Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 13:50, шпаргалка
1. Понятие молодежной политики
Молодёжная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Билет 1.
1. Понятие молодежной политики
Молодёжная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц. В тоже время государственная молодежная политика (ГМП) в современной России локализована в рамках социального пространства и социального времени. следующих подходов к формированию и реализации молодежной политики:
- сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики; привлечение молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся всего общества, к разработке и реализации молодежных программ; полное политическое доверие к молодежи, признание за ней всех гражданских прав; создание юридических и организационных гарантий для социальной защиты молодежи; содействие инициативной общественной деятельности в области социального, духовного и физического развития молодежи; признание специфических интересов и потребностей молодежи как особой общественной группы, определяющей будущее народа; создание экономических, социальных, правовых условий, предоставление необходимых услуг для духовного, физического развития, профессиональной подготовки молодежи и возможностей реализовать свои способности в учебе, труде, науке, общественной и государственной деятельности;
- определение правового и социального статуса молодежи, гарантирующего ее равноправие в обществе независимо от пола, национальности, языка, вероисповедания, образования, социального происхождения и политических взглядов;
- признание права молодого человека на содействие его индивидуальному и социальному развитию, права на собственный опыт, инициативу и воспитание;
- воспитание у молодежи бережного отношения к культурному наследию народа и его традициям, духовной связи поколений;
- единство свобод, прав и обязанностей молодежи;
- признание и соблюдение суверенитета личности, взаимная ответственность молодых граждан и государства;
- воспитание уважения к демократическим, общечеловеческим ценностям, социальной справедливости и законам;
- уважение национального достоинства молодого гражданина и уважение молодым гражданином других людей, воспитание культуры межнационального общения;
- соблюдение международных стандартов, зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека, международной Конвенции о правах ребенка, пактах об экономических, социальных и культурных правах, гражданских и политических правах и других международно-правовых документах;
- последовательность молодежной политики государства, ее научная обоснованность и комплексность, гласность и открытость.
2. Основные представления и подходы в социологии молодежи.
Предметная область социологического исследования молодежи достаточно широка: общие социально-групповые характеристики молодежи — границ и структуры ее как группы, основные тенденции динамики, социально-демографические показатели; основные качественные параметры существования молодежи в обществе — условия и особенности прохождения процесса социализации; специфика образа жизни и моделей поведения молодых людей в зависимости от их принадлежности к различным социальным стратам; реальные статусные позиции и социальные роли молодежи в структуре общества; характер и направленность социальной мобильности; особенности и динамика изменений ценностных ориентаций и поведенческих мотиваций молодых, в том числе в контексте межгенерационного взаимодействия; возможности самореализации молодежи применительно к конкретным социокультурным и политико-экономическим условиям. Среди направлений и концепций, оказавших серьезное влияние на развитие социологии молодежи, можно выделить следующие: концепция рассмотрения молодежи как возрастной группы, в рамках которой молодежь сводится к маргинальному слою общества, ожидающему полноценного статуса по достижении взрослого возраста; концепция, в рамках которой молодежь исследуется с точки зрения охвата определенного жизненного цикла с упором на психофизические свойства молодости, предстающей биологической реальностью и в свою очередь являющейся также результатом социально-исторических и социокультурных процессов; структурно-функциональный подход к исследованию молодежи (В. Райх, Г. Маркузе), в рамках которого молодежная группа рассматривается как система структурных позиций, заполняемых индивидами, вследствие чего приобретаются социальный статус и соответствующие социальные роли; культурологический подход, представители которого (П. Бергер, Т. Лукман и др.) стремятся осмыслить мир молодежи в соответствии с конкретными представлениями, целями, поведенческими мотивами реально действующих индивидов, отражающимися в определенных типах культуры; исследование молодежи в рамках теории общественного воспроизводства (В. И. Чупров), которая акцентирует внимание на функционировании и развитии молодежи как субъекта общественного производства и общественной жизни с ее основными социальными функциями — вопроизводственной, инновационной, трансляционной.
рискологичсский подход (Ю.А. Зубок), который приобретает актуальность в условиях, когда риск становится всеобщим основанием современности; концепция социального конструирования реальности, основанная на принципах взаимосвязи объектно-субъектных характеристик молодежи и окружающей ее социальной реальности, определяющих групповую специфику молодежи, а также сам процесс конструирования ею социальной реальности; концепция повседневности (Е. Омельченко, Е.Лукьянова и др.), изучающая разнообразные социальные практики молодежи (труда, досуга, потребления, формирующиеся вне взрослого контроля) как следствия различных значений и смыслов, значимых индивидуальных и групповых стратегий; социально-воспроизводственный подход, предложенный в конце 1980-х гг., в соответствии с которым социальная сущность молодежи определяется становлением ее субъектности в общественном воспроизводстве и выявляются ее основные социальные функции: воспроизводственная, инновационная, трансляционная.
3. Алгоритм создания молодежного и детского общественного объединения.
1. Создание инициативной группы. Инициативная группа проводит подготовительную работу по созданию общественного объединения. Инициаторами создания детского и молодежного общественного объединения могут быть дети, молодежь, педагоги, родители, увлеченные общей идеей по решению каких-либо социальных проблем, выражения интересов социальной группы.
2. Диагностирование проблемы. На данном этапе инициативная группа определяет миссию будущего объединения, цели, задачи деятельности, изучает правовые акты, регулирующие порядок создания и деятельность общественного объединения, разрабатывает проект устава, информирует потенциальных учредителей (членов) общественного объединения об идее создания.
3. Выбор направления работы, определение типа и формы объединения. После определения целей и задач деятельности будущего объединения необходимо определить направления деятельности (например, формирование и пропаганда среди молодежи идей здорового образа жизни; развитие интеллектуальных и творческих способностей молодых людей; экологическое просвещение населения и т.д.). На данном этапе необходимо определиться и с формой создаваемого общественного объединения (организация, движение, фонд, учреждение и др.). При решении вопроса о выборе организационно-правовой формы при создании нового общественного объединения следует учитывать следующие факторы:
- программно-стратегические цели;
- наличие налоговых льгот;
- имидж той или
иной формы в массовом
- возможность привлечения
дополнительного
- возможность ликвидации
организации по решению
- простоту управления, в
том числе легкость или
4. Планирование, организационные мероприятия по подготовке к учредительному собранию. Необходимо спланировать последовательность мер по подготовке учредительного собрания. Учредительное собрание созывает инициативная группа. Учредительное собрание - группа людей, желающих создать какое-либо общественное объединение. Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для формирования политических партий, профессиональных союзов устанавливается законами об указанных видах общественных объединений.
В ходе подготовки к учредительному собранию необходимо: принять решение о месте проведения собрания, определить повестку дня, подготовить проекты решений по всем проектам повестки. В повестку дня следует внести вопросы о создании детского (молодежного общественного объединения), об утверждении Устава объединения, программы деятельности объединения, об избрании руководителя объединения, руководящего и контрольного органов общественного объединения. Рассмотрим подробно процедуру проведения учредительного собрания. Открывает собрание представитель (лидер) инициативной группы. Он говорит о целях собрания, количестве зарегистрированных участников, предлагает от инициативной группы избрать председателя и секретаря собрания. Далее учредительное собрание ведет председатель. Очевидно, что председателем собрания зачастую выбирают лидера инициативной группы.
Билет №2.
1.молодежь - поколение людей, которые проходят стадию социума в определённом возрасте усваивавшие образовательные, профессиональные, культурные и др. соц. организации.
В зависимости от конкретных исторических условий, возрастных критериев молодежи колеблется от 16 до 35 лет-Лисовский.
Кон-н-соц. демографической гр. Выделил на основе совокупности возрастных хар-к, особого соц. положения и обуславливается тем или иным составляющим соц-псих. свойств.
14-30лет.
В 50х г. Консервативный подход-молодежь не выделяли как особую группу и не признавали ее специфической.
В 60е г.-неконсервативный подход- «Молодежь-страшная угроза»
70е. г.-развитие демократического подхода- молодежь большая надежда
80е.-90г.-демократический
2. Вместе с тем, в определённых условиях молодёжь может реализовывать и дисфункции, на которые обращал внимание ещё Роберт Мертон. В частности, она может дестабилизировать общество посредством повышенной активности деструктивного типа. Либо, напротив, своей пассивностью способствовать закреплению несправедливого социального порядка, неэффективных форм управления.
Основаниями для выделения молодёжи в отдельную группу являются: возраст, статус, ролевые функции. (Однако, до сих пор не существует единого мнения по поводу возрастной границы. В Древнем Китае молодёжь составляли лица до 20 лет, Пифагор же определял молодость в рамках от 20 до 40 лет, называя это «Лето жизни».)
На международном симпозиуме, проведённым в 1965 году в Москве, было дано определение юношеского возраста: 17 – 21 год для юношей и 16 – 20 лет для девушек. Под молодёжью в настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно.
Молодёжь принято делить на четыре возрастные группы:
1. 14–16 лет – подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.
2.17–19 лет – юношество. Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения – начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учёбы. Начинается разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них. В этом возрасте начинается процесс социализации – происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.
3. 20–24 года – собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.