Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 00:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

экз жанна.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

14.Социальное напряжение. Его источники и пути решения. 
Социальное напряжение -  состояние  группы, общности или общества, характеризующееся назреванием конфликтов и дезинтеграции, выражающееся в различных формах  соц. недовольства и протеста,  не достигшее стадии институционального конфликта.  
Примеры – маленький городок – завод закрыли – тт. 
Большой – там мало денег в государстве, безработица и т.д. 
Решение – анализ проблем и их решение. Подумать. Импровизировать.

15.Воспроизводство  населения и демографическая  политика России. 
Воспроизводство населения — смена поколений в результате естественного движения населения. Воспроизводство населения определяется рождаемостью и смертностью. 
В соответствии с изменением совокупности демографических показателей принято выделять три основных исторических типа воспроизводства населения. Первый и самый ранний из них— так называемый архетип воспроизводства населения. У этих народов смертность настолько высока, что их численность сокращается. 
Второй тип воспроизводства, «традиционный», или «патриархальный», доминирует в аграрном или на ранних стадиях индустриального общества. Главные отличительные черты — очень высокая рождаемость и смертность, низкая средняя продолжительность жизни.  
Третий, так называемый «современный» или «рациональный» тип воспроизводства населения, порождается переходом от аграрной к индустриальной экономике. Этот тип воспроизводства характеризуется пониженной рождаемостью, близким к среднему уровнем смертности, низким естественным приростом и высокой средней продолжительностью жизни.  
Демографическая политика в России направлена на увеличение миграции в Россию, увеличение рождаемости и снижение смертности. Основным субъектом демографической политики в России является партия власти, Совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при Президенте России, Комитет по социальной политике Совета Федерации, думский Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, президент и председатель совета министров. Демографическая политика в России реализуется в виде национального проекта Демография, включающего в себя в качестве основного компонента программу «материнского капитала», а также пособия и льготы по рождению ребенка. В демографической политике в России участвуют политические партии и общественные организации, выдвигающие собственные проекты улучшения демографической ситуации.  
Государственная демографическая политика в России повторяет политику Западной Европы по преодолению демографического кризиса. Ее основой является материальная помощь матерям, имеющим детей, в виде пособий и льгот. Размер этих пособий не идет ни в какое сравнение с реальными расходами на рождение и воспитание детей и не может оказать влияния на решение семьи завести дополнительного ребенка.  
Наряду с  государственной демографической политикой по увеличению населения России, в стране проводится эффективная иностранная политика по сокращению населения нашей страны. Меры по сокращению населения путем распространения контрацепции, абортов, стерилизации имеют государственую поддержку едва ли не большую, чем меры по стимулированию рождаемости. Эти меры поводятся в соответствии с международными обязательствами России в области планировании семьи (например, в соответствии с Каирской декларацией).  Желательность сокращения коренного населения России всячески пропагандируется в средствах массовой информации Академией наук, Госдумой принимаются законы, способствующие уменьшению рождаемости.

16. Социальная сфера как объект системного социологического анализа. 
Цель исследования соц. сферы: 
1)выявление критериев и показателей соц. сферы(с.с) 
2)изучение конкретных ситуаций в с.с. 
3)анализ потенциала инфраструктуры 
4)оценка запросов, характера и культуры потребления субъекта. 
Задачи и процедуры исследования 
Уровни: 
1)социальный, общегосударственный 
2)регионально отраслевой 
3)коллектив, семья, личность 
Направление и объект соц. анализа 
Анализ координации и взаимодействия сфер инд.:
 
1)материальное производственная сфера 
2)политическая сфера 
3)культурно духовная сфера 
Цели соц. исследования сводятся к поиску решений обеспечивающих в данной конкретной ситуации наиболее оптимальное соотношение между спросом и предложением необходимых благ, удовлетворяющих потребности.

17.Особенности  социального планирования. 
Социальное планирование - научно обоснованное определение  целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития соц. процессов и основных средств их претворения в жизнь.   
Объектами П.с. выступают: об-во в целом; каждая из сфер обществ. жизни; соц. процессы,  происходящие в различн. сферах об-ва как в территориальном так и в функциональном разрезе.  
П.с. предполагает определение цели, ее количественную и качественную характеристики применительно к каждому объекту планового воздействия. На современном этапе развития об-ва такой целью  П.с. выступает достижение соц. справедливости, соц. равенства, соц. защищенности людей.  
Главная задача социального планирования – является оптимизация процессов экономического и соц. развития, повышения соц. экономической эффективности. 
Объектом соц. планирования явл. Связь отношений на всех уровнях. 
Для осуществления соц. планирования необходимы два условия. 1)система гос. Решений должна быть способна не только разрабатывать планы но и обеспечивать их реализацию. 2) необходимость современной информационной базы. 
Три уровня соц. планирования. 1)государственный 2)региональный 3)муниципальный

18. Социология возраста - объект, предмет, основные научные проблемы. 
Специальная социологическая среда. 
Социология возраста изучает возрастную структуру общества и закономерности ее развития социальные аспекты характеристики индивидов и соц. групп. 
Объект – различные возрастные группы. 
Предмет – отношения между индивидами разного возраста 
2 типа возраста – абсолютный и хронологический. Так же биологически/психологический/социальный. Несоответствие одного возраста  другому.

19.Социальные институты - условия возникновения и пути развития. 
Социальный институт
- подсистема социальной сферы, приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

В основе любых  социальных институтов должны лежать потребности в создании порядка. Если потребность пропадает или утрачивает свою актуальность, то социальный институт или распадается, или становится (в силу инерции социальных институтов) тормозом общественного развития. Социальные институты представляют собой организованную систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Под общественными ценностями понимают разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами — стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей — сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

Процесс институционализации представляет собой определение и закрепление социальных норм и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Институционализация — это замена спонтанного, рефлекторного поведения на предсказуемое, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Процесс институционализации, в результате которого образуется социальный институт, проходит несколько основных этапов:

• возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий. Эта потребность должна касаться наведения порядка в определенной области человеческой деятельности;

• формирование общих целей, которые должно преследовать значительное количество членов человеческого общества;

• появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок. Такие нормы нося неформальный характер и крайне недолговечны;

• появление процедур, связанных с нормами, и пpaвил, которые являются способами достижения групповых целей;

• институционализация норм и правил поведения, а также институциональных процедур, что является: необходимым условием их закрепления в поведении членов общества;

• установление системы формализованных санкций для поддержания норм и правил, их дифференциация в зависимости от отдельных социальных групп общества и применение в зависимости от различных ситуаций, складывающихся в обществе;

• создание системы статусов и ролей, которые должны охватывать всех без исключения членов социального института.

Создание системы  социальных статусов и ролей предполагает появление особых институциональных  ролей, которые отличаются от обычных  социальных ролей более жестким  контролем. Индивид при исполнении социальной роли должен полностью соответствовать нормам и правилам, принятым в данном социальном институте.

Важным способом изучения степени развития социального  института являются его институциональные  признаки. Как правило, эти признаки показывают степень его развития или упадка.

Каждый социальный институт призван выполнять определенные функции в обществе. Все эти функции разделяются на два основных типа — явные функции и латентные (или скрытые) функции.

Явные функции социальных институтов представляют собой такие функции, которые открыто провозглашаются; они являются визитной карточкой каждого социального института.

Скрытые функции не провозглашаются, они завуалированы в основной деятельности социального института.

В зависимости  от уровня значимости социальных функций  социальные институты разделяются на второстепенные и базовые (основные, определяющие). Современное общество обязательно включает в свою деятельность базовые социальные институты и не может существовать без них.

Все институты  связаны между собой. При изучении условий деятельности каждого социального института необходимо учитывать деятельность других главных социальных институтов, оказывающих воздействие на данный институт.

20.Особенности  социального управления  в современной  России. 
Социальное управление - управление процессами и явлениями соц. сферы обществ. жизни, средство реализации соц. политики. У.с. осуществляется путем воздействия на жизни людей и их ценностные ориентации.  Важной составной частью У.с. является соц. планирование,  разработка и реализация конкретных мер по решению соц. проблем в единстве с обеспечением прогрессивных экономич. преобрази. Это находит свое практическое проявление в планах соц.-экономич. (или экономич. и соц.) развития того или иного масштаба. Сущность социологич. подхода  к управлению состоит в выделении трех его компонентов. Первый - ядро механизмов управления: составляет целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание  и целеосуществление. Такое воздействие бывает внешним (орган управления находится за рамками самих объектов), а также - самоуправлением  (воздействие осуществляется подразделением или субъектом, входящим в состав самого объекта) . Вторым компонентом является самоорганизация социальная, т. е. спонтанные процессы  внут-риколлективного регулирования. Оба названных компонента образуют третий - порядок организационный, включающий в себя как продукты  "прошлого" управленческого труда  (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе.  Оптимальное соотношение этих компонентов предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и учета границ каждого из них, снятия возможных противоречий. Объектами У.с. являются индивид,  группа,  организация,  др. соц. образования и процессы. 
Особенности Социального управления.
 

  • Социальное  управление (СУ) есть только там, где  проявляется совместная деятельность людей. Сама по себе такого рода деятельность (производственная и иная) еще не в состоянии обеспечить необходимое взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффективное выполнение стоящих перед ними общих задач, достижение общих целей. Управление организует людей именно для совместной деятельности и определенные коллективы и организационно их оформляет;
  • СУ своим главным назначением имеет упорядочивающее действие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности;
  • СУ имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместой деятельности, их взаимоотношения. Это критерии сознательно-волевого характера, в которых опосредствуется руководство поведением людей;
  • СУ, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями. Возникают они, прежде всего, между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления;
  • СУ базируется на определенной соподчиненности воль людей участников управленческих отношений, т.к. их отношения имеют сознательно-волевое опосредствование. Воля управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда властность социального управления, означающая, что субъект управления формирует и реализует «господствующую волю», а объект подчиняется ей. Так выражается властно-волевой момент социального управления;
  • СУ нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяет субъекты управления. В роли таковых выступает определенная группа людей, организационно оформленная в виде соответствующих органов управления (общественных либо государственных), или же отдельные, уполномоченные на это лица. Их деятельность, имеющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой.
 

21.Бедность как важнейшая социальная проблема России. 
Бе́дность 
— характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе. 
Бедность как социально-экономическое явление в той или иной степени присуща любому обществу, но её причины, масштабы, конкретные проявления и последствия существенно отличаются на различных этапах и при разных условиях его развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"