Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 00:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
7.Массы.
Массовое сознание.
Массовое движение.
Массы – скопление людей в одно
время, в одном пространстве вне их постоянной
деятельности.
Массовое движение – спонтанное поведение
людей, имеющие определенные интересы
или цели но не имеющие ни какого общего
плана.
Массовое сознание — практическое
знание различных социальных групп, не
основанное на специализированном знании,
нужное социальным группам в повседневной
жизни для взаимодействия и коммуникации
в малых группах, местности проживания,
стране, мире.
К массовым общностям относят – массы,
аудитории, соц. движения и толпы. Слабо
организованное массовое движение – паника,
а хорошо – это уже революция, война.
Толпа - бесструктурное скопление
людей, лишенных ясно осознаваемой общности
целей, но связанных между собой сходством
эмоционального состояния и общим элементом
внимания.
Формы массового поведения – массовая
истерия, слухи( ложные и истинные)
Паника - смятение, растерянность,
страх, охватывающие человека или множество
людей перед реальной или воображаемой
опасностью, нарастающие в процессе взаимного
заражения и блокирующие способность
рациональной оценки обстановки, мобилизацию
волевых ресурсов и организацию совместного
противодействия.
Погром - коллективный акт насилия, предпринятый
неконтролируемой и эмоционально возбужденной
толпой против собственности или личности.
Бунт - собирательное понятие, обозначающее
ряд стихийных форм коллективного протеста:
мятеж, волнение, смута, восстание.
Мятеж - массовое стихийное или организованное
выступление соц. групп, направленное
против существующего соц.-экон. порядка
или властей, как правило, с применением
насилия.
8.Особенности
социальной маргинальности
в России.
Маргинальность – промежуточность,
«пограничность» положения индивида между
разными социальными группами.
Маргина́л—человека, чьё положение
в обществе, образ жизни, мировоззрение,
происхождение и т. п. не вписываются в общую
массу.
Маргинальная группа
людей — группа, отвергающая определённые
ценности и традиции той культуры, в которой
эта группа находится, и утверждающая
свою собственную систему норм и ценностей.
В связи с этим можно выделить следующие
характеристики маргинальной ситуации:
1)промежуточность, окраинность, пограничность
положения индивида;
2)погруженность индивидуума в процесс
переходности (явление транзиции) или
в контекст смены социокультурных парадигм,
которая характеризуется дезадаптацией;
3)феномен психологической "двойной"
адаптации, когда индивид оказывается
"между двумя местами или сразу в двух
местах".
Все эти аспекты в своей совокупности
формируют особый "гибридный" тип
личности, имеющий отличительные характеристики.
В числе специфических свойств маргинальной
личности обычно указывают следующие
качества:
1)обострённые рефлексия и самосознание;
2)критическое, скептическое, иногда циническое
отношение к миру;.
3)релятивизм и безоценочность мировоззрения;
4)отстраненность, психологическая отчужденность;
5)замкнутость, внутренняя противоречивость.
В условиях нестабильных
экономики, политики, отсутствии уверенности
в завтрашнем дне ни одна группа
населения, в том числе и элита,
не может считаться
Кризисное, пограничное состояние общества, пребывающего в состоянии перехода, на историческом разломе отличает отсутствие чёткой экономической политики, общей идеологии, общеразделяемой ценностной системы. Социальный статус групп настолько подвижен, что россияне становятся маргиналами в абсолютном своем большинстве. В России идет растущая, пронизывающая все слои, маргинализация населения. В перспективе может сложиться ситуация полного отсутствия элиты, являющейся средоточием общественных норм и смыслов. Если в пространстве какая-либо позиция запустевает, как это может произойти, например, с группой позиционной элиты в социуме, "заболевшем" переходностью, то позиция не исчезает, не самоликвидируется, а становится "пустой", "незанятой" позицией и таким образом сама превращается в маргинализирующий фактор.
9.
Влияние культуры на
социальные и экономические
отношения.
Культура - 1. Совокупность материальных
и духовных ценностей, выражающая определенный
уровень истор. развития данного общества
и человека. 2. Сфера духовной жизнедеятельности
общества, включающая систему образования,
воспитания, духовного творчества. 3. Уровень
овладения той или иной областью знаний
или деятельности. 4. Формы соц. поведения
человека, обусловленные уровнем его воспитания
и образования.
Культура формирует личность человека
в обществе, тем самым она регулирует их
поведение. Она производит самого человека,
как общественного человека, то есть производит
его во всем богатстве общественных связей
и отношений.
Низкие темпы развития техники или экономики могут быть объяснены культурными системами, сложившимися в различных отраслях. И там второй чел чет вывел гипотезу связи культуры и экономики.
10.Сущность.
Цели. Субъекты социальной
политики.
Социальная политика — политика в
области социального развития и социального
обеспечения; система проводимых субъектом
хозяйствования (обычно государством)
мероприятий, направленных на улучшение
качества и уровня жизни определённых
социальных групп, а также сфера изучения
вопросов, касающихся такой политики,
включая исторические, экономические,
политические, социоправовые и социологические
аспекты, а также экспертизу причинно-следственных
связей в области социальных вопросов.
Традиционными сферами социальной политики
считаются следующие: образование, здравоохранение,
жильё и социальное страхование (включая
пенсионное обеспечение и индивидуальные
социальные услуги).
Субъект. Обычно под «социальной политикой»
понимают социальную политику, проводимую
государством («государственную социальную
политику»), однако в качестве субъекта
проведения социальной политики могут
выступать не только государства, но и
другие субъекты — надгосударственные
образования (в этом случае говорят о надгосударственной
социальной политике), отдельные административные
образования (местная, или региональная
социальная политика), а также отдельные
предприятия, в том числе транснациональные.
К субъектам социальной политики относятся
органы законодательной и исполнительной
власти различных уровней, работодатели
в государственном и негосударственном
секторах экономики, а также профсоюзные
и иные общественные организации, которые
влияют на разработку государственной
социальной политики.
Стратегия социальной политики — это генеральное
решение системы социальных проблем страны
на данном конкретно-историческом этапе
ее развития.
В качестве главных приоритетов социальной
политики можно выделить:
К задачам социальной политики относятся:
11.
Особенности, проблемы
и возможные альтернативы
развития российского
общества.
Все более увеличивается пропасть между
элитой общества и основным населением.
Российская политическая элита, сформировавшаяся
в 90- годы, в нулевые завершила процесс
монополизации своих полномочий практически
во всех областях жизни общества: политика,
экономика, социальная сфера, образование,
культура, даже спорт. Отсутствие действенной
оппозиции развратило элиту. Общественное
мнение в нашей стране не является фактором,
сдерживающим непродуманные, подчас аморальные
действия чиновников.
Должность превратилась в статусную ренту.
То есть пребывание человека в том или
ином эшелоне власти автоматически гарантирует
ему стабильное и безбедное существование,
а порой и ощутимое улучшение личного
благосостояния методами, не согласующимися
с нормами этики и права.
Элита судорожно старается сохранить
сложившуюся общественно-политическую
модель, поскольку она позволяет ей чинить
произвол, бессовестно грабить народ,
не неся за это никакой ответственности.
Произошла приватизация государственной
власти господствующими кланами элиты.
Мы, по сути, скатились к советской модели
социального устройства, отличаясь от
нее меньшей репрессивностью, но большими
масштабами коррупции.
Налицо политическая дисфункция существующего
режима. Сегодняшний режим, являясь, по
сути, авторитарным, все больше теряет
рычаги управления в стране и скатывается
до уровня пропагандистских лозунгов
в “лучших традициях” КПСС. Достаточно
перечислить с помпой провозглашенные,
но так и не осуществленные реформы, либо
так проведенные, что от их результатов
берет оторопь: пенсионная реформа, военная
реформа, реформа здравоохранения, реформа
образования…. Начавшаяся реформа МВД,
по мнению многих специалистов из этой
системы, будет иметь такой же результат,
как и предыдущие.
Причина неудач заключается в том, что
сформированная социально-политическая
модель общества изначально ПОРОЧНА и
не может служить основой для дальшейшего
развития российского общества, а правящий
режим либо не хочет, либо не может реконструировать
взращенного уродца.
Деградация населения. В настоящее время
в стране два с половиной миллиона наркоманов,
пять миллионов алкоголиков, около миллиона
детей растут без родителей. Это официальные
данные, которые, как правило, занижаются.
По утверждению специалистов-демографов,
если бы не миграция, то население России
сегодня составляло бы не сто сорок два
миллиона, а где-то сто пятнадцать - сто
семнадцать.
Социал-демократический. Эволюционное,
но последовательное реформирование социально-политической
модели в направлении демократизации
и в интересах широких народных масс: развитие
демократических институтов, создание
эффективной оппозиции, консолидация
здоровых сил общества, введение прогрессивной
шкалы налогообложения со сверхприбылей
олигархов, создание благоприятных условий
для развития малого бизнеса, повышение
качества жизни населения, жесткий контроль
за деятельностью чиновников.
Консервативно-путинский. Правящий
режим сохраняет существующую социально-политическую
модель, более того, предпринимает колоссальные
усилия для ее укрепления. В этом направлении
можно ожидать следующие действия: дальнейшая
распродажа государственной собственности,
экспорт капитала за границу, усиление
давления олигархических кланов на деятельность
правительства в плане лоббирования своих
интересов; слияние крупного капитала,
высшего чиновничества и руководства
силовых структур в уродливый симбиоз,
который и будет представлять в стране
реальную власть.
В целях локализации протестных выступлений
населения правящий режим будет действовать
по двум направлениям: с одной стороны
будут узакониваться репрессивные меры,
под лозунгом борьбы с экстремизмом будут
и далее запрещаться “неудобные” общественные
организации, будут усиливаться силовые
ведомства и фискальный аппарат. С другой
стороны режим будет заигрывать с теми
институтами и организациями, которые
могут возглавить протестные движения
или представлять реальную оппозиционную
силу: рабочие профсоюзы, молодежные организации,
младший офицерский состав в армии.
Революционный. Дальнейшее обострение
противоречий между элитой и основным
населением, обнищание народных масс до
критического уровня, сужение политического
поля для маневров режима до крайних пределов
и неспособность контролировать им общественно-политические
процессы в стране; отдельные конфликты
в регионах сливаются в масштабах страны
в мощное протестное “цунами”. То есть
это арабский вариант, который мы наблюдали
и наблюдаем сейчас на Ближнем востоке.
12.
Социальная сфера
как пространство
и процесс воспроизводства
и развития человека.
Социальная сфера - относительно
самостоятельная сфера жизнедеятельности
общества, охватывающая отношения между
соц. общностями, внутри этих общностей,
между отдельными личностями, занимающими
разное положение в обществе и принимающими
неодинаковое участие в его соц. жизни.
К социальной сфере относят прежде всего
сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение,
социальное обеспечение, физическую культуру,
общественное питание, коммунальное обслуживание,
пассажирский транспорт, связь).
Структура соц. сферы.
1)инфраструктура и производимые ею продукты.
2)процессы образования мед, соц, бытового
обслуживания
3)органы и институты управления соц сферой
4)механизмы и нормативная база
5)люди
Функции социальной
сферы.
1)функция социального воспроизводства
людей как объектов жизнедеятельности
и воссоздание структур, соц институтов,
ресурсов жизнеобеспечения соц. субъектов.
Каждый компонент сферы выполняет свою
функцию – главная функция.
2)Основная функция проявляется как осознанное,
целенаправленное деление членов общества
на поддержание своей целостности и устойчивости,
обеспечению наиболее благоприятных условий
для своего существования и развития отношений
с другими общностями.
3)производные – социорегулятивная, социоадаптивная,
социопродуктивная, социокультураня,
социодинамическая, социозащитная.
13.Гражданское
общество и государство.
Гражданское общество — это сфера
самопроявления свободных граждан и добровольно
сформировавшихся ассоциаций и организаций,
независимая от прямого вмешательства
и произвольной регламентации со стороны
государственной власти. Согласно классической
схеме Д. Истона, гражданское общество
выступает как фильтр требований и поддержки
общества к политической системе.
Развитое гражданское общество является
важнейшей предпосылкой построения правового
государства и его равноправным партнером.
Гражданское общество — один из феноменов
современного общества, совокупность
неполитических отношений и социальных
образований (групп, коллективов), объединенных
специфическими интересами (экономическими,
этническими, культурными и так далее),
реализуемыми вне сферы деятельности
властно-государственных структур и позволяющими
контролировать действия государственной
машины.
Становление гражданского общества —
это непрерывный, бесконечный процесс,
в котором одновременно цивилизуются
и гражданин, и государство, и общество
в целом. В этом процессе формируются более
упорядоченные, менее конфликтные отношения.
Признаки гражданского общества
Государство оказывает
влияние на гражданское общество, его
структуры. Но вместе с тем оно испытывает
и обратное влияние. Структуры гражданского
общества способны оказать воздействие
прежде всего на правотворческую деятельность
государства, критикуя законопроекты,
внося в них дополнения, изменения или
предлагая новые. Правоисполнительная
деятельность государства также является
полем активного влияния структур гражданского
общества. Оценивая те или иные эконо-мические
мероприятия, проводимые правительством,
партии или союзы предпринимателей или
общества потребителей способны донести
до сведения правительства интересы той
или иной части электората и заставить
правительство действовать в интересах
граждан. Правоохранительная деятельность
государства в меньшей степени подвержена
воздействию со стороны структур гражданского
общества по причине ее меньшей гласности.
И, тем не менее, судебные дела, например,
получившие огласку с помощью средств
массовой информации, рассматриваются
судебными органами более пристально
и взвешенно.
Одним словом, гражданское общество —
питательная среда правового государства
— заставляет государственную власть
умерить свои желания, подчиниться законам,
ею принятым, и служить населению всей
страны.