Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 13:50, шпаргалка
1. Понятие молодежной политики
Молодёжная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Технологический (отраслевой) подход рассматривает государственную молодежную политику как процесс функционирования специфических структур, действующих в составе органов власти и управления (органов по молодежной политике – ГМП) и в силу этого подчиняющихся в первую очередь аппаратным нормам и правилам.
- предельно узкие параметры, в значительной мере определяющиеся особенностями формирования и функционирования системы государственной и муниципальной службы; подчиненность его внутренней самоорганизации нефункциональным целям, а формально-бюрократическим требованиям; - децентрализация с акцентом на муниципальные образования.
Наиболее перспективным представляется широкий подход, который основан на положении, что молодежь имеет мощный инновационный потенциал.
Системообразующими факторами подходов работы с молодежью выступают:
- активность самой молодежи,
связанная с расширением
- формирование целевых
проектов и программ на
В российском законодательстве
нет четкой классификации молодежи по
каким-либо критериям. Самая распространенная модель основывается
на возрастной классификации, которая
по своей сути была частично перенята
из Советского опыта. Рассматривая молодежь
в рамках социологии, то это та часть общества,
которая обрела социальную и половую зрелость,
тем самым переходя из категории, характеризующих
начальный период онтогенеза (детства)
в категорию, где она обретает социальную
ответственность. Определение верхних
границ молодежи представляет еще более
сложную задачу, в связи с тем, что она
разделяет два периода: период формирование
личности, взглядов, ценностей и собственно
сформировавшуюся личность, как профессионально,
так и психологически. Все эти процессы
у разных народов и в разных странах протекают
совершенно по разному, так в каких то
странах, нижнем уровнем, когда человек
обрел половую зрелость, вполне может
стать возраст 6-7 лет (преимущественно
в Африканских странах), а в каких то этот
возраст будет составлять 12-15 лет (Европейские
страны).
Рассматривая возрастную классификацию
СССР, то молодежью считалось население
страны в возрастном интервале от 10,11 –
28,30 лет (весь период сопровождался членством
в двух партийных молодежных организациях).
Возрастная структура молодежи современной
России рассматривает лишь население
в возрасте от 14 до 30 лет (в определенных
случаях до 35 лет).
Классификации молодежи на группы связанна
с существенными трудностями, т.к. эта
категория наиболее разношерстная, здесь
можно выделять молодежь и по субкультурам,
и по возрастным группам, по конфессиональной
или территориальной принадлежности,
по социальному составу и идейным ориентирам.
В связи с этим выработать единственную
верную классификацию крайне сложно, необходим
комплексный подход, рассматривающий
молодежь с разных сторон. (В предложенной
классификации молодые люди могут соответствовать
сразу нескольким категориям, как в своей
группе, так и в чужой).
По возрастным
группам:
14-17 лет (общеобразовательные учебные
заведения);
17-24 лет (Высшие учебные заведение, учреждения
начального и среднего профессионально
образования);
24-30 лет (молодые специалисты
По территориальным
признакам:
Городская молодежь (проживающая в: городах
федерального значения, столицах субъектов
РФ, городских поселениях, иных населенных
пунктах с численностью населения свыше
1000 чел.)
Сельская молодежь (сельские поселения,
межселенные территории, иные населенные
пункты с численностью населения не превышающего
1000 чел.)
По состоянию
в браке:
Молодая семья (согласно стратегии государственной
молодежной политики - семьи в первые три
года после заключения брака (в случае
рождения детей - без ограничения срока
продолжительности брака) - при условии,
что оба супруга не достигли 30-летнего
возраста, а также неполные семьи с детьми,
в которых мать или отец не достигли 30-летнего
возраста)
Внебрачная молодежь.
По содержанию деятельности:
Политически активные;
Социально-ориентированные (общественная
деятельность, благотворительность);
Общественно и политически не активные
По социальному составу8:
Группы учащихся, студентов;
Рабочая молодежь, крестьяне;
Предприниматели;
Армейская молодежь;
«золотая молодежь»;
Маргинальные слои молодежи.
По интересам:
Спортивная молодежь;
Интеллектуальная (студенты, аспиранты,
деятели науки);
Религиозная молодежь (с высокой степенью
религиозности);
Творческая молодежь;
Иные категории.
Все вышеупомянутые модели, так или иначе,
используются при классификации молодежи
и учитываются при разработке программ,
ориентированных на молодежь. Так они
используются бизнесом для секторной
работы с конкретной категорией молодежи
(студенты, выпускники, возрастной интервал
- 17-24), в целях подготовки молодых специалистов
с необходимой стартовой квалификацией.
Но также молодежь можно рассматривать
с позиции общественных объединений, так
согласно Федеральному закону №98 или
по правовому принципу достижения полностью
дееспособного возраста, выделяют: 14-18
(ФЗ 98, категория детских организаций.
Наступление полной дееспособности физического
лица);
18-30 (категория молодежны).
3.Государственные детские объединения: понятие и типыПод государственными детскими объединениями будем понимать различные детские формирования, созданные с целью реализации (развивающих, образовательных, воспитательных и прочих программ). Они создаются рамках государственных институтов (школа, внешкольное учреждение,
муниципальное учреждение по работе с детьми и подростками по месту жительства) на основании Закона РФ “Об образовании”, являются структурной единицей, субъектом деятельности данного института. Их деятельность нормируется соответствующими документами министерств и ведомств.
Критериями государственных детских объединений являются:
1) наличие утвержденной
государственной программы
2) наличие взрослого
3) определенная ведомственными
нормативными актами и
4) определенная ведомственными
нормативными документами
5) добровольность участия
в учебной и организационной
деятельности детей и
6) свобода выбора детьми и подростками объединения по интересу;
7) свободный выход их объединения.
Основными типами детских объединений государственного типа являются учебная группа, класс, школа, клуб, кружок, ансамбль, студия, секция…
Учебная группа (кружок) – группа учащихся с общими интересами, обучающихся по единой учебной программе в течение определенного времени (учебного года, полугодия, четверти).
Школа – специализированное (профессиональное) подразделение, которое осуществляет специальное образование.
Билет 7
Государственная молодежная политика основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан и реализуется в соответствии со следующими принципами: а) ответственность государства за соблюдение законных интересов молодежи; б) ответственность молодежи за реализацию своих конституционных прав и обязанностей в сферах государственной и общественной жизни; в) признание молодежи равноправным партнером в формировании и реализации государственной молодежной политики; г) приоритетность государственной поддержки социально незащищенных молодых граждан; д) предоставление государством базового объема услуг для духовного, культурного, социального, физического и психического развития молодежи, а также возможностей для выбора жизненного пути, образования, начала трудовой деятельности, создания семьи; 6 е) поддержка деятельности молодежных общественных объединений и организаций; ж) развитие государственно-частного партнерства и взаимодействия с социальными институтами общества; з) повышение эффективности использования информационных ресурсов и инфраструктуры в интересах реализации государственной молодежной политики; и) укрепление механизмов правового регулирования и единства государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; к) взаимодействие различных ведомств при реализации стратегий и программ в части, касающейся молодежной политики.
Классификацию социальных проблем молодежи можно проводить по разным основаниям: по территориальному признаку можно выделить молодежные проблемы, свойственные индустриальным странам; проблемы, присущие отдельным регионам; проблемы, характерные для одной, отдельно взятой страны; по временному признаку можно рассматривать так называемые “вечные проблемы”, например взаимоотношения поколений, и проблемы, порожденные конкретной эпохой; по системному признаку могут быть исследованы общие проблемы молодежи, присущие данному обществу, уровню его развития, и чисто молодежные проблемы, свойственные именно этой социальной группе, обусловленные ее положением и ролью в обществе.
Но особую важность
приобретают социальные
Очень важно рассматривать
проблемы молодежи в контексте
такого многозначного
Для анализа этого
явления в социологии
В этой связи можно привести пять значений поколения.
Демографическое поколение,
или когорта, означает совокупность
сверстников, родившихся приблизительно
в одно время и образующих
возрастной слой населения. В
зависимости от уровня
Антропологическое
поколение указывает на
Историческое поколение
охватывает отрезок времени, равный
интервалу между рождением
Хронологическое поколение
функционирует в такой период
времени, в течение которого живет
и активно действует данное
поколение. Оно близко по значению
к демографическому, но дает возможность
представить судьбу именно
Символическое поколение
означает общность
Каждое поколение
создает устойчивую традицию, вызывает
эмоциональную сопричастность
Такие отношения
складываются между
Каждое поколение
выступает как объект
При классификации
проблем молодежи социолог
Социальное качество
молодежи характеризуется, во-первых,
теми общественными
Отличительное социальное
качество молодежи на
Во-вторых, молодежь
как субъект общественного
Конкретные условия
бытия молодых людей
Перечисленные проявления социального качества молодежи, переходя в процессе развития одно в другое, взаимодополняют друг друга как внешнее и внутреннее, обусловливая ее социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности.
Таким образом, при
исследовании молодежи