Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 00:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
Бедность считается самой социальной из всех социальных проблем, сфокусировавшей в себе практически всю гамму социологических понятий и категорий.
Возможность экономического неравенства заложена уже в основном производственном отношении участия работника в труде на основе распределения по величине трудового вклада, тогда как люди объективно не равны.
В современных условиях основными причинами бедности являются: относительно низкий размер оплаты труда, повышенная доля иждивенцев в семье, низкий уровень пенсий, низкий размер стипендий, недостаточность для полного содержания детей выплачиваемых на них пособий.
В настоящее время к числу бедных официально относят всех, чей совокупный доход оказывается ниже установленного прожиточного минимума.
Проблема бедности в России признана на самом высоком политическом уровне. Россия придерживается глобальной методики оценки бедности как абсолютной, статистически измеряемой величины, и определяет задачи сокращения бедности в качестве приоритетных в своей среднесрочной стратегии экономического развития. Российское общество признаёт, что бедность обусловлена низким уровнем потребления материальных благ, а исследователи установили объективную абсолютную черту бедности на уровне прожиточного минимума.
По официально данным, в 2004 г. в России было 25 млн. бедных, в то время как подсчёт числа бедных по регионам даёт цифру в 34 млн. По расчётам на основании данных прямых обследований получалось, что на тот момент 35% населения, т.е. 51 млн. человек, относились к категории бедных. Знать количество бедных совершенно необходимо для планирования соответствующих программ.
Россия добилась значительных успехов в деле сокращения бедности после дефолта 1998 года. Но, в то время как многие из тех, кто временно относился к категории бедных, поднялись над чертой бедности, состояние людей, которые остались бедными в сегодняшней России, изменилось. Бедность всё более становится структурной проблемой для тех, кто увяз в нищете и сталкивается с многочисленными трудностями. Такое изменение специфики рисков, связанных с бедностью, несёт в себе серьёзные последствия для социальной политики.
Бедность изменила своё лицо с 2000 года:
Цель среднесрочного плана развития России состоит в сокращении бедности, и плановый показатель предусматривает снижение уровня бедности к 2010 году до 8-10% с базового показателя 2004 года 17,6%. Эта задача может быть решена при сочетании усилий по обеспечению устойчивого экономического роста и повышению эффективности системы социальной защиты.
Сокращение бедности за счёт экономического роста достигнет предела, как только все бедные, которые могут устроиться на работу, перейдут в создаваемые сферы высокой эффективности производства, что приедёт к полному или почти полному искоренению бедности.
Проблема бедности
остаётся нерешённой. Хотя в целом
Российская Федерация относится
к категории стран со средними
доходами, ряд её регионов очень
бедные. Это обстоятельство ещё много
лет будет продолжать создавать
серьёзные проблемы при выработке
стратегий развития России.
22. Социальное сиротство как социальное явление
Оказание помощи детям, по различным причинам, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики.
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
Очень остро стоит вопрос о сильнейшей правовой незащищенности подростков, возможности самых разнообразных злоупотреблений (инъекции психотропных препаратов в качестве наказания, сексуальная эксплуатация, неконтролируемости расходования выделяемых на содержание ребенка бюджетных средств, махинации с сиротскими льготами на жилплощадь и т.п.).
Все большую актуальность приобретают идеи создания учреждений социальной защиты с нормальным психологическим климатом в детской среде, который дает каждому гарантию защищенности, гарантию свободного и творческого развития.
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка).
В России главной задачей является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на государственном, республиканском уровне, так и на уровне муниципальных образований, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.
Понятие сиротства
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.
Сиротство - социальное
явление, обусловленное наличием в
оставшихся без попечения родителей
вследствие лишения родительских прав,
признания в установленном
Социальное сиротство - явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). Социальные сироты - это особая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся родителей по социально-экономическим причинам, т.е. сироты при живых родителях.
Основные причины современного сиротства состоят в следующем: во-первых, это добровольный отказ родителей от своего ребенка, как правило, вскоре после его рождения - в легальной или нелегальной форме (дети-подкидыши, дети, "забытые" в клиниках или проданные другим лицам); во-вторых, лишение родительских прав; и в-третьих, утеря родителями ребенка вследствие социальных потрясений или стихийных бедствий, которые вынуждают население к хаотической миграции.
Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран.
Сиротство - это перманентная социальная проблема. Решить ее раз и навсегда невозможно. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещение и т.д.) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.
На основе проанализированной информации можно говорить о следующих тенденциях в оказании социальной помощи детям-сиротам:
1. Оказание помощи
этой категории детей может
осуществляться как в
2. Использование "командного подхода", который предполагает профессиональный, системный подход к социальной работе с семьей в целом, что весьма эффективно.
3. Широкое распространение
в последнее время получило
использование концепции "
4. Многочисленные
исследования содействуют все
более широкому использованию
индивидуальных
5. Система социализации
должна охватывать все сферы
жизнедеятельности. При этом
6. Особое значение,
по моему мнению, имеет изменение
общественного мнения в
7. Одним из самых
важных, является обеспечение полноценного
образования для детей - сирот. Особую
роль в этом играет интегрированное обучение,
которое закреплено законодательством.
Оно способствует решению ряда задач:
образовательных, формирования отношений
в приемной семье.
23.
Социология девиантного
поведения - объект,
предмет, актуальные
проблемы исследования.
Социология девиантного поведения изучает
социальные процессы в различных сферах
человеческой жизнедеятельности.
Девиантное поведение -
совершение поступков - , которые противоречат
нормам социального поведения - в том или
ином сообществе. ( поступки отклоняющиеся
от нормы) . к примеру – алкоголизм, наркомания,
курение.
Объект – отклоняющиеся поведение ( девиация)
Предмет – девиантное поведение в различных
социальных группах.
24.
Социология гендерных
отношений - объект,
предмет, актуальные
проблемы исследования.
Гендерная социология – среднего уровня
или отраслевая социология, изучающая
закономерности развития и социального
развития гендорных общностей во всех
сферах общественной жизни, эволюцию соц.
интитутов, сознания и отношений с учетом
конкретных условий культурных традиций,
символов и стереотипов, биологических
стереотипов пола.
Объект – мужчины и женщины как крупные
гендерные общности в структуре населения,
различающиеся статусными характеристиками,
ролевыми функциями, особенностями психологического
склада поведения и сознания.
Предмет – соц. статус мужчин и женщин
как гендерных общностей и его эволюция
под влиянием конкретных соц. условий.
25.
Социология здоровья
и болезней - объект,
предмет, актуальные
проблемы исследования.
Социология здоровья и болезней – специальная
ветвь социологии которая связана с трудом,
бытом, образом жизни способствующая укреплению
или разрушению здоровья индивида.
Объект – определенные группы социального
населения.
Предмет - здоровье различных социальных
групп.
26. Положение детей в современном российском обществе
Происходящие в нашей стране глобальные социально-экономические, политические преобразования, коснувшиеся всех областей общественной жизни, наряду с положительными изменениями привели и к существенному росту негативных явлений. Самыми беззащитными и неподготовленными к этим изменениям оказались дети.
Стремительная
трансформация общественного
В России около 2 миллионов неграмотных детей. Они оказались за пределами школы, а значит, без школьного питания, медицинской помощи и чаще всего пополняют ряды молодых безработных, бездомных, криминальных группировок.
Серьезные нарушения прав ребенка имеются и в области образования. Это и чрезмерные учебные нагрузки, и авторитарные методы воспитания и управления со стороны многих педагогов, и низкое материально-техническое обеспечение учебного процесса, имеющие место необоснованные переводы детей в коррекционные классы, спецшколы и т.д.
Ухудшение и без того тяжелого положения детей, снижение уровня жизни и реальных доходов родителей, обвальное закрытие и сокращение культурно-досуговых, спортивных, творческих и других детских учреждений, сокращение финансирования социальных программ, неисполнение федеральных и региональных законов, направленных на охрану и защиту прав детей, приводит к тому, что у значительной их части формируются антиобщественные взгляды, способствующие росту детской преступности.
Именно антиобщественная
установка в процессе формирования
личности несовершеннолетнего порождает
преступление. Начиная с 1987 г. в России
фиксируется непрерывный рост числа
несовершеннолетних преступников.
Все чаще и чаще дети подвергаются не только
насилию со стороны взрослых (количество
таких преступлений возросло более чем
в два раза, так, за год выявляется 25--30
тысяч преступлений, по которым потерпевшими
признаны дети до 13 лет, регистрируется
свыше 80 тысяч случаев сексуального насилия
или развратных действий), но и становятся
жертвами вооруженных и межнациональных
конфликтов.