Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 13:50, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие молодежной политики
Молодёжная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Файлы: 1 файл

шпаргалка на госы.docx

— 253.30 Кб (Скачать)

В-третьих, усваивая поведенческие стандарты доминирующих социальных отношений, молодой человек может определить границы своей высшей идентификации лишь в рамках массовой культуры, унифицирующей его духовные потребности, выводя их в основном в рекреативную сферу. Подобная идентификация носит конформистский характер и формирует установку на квазипотребление духовных ценностей. Культ моды, вещивизма и потребления овладевает сознанием молодежи и приобретает универсальный характер. Классическая культура начинает терять ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной.

Социологический анализ проблем культурной идентификации молодежи выявил тенденцию к усилению процессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивно-потребительского отношения к культуре. Большая часть молодежи, отдавая дань месту и роли культуры в жизни общества, считает, что сейчас для этого нет условий. Так ответили почти 70% из тех, кто подчеркивал приоритетное знание культуры, и 91,6%, для которых культура в целом значима как ценность.

3. научные подходы  к определению МДОО.

Воспитательный потенциал современного детского общественного объединения заключается: в системе ценностей (социальная активность, самодеятельность, самопроявление и самореализация, творчество в познании мира, действие-поступок, общение, личностные взаимоотношения со сверстниками и старшими, практическая реальная деятельность, коллективизм, товарищество, дружба); целях и функциях, ключевых идеях, общественно и личностно значимом содержании деятельности, гуманистических отношениях, наличии условий для самореализации члена объединения, его личностного роста и самосовершенствования, методической системе.

2. Межвозрастное взаимодействие в детском общественном объединении -особый вид деятельности, в основе которой общение (межличностное, деловое) и взаимоотношения индивидов в процессе определения объектов (совместных дел), их организации, проведении и подведении итогов и определения новых перспектив (индивидуальных и коллективных); социально-педагогический, психологический механизм " Эффективной организации деятельности, средство личностного роста подростка-члена объединения, фактор реализации и оптимизации воспитательного потенциала детского общественного объединения как становящегося первичного коллектива.

3. Организация мёжвозрастного взаимодействия в детском общественном объединении рассматривается как компонент педагогического управления совокупностью сложных процессов взаимного влияния взрослых, старших подростков и младших в деятельности объединения, эффективной реализации его воспитательного потенциала как первичного коллектива и средства личного роста каждого члена объединения с учетом максимального использования возрастных, индивидуальных особенностей, жизненного опыта субъектов деятельности объединения.

4. Педагогические принципы  организации межвозрастного взаимодействия как фактора эффективной реализации воспитательного потенциала детского общественного объединения:

- активное включение всех  членов в разнообразную деятельность  в различных формах, видах общения, взаимоотношений (коллективные дела, поручения

индивидуальные и групповые, временные мини-объединения, органы самоуправления и т.д.) с учетом возрастных, индивидуальных возможностей подростков, опыта участия в жизни коллектива;

- определение особой роли  и позиции старших подростков - членов детского общественного  объединения как ядра, актива, оказывающего  наибольшее влияние на характер, содержание, воспитательную результативность  межвозрастного взаимодействия;

- формирование в детском  сообществе позитивной эмоциональной  атмосферы поддержки, взаимопонимания, уважения;

- сочетание в содержании, формах общей деятельности традиций  и новизны, обогащающих опыт взаимоотношений, общения старших и младших, новичков  и опытных членов;

выработка совместными усилиями взрослых и подростков этической и идеологической базы межвозрастного взаимодействия.

5. Условиями реализации  социализирующих и воспитательных  возможностей межвозрастного взаимодействия в детском общественном объединении являются: обеспечение субъектной позиции каждого члена детского общественного объединения, развитие отношений коллективизма как системообразующего во всех сферах жизнедеятельности объединения, система дифференцированного обучения подростков основам гуманистических, демократических отношений, общения (со сверстниками, старшими и младшими членами объединения, взрослыми).

6. Позиция взрослого: педагога-воспитателя, организатора, личности-гражданина, старшего  товарища - важнейшее условие организации  позитивного и результативного  межвозрастного взаимодействия - фактора реализации воспитательного потенциала детского общественного объединения.

Достоверность выводов исследования обеспечивается опорой на методологические основания психолого-педагогического процесса; определяется использованием большого количества фактического материала, разнообразных методов исследования, в том числе - сравнительного анализа и синтеза научных трудов по педагогике детского движения, многолетним опытом исследователя в качестве руководителя детского общественного объединения; подтверждается позитивным использования результатов в современной практике детского движения.

Билет 14.

1.Международный опыт реализации государственной молодёжной политики.

Организация объединенных наций. Большую роль в развитии этой сферы сыграла Организации Объединенных Наций, которая в 60-80-е прошлого века годы приняла целый ряд документов, провозглашающих новые принципы отношения к молодежи.

1985 год был объявлен  ООН Международным годом молодежи.

В 1995 году была принята Всемирная программа действий, касающаяся молодежи. Программа была разработана для того, чтобы: увеличить значимость глобальных молодежных вопросов и признать права и стремления молодых людей; содействовать развитию национальной молодежной политики, национальных механизмов координации и национальных программ по молодежи, как интеграционной части политики социального и экономического развития, в сотрудничестве с государственными и не государственными организациями; способствовать участию молодых людей в процессе принятия решений на всех уровнях для увеличения импульса на развитие  национального и международного сотрудничества. 

в Англии и в Нидерландах молодежь не выделяется в особую группу, а объединяется вместе с детьми в возрастных рамках 0-25 лет. В Испании молодежь определяется возрастом 14-30 лет, нередко отодвигая границы до 32-34 лет. Данный факт объясняется тем, что именно в этом возрасте молодые испанцы начинают вести самостоятельную, экономически независимую жизнь. В Люксембурге установлены границы 15-25 лет для определения молодежного возраста. Современные возрастные границы понятия «молодежь», принятые в большинстве европейских стран, США и Японии, определяется в интервале от 13-14 до 29-30 лет. Согласно действующим в Российской Федерации нормативным документам, молодежь – это граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно.

Главная задача европейской молодежной политики – создать условия для позитивного перехода от молодости к взрослой жизни, характеризующейся, прежде всего, самостоятельностью и ответственностью.

Совет Европы разработал концепцию молодежной политики, состоящую из 5 С:

- Coverage (охват – географический и социальный);

- Capacity (роль и взаимоотношение государства и молодежных организаций);

- Competence (компетенции – квалификация и тренинги);

- Cooperation, coordination and coherence (сотрудничество, координация и согласованность – вертикальная и горизонтальная связь);

- Cost (финансовые и человеческие ресурсы).

В марте 1992 года Советом Европы была принята Европейская хартия участия молодежи в муниципальной и региональной жизни. В Хартии содержится призыв к большей вовлеченности молодежи в государственные дела на региональном и местном уровне и к реализации «различных форм участия», применимых ко «всей молодежи без дискриминации».

в структуру Совета Европы входит:

• Директорат по молодежи и спорту;

• Совместный Совет по делам молодежи;

• Европейские молодежные центры в г. Страсбурге (Франция) и г. Будапеште (Венгрия);

• Европейский Молодежный Фонд;

• Партнерство между Европейской Комиссией и Советом Европы в молодежной сфере.

Реализует молодежную политику Совета Европы Директорат молодежи и спорта, расположенный в Европейском молодежном центре в г. Страсбурге. Важнейшим методом работы Директората молодежи и спорта является соуправление, которое реализуется Совместным Советом по делам молодежи.

Успешность международного сотрудничества в сфере молодежной политики, накопленный опыт реализованных программ и необходимость совершенствования политики Европейского Союза в сфере обучения в течение всей жизни и неформального образования послужили основой для разработки системной молодежной политики ЕС.

Ее содержательную основу составляют:

• Белая книга (White Paper on Youth) «Новые стимулы для молодежи Европы» (A New Impetus for European Youth), принята Европейской Комиссией 21 ноября 2001 г. и содержит основные приоритетные направления развития молодежной политики в Европе на ближайшую перспективу. Белая книга не является законодательным документом, тем не менее, распространяется среди институтов Европейского Сообщества и принимается Европейской Комиссией.

2.Динамика ценностей молодежи в трансформирующемся обществе.

ценностные ориентации молодежи развиваются во многом хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой – меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска.

Серьезные изменения происходят и в отношении молодых к решению острых проблем. Молодежь дистанцировалась от политики. Но с другой стороны существуют такие аспекты политической жизни, на которые молодые не могут не обратить внимание. Тенденция прослеживается четко – «пассивность граждан» начинает раздражать и молодежь. Отсюда и её растущие надежды на «сильного лидера».

Также необходимо отметить, что молодых стали сильнее волновать проблемы качества и уровня образования, кризиса семьи, спада рождаемости. К сожалению, в их сознании сохраняется представление о «второстепенности» проблем культуры, нравственности, образованности и профессионализма.

В последующие годы заметна тенденция – потребность в восстановлении таких ценностей, как «спокойная жизнь», «душевная гармония», значимость равенства возможностей, интересной работы. При этом российская молодежь не озабочена сегодня мировыми проблемами. Ценностный мир для российской молодежи несет в себе мотивации, находящиеся в иной плоскости: полноценная работа, досуг, вера в собственные силы, безопасность семьи, устойчивые личные отношения. Для современной молодежи важными сегодня являются: деньги, образование и профессия, деловая карьера и удовольствия; она больше ориентирована на индивидуальные ценности.

Акценты жизненных ожиданий молодежи заметно сместились – усиливается высокая требовательность к себе в вопросах подготовки к жизни. Это заставляет молодежь ставить перед собой задачи по овладению современным образованием и профессией, при этом тревогу вызывает усиливающаяся неразборчивость в средствах достижения ими «жизненного успеха». Наблюдается снижение социальной активности молодёжи, снижаются культурные запросы, наблюдается кризис идеалов и утрата духовных ориентиров.

С одной стороны, в сознании нынешней молодежи четко выражена мотивационная установка на собственные силы в реализации жизненных целей и интересов в духе новых условий рыночного хозяйствования, а с другой значительной части молодых людей и девушек присущ инфантилизм, стремление спрятаться за спину родителей, отодвинуть срок начала самостоятельного решения своих проблем.

1. Трансформация ценности образования. Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций молодежи проявляется в ее отношении к образованию как базовой социальной ценности. Современная система образования в основном ориентирует на самостоятельное обучение и самообучение, развитие творческих способностей учащихся. Это проявляется в обобщении, критическом анализе, выработке знаний на основе предшествующего опыта.

Однако современная молодежь не готова к таким индивидуальным шагам. Большинство молодых людей и девушек не умеет самостоятельно вырабатывать суждения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, логически правильно мыслить, стройно и убедительно формулировать свои идеи, грамотно аргументировать выводы. На исправление этого недостатка и нацелены Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС-3), переводящие систему высшего образования на рельсы компетентностного подхода, формирующего общекультурные и профессиональные компетенции, оставляя в прошлом квалификационный подход, формировавший профессиональные знания, умения, навыки (ЗУН).

2. Трансформация ценностей материального благополучия. Доминантой  жизненных ценностей и поведенческих приоритетов все в большей мере становится материальное благополучие. За последнее время наблюдается следующая тенденция: молодежь в основном отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям (что было характерно для предыдущих поколений), сколько большим деньгам. Например, у 73% из 600 опрошенных молодых людей материальное благополучие является стимулом их жизненной активности.

3. Трансформация ценности семьи. В отношении семейных ценностей молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семью же планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры.  

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"