Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 13:50, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие молодежной политики
Молодёжная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Файлы: 1 файл

шпаргалка на госы.docx

— 253.30 Кб (Скачать)

3) Организации, реализующие  широкий спектр направлений деятельности, обычно наиболее крупные. Наиболее крупными молодежными общественными объединениями в России являются:

- общероссийская Ассоциация  общественных объединений «Национальный совет молодежных и детских объединений России»;

- общероссийская общественная  организация «Национальная система  развития научной, творческой и  инновационной деятельности молодежи  России «Интеграция»;

- общероссийская общественная  организация «Российский союз  молодежи» (РМС);

- общероссийская общественная  организация «Детские и молодежные  социальные инициативы» (ДИМСИ);

- общероссийская общественная  организация «Союз МЖК России»;

- общероссийская общественная  организация «Молодежный союз  юристов Российской Федерации»;

- общероссийская общественная  организация «Национальная молодежная лига»;

- общероссийская общественная  организация «Молодежное единство».

По региональному охвату организации подразделяются на:

1) Региональные - городские, районные, областные, краевые и др.

2) Межрегиональные.

3) Международные. В настоящее  время на территории Российской  Федерации действуют отделения таких международных молодежных организаций, как Христианская Ассоциация Молодых Людей, организации скаутов в разных регионах, отделение Всемирного братства православной молодежи «Синдесмос» и другие.

По уровню взаимодействия с государством можно выделить:

1) Включенные в Реестры  организаций, пользующихся поддержкой  государства. Это означает возможность взаимодействия с государством на уровне частичного финансирования программ этих организаций.

2) Не включенные в Реестры, но зарегистрированные в органах  юстиции. Например, по данным Министерства юстиции РФ, на начало 2002 года в РФ зарегистрировано 79 общероссийских и международных молодежных и детских общественных объединений.

3) Не зарегистрированные  в органах юстиции РФ, но осуществляющие  свою деятельность на основании  учредительных документов и не  преследующие антигосударственных целей.

 

слоения в детской среде);

• взаимоотношения с окружающим миром внешне приобретают независимый характер;

• пространство «социальных» желаний расширяется в соответствии с современной ситуацией в обществе.

Стремление к успеху как одна из важных характеристик современного ребенка является отображением ситуации в обществе. Потребность в успехе у ребенка выливается в потребность быть признанным как личность. Иметь деньги, выглядеть согласно моде, а в дальнейшем, иметь престижную специальность. Но идеология современной молодежи противоречива: я хочу иметь деньги, хорошую работу, быть успешным, но при этом я предпочитаю предаваться развлечениям и удовольствиям. Расширение проблемного поля ребенка связано с изменением условий существования в обществе. Наибольшую обеспокоенность у молодежи вызывает проблема социального расслоения, которая находит отражение у всех возрастных групп молодежи. В группу основных проблем современного ребенка входят существование серьезной угрозы детской наркомании, проблемы с родителями, отсутствие денег в семье, проблема нравственного воспитания и организации досуга детей и молодежи, психического и физического здоровья, проблемы выбора жизненного пути, выживания и социальной адаптации.

Рассматривая вопрос игрового взаимодействия в детских общественных организациях, подчеркнем, что обсуждение проблем работы детских общественных организаций, опыт и теоретические разработки, приводят к убеждению, что жизнь детского объединения связана с наличием общего дела.

При проективной организации деятельности важно специально создавать условия возникновения инициативы и рождения замысла, обсуждения и конкретизации целей и замысла проекта, поддержки при планировании и реализации. Важно учитывать и ведущие типы деятельности. Для младших подростков это могут быть познавательные проекты, направленные на знакомство с окружающим миром. Средние подростки наиболее активны в проектах, направленных на межличностное и групповое взаимодействие. Старшие - в трудовых проектах, позволяющих проявить свои возможности, специальные знания и умения, возможную профессиональную ориентацию. С одной стороны, важно разнообразие проектов, но с другой - наличие большого проекта позволяет ребятам внутри данного проекта и направления пробовать свои силы в различных ситуациях.

Многообразие форм детского объединения создает условия для развития процесса игрового взаимодействия, являющегося отражением норм, ценностей, традиций, заложенных в основании той или иной формы детской самодеятельности.

 

 

Билет 18

1. Подходы к разработке и реализации социальных молодёжных поектов

Реализация социальных проектов позволяет решать следующие задачи:

  • своевременно информировать общественность о молодежных проблемах, результатах и перспективах, стимулировать интерес к ним и популяризировать их;
  • предоставить молодежи возможности самореализации;
  • продвигать идеи и разработки молодежи, осуществлять их информационную поддержку;
  • создавать условия для открытого и регулярного, прямого и опосредованного общения молодежи региона с зарубежными партнерами.

Таким образом, классификация и типология проектирования социальных инновационных проблем – явление многофакторное и поликритериальное.

Социальное проектирование – это одновременно научно-теоретическая и предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, иных социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью. Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции социального развития. В соответствии с этим социальное проектирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций.

На федеральном уровне проектный подход стал разрабатываться при формировании Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, и эта линия получила мощный импульс, когда были приняты Национальные проекты. Соответственно, в Стратегии государственной молодежной политики проектный подход выделяется основным из принципов государственной молодежной политики. В документе подчеркивается: «Стратегия рассматривает проектный подход в качестве основного в реализации государственной молодежной политики… Общенациональный проект – это средство и инструмент непосредственного вовлечения молодежи в решение собственных и общероссийских задач».

Само намерение применять проектный подход в управлении молодежной политикой исключительно продуктивно. Суть этого подхода состоит в том, что социальное проектирование – один из ведущих способов современной организации общественной жизни, управления обществом.

Ставка на проблемно-ориентированную молодежную политику целесообразна в ситуации обострения социальных проблем и/или недостатка бюджетных средств. Такой подход гарантирует минимальный уровень социальной безопасности и устойчивости управленческой системы.

Выделение в качестве приоритета потребностно-ориентированной молодежной политики позволяет сконцентрироваться на вопросах, которые наиболее актуальны на сегодняшний день и являются предметом внимания общественности. Данному приоритету соответствует осторожная стратегия.

Ориентация молодежной политики на перспективу является рискованной, поскольку при этом предпочтение отдается общественным потребностям завтрашнего дня. При благоприятных обстоятельствах в данном случае возможен инновационный прорыв, при неблагоприятных − неудача вследствие непонимания со стороны неподготовленного общественного мнения.

Таким образом, реализация целевых программ позволяет возвести работу с молодежью на новый уровень, который можно именовать молодежной политикой в полном смысле этого слова, даже если речь идет о муниципальном образовании.

2. Основные формы досуга молодежи

Досуг характеризуется вариативностью структурно-функциональных характеристик, различная совокупность которых образует типы досуговой активности. Наиболее значимыми, сущностно различными типами досуга выступают:

а) развивающий,

б) развлекательный,

в) разрушающий.

2. Среди разновидностей (явленными видами) досуга выделяют:

а) домашний,

б) спортивный,

в) общественно-политический;

г) туристический и др.

3. Можно выделить так  же реальный (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг.

 Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.

 Мнимый досуг – это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.

В зависимости от интенсивности физических и духовных усилий, затрачиваемых человеком в процессе  досуга он подразделяется на пассивный и активный.

Пассивный досуг характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы.

Причем в последнее время у молодёжи появляется все больше возможностей для дальнейшего обогащения домашнего досуга (Интернет, DVD, MP3, спутниковое телевидение, разнообразный ассортимент печатной продукции и т.п.), что, безусловно, отражается на структуре и качестве свободного времени, заметно расширяя потребительско-развивающую часть в жизни людей. Поэтому даже «традиционный» домашний досуг, столь привычный многим, уже не столь традиционен, как он был несколько лет назад.

С течением времени интересы и пристрастия молодого поколения отнюдь не замыкались на одних лишь развлечениях. Такие формы заполнения свободного времени как чтение, хобби, различные дополнительные занятия, сохраняют свою значимость и сегодня.

Активный досуг, напротив, воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный досуг, в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

Активный досуг начинается только при условии расширения спектра досуговых предпочтений за счет внедомашних видов культурной, рекреационной, общественной или иной значимой деятельности. Выделяют три основные функции активного досуга: восстановительную, развивающую и гармонизирующую. Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая – развитие его духовных и физических сил, третья – гармонию души и тела.

Другими наиболее важными типами досуга молодежи служат его организованная и неорганизованная формы.

К сфере организованного досуга относятся молодежные, подростковые организации, дома культуры, социальные центры, художественные и спортивные кружки, клубы, секции и т.д. Формально образованные организации, занимающиеся досугом молодежи, способствуют включению юношей и девушек в новые социальные отношения, их самореализации, социализации личности, оказывают помощь семье в воспитании подрастающего поколения, содействуют профилактике безнадзорности, отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних.

Неорганизованный досуг представляет собой стихийные образования групп молодежи, объединенных по какому-либо признаку, например, это могут быть сходные интересы. Широкое распространение неорганизованной формы досуга, общения в компании сверстников, стремление быть членом которой молодой человек стремится органически, а факты формирования групп молодежи – процесс закономерный. Действительно, по дан-ным многих опросов юношей и девушек предпочтения по проведению досуга отдаются именно неформальному общению с друзьями, сверстниками. Конечно, опасность таит в себе не вообще общение и неформальные группы, а лишь те, принадлежность к которым приводит к отклонениям в поведении, те, которые имеют асоциальную или даже криминальную направленность.

3. Основные положения  формирования областного реестра  молодежных и детских общественных  объединений, пользующихся государственной  поддержкой.

Областной реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой администрации области (далее - областной реестр), является учетным документом, содержащим список молодежных и детских общественных объединений (далее - молодежных и детских объединений), на которые распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" и законом Белгородской области от 7 июля 1997 года N 123 "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Белгородской области".

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"