Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 13:50, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие молодежной политики
Молодёжная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Файлы: 1 файл

шпаргалка на госы.docx

— 253.30 Кб (Скачать)

Первым специальным федеральным документом, положившим начало оформлению отношений государства и молодежи в новых российских условиях, стал Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики».

Особое значение в разработке и реализации государственной молодежной политики играет Президент РФ. Осуществляя свою деятельность, Президент Российской Федерации использует разнообразные политико-правовые инструменты: направляя в Федеральное собрание ежегодные послания, издавая нормативные и не нормативные правовые акты

29 января 1992 г. Распоряжением Президента РФ № 39-рп должности полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи с аппаратом численностью 14 штатных единиц.

Распоряжением от 10 июня 1994 г. № 295-рп был создан Совет по делам молодежи при Президенте РФ.

1991 г. был принят Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», по сути являвшийся первым нормативным актом, который конституировал государственную молодежную политику как государственную деятельность с привлечением к ней негосударственных субъектов.

Закономерным итогом осознания этой потребности стала разработка Федеральной программы «Молодежь России» и ее принятие Указом Президента РФ от 15 сентября 1994 г. № 1922.

С целью повышения значимости и эффективности работы с молодым поколением Федеральной целевой программе «Молодежь России» Указом Президента РФ от 15 мая 1996 г. № 716 присвоен статус президентской, а днем позже был подписан еще один указ – от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах по государственной поддержке объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи».

Вторым периодом достаточно динамичного выстраивания законодательной базы государственной молодежной политики и работы с молодежным движением были 1995-1996 годы. Крайне важным было определение правового поля деятельности общественных объединений в ряде принятых федеральных законах – «Об общественных объединениях» (19 мая 1995 г.), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (18 июня 1995 г.), «О некоммерческих организациях» (12 января 1996 г.), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (12 января 1996 г.).

Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (18 июня 1995 г.) до настоящего времени остается единственным федеральным законодательным актом, направленным на развитие молодежного движения и его поддержку со стороны государства.

Очередная попытка развития законодательного обеспечения государственной молодежной политики относится также к концу 90-х годов. В 1998 году Федеральное Собрание Российской Федерации начало активную работу по рассмотрению проекта Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации». Он должен был стать базовым в сфере государственной молодежной политики России. Во второй половине 1998 г. и первой половине 1999 г. проект закона был последовательно рассмотрен Советом Государственной Думы РФ. Он был принят в первом, втором чтении и 23 июня 1999 г. в окончательной его редакции. Принятием Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» предполагалось упорядочить систему нормативных правовых актов, образующих законодательство о государственной молодежной политике.

В начале 2000 г. в Государственной Думе работала специальная комиссия, вопрос несколько раз рассматривался Комитетом по делам женщин, семьи и молодежи, но Госдума не смогла преодолеть вето Президента РФ, для чего необходимо было 2/3 голосов. Таким образом, 5 июля 2000 г. не была одобрена Госдумой ФС РФ ранее принятая редакция закона. К тому же в это время молодежная сфера уже находилась в ведении Министерства образования РФ. В мае 2004 г. Государственная Дума сняла законопроект с рассмотрения как не имевший законодательной перспективы.

В 2001 г. использовался механизм Правительственной комиссии по делам молодежи, которой была предложена Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации. Документ  предусматривал активизацию мер по поддержке общественных инициатив молодежных и детских общественных объединений, общественно полезной деятельности молодых граждан, их общественных объединений, по созданию условий для реализации созидательной активности, потенциала молодых граждан во всех сферах общественной жизни.

В настоящее время основные мероприятия, которые государство осуществляет по отношению к молодежи для обеспечения ее прав и оптимальной интеграции в общество, осуществляются в соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1760-р от 18 декабря 2006 года.

Итак, нормативно-правовая база, которая составляет систему законодательного обеспечения государственной молодежной политики, включает в себя федеральное законодательство, законодательства субъектов Российской Федерации, акты местного самоуправления, то есть молодежная политика осуществляется сегодня на трех уровнях. Первый связан с деятельностью структур по делам молодежи в органах федеральной власти, второй представлен региональной молодежной политикой, третий предполагает ее осуществление в условиях местных сообществ.

В частности, нормативно-правовую основу молодежной политики в Белгородской области  составляют постановления и распоряжения губернатора области, постановления и распоряжения правительства области. В настоящее время Распоряжением Правительства Белгородской области (№ 15-РП от 7 февраля 2007 г.) утверждена «Стратегия государственной молодежной политики в Белгородской области». Данный документ определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи Белгородской области в реализации приоритетных национальных проектов. В рамках приоритетных национальных проектов на территории Белгородской области осуществляются следующие областные программы: «Молодость Белгородчины» (2004-2008 гг.), «Молодой семье – доступное жилье» (2004-2010 гг.), «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области» (2006-2010 гг.), «Молодой рабочий» (2003-2008 гг.), «С верой в Отечество» (2006-2008 гг.), «Быть молодым – быть здоровым» (2004-2008 гг.), «Комплексные меры по организации деятельности студенческих трудовых отрядов области» (2004-2008 гг.), «Искоренение сквернословия среди населения Белгородской области» (2005-2008 гг.), «Обеспечение жильем молодых семей Белгородской области» (2006-2010 гг.).

2. Понятие и  виды социализации. Концепции социализации  молодежи.

социализация – это процесс усвоения индивидом социально значимых норм и ценностей, знаний и навыков, достижения социальных статусов и принятия социальных ролей, необходимых ему для успешного социального взаимодействия.

Социализация является процессом взаимодействия индивида и его непосредственного и опосредованного социального окружения. Ключевым психологическим механизмом социализации является интернализация. В процессе социализация личность не только адаптируется к окружению, но и адаптирует окружение к своим потребностям и интересам.

Структурная модель социализации включает:

- социализирующегося индивида;

- нормы, ценности, знания, навыки  и социальные роли, усваиваемые  в процессе социализации;

- носителей норм и ценностей  – агентов социализации.

Социализация представляет собой крайне сложный процесс, включающий в себя как усвоение социальных образцов, так и их утрату и последующее восстановление. Проблема во многом определяется тем, что различные агенты социализации предлагают молодому человеку отличающиеся друг от друга и даже противоположные по содержанию ценности и нормы. В этой связи особое значение приобретает личностный выбор. Его осуществляет сам молодой человек на основании предлагаемых образцов, личного опыта, способностей и воли.

Процесс, в ходе которого индивид утрачивает ранее интернализованные нормы и ценности, замещая их новыми, называется десоциализацией. Как правило, десоциализация связана с радикальным изменением жизненной ситуации индивида, кардинальной сменой его окружения. Так существенным фактором десоциализации молодежи является призыв на срочную службу в армии. Восстановление ранее утраченных норм, ценностей, навыков и ролей называется ресоциализацией.

Различие типов социализации определяется неоднородностью условий ее протекания.

К основным факторам социализации молодежи, определяющим ее результаты, относятся:

- характер и особенности  социального контроля в обществе  и группе. На характер социального  контроля влияют: соотношение формальных  и неформальных регуляторов, обязательность  или необязательность следования  социальным (в том числе, правовым) нормам, неотвратимость санкций  за их нарушение, плотность социального  контроля и т.д.;

- степень согласования  или рассогласования между микрогрупповыми и макрогрупповыми ценностями и нормами, степень гетерогенности, субкультурности  общества и окружения индивида;

- особенности системы  образования, сосредоточенность ее  только на обучении или на  воспитании, в том числе идеологическом, индивида;

- особенности семейно-демографической  ситуации в обществе, наличие  конфликта поколений либо относительно  сбалансированное взаимодействие  различных когорт; наличие в обществе  эйджизма;

- дискретность, прерывность  линейного развития общества, кризисы  в его развитии;

- экономическая ситуация  в обществе, востребованность молодежи  на рынке труда;

- политическая ситуация  в обществе, распространение экстремистских  настроений и практик;

- информационная политика  государства и характер деятельности  СМИ, их сосредоточенность на  определенных темах; степень многообразия  источников информации и др. Значимость  СМИ в процессе социализации  обусловлена тем, что они являются  не только каналами распространения  норм и ценностей. Они также способны уводить массовое сознание от реальных проблем, замещая их ложными, концентрировать внимание массовой аудитории на определенном круге явлений, навязывать оценки и установки и др.  Многие из современных исследователей считают, что в современном российском обществе СМИ играют преимущественно деструктивную роль, являясь одним из факторов формирования криминальной личности. Этому способствует как криминальная тематика многих художественных и информационных сюжетов, так и морально-ценностный релятивизм в подаче материала;

- характер референтных групп – тех, которые являются для молодежи образцом для подражания.

3. Молодежное и  детское общественное объединение  как самоорганизующаяся система.

Трактовка понятий «детское общественное объединение», «детская организация» показывает сложность, многогранность толкования данных феноменов. Под детским общественным объединением следует понимать общественное формирования, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы1.

Для изучения феномена развития детского общественного объединения целесообразно использование синергетического подхода (термин введен немецким физиком-теоретиком Г. Хакеном). Синергетика, по Г. Хакену, - совокупный эффект взаимодействия большого числа подсистем, приводящий к образованию устойчивых структур и самоорганизации в сложных системах. В Большом энциклопедическом словаре синергетика определена как. «научное направление, изучающее связи между элементами структуры (подсистемами), которые образуются в открытых системах благодаря интенсивному (потоковому) обмену веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях. В таких системах наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастет степень ее упорядоченности, т.е. уменьшается энтропия (самоорганизация)».

Вышесказанное дает основание рассматривать детское общественное объединение как целостную самоорганизующуюся систему, которой, согласно синергетическому подходу, присущи открытость, нелинейность, неравновесность, неустойчивость. Эти условия, необходимые для самоорганизации, можно отследить в жизненном цикле детского объединения.

Под «жизненным циклом» понимается совокупность реальных явлений, процессов, обеспечивающих существование детского объединения в течение определенного промежутка времени.

Жизненный цикл детского объединения характеризует три этапа:

1. Становление (возникновение  нового объединения).

2. Развитие (усложнение, закономерные  изменения одного состояния системы  в другое).

3. Функционирование (стабильное, рабочее состояние объединения).

Возможно наличие и четвертого этапа, который может существовать в двух вариантах: во-первых, - это смерть объединения, предполагающая пре-кращение деятельности; во-вторых, - это распад, т.е. продолжение функционирования некоторых частей системы.

Для описания сущности каждого этапа жизненного цикла детского объединения выделим следующие характеристики:

- состав объединения;

- деятельность объединения;

- управление объединением.

Итак, детское объединение - самоорганизующаяся система. Это значит, что она образуется, живет и умирает по своим законам, предопределенным индивидуальными характеристиками. Одной из основных «формул» синергетики является «порядок из хаоса».

Взгляд на детское общественное объединение как на саморазвивающуюся систему дает возможность по-новому рассмотреть вопрос управления объединением. В современной школе вожатый, как правило, еще и учитель-предметник, классный руководитель. Нередки случаи работы на 0,5 и 0,25 ставки. Модель «Вожатый - объединение» бывает часто неэффективна. В этом случае целесообразно использование синергетического принципа им-пульсного руководства. Использование этой идеи на практике демонстрирует следующей пример.

Местом базирования объединения «Классной компании» была школа, в которой руководитель объединения не работал. Посещение школы и работа с детским объединением было возможным только раз в неделю. На сборах деятельность была ориентирована на организацию досуга детей. Когда этап ста¬новления был пройден, стало возможным более редкое посещение школы, но при этом «качество» встреч не изменилось. Разрабатывались задания на срок до двух недель, которые члены объединения выполняли самостоятельно. Импульсное руководство срабатывает тогда, когда создан благоприятный психологический климат и в объединении достаточно развито самоуправление. Импульс может быть очень слабый, в виде подсказки. Например, руко-водитель напомнил, что приближается День учителя и желательно как-то по¬здравить учителей от имени «Классной компании». В результате при сле¬дующем посещении школы была подготовлена газета-поздравление, а дети репетировали танец для праздничного концерта.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"