Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 00:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
Поскольку целевой функцией процесса социальной адаптации служит самосохранение «общества-семьи-личности» в их взаимосвязи и развитии, адаптация пожилых людей представляется сложным образованием, состоит из многих составляющих и ее критериями являются:
Лишь небольшое число пожилых людей минует негативную фазу кризиса пожилого возраста. Большинству из них необходима внимательная и квалифицированная помощь специалистов, близких людей и общества в целом. В нашей стране использовать общественное мнение для организации помощи людям позднего возраста легче, чем во многих странах Западной Европы. Это объясняется тем, что в нашем обществе существуют достаточно устойчивые положительные стереотипы пожилых людей, в которых позитивно оцениваются их опыт, знания и умение выстоять в сложных житейских ситуациях. Значит, у пожилых людей возможно сформировать установку на их значимость для молодых, на помощь им, а у молодых -- на принятие этой помощи, причем не столько в домашнем хозяйстве, сколько в профессиональной и социальной деятельности.
Расширение и углубление общения становится непременным условием социализации в этом возрасте. Сложность формирования новых личностных контактов связана с тем, что многие пожилые люди испытывают коммуникативные трудности. Фундаментальные исследования показывают, что в большинстве случаев пожилые люди страдают от нарушений в сфере коммуникации и от конфликтов, относящихся к этой области. Две трети пожилых, обратившихся за помощью в психиатрическую амбулаторию института, говорили о проблемах контактов.
Старение населения России как социально-демографический процесс, совпавший с процессами реформирования общества, не является следствием увеличения продолжительности жизни и происходит одновременно с возрастанием общей смертности населения, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения. В условиях переходного этапа социального и экономического развития проблемы пожилых людей решаются не всегда последовательно. Экономикой и социальной сферой пока не в полной мере обеспечиваются условия для достойной жизни всем пожилым людям. Отмечаются значительные региональные различия положения пожилых людей.
ивое материальное положение, утрата привычного социального статуса. В неблагоприятном положении находятся пожилые женщины, что существенно при сохранении долговременной диспропорции мужского и женского населения. Достаточно велика доля пожилых людей .среди мигрантов и лиц без определенного места жительства и занятий.
Наступление пожилого
возраста является для отдельного человека
источником социального риска, проблемы
пожилых людей имеют объективные основания,
носят долговременный характер и требуют
постоянного внимания, изыскания дополнительных
материальных, кадровых и других ресурсов
в новых для современной России рамках
специальной государственной социальной
политики в отношении пожилых людей.
29.
Социология образа
жизни (повседневности) -
объект, предмет,
актуальные проблемы
исследования.
Формирование и развитие образа жизни
– ключевая задача соц. политики.
образ жизни выступает определенном индикатором
функционирования и изменения всех сфер
жизни общества.
образ жизни формируется под действием
объективных и субъективных факторов.
Образ жизни – совокупность существенных
черт характерной формы жизнедеятельности
общества, народов, классов, соц. групп,
индивидов в определенном обществе.
Предмет – сферы жизнедеятельности, характеризующие
объект (трудовой, производственный)
Объект – вся жизнь в целом.
30.Этносоциология.
Предмет, объект, все
дела.
Этносоциология — дисциплина, изучающая
социальные процессы и явления в разных
этнических средах и этнические процессы
в социальных группах. Этносоциология
- новое научное направление, возникшее
на стыке этнографии и социологии. Во второй
половине 60-х годов ХХ ст. Дословно этносоциология
- учение о национальности общества. Однако,
суть понятия Этносоциология - область
социологии, исследующая происхождение,
сущность, функции различных, этносов
(род, племя, народность, нация) с целью
выявления общих закономерностей, их взаимодействия
и выработки механизмов вписывания в систему
социальных отношений, которые сложились.
Иначе, этносоциология изучает социальные
аспекты жизни и деятельности этнических
образований, а также национальную специфику
социальных общностей и отношений.
Объект этносоциологии - народ-этнос в социальном многообразии. Он изучается через личность, включённую в этническую группу. Этнические группы – части общества, члены которых осознают себя носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.
Предмет этносоциологии – изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включённой в эти группы, и социальной среды. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования.
Функции этносоциологии:
1) Теоретико-познавательная. Мобилизация необходимого объёма знаний как одна из непременных черт научного исследования предполагает привлечение исторических и этнокультурных знаний, выявление логических, причинно-следственных, закономерных связей, формулирование специальных теорий.
2) Практико-преобразовательная.
Объяснение полученных фактов, проверка
гипотез, прогнозирование
3) Просветительская.
В условиях конфликтов этносоциологи
не раз участвовали в тренингах вместе
с представителями прессы с целью выработки
наиболее эффективных приёмов подачи
материалов об этнических группах, участвующих
в конфликтах.
31.Социология
культуры. Объект, предмет,
все дела.
Социология культуры – отрасль соц. знания,
изучающая социальные закономерности
развития культуры, формы их проявления
в человеческой деятельности, связанной
с созданием, усвоением, сохранением и
распространением идей, представлений,
регулирующих отношений в обществе.
Объект – конкретное распределении существующих
в данном обществе форм и способ освоения,
создания и передача объектов культуры,
устойчивые процессы в культурной жизни.
32. Социальный контроль и формы его проявления в современном российском обществе.
Социальный контроль,
являясь социально-
Понятие социального контроля не является новым для отечественной науки. Оно широко используется и зарубежными социологами.
Исследованиям социального контроля в условиях "социалистического общества", осуществленным в последнее десятилетие его существования, были изначально присущи "естественный" характерный идеологический акцент на защите массовых интересов и преодоления "буржуазных пережитков", смещение функций контроля в пользу жесткой социальной детерминации поведения граждан со стороны партии, государства и его специальных органов и др.
В таких условиях
социальный контроль часто сводился
к проблемам партийного контроля,
осуществлению партией
Однако сегодня
российскому обществу, переживающему
переходный период и осуществляющему
коренные демократические
Общепризнанным сегодня считается определение социального контроля как механизма саморегуляции в социальных системах - группах, коллективах, организациях, обществе в целом, - осуществляющего его посредством нормативного (правового, административного, морального и др.) регулирования поведения людей.
Согласно общесоциологическому пониманию, социальный контроль есть способ саморегуляции любой социальной системы, регламентирующей и консолидирующей деятельность своих членов, стабилизирующей собственное функционирование и развитие посредством формирования личностных, групповых и институциональных стандартов деятельности (норм, ценностей, идеалов), оценки на их основе реальной деятельности людей и последующего приведения этой деятельности в соответствие со стандартами при помощи системы социальных санкций.
В социологической науке существует много определений социального контроля и каждое из них, безусловно, выражает важные, существенные стороны этого понятия. Попытки свести воедино разрозненные характеристики (формы) социального контроля может служить следующий подход, в соответствие с которым понятие социального контроля охватывает три важных функциональных блока: социальный контроль как функция управления, как способ саморегуляции общества и как самоконтроль личности.
Социальный контроль,
как продукт осмысленной
Социальный контроль регламентирует и консолидирует деятельность членов социума, обеспечивая его стабильное (устойчивое, равновесное) функционирование, позитивное развитие и прогресс. В этом отношении можно отметить важное обстоятельство: названные свойства системы социального контроля впервые получают свое наивысшее развитие именно в условиях гражданского общества и правового государства.
Стабильное функционирование
социальный контроль обеспечивает в
первую очередь посредством социальных
норм, ценностей, идеалов, т.е. за счет формирования
стандартов деятельности (личностных,
правовых, институциональных), оценки
на их основе реальной деятельности людей
и последующего ее приведения в соответствие
с данными стандартами при помощи системы
социальных санкций (правовых, административных,
моральных и др.). Соответственно, объектом
воздействия со стороны механизма социального
контроля становится деятельность людей
(на уровне индивида-личности, отдельных
групп-коллективов, социальных слоев и
общностей). При этом предметом особого
внимания со стороны его регулятивно-конструктивной
функции становится именно отклоняющееся,
девиантное поведение, выраженное в негативных,
асоциальных проявлениях. Последнее, однако,
не должно означать, что социальный контроль
может пониматься лишь как санкционный
механизм, в котором гипертрофированную
роль играют уголовно-правовое регулирование
и санкции. Подобное понимание сущности
социального контроля присуще этатическим
политическим режимам. В обществе же демократическом
подход совершенно иной, и социальный
контроль должен, по нашему убеждению,
трактоваться значительно шире и гуманитарнее
- включать контроль, как со стороны институтов
правового государства, так и самого гражданского
общества, перенося акцент с репрессивных
санкций на доминирование эволюционно-