Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 13:50, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие молодежной политики
Молодёжная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Файлы: 1 файл

шпаргалка на госы.docx

— 253.30 Кб (Скачать)

Технологический (отраслевой) подход  рассматривает государственную молодежную политику как процесс функционирования специфических структур, действующих в составе органов власти и управления (органов по молодежной политике – ГМП) и в силу этого подчиняющихся в первую очередь аппаратным нормам и правилам.

- предельно узкие параметры, в значительной мере определяющиеся особенностями формирования и функционирования системы государственной и муниципальной службы; подчиненность его внутренней самоорганизации нефункциональным целям, а формально-бюрократическим требованиям; - децентрализация с акцентом на муниципальные образования.

Наиболее перспективным представляется широкий подход, который основан на положении, что молодежь имеет мощный инновационный потенциал.

Системообразующими факторами подходов работы с молодежью выступают:

- активность самой молодежи, связанная с расширением потенциальных  возможностей в ее социальном  становлении;

- формирование целевых  проектов и программ на региональном  и федеральном уровнях, подтвержденных  нормативной базой, механизмом

  1. Классификация молодежи

В российском законодательстве нет четкой классификации молодежи по каким-либо критериям. Самая распространенная модель основывается на возрастной классификации, которая по своей сути была частично перенята из Советского опыта. Рассматривая молодежь в рамках социологии, то это та часть общества, которая обрела социальную и половую зрелость, тем самым переходя из категории, характеризующих начальный период онтогенеза (детства) в категорию, где она обретает социальную ответственность. Определение верхних границ молодежи представляет еще более сложную задачу, в связи с тем, что она разделяет два периода: период формирование личности, взглядов, ценностей и собственно сформировавшуюся личность, как профессионально, так и психологически. Все эти процессы у разных народов и в разных странах протекают совершенно по разному, так в каких то странах, нижнем уровнем, когда человек обрел половую зрелость, вполне может стать возраст 6-7 лет (преимущественно в Африканских странах), а в каких то этот возраст будет составлять 12-15 лет (Европейские страны).  
Рассматривая возрастную классификацию СССР, то молодежью считалось население страны в возрастном интервале от 10,11 – 28,30 лет (весь период сопровождался членством в двух партийных молодежных организациях). Возрастная структура молодежи современной России рассматривает лишь население в возрасте от 14 до 30 лет (в определенных случаях до 35 лет). 
 
Классификации молодежи на группы связанна с существенными трудностями, т.к. эта категория наиболее разношерстная, здесь можно выделять молодежь и по субкультурам, и по возрастным группам, по конфессиональной или территориальной принадлежности, по социальному составу и идейным ориентирам. В связи с этим выработать единственную верную классификацию крайне сложно, необходим комплексный подход, рассматривающий молодежь с разных сторон. (В предложенной классификации молодые люди могут соответствовать сразу нескольким категориям, как в своей группе, так и в чужой).  
По возрастным группам: 
14-17 лет (общеобразовательные учебные заведения);  
17-24 лет (Высшие учебные заведение, учреждения начального и среднего профессионально образования); 
24-30 лет (молодые специалисты 
По территориальным признакам:  
Городская молодежь (проживающая в: городах федерального значения, столицах субъектов РФ, городских поселениях, иных населенных пунктах с численностью населения свыше 1000 чел.) 
Сельская молодежь (сельские поселения, межселенные территории, иные населенные пункты с численностью населения не превышающего 1000 чел.) 
По состоянию в браке:  
Молодая семья (согласно стратегии государственной молодежной политики - семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения срока продолжительности брака) - при условии, что оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста) 
Внебрачная молодежь.  
По содержанию деятельности:  
Политически активные;  
Социально-ориентированные (общественная деятельность, благотворительность);  
Общественно и политически не активные 
По социальному составу8: 
Группы учащихся, студентов;  
Рабочая молодежь, крестьяне;  
Предприниматели;  
Армейская молодежь; 
«золотая молодежь»;  
Маргинальные слои молодежи.  
По интересам:  
Спортивная молодежь;  
Интеллектуальная (студенты, аспиранты, деятели науки); 
Религиозная молодежь (с высокой степенью религиозности); 
Творческая молодежь;  
Иные категории.  
Все вышеупомянутые модели, так или иначе, используются при классификации молодежи и учитываются при разработке программ, ориентированных на молодежь. Так они используются бизнесом для секторной работы с конкретной категорией молодежи (студенты, выпускники, возрастной интервал - 17-24), в целях подготовки молодых специалистов с необходимой стартовой квалификацией.  
Но также молодежь можно рассматривать с позиции общественных объединений, так согласно Федеральному закону №98 или по правовому принципу достижения полностью дееспособного возраста, выделяют: 14-18 (ФЗ 98, категория детских организаций. Наступление полной дееспособности физического лица); 
18-30 (категория молодежны).

3.Государственные детские объединения: понятие и типыПод государственными детскими объединениями будем понимать различные детские формирования, созданные с целью реализации (развивающих, образовательных, воспитательных и прочих программ). Они создаются рамках государственных институтов (школа, внешкольное учреждение,

муниципальное учреждение по работе с детьми и подростками по месту жительства) на основании Закона РФ “Об образовании”, являются структурной единицей, субъектом деятельности данного института. Их деятельность нормируется соответствующими документами министерств и ведомств.

Критериями государственных детских объединений являются:

1) наличие утвержденной  государственной программы деятельности (типовой, экспериментальной и пр.);

2) наличие взрослого руководителя  детского объединения – сотрудника  государственного учреждения, реализующего  программу и несущего ответственность  перед администрацией государственного (муниципального) учреждения за достижение определенных педагогических результатов, получающего за свою педагогическую деятельность соответствующую заработную плату;

3) определенная ведомственными  нормативными актами и финансовыми  правилами численность детского  объединения;

4) определенная ведомственными  нормативными документами учебная  нагрузка членов объединения  в течение дня, недели, учебного  года;

5) добровольность участия  в учебной и организационной  деятельности детей и подростков - членов объединения;

6) свобода выбора детьми  и подростками объединения по  интересу;

7) свободный выход их  объединения.

Основными типами детских объединений государственного типа являются учебная группа, класс, школа, клуб, кружок, ансамбль, студия, секция…

Учебная группа (кружок) – группа учащихся с общими интересами, обучающихся по единой учебной программе в течение определенного времени (учебного года, полугодия, четверти).

Школа – специализированное (профессиональное) подразделение, которое осуществляет специальное образование.

Билет 7

  1. Принципы реализации государственной молодёжной политики.

Государственная молодежная политика основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан и реализуется в соответствии со следующими принципами: а) ответственность государства за соблюдение законных интересов молодежи; б) ответственность молодежи за реализацию своих конституционных прав и обязанностей в сферах государственной и общественной жизни; в) признание молодежи равноправным партнером в формировании и реализации государственной молодежной политики; г) приоритетность государственной поддержки социально незащищенных молодых граждан; д) предоставление государством базового объема услуг для духовного, культурного, социального, физического и психического развития молодежи, а также возможностей для выбора жизненного пути, образования, начала трудовой деятельности, создания семьи; 6 е) поддержка деятельности молодежных общественных объединений и организаций; ж) развитие государственно-частного партнерства и взаимодействия с социальными институтами общества; з) повышение эффективности использования информационных ресурсов и инфраструктуры в интересах реализации государственной молодежной политики; и) укрепление механизмов правового регулирования и единства государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; к) взаимодействие различных ведомств при реализации стратегий и программ в части, касающейся молодежной политики.

  1. Классификация молодежных проблем

Классификацию социальных проблем молодежи можно проводить по разным основаниям: по территориальному признаку можно выделить молодежные проблемы, свойственные индустриальным странам; проблемы, присущие отдельным регионам; проблемы, характерные для одной, отдельно взятой страны; по временному признаку можно рассматривать так называемые “вечные проблемы”, например взаимоотношения поколений, и проблемы, порожденные конкретной эпохой; по системному признаку могут быть исследованы общие проблемы молодежи, присущие данному обществу, уровню его развития, и чисто молодежные проблемы, свойственные именно этой социальной группе, обусловленные ее положением и ролью в обществе.

   Но особую важность  приобретают социальные ориентации  молодежи, ибо они лежат в основе  поведения молодых людей, позволяют  им определить свое социальное  положение, свой социальный статус, выполнять те или иные социальные  роли.

   Очень важно рассматривать  проблемы молодежи в контексте  такого многозначного социального  явления, как преемственность поколений.

   Для анализа этого  явления в социологии используются  предложения, в контексте которых  возможен различный подход к  трактовке понятия поколение  и соответственно места молодежи  в нем.

   В этой связи  можно привести пять значений  поколения.

   Демографическое поколение, или когорта, означает совокупность  сверстников, родившихся приблизительно  в одно время и образующих  возрастной слой населения. В  зависимости от уровня рождаемости, а также иных обстоятельств  – военных конфликтов, репрессий, эпидемий, стихийных бедствий, эмиграции, поколение может быть большим  или малым по численности, с  преобладанием тех или иных  социальных групп, мужчин или  женщин. В нем бывают уничтожены  слои, которые могли бы внести  вклад в развитие культуры. Так  возникает “пропавшая генерация”, не реализовавшая свои возможности.

   Антропологическое  поколение указывает на происхождение  от общего предка и дает  представление о генеалогии семьи. В недалеком прошлом генеалогия  отвергалась и рассматривалась  как сословный пережиток. Это  привело к тому, что очень немногие  семьи знают свою историю, а  дети редко могут назвать своих  предков, их занятия, представить  их жизнь и судьбу. Сейчас интерес  к этому возрастает, но, к сожалению, многие документы, письма, дневники, фотографии утрачены безвозвратно. Представить историю семьи как  историю страны было бы необычайно  важно для духовно-нравственной  жизнедеятельности личности.

   Историческое поколение  охватывает отрезок времени, равный  интервалу между рождением родителей  и рождением их детей. Статистически  этот период равен приблизительно 20-25 годам. Это означает, что одновременно в обществе живут четыре или даже пять поколений. В зависимости от условий жизни, омоложения семьи, генетической предрасположенности, увеличения средней продолжительности жизни число поколений может увеличиваться или сокращаться.

   Хронологическое поколение  функционирует в такой период  времени, в течение которого живет  и активно действует данное  поколение. Оно близко по значению  к демографическому, но дает возможность  представить судьбу именно данного  поколения, пережившего наличном  опыте уникальные, неповторимые  события, оказавшие влияние на  восприятие жизни, взаимодействие  со сверстниками. Мемуары, эпистолярное  наследие, фотографии дают возможность  представить духовный мир и  облик поколения.

   Символическое поколение  означает общность современников, жизнь которых совпала с особым  периодом истории, сделав именно  их свидетелями и участниками  событий, реформ, революций.

   Каждое поколение  создает устойчивую традицию, вызывает  эмоциональную сопричастность в  отношении к жизни, может разделять  одни и те же переживания, интересы, цели, ценности и даже вкусы  и предпочтения.

   Такие отношения  складываются между поколениями  в условиях относительной стабильности. Но так бывает не всегда. Импульс  перемен вызывает порой критическое  отношение ко всему предыдущему  периоду, подвергает насмешкам старые  идеалы, ценности и символы, высвечивает  ничтожность ранее провозглашенных  целей и бессмысленность жизненных  усилий. Так бывало в периоды  революций, противостояния Красного  и Белого движения, во время  студенческих волнений в 60-е годы  “новых левых” на Западе, в  период перестройки и гласности  в бывшем СССР, и это свойственно  сейчас российской действительности. Равную опасность представляет как бездумное восхваление прошлого, так и огульное его отрицание, желание “стереть” память о событиях истории, вычеркнуть их из жизни поколений, сделать историю “непредсказуемой”.

   Каждое поколение  выступает как объект взаимодействия  предшествующих поколений и как  субъект перемен, как инициатор  нового. Однако при этом следует  иметь в виду реальный груз  прошлого, проявляющийся в инерции  сознания, трудности освоения новой  ситуации.

   При классификации  проблем молодежи социолог исходит  из того, что молодежь рассматривается  прежде всего с позиций того, какое место она занимает в  производстве и развитии общественной  жизни, как она функционирует  в качестве определенной социальной  группы.

   Социальное качество  молодежи характеризуется, во-первых, теми общественными отношениями  и общественными формами, которые  выделяют ее в самостоятельную  (относительно других) социально-демографическую группу. Здесь отличительное социальное качество молодежи связывается с тем специфическим местом, которое она занимает в социальной структуре, и определяется способностью молодого поколения воспроизводить сложившиеся на момент ее становления общественные отношения. Иначе говоря, речь идет о потенциальных сущностных силах молодого человека.

   Отличительное социальное  качество молодежи на современном  этапе определяется не только  способностью молодого поколения  наследовать и воспроизводить  сложившуюся на момент его  становления социальную структуру  общественных отношений, но и  участвовать в ее активном  совершенствовании и преобразовании.

   Во-вторых, молодежь  как субъект общественного производства  характеризуется особым содержанием  личностной и предметной стороны  конкретно-исторического бытия. Подобное  проявление социального качества  молодежи связано со спецификой  ее социального положения и  определяется особенностями процесса  социализации.

   Конкретные условия  бытия молодых людей определяют  специфику молодежного сознания, единство структурных элементов  которого и образует побудительно-мотивационные  сущностные силы молодежи. Внутри  этого единства возникает многообразие  противоречивых тенденций, определяющих  сущность молодежных проблем.

   Перечисленные проявления  социального качества молодежи, переходя в процессе развития  одно в другое, взаимодополняют друг друга как внешнее и внутреннее, обусловливая ее социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности.

   Таким образом, при  исследовании молодежи рассматриваются  следующие относительно самостоятельные, однако прочно взаимосвязанные  составляющие: потенциальные сущностные  силы (личностный потенциал); побудительно-мотивационные  и социальная деятельность, которая  является способом реализации  сущностных сил. Каждая из перечисленных  составляющих является, по существу, основанием социального развития  молодежи и рассматривается в  качестве возможных направлений  социологического исследования.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"