общества, тем более общества, переживающего переходный период, психологический комфорт и устойчивость большой группы людей, которая увеличивается в последние десятилетия, служат важными показателями общественного устройства и фактором социальной стабильности.

Изменения условий  жизни стареющих людей в связи  с переходными процессами в обществе, а также выходом на пенсию поставили их перед необходимостью адаптации к этим процессам. Несмотря на то, что данные процессы изучаются не один год, механизм адаптации к жизни в пожилом возрасте фактических вне внимания исследователей даже на понятийном уровне.

Изменение психосоциального статуса в старости отличается от предыдущих прежде в сего сужением круга возможностей, как физических, так и социальных; и состоит  из нескольких стадий: наступление  старости, выход на пенсию, вдовство. Удовлетворенность жизнью и успешность приспособления к наступлению старости зависят в первую очередь от здоровья. Негативный эффект слабого здоровья может смягчаться за счет механизмов социального сравнения и социальной интегрированности. (Крайг). Также важную роль играют материальное положение, ориентация на другого, принятие перемен. Реакция на уход на пенсию зависит от желания оставить работу, здоровья, финансового положения, отношения коллег, а также от степени запланированности ухода. Вдовство, как правило, несет одиночество и нежелаемую независимость. В то же время оно может дать человеку новые возможности для личностного роста. При этом смысл, вкладываемый в происходящие события личностью, часто является более важным, чем сами эти события.

Проблема социализации пожилых людей не только существует, но и более значима для этого возрастного периода по сравнению с предыдущим. Успешная социализация пожилых людей -- одно из основных условий поддержания высокого качества их жизни. Психологическая составляющая стиля жизни является одной из наиболее острых и на сегодняшний день мало исследованных проблем, связанных с пожилыми людьми. Достаточно много говорится об экономических и медицинских проблемах, с которыми сталкиваются люди позднего возраста. Но уровень медицинского обслуживания и материального обеспечения не соотносится прямо с уровнем психологического комфорта и оптимальным для человека стилем жизни. Это доказывается и тем, что вопросы, связанные с психологическим состоянием и социально-психологической адаптацией пожилых, в первую очередь начали исследоваться в наиболее развитых и экономически благополучных странах, где пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание пожилых людей находятся на достаточно высоком уровне. Сложность состоит в том, что, если экономические и медицинские вопросы могут решаться централизованно и стандартно для всех людей определенной возрастной группы, то проблемы психологические должны решаться индивидуально, на основе личностных качеств пожилого человека и социальной ситуации.

Повседневная, рутинная жизнь пожилых, как правило, не является исполнением какой-либо роли, а неструктурированные  ситуации поздней жизни вызывают депрессии и тревогу, так как  пожилые чувствуют вакуум социальных ожиданий и недостаток норм для них. Вполне справедливо пожилой возраст называют стадией систематических социальных потерь и отсутствия приобретений. «Главные жизненные задачи выполнены, ответственность уменьшается, зависимость возрастает. Эти потери связаны с болезнями и физическим недомоганием. Эти потери и их корреляты зависимости, изоляции и деморализации прогрессивно увеличиваются в поздней жизни». Они ясно показывают пожилому человеку понижение участия в социальной жизни и увеличение его маргинальности.

Успешность адаптации  зависит от степеней статусной и ролевой определенности, которые прямо пропорциональны уровню социальной идентичности, т.е. степени отождествления человечком себя с определенными культурной, национальной, социальной и возрастной группами. В массовом сознании роль пенсионера, вдовца, просто пожилого человека -- очень неясная, и в обществе отсутствуют соответствующие ролевые ожидания. Потеря ролей и, как следствие этого, ролевая неопределенность деморализуют пожилых. Это лишает их социальной идентичности часто оказывает негативное влияние на психологическую стабильность.  

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"