Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 00:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

экз жанна.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

По сферам своего действия социальный контроль охватывает различные области жизнедеятельности общества - социальные отношения и взаимодействия людей на уровне межличностных контактов в семье, референтной группе, трудовом коллективе, партиях, корпоративных ассоциациях и т.д., в сфере экономики, политики, культуры, науки и т.д. В каждой из этих сфер жизнедеятельности осуществление социального контроля имеет свою специфику, что позволяет говорить, например, о "социальном контроле в экономике", " социальном контроле в науке" и т.п.

Санкционный механизм социального контроля включает систему  правовых и неправовых мер, запретов, воздействий. Следует заметить, что социальные санкции по характеру своего действия можно, в свою очередь, разделить на две группы: санкции, основанные на принуждении, и санкции, основанные на убеждении. В первую группу входят меры воздействия (физического или психологического) на человека, имеющие целью вопреки его воле (под страхом наказания) заставить совершать те или иные действия, придерживаться определенной линии поведения. Убеждение исходит из принципа доверия к личности и ориентировано, в первую очередь, на моральную мотивацию общественно одобряемого поведения, на апелляцию к сознанию и чувствам индивида, как ассоциированного члена общества посредством рационального разъяснения или эмоционального влияния. Социальный контроль, основанный на использовании второй группы санкций и реализующий вариант добровольного выполнения социальных норм, универсален, экономичен и наиболее приемлем для демократического общества. Санкционный механизм относится к внешнему контролю, как одной из важнейших форм социального контроля, используемых государством, обществом и соответствующими социальными институтами.

Второй важнейшей  формой социального контроля является "внутренний контроль", или "самоконтроль личности", под которым понимается саморегуляция поведения личности, основанная на интернализации общественно приемлемых и одобряемых социальных ценностей и норм, усвоении и освоении нормативных требований к поведению в обществе, идентификации в социальных общностях и социальных группах.

Социальный контроль в единстве своих нормативно-оценочной и санкционной сторон касается границ индивидуальной и социальной свободы личности, меры ее конформности (соответствия норме), степени девиантности (отклонения от нормы), уровня толерантности (терпимости) и ригоризма (строгости, "жесткости").

Особое место  в анализе системы социального  контроля принадлежит его функциональной характеристике. Как отмечалось, важнейшими целевыми функциями социального  контроля выступают регулятивная и  конструктивная. Если первая функция в целом предназначена обеспечить саморегуляцию общества в целях поддержания его социальной устойчивости и равновесности, то вторая выполняет роль специфического катализатора саморегулирующегося развития социума, реализации прогрессивных социальных трансформаций. Все остальные частные функции социального контроля соподчинены и в совокупности призваны обеспечить их достижение.

33. Дифференциация мужских  и женских ролей  в семейной и  профессиональной  сферах.

Содержание понятия  семейного главенства связывается с осуществлением управляющих (распорядительных) функций: общим руководством семейными делами, принятием ответственных решений, касающихся семьи в целом, регулированием внутрисемейных отношений, выбором метода воспитания детей, распределением бюджета семьи и т. д.

При этом встречаются  два типа главенства: патриархальное (главой семьи обязательно является муж) и эгалитарное (в семье руководство  осуществляется совместно).

Изучение этого  вопроса Н. Ф. Федотовой (1981) выявило, что мужское главенство отметили 27,5 % мужчин и 20 % женщин, причем число семей, где оба супруга считали мужа главой семьи, составляло лишь 13 % от общей выборки. Женское главенство чаще указывали жены, чем мужья (соответственно 25,7 % и 17,4 %), а совпадение мнений супругов было только в 8,6 % семей. В пользу совместного главенства больше высказались женщины, чем мужчины (25,7 % и 18,4 % соответственно). При этом совпадение мнений о совместном главенстве было в 27 % семей. В более половине случаев наблюдалось расхождение во мнении, кто является главой семьи: муж считал таковым себя, а жена - себя, что нередко создавало конфликтную ситуацию.

 По мере  того как мальчики и девочки  взрослеют, их взгляд на главенство  в семье мужа или жены несколько  меняется.</strong> Так, по данным  Н. В. Ляхович, юноши считают, что главой семьи должен быть либо муж (35 % ответов), либо должно быть равноглавие (биархат) - 65 % ответов. Такая же тенденция наблюдается и в ответах девушек (муж - 23 %, биархат - 73 %), с той разницей, что 4 % главой семьи назвали жену.

Среди вступающих в брак отдают главенство в семье  мужу еще меньшее количество опрошенных. По данным Т. А. Гурко (1996), это сделали 18 % женихов, 9 % невест. Среди мужчин патриархальных взглядов в основном (около 40 %) придерживаются выходцы из села и имеющие лишь среднее образование.

По данным исследований, проведенных в нашей стране, от 15 до 30 % женщин в возрасте за 30 лет  объявляют себя главой семьи, тогда  как лишь 2-4 % их мужей и 7 % взрослых детей признают это.

Эти ответы отражают наметившийся в настоящее время постепенный переход от патриархального типа организации семьи, когда ее главой являлся только мужчина, к демократическому, в основе которого лежит правовое и экономическое равноправие мужчины и женщины. Указанные функции управления не сосредоточены в руках одного из супругов, а распределяются более-менее равномерно между мужем и женой.

Стереотип представлений  о распределении семейных обязанностей. Патриархальные отношения в семье, т. е. главенство мужа, существовало на Руси и в других странах с давних пор. В том далеком прошлом взаимоотношения между супругами регламентировались очень четко. В литературном памятнике Древней Руси "Домострое" (XVI в.) подробно расписаны семейные роли мужа и жены. Моральные нормы были для них одинаковыми, однако сферы деятельности строго разделены: муж - глава, он вправе поучать жену и детей и даже наказывать их физически, жене надлежит быть трудолюбивой, хорошей хозяйкой и во всем спрашивать совета мужа. Однако фактически часто жены имели на мужа большое влияние и командовали в семье.

Л. Н. Толстой  говорил, что существует странное, укоренившееся  заблуждение в том, что стряпня, шитье, стирка, нянченье составляют исключительно  женское дело и что делать то же мужчине - стыдно. Между тем, считал Л. Н. Толстой, стыдно обратное: мужчине, часто не занятому, проводить время за пустяками или ничего не делать в то время, когда усталая, часто слабая, беременная женщина через силу стряпает, стирает или нянчит больного ребенка.

С развитием  капиталистических отношений в  обществе изменились и требования к роли жены и мужа. Они стали не такими жесткими, а экспрессивные роли предписывались не только жене, но и мужу.

Сорок процентов  мужчин и женщин считают, что каждую из ролей в семье супруги должны делить между собой поровну.

Л. Ш. Иксанова (2001) выявила специфику взглядов на роли мужа и жены в семье у супругов, живущих в незарегистрированном браке. Так, у мужчин из незарегистрированного  брака имеется менее традиционное представление о женщине, чем  у мужчин из зарегистрированного брака. Они считают, что женщина не должна ограничивать себя хозяйственно-бытовыми ролями. В свою очередь женщины из незарегистрированного брака, вопреки женщинам из зарегистрированного брака, считающих, что материальное обеспечение семьи - это прерогатива мужа, высказывают мнение, что эта роль в равной степени принадлежит как мужу, так и жене. Таким образом, в семьях с незарегистрированным браком наблюдается ориентированность как мужчин, так и женщин на эгалитарное устройство семейных отношений.

Реальное распределение домашней работы. По данным зарубежных исследований, работающие жены выполняют в среднем 69 % домашних работ.

Немаловажным  является и то обстоятельство, что  домашние дела у женщины являются каждодневными (приготовление еды, мытье посуды, уход за ребенком и т. п.), в то время как домашние обязанности мужчин носят эпизодический характер (сделать ремонт, перенести тяжелую вещь и т. п.) и позволяют им более свободно распоряжаться своим временем.

Участие мужей  во многом определяется этносом, к которому они принадлежат. Так, чернокожие мужчины делают 40 % домашней работы, мужчины испанского происхождения - 36 %, белые мужчины - 34 %.

«В течение  года группа статистиков записывала, сколько работы выполняет одна домохозяйка, которая заботится о муже и двоих детях. Результаты оказались поразительными.

За год она  перемывает 18 тысяч ножей, вилок  и ложек, 13 тысяч тарелок и 3 тысячи кастрюль и сковородок. Она не только моет эти приборы, но и достает  их из шкафа, ставит на стол, убирает  обратно и, таким образом, переносит груз общим весом примерно 5 тонн.

С помощью специальных  устройств измерили и расстояние, которое приходится преодолевать домохозяйке  за день. Если семья живет в обычной  двухкомнатной квартире, то домохозяйка  делает в среднем около 10 тысяч шагов в день, а если в доме с усадьбой, то больше 17 тысяч шагов. Если к этому добавить еще хождение на рынок, то за год ей приходится пройти путь почти в 2 тысячи километров».

По данным Е. В. Фотеевой (1987), чаще помогают женам  молодые мужья и мужья с  более высоким уровнем образования. При этом, когда дети достигают школьного возраста, помощь женам значительно уменьшается, а часто и прекращается. Вообще же, отмечает Е. В. Фотеева (1990), существует стереотипная дифференциация образов "хорошего мужа" и "хорошей жены": муж чаще рассматривается как "добытчик", а жена - как "хранительница семейного очага".

Муж как "финансовый мешок". В обществе сложилось мнение, что одним из признаков мужественности является хорошее финансовое положение  мужчины. Многие женщины оценивают мужчин именно с финансовой точки зрения. Б. Бейли  пишет о том, что процесс ухаживания мужчины за женщиной в США всегда держался на деньгах. Подразумевается, что во время свидания тратить деньги должен мужчина. Если он этого не делает, то может оказаться в глазах женщины второсортным кавалером. Существенным фактором в выборе супруга у женщин является то, насколько будущий муж может материально обеспечить семью, поэтому на Западе женщины предпочитают богатых. Берн и Лэвер выявили совпадение взглядов взрослых мужчин и женщин относительно того, что мужчина должен зарабатывать много денег.

Однако возложение на мужа роли добытчика приводит ко многим негативным явлениям. Выбор  высокооплачиваемой работы может не совпадать с профессиональными  интересами мужчины: очень часто такая работа ему не нравится.

Вследствие работы днем и ночью ради зарабатывания  больших денег у мужчин ослабевает контакт со своими детьми. Например, в Японии, где понятие мужественности связано с полной самоотдачей  на работе, отцы проводят со своими детьми в среднем 3 минуты по будним дням и 19 минут по выходным. В связи с этим часто встречаются люди, которые считают, что в детстве они были лишены отцовской любви.

 Когда мужчина  сознает, что несколько человек  зависят от него экономически и он должен оправдывать ожидания семьи, это сильно давит на его психику. Вместе с ростом семьи он должен увеличивать и объем и время работы, чтобы зарабатывать больше. Такой стиль жизни часто приводит к появлению обусловленных психическим и физическим напряжением патологических симптомов.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"