Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 13:50, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие молодежной политики
Молодёжная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Файлы: 1 файл

шпаргалка на госы.docx

— 253.30 Кб (Скачать)

Активное участие детей и подростков в поиске путей самореализации обусловлено их успешностью в процессе игрового взаимодействия, раскрывающем содержание ситуации социальных проб. Социальная проба - это совокупность последовательных действий, связанная с выполнением специально организованной социальной деятельности на основе выбора способа поведения и являющаяся средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей в спектре реализуемых социальных функций.

Отличительными особенностями современных детей являются:

• острая ориентированность на достижение социального успеха, получение престижных специальностей;

• расширение проблемного поля ребенка (потребность в опеке, закомплексованность, тревожность, связанные с наличием социального рас

 

Билет 12

1.Ресурсное обеспечение  государственной молодёжной политики

Крайне важный элемент системы управления молодежной политикой – ее ресурсное обеспечение, наличие механизмов, обеспечивающих реализацию декларируемых направлений деятельности. Наличие федеральных целевых, межведомственных, ведомственных программ, объем их финансирования, эффективность использования выделяемых средств, привлечение внебюджетных источников, а также материально-техническое обеспечение в соответствии с нормами законодательства безусловно зависели от моделей управления и их модификаций.

Важная составляющая – наличие и эффективность механизмов межведомственной координации по вопросам реализации государственной молодежной политики. Наличие правительственной или межведомственной комиссии, совета при Президенте или Правительстве Российской Федерации является принципиальным звеном модели управления молодежной политикой. Как положительный, так и отрицательный опыт межведомственной координации можно отметить и в первой, и во второй модели управления.

Элементами модели управления молодежной политикой является также информационное, кадровое, научно-методическое обеспечение, на которых более подробно мы остановимся ниже.

Особое место в системе управления молодежной политикой занимает молодежное движение, являясь и одним из основных механизмов реализации государственной молодежной политики, и в какой-то мере ее целью. Уровень развития молодежного общественного движения к тому же является одним из критериев, показателей эффективности реализации государственной молодежной политики в развитых демократических странах, а поддержка деятельности молодежных общественных объединений рассматривается как одно из условий обеспечения социального единства. Хотя, как показал наш опрос экспертов, органы государственной власти взаимодействуют со значительным числом молодежных организаций; эта деятельность находится на периферии управленческой системы.

1.Проблема «отцов и детей».

1. Проблема отцов и детей. Если в прошлом, при достаточно медленных темпах собщественного развития  уровень преемственности поколений, а значит и стабильности общества, был высок, то в последнее столетие темп жизни и происходящих изменений в обществе резко возрос. В связи с чем усилилась востребованность к инновационным качествам молодежи, что привело к снижению уровня преемственности поколений и обострению межпоколенной конфликтности.

Поскольку в обществе всегда сосуществуют несколько поколений, отношения между ними могут приводить к конфронтации, а порой даже к конфликту. Дело в том, что на протяжении своей жизни у каждого нового поколения отношение к культурному наследию, к идеалам и ценностям предков меняется, отличаются и стереотипы поведения, оценка должного. Поэтому конфликт носит перманентный характер, возникая в пору молодости и постепенно затухая к моменту ухода поколения отцов из жизни. Однако до такого затухания, а во многом определяя его, возникает такое же противостояние рассматриваемого поколения уже со следующим за ним поколением их детей.

В 1990-е годы сложились две альтернативные точки зрения на взаимоотношения поколений в современном обществе:

а) представления о росте межпоколенческих конфликтов иллюзорны;

 б) конфликт поколений  из идеологического мифа превращается  в реальность.

Американский социолог Л. Фойер в книге, посвященной студенческому движению, писал, что “конфликт поколений является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на самых изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба”. Ученый считал, что “история всех существующих обществ есть история борьбы между поколениями”. Эта борьба носит как деструктивный, так и конструктивный характер, приводя, соответственно, к позитивным и негативным последствиям. Известно при этом, что столкновение жизненных интересов и ценностных установок индивидуальных или коллективных субъектов приводит к наивысшему накалу отношений.

В основе межпоколенного конфликта можно выделить два типа противоречий. Первый тип носит постоянный возрастной характер, присущий всем парам поколений, а второй - носит исторически ситуативный характер, присущий каждой новой паре поколений, выходящих на сцену в специфических исторических условиях.

2. Конфликт поколений – это возникновение противоречий и столкновение интересов представителей разных поколений по причинам как возрастных различий, так и различий социально-экономических интересов и условий жизни разных поколений, противоположности их идейно-политических взглядов, принадлежности к разным субкультурам.

Конфликтом  поколений называется ситуация, в которой между «детьми» и «родителями» возникает существенная ценностная дистанция.

М. Мид определила два основания межпоколенческих конфликтов: социокультурное и статусно-иерархическое.

В зависимости от того, между какими субъектами возникает конфликт выделяют следующие их типы:

а) если конфликт протекает в сознании отдельного индивида, то он называется внутриличностным:

б) если конфликт протекает между двумя индивидами, он называется межличностным;

в) если конфликт протекает между индивидом и группой (начальником и коллективом, новичком и ветеранами, выскочкой и спокойной часть группы), он называется личностно-групповым;

г) если конфликт протекает между двумя или большим количеством групп, он называется межгрупповым.

3. Молодежные организации  Белгородской обл.

Более всего респонденты оказались информированными о «России молодой» - о ней слышала почти половина (46,0%) опрошенных. Однако эта информированность является результатом широкого освещения деятельности данной организации в федеральных СМИ. Что-либо о деятельности организации в Белгородской области знают всего 3,71% респондентов, а в месте своего проживания — совсем незначительное количество - 0,86%, которых, скорее всего, просто подвела память. По крайне мере, на веб-сайте молодежного движения «Россия молодая» (гигпо1.ги) нами не обнаружено информации, касающейся деятельности организации в регионе.

На втором месте по уровню известности - движение «Наши» - о нем информированы 40,14% респондентов. Несмотря на то, что эта организация обладает значительно большим объемом административных, финансовых, коммуникационных ресурсов по сравнению с «Россией молодой», о ее деятельности ее в Белгородской области знают (или считают, что знают) 8,86% респондентов, о деятельности в месте своего проживания - 4,29%. Но, в отличие от «России молодой», у «Наших» в области действительно были реальные проекты. Некоторые молодые белгородцы, в частности, участвовали в лагере «Наших» на Селигере.

На третьем месте - «Идущие вместе» - провластный проект, предшествующий «Нашим» и отодвинутый ими на второй план, но, как видно, не забытый молодежью. Об их деятельности в Белгородской области знают 2,29%, в месте собственного проживания - 1,0% респондентов. На четвертом месте следует Молодежное «Яблоко». О нем знают 37,57%, об его деятельности в регионе - 2,86%. в месте проживания - 0,71%. На пятом месте - казалось бы, забытые «Соколы Жириновского». О них знают, точнее, помнят 36,86%, об их деятельности в регионе - 2,29%, в месте проживания - 1,29%. На шестом -«Красная гвардия», но не исключено, что часть респондентов перепутала ее с «Молодой гвардией» «Единой России». О ней знают 35,57%, о ее деятельности в регионе - 2,86%, в месте проживания - 1,0%. На седьмом месте с незначительным отрывом - «Молодая гвардия» Единой России», о которой информированы 35,29%, об ее деятельности в регионе - целых 13,0%, в месте проживания - 6,0%. На восьмом месте - Союз Коммунистической молодежи (СКМ) - фактически молодежное крыло КПРФ. Он известен 34,43% респондентов, об его деятельности осведомлены в регионе - 2,86%, в месте проживания - 1,0%. На девятом месте оказалась «Ура» - одна из молодежных организаций, аффилированных со «Справедливой Россией». Ее знают 34,0% респондентов. Об ее деятельности в регионе (скорее всего, несуществующей) информированы 1,71%, в месте собственного проживания - 1,57%. На, десятом месте - еще один молодежный «отряд» «Справедливой России» - «Победа» - 33,57%, 2,0%, 1,29%. На одиннадцатом - Национал-большевистская .партия (НБП) - 32,71%, 1,14%, 1,29%.

1.Билет 13

Программно-целевое управление молодёжной политикой

Программно-целевое управление, основанное на разработке и внедрении в социальную реальность проектов и программ, исследователи относят к числу универсальных социальных технологий, применение которых позволяет оптимизировать управленческую деятельность. Данная технология получила теоретическое обоснование, проверена на практике, широко используется в научных и проектных разработках, в реальных организационных системах. При этом данная технология находит свое применение в самых разнообразных общественных сферах, поэтому, естественно, что этому подходу уделяют особое внимание ученые и практики, специализирующиеся в области государственного и муниципального управления.

Мы полагаем, что понятие социальной программы и социального проекта в определенном смысле совпадают друг с другом. Любая программа может рассматриваться как конкретный проект. Тем не менее, на наш взгляд, понятие проекта является более широким, чем программы. Проект включает в себя одновременно и сконструированный образ будущего, и план его достижения.

Социальный проект является конструирующим фактором региональной молодежной политики, его органические элементы включают в себя проблемы социального предвидения, прогнозирования, планирования, выдвижения гипотез, обоснования, путей действий, моделирования, выводов, рекомендаций, способов внедрения.

На федеральном уровне проектный подход стал разрабатываться при формировании Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, и эта линия получила мощный импульс, когда были приняты Национальные проекты. Соответственно, в Стратегии государственной молодежной политики проектный подход выделяется основным из принципов государственной молодежной политики. В документе подчеркивается: «Стратегия рассматривает проектный подход в качестве основного в реализации государственной молодежной политики… Общенациональный проект – это средство и инструмент непосредственного вовлечения молодежи в решение собственных и общероссийских задач».

Само намерение применять проектный подход в управлении молодежной политикой исключительно продуктивно. Суть этого подхода состоит в том, что социальное проектирование – один из ведущих способов современной организации общественной жизни, управления обществом.

Таким образом, реализация целевых программ позволяет возвести работу с молодежью на новый уровень, который можно именовать молодежной политикой в полном смысле этого слова, даже если речь идет о муниципальном образовании.

2.Духовный мир современной молодежи.

Духовно-гуманитарные ценностные ориентации тоже утратили свою значимость. И этому имеется много причин.

Во-первых, наиболее актуальные проблемы молодежи связаны с деградацией духовно-нравственной сферы бытия, в частности:

а) с отсутствием мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-куль-турной идентификации молодежи;

б) с разрушением механизма преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированности культуры, размывания ее ценностных основ и традиционных форм общественной морали;

в) со снижением интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания;

г) с падением престижа образования как способа социальной адаптации, культурной преемственности и формы личностной самореализации;

д) с низкой активностью молодежи в решении общенациональных, региональных и местных проблем.

Во-вторых, духовно-гуманитарные ценностные ориентации, которые традиционно делятся на индивидуально и коллективно направленные, утратили свою гармоничность и взаимную обусловленность.

Индивидуалистическая ценностная ориентация, связанная с утратой общественных идеалов (например, построение светлого будущего или наступление эры всеобщей справедливости), стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и начала определяющим образом влиять на самоидентификацию молодежи.

Коллективистская ценностная ориентация молодежи слаба и связана с общим демократизмом студенческого сообщества, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего образования и его специальностью, особенностью и уникальностью.

При этом все более значимыми становятся не коллективистские (общественные), а индивидуалистские) личностные ценностные ориентации. Особенно это проявляется в представлениях молодых людей об успехе в жизни, что и используется социологами в качестве индикатора их ценностных ориентаций. Так, например, в ряду наиболее значимых ценностей студентов БГТУ им. В.Г. Шухова стоят:

а) высокий заработок, материальное благополучие, которые важны для 70,0 % юношей и 68,3 % девушек;

б) дело по душе, интересная работа, что отмечают, например,  42,6 % юношей и 37,4 % девушек;

в) возможность принести пользу людям, которую отмечают всего 5 % студентов обоего пола.

В несколько лучшем положении оказывается  студенческая молодежь. На нее, несмотря на утрату духовных ориентиров, высшее образование и высокий культурный статус студенчества накладывают печать образованности и интеллигентности, благодаря которым удается противостоять прагматизму  современной жизни и напору массовой культуры.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"