Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 13:50, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие молодежной политики
Молодёжная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Файлы: 1 файл

шпаргалка на госы.docx

— 253.30 Кб (Скачать)

Несомненной заслугой перечисленной плеяды ученых стала разработка концепции межпоколенного взаимодействия, углубленное исследование механизмов процесса интеграции молодежи во “взрослое” общество. Однако, делая акцент на возрастной дифференциации в сложном процессе общественного воспроизводства, представители этой школы не смогли обстоятельно и полно изучить динамику социальных изменений (поведения) в молодежной среде, прогнозировать его возможные тенденции. Любые действия молодежи, направленные (сознательно или неосознанно) на изменения существующей модели общества, не вписывались в равновесно-интеграционную (классическую) социальную систему, провозглашаемую властями незыблемой, а потому особо и не исследовалась.

3. Культурологическое направление, которое изучало разные проявления сознания и поведения молодежи под углом зрения феноменологии человеческой культуры. Это направление ориентируется на осмысление сложного мира молодых людей через субъективные проявления (идеи, ценности, мировоззренческие позиции, мотивы действий, формы досуга), нашедшие свое отражение в определенных типах молодежной субкультуры.

Основоположниками направления были П. Бергер, А. Шюц, Т. Лукман. Широкое распространение получили исследования процессов формирования молодежной субкультуры, под которой понималась особая “цельная форма сознания”, поведения, коммуникации и организации молодого поколения внутри господствующей в обществе культуры. Она определяла стиль жизни и образ мышления молодых людей, отличавшихся своими обычаями, нормами, ценностями и интересами от представителей старшего возраста. В рамках этого направления с успехом работали и отечественные социологи: В. Бакшутов, В. Боровик, С. Григорьев, Г. Журавлев, С. Иконникова, И. Ильинский, А. Капто, Г. Квасов, Л. Коган, С. Кугель, В. Лисовский, Б. Лисин, В. Левичева, В. Немировский, Ю. Ожегов, В. Чурбанов, В. Харчева, А. Шендрик и другие ученые.

4. Интеграционное направление, которое с конца 80-х гг. пыталось синтезировать результаты, полученные в рамках предыдущих направлений. При этом использовались наработки и модели, созданные разными научными школами в России и за рубежом.

3. Взаимодействие  государства и молодежных объединений  в реализации молодежной политики.

И.М. Ильинский выделяет два вида молодежной политики, исходя из принципа ее субъектности. Первый вид - государственная молодежная политика, где субъектом является государство в лице его специальных органов, деятельность которых в большей или меньшей степени связана с развитием человека (образование, культура, физическое развитие, труд, досуг и т.д.). Второй вид - общественная молодежная политика, в которой субъектом являются различные партии, профсоюзы, молодежные движения, объединения и организации.

Государственная молодежная политика в РФ основывается на следующих, принципах: ответственность государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи; ответственность молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей; приоритет государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути; преемственность, стабильность и совершенствование мер по формированию и реализации государственной молодежной политики в РФ.

В реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях на всем протяжении ее существования широко используется программно-целевой подход.

Взаимодействие государства и моло7дежных организаций в рамках реализации этих программ происходит по двум направлениям:

- совместная деятельность  государственных органов и общественных  организаций в реализации мероприятий  подпрограмм молодежной политики  по ее основным направлениям;

- целенаправленное содействие  со стороны государства развитию  и поддержка деятельности молодежных  организаций: долевое финансирование, помощь в организационных, информационных, кадровых и учебных вопросах.

Взаимодействие государства и молодежных организаций в рамках реализации мероприятий молодежной политики проходит в соответствии с приоритетами работы с молодежью, определенными Министерством образования и науки РФ и закрепленными в федеральной целевой программе «Молодежь России», а также в той или иной мере в региональных аналогичных программах. Можно выделить следующие.

1) Гражданское становление, духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи. Так,

Билет №4

  1. Молодёжная политика в СССР: основные тенденции и проблемы.

В РФ МП выделили как самостоятельную сферу относительно недавно. Термин МП вошел в юриспруденцию в 1991г. С принятием закона «Об общих началах ГМП в СССР».

Но отсутствие термина не означало, что  государство не проводит такую политику. Внимание к молодежи было пристальным. Партия и комсомолы работвли в ? очередные направл?:

Идейно-политический- труд

Военно-патриотический-физич

Многие важные проблемы начинаются в 70е г. Реализация через планы соц-эконом. Развития обл,городским,региональным отделом, трудовыми комплексными предприятиями ведущих отраслей народного хоз-ва СССР. Первые такие организации появились в Ленинграде(профессиональные, образовательные и воспитательные).

Правовые акты: совместные постановления ЦК КППС и ВЛК .

На уровне министерств относительно МП около 1300 подзаконных актов.

Все инициативные право положение молодежи исходили иногда от ВЛКСМ.

Комсомол нач с 70х г. Начинает но без успешно пытался разработать и внести в Верховный Совет СССР закон «О молодежи»

В связи перехода страны в рыночную экономику, к80х г. Перестройки ЦК ВЛКСМ было принято решение реализации на общесоюзном уровне 2 соц программы «Социальная защита молодежи», «Занятая молодежь», но осуществить не удалось.

В 1990 г. Было создано Управление молодежной политики в  

Государственным комитетом по труду и соц вопросом СССР(1 год существовал)       Образовательный комитет молодежи при Сов.Мин СССР

2. Основные демографические характеристики молодежи

Демографические планы молодежи

Определенные надежды на такой выход из сложившейся демографической ситуации дают матримониальные и демографические планы молодежи.

Давно уже стали привычными разговоры на тему продолжения рода, планирования семьи, депопуляции русского народа. Но вот как реагируют на данную проблему российские студенты: бездетными по причине занятости на работе видят себя 5,8 %, иметь одного ребенка планируют 24,4 %, двух – 58,1 %, трех –  9,4 %, четырех и более – лишь 2,3 %. К сожалению, даже если эти намерения будут осуществлены, они не обеспечат простого воспроизводства населения России.

Взаимоотношения полов окончательно десакрализуются и сводятся до уровня биологических инстинктов. Сексуальные отношения полов оказываются все менее связаны с процессом детопроизводства. Показательно, что в современной России на десять новорожденных детей приходится тринадцать совершенных абортов. Итогом сексуальной революции явилось то, что физиологическое удовольствие, всегда являвшееся средством для продолжения рода, становится самоцелью. Отсюда репродуктивная функция взаимоотношения полов отходит на второй план и вытесняется гедонистической, потребительской. На фоне всей сексуальной жизни человека, рождение детей, да еще в семейных условиях, это чрезвычайно редкие случаи, применительно к которым уже сегодня разрабатываются новые, более прогрессивные способы воспроизводства людей.

3. Взаимодействие молодежных и детских общественных объединений и образовательных учреждений

Взаимодействие общественных объединений с образовательными учреждениями является взаимообогащающим творческим процессом, при этом его развитие определяется выявленной закономерностью отношения структуры инициатора и объекта инициативы. Общественное объединение как институт гражданского общества пропагандирует ценности свободы и равенства; образовательное учреждение как институт государственной власти - законопослушания и подчинения. Именно поэтому во всем цивилизованном обществе некоммерческие организации рассматривают образовательные учреждения как поставщика добровольцев (дети и взрослые), но никак не влияют на образовательный процесс, находящийся под жестким государственным надзором.

Сращение детско-молодежных общественных объединений с образовательным учреждением — наследие советского периода. Часто общественная организация ассоциируется со школьным самоуправлением (по сути - с обучением управлению школой как государственным институтом) или дополнительным образованием (кружки, клубы по интересам и т.п.).

Создание эффективных моделей взаимодействия образовательного учреждения и общественного объединения продиктовало необходимость ломки сложившихся стереотипов об общественной организации как придатке учебно-воспитательного процесса. Адаптация государственно-общественной системы поддержки социальных инициатив детей и молодежи в системе образования предполагает методическое оснащение всех ее технологических шагов. Общественное объединение как эффективный институт гражданского общества обеспечивает образ-эталон, в основе которого лежат общечеловеческие ценности, а образовательное учреждение как государственная структура включает этот образ в систематическую учебно-воспитательную работу.

Это конкретизируется следующими этапами:

1) познание механизмов  реализации социальной инициативы;

2) формирование образа-эталона;

3) самостоятельный анализ  молодым человеком общественной  ситуации, выявление личных проблем  и потребностей, их общественной переориентацией;

4) самостоятельная разработка  проекта, повторяющего или развивающего  созидательные традиции российского  общества;

5) рефлексия.

Договорная система отношений между общественным объединением и образовательным учреждением, наличие протокола (договора) позволяют избежать недоразумений между сторонами, служат гарантией того, что со временем в школе, вузе, поселке, районе поддержка социальных инициатив не превратится в разовую акцию, а будет систематической, что все стороны рассматриваются как субъекты поддержки (нет потребителей, поставщиков услуг и клиентов), а, следовательно, все имеют равные права и обязанности.

Анализ содержание договоров между общественными объединениями и образовательными учреждениями позволяет выделить обязательные составляющие этого документа:

• общее описание рабочих обязанностей: кто, когда и как будет де-лать те или иные вещи;

•    ресурсы, которые предоставляет каждая из сторон;

•   организованное специальное обучение;

•   требуемые отчеты и сведения о продвижении идей;

• процедуры запросов и ответов на просьбы о консультациях и технической помощи;

•   срок действия договора;

•   процедуры для внесения изменений в договор;

•   процедуры для прекращения действия договора;

•   финансовые обязательства.

В договоре должны быть четко определены области ответственности (;| каждой из сторон. Часто бывает необходимо уточнить сферу компетенции по ряду таких вопросов, как отбор наставников, подбор добровольцев; разъяснение роли консультанта или представителя учебного заведения; определение круга учебных заданий, обычно применяющихся в общественной деятельности. Важно четко определить, что в общественном объединении все группы людей рассматриваются как участники инициативной деятельности, ассоциированные члены общественного объединения. Наставник общественного объединения чаще всего является сотрудником образовательного учреждения. Вопросы, возникающие в сфере этих взаимоотношений, включают требования учебного заведения к определению роли наставника; характер и объем консультаций, предоставляемых учебным заведением; вознаграждение и льготы за принятие на себя обязанностей лидера; полноправное участие наставника в органе управления учебным заведением.

Патриотическое поисковое движение возникло на рубеже 60-х—70-х годов и охватило практически все боевые регионы Советского Союза и не только. Появились поисковые отряды, деятельность которых включала в себя не только активный поиск, но и полевые экспедиции по поиску, захоронению и перезахоронению погибших защитников Отечества.

2) Социальная поддержка  и решение социально-экономических  проблем молодежи. В регионах  России при участии общественных  организаций создаются клубы  молодой семьи, где молодые люди  могут получить психологическую  и юридическую помощь, расширить  круг общения; в различных регионах  РФ, например, уже несколько лет  проводится областной конкурс  молодых семей. Животрепещущей.

3) Интеллектуальное, культурное  и физическое развитие молодежи. Этим направлением занимаются  практически все многоцелевые  молодежные организации и множество  досуговых и творческих объединений. Действуют городские и районные  школы молодых лидеров, школа  менеджмента, молодежный бизнес-клуб. С участием лидеров и представителей  общественных объединений создаются  общественные советы, «круглые столы», координационные советы, в компетенции  которых вопросы молодежной политики  и взаимодействия государственных  органов и общественных объединений. Проводились межрегиональные ярмарки, форумы и фестивали молодежных  и детских общественных объединений  Северо-Западного региона России (22-25.10.2001, г. Мурманск), Поволжья (18-20.05.2002, г. Новочебоксарск), Юга России (17-20.05.2002, г. Ростов-на-Дону), Всероссийский молодежный  инновационный форум Селигер-2010 и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"